kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Использование элементов здоровьесберегающих технологий для успешного усвоения программного материала на уроках русского языка в коррекционной школе»

Нажмите, чтобы узнать подробности


Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить обучающемуся  возможность сохранения физического и психического здоровья  за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания и навыки  по здоровому образу жизни, научить  использовать полученные знания в повседневной жизни. Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, дает возможность обучающимся успешно усваивать программный материал.       

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Использование элементов здоровьесберегающих технологий для успешного усвоения программного материала на уроках русского языка в коррекционной школе» »

Министерство образования Иркутской области

Областное государственное специальное (коррекционное) общеобразовательное казенное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья «Специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа VIII вида»,
г. Усть-Илимска, Иркутская область







Областные педагогические педчтения

«Социально-педагогические условия обеспечения социализации детей с ОВЗ»





Тема доклада: «Использование элементов здоровьесберегающих технологий для успешного усвоения программного материала на уроках русского языка в коррекционной школе»













Шмарловская С.Г.

учитель русского языка и чтения









В соответствии с законом РФ «Об общем среднем образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Развитие школы идёт по пути интенсификации, увеличения физических и психических нагрузок на ребёнка. Таким образом, появляется острая необходимость решения проблемы здоровьесбережения в масштабах страны, региона, города и отдельно взятой школы. Особенно актуально использование здоровьесберегающих технологий при обучении учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить обучающемуся возможность сохранения физического и психического здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания и навыки  по здоровому образу жизни, научить  использовать полученные знания в повседневной жизни.

Элементы здоровьесберегающих технологий, несомненно, должны присутствовать на каждом уроке: их применение занимает мало времени, однако имеет колоссальное значение для повышения работоспособности учащихся и сохранения их здоровья.

Русский язык – серьезный и сложный предмет. На этих уроках учащимся приходится много писать, анализировать, рассуждать, а потому без применения здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка не обойтись, так как они, в свою очередь, «работают» на усвоение учебного материала и влияют на качество образования.

Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения, которые сформулировал Н. К. Смирнов:

         «Не навреди!» — все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.

         Непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.

         Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся — объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся.

         Комплексный, междисциплинарный подход — единство в действиях педагогов, психологов и врачей.

         Успех порождает успех — акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.

         Активность — активное включение в любой процесс снижает риск переутомления.

         Ответственность за свое здоровье — у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья.

Перед любым учителем неизбежно встает задача качественного обучения предмету, что совершенно невозможно без достаточного уровня мотивации школьников. В решении означенных задач и могут помочь здоровьесберегающие технологии.

Можно выделить 4 группы здоровьесберегающих компонентов, которые важно использовать при планировании и организации уроков и внеклассных занятий: физиологические, педагогические, психологические компоненты и компоненты ортобиотики (ЗОЖ).

1. К группе физиологических здоровьесберегающих компонентов следует отнести физиологически грамотно построенное занятие.

Обязательными структурными элементами моих уроков являются: приветствие; опрос самочувствия; релаксация; оздоровительные упражнения; рефлексия; прощание.
Важно не допускать перегрузки учеников, определяя оптимальный объём учебной информации и способы её предъявления, минимизировать объём домашних заданий, учитывать интеллектуальные, физиологические особенности учащихся, индивидуальные способности каждого ученика.

Поскольку основной формой организации учебной деятельности школьников является урок, считаю необходимым обратиться к основным требованиям к нему с позиций здоровьесбережения. Во-первых, уже сам кабинет должен настраивать на рабочий лад: чистота, свежий воздух, подготовленное рабочее место ученика.

Большое значение имеет организация урока. В начале урока для положительного эмоционального настроя, эмоционального заряда использую стихотворения, так называемые «Аквариумы настроения» , например,

Здравствуй, мой любимый класс!

Я так рада видеть вас.

Прозвенел звонок веселый.

Всех зовет он на урок.

Все задания сегодня

Выполнить должны мы в срок.

Оглянитесь, улыбнитесь,

Тихо по местам садитесь.

Вижу класс наш хоть куда!

Мы начнем урок, друзья!

Использую также элементы медитации с пожеланием успеха на уроке.

(Медита́ция (от лат. meditatio — размышление) — тип упражнений по тренировке концентрации внимания, используемый в оздоровительных целях, для выработки контроля над течением своих мыслей и эмоций)

Прикрыли глазки и мысленно повторяйте за мной: "Я внимателен, я хорошо думаю, догадлив, сообразителен, уверен в себе».

С применением такого начала урока учащиеся входят в класс с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию.

Современный урок характеризуется большой интенсивностью, требует от учеников концентрации внимания и напряжения сил, отсюда быстрая утомляемость школьников, особенно в 5 – 6 классов. Поэтому использование в работе с учащимися релаксационных упражнений является важным моментом сохранения здоровья детей и воспитания бережного отношения к нему.

Релаксация – это расслабление или снижение тонуса после напряженной умственной деятельности.

Цель проведения релаксации – снятие напряжения, возможность дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к лучшему усвоению материала.

Видами релаксации могут быть различного рода движения, игры, упражнения, не требующие запоминания учебного материала.

Например,

1. «Сожми кулачок»

Вы держите в руках что-то очень ценное, дорогое для вас, и кто-то хочет у вас это отнять. Вы сжимаете кулаки все крепче и крепче… и крепче, уже побелели косточки. Кисти начинают дрожать… Но вот обидчик ушел, и вы разжимаете кулаки, пальцы становятся расслабленными, кисти рук спокойно лежат на коленях… они отдыхают…

2. «Чудесная полянка»

Представьте себе полянку, на которой растет мягкая трава-мурава, вы лежите на ней как на перине, над вами склоняет головку полевой цветок, слышится пение птиц, стрекотание кузнечиков, ваши глаза закрыты, и вы чувствуете, как нежные лучи солнца гладят ваши лоб, щеки, дотрагиваются до ваших губ и рисуют улыбку… вам хорошо, приятно… А теперь потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Вы чудесно отдохнули.

3. «Любимый цветок»

Закройте глаза и представьте, что вы – цветок, который еще не распустился. Но вот лепестки начинают раскрываться, цветок

медленно-медленно распускается… и совсем раскрылся. Представьте свой любимый цветок. Мысленно возьмите его в руки. Нежно прикоснитесь к его лепесткам. Почувствуйте запах. Представьте себе, как приятно его видеть. Его лепестки тянутся к солнцу. И вы потянулись, потянулись… Откройте глаза… Встряхните руками. Потянитесь еще раз. Вы отлично отдохнули.

Даже шутливые истории на уроке, притчи, загадки могут стать примером релаксации, освобождая  сознание ребёнка на короткое  время от умственного напряжения. Разнообразие впечатлений положительно влияет на эмоциональное состояние ребёнка. Яркие и эстетические впечатления способствуют благотворному протеканию в организме физиологических процессов.

Периодическая смена поз – один из эффективных способов активизации учебной деятельности учащихся. Для этого, например, на уроках русского языка учащиеся «пишут» предложенные мною слова и буквы различными органами тела: рукой, глазами, носом и т.д. На каждом уроке провожу физкультминутки, включающие упражнения для глаз, кистей рук, опорно-двигательного аппарата, делаются игровые паузы. В течение урока слежу за посадкой учащихся.

Во избежание усталости учащихся также чередую виды работ: свободную беседу, исследовательскую работу, поисковую работу самостоятельную работа, работу с учебником (устно и письменно), творческие задания – необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху ребят.

Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова

5-25 минута урока

80%

25-35 минута урока

60%-40%

35-40 минута урока

10%

Также в конце урока необходима рефлексия.

Рефлексия (от позднелат. reflexio — обращение назад, отражение), форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов. Например, на доску вывешивается яблоня.

Если урок для учащегося прошел плодотворно и он остался доволен, ребёнок прикрепляет к дереву плоды – яблоки.

Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше, то ученик прикрепляет цветы.

Если урок не отличается от прежних уроков и ничего нового не произошло – зеленые листочки.

А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то желтый, чахлый лист.

2.Педагогические здоровьесберегающие компоненты.

Здоровьесберегающие технологии реализуются, прежде всего, на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым дети учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. То есть в центр образовательной системы ставится личность ребёнка, обеспечиваются комфортные условия её развития и реализации природных возможностей. Для сохранения здоровьесбережения можно использую и педагогику сотрудничества, благодаря которой создаются все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья обучащихся и педагогов.

В  нашей школе широкое распространение получила технология дифференцированного обучения, предполагающая выделение в классе трех групп учащихся в соответствии с их уровнем интеллектуального развития.  В процессе обучения применяются задания разноуровневого характера.

На своих уроках я предлагаю учащимся с высокой работоспособностью сложные и большие по объему задания. Школьникам со средней работоспособностью и средним уровнем знаний даю задания средней сложности. Обучающимся с низкой работоспособностью предлагаю задания низкой сложности, небольшие по объему. Эти ребята быстро устают, им нужно часто менять виды деятельности. Например, предлагаю решить кроссворд, лото или выполнить задания других тематических игр. С целью создания ситуации успеха на уроке слабоуспевающим школьникам разрешается при ответе пользоваться опорным конспектом, составленным  в тетради, использование соответствующих средств наглядности. Обязательно также использую дифференцированные  домашние задания. Такой подход способствует формированию положительных познавательных мотивов  у детей, снижению у них уровня тревожности.

Один из способов работы по технологии дифференцированного обучения - групповая работа, когда класс делим на условные группы с учетом типологических особенностей школьников. При формировании групп учитывается личностное отношение детей  к учебе, степень обученности, интерес к изучению предмета. Для каждой группы разрабатываются задания разной сложности, различающиеся по объему и  приемам выполнения. В составе группы школьники сами выбирают задания, оценивая свою подготовленность на данное время. У учителя появляется возможность помочь детям, которые справляются с предложенным заданием медленнее.

  Одна из ключевых проблем любого обучения - проблема удержания внимания учащихся. И здесь мне помогают информационно – коммуникативные технологии, используемые на уроке.  Использование компьютера не только позволяет демонстрировать наглядность, но  дает возможность изменять темп урока, форму подачи материала, осуществлять дифференцированный подход к ученику. Например, учитывая возможности ребенка, можно дать ему выполнить  индивидуальное задание на тренажерах по русскому языку (нет возможности задействовать весь класс, можно во внеурочное время в качестве индивидуальной работы). Разнообразие форм работы учащихся на уроке в сочетании с демонстрацией видеоряда и мультимедиа-материалов создает у учащихся эмоциональный подъем, повышенный интерес к предмету за счет новизны его подачи, снижает утомляемость учащихся, дает возможность сэкономить время и провести его интересно, избегая перегрузки, тем самым, повышая мотивацию к учению.

Одним из основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий   является  творческий характер образовательного процесса и обеспечение мотивации образовательной деятельности. Возможность для реализации творческих задач достигается за счет использования на занятиях, уроках и во внеурочной работе активных методов и форм обучения.  Большой энтузиазм вызывают у учеников нестандартные уроки, на которых можно проявить себя творчески. Например, уроки-состязания, уроки с использованием ролевых игр, инсценирования. Сейчас я работаю с учащимися  пятых - шестых классов. Дети в этом возрасте очень любознательны, быстро воспринимают и транслируют ролевые игры, раскрепощены, не стесняются высказывать свое мнение и делают это с удовольствием.

3.Психологические здоровьесберегающие компоненты.

Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету. Доброжелательный и эмоциональный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий.

Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная интонация речи, внимание к каждому мнению ученика, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности— вот далеко не весь арсенал, которым пользуюсь, стремясь к раскрытию способностей каждого ребенка. Дети должны входить в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием приобрести багаж новых знаний. В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ребёнок с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Отсутствие страха и напряжения помогает освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.

Спокойная, психологически комфортная обстановка урока также положительно влияет на работоспособность учащихся
Эффективна с точки зрения психологического комфорта на учебном занятии диалоговая форма обучения. Формирующейся эмоциональной системе подростка важны разнообразные впечатления, они являются основой наших эмоций и чувств.
Необходимо создавать ребёнку ситуацию, при которой он хоть на минутку, но порадуется своим незначительным успехам. Например, часто при выставлении оценок дети испытывают психологический стресс. Для снятия эмоционального напряжения часто использую три вида оценивания:

  1. Ученик оценивает сам свою работу.

  2. Взаимопроверка (работа в парах).

  3. Обоснованная оценка учителя

Это помогает создавать ситуацию успешности для каждого учащегося. Каждый ученик более спокойно реагирует на полученную оценку, если он сам понимает ее обоснованность. Оценивая свои ошибки, ученик сразу же видит и пути их исправления. Неудача на уроке, воспринимаемая как временное явление, становится дополнительным стимулом для более продуктивной работы дома и в классе. Педагог поощряет стремление ученика к самоанализу, укрепляет его уверенность в собственных возможностях.

4.Элементы ортобиоза.

Одним из важных направлений в работе каждого педагога должно стать формирование у школьников мотивации на здоровье, осознание социальных норм ЗОЖ. С этой целью целесообразно включать в уроки специальные приёмы, направленные на сохранение и укрепление здоровья учащихся, компоненты ортобиотики.
Ортобиотика — сравнительно новая наука о самосбережении здоровья, разумном образе жизни. Ортобиотика рассматривает рекомендации по практическому овладению принципами личного ортобиоза, помогающего на протяжении жизни сохранять физическое и душевное здоровье, активную деятельность и радость мироощущения.
Какие компоненты ортобиоза можно использовать в работе учителя русского языка?

На уроках русского языка широко использую тексты о здоровье человека, здоровом образе жизни, спорте, туризме. Текстовый материал  способствует  пропаганде здорового образа жизни. Например, при изучении глаголов рассматриваю режим дня школьника с последующим его обсуждением. Знакомя детей с прилагательными, числительными использую тексты, рассказывающие детям об истории Олимпийских игр, завоёванных медалях нашими спортсменами в разные периоды.

Такого содержания  тексты   можно использовать по-разному: предлагать в качестве проверочных, самостоятельных, контрольных работ, применять для индивидуальной проверки знаний.  Отдельные предложения можно разбирать на синтаксических пятиминутках, небольшие тексты предлагать детям для запоминания и записи по памяти  (письмо по памяти).   Задания можно использовать как при изучении какой-либо новой темы, так и на уроках повторения пройденного материала. На каждом уроке русского языка я провожу орфографические пятиминутки, цель которых - актуализация определённых орфографических правил. Эти пять минут можно использовать и в целях формирования привычки к здоровому образу жизни, подобрав соответствующий материал. Работа над орфограммами в таких упражнениях, имеет смысл ненавязчиво и легко коснуться данной темы. Для этих целей можно использовать и такой вид  письменных  упражнений, как диктанты. Соответствующие тексты дадут возможность каждому учителю не только проверить грамотность  учащихся, но и научить ребёнка быть здоровым,стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы. На уроках развития речи учащиеся пишут сочинение «Заметка в газету» по здоровому образу жизни на темы «Любимый вид спорта», «Что значит быть здоровым?», «Нам от болезней всех полезней».

Например, составляем с учащимися памятки и инструкции по сохранению здоровья и личной безопасности.
Примерные рекомендации по здоровому образу жизни.
1. Содержи своё тело в чистоте.
2. Хорошо ешь.
3. Играй с осторожностью.
4. Выбирай друзей правильно.
5. Содержи свой мир в чистоте.
6. Лекарство не игрушка.
7. Участвуй в вакцинации.

Подобные элементы урока позволят учащимся закрепить орфографические и пунктуационные умения и навыки, развивать речь, обогатить словарный запас, почерпнуть немало интересных дополнительных сведений о здоровом образе жизни, воспитывать у учащихся культуру здоровья, личностные качества, способствующие его сохранению и укреплению, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Таким образом, наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, дает возможность обучающимся успешно усваивать программный материал.       



Мониторинг качества знаний и успеваемости учащихся 5А класса за 2013-2014 уч. год показывает, что успеваемость на начало и конец уч. года составляет 100%, качество знаний возросло к концу года на 8 % (с 44% до 52%).

Учителю, освоившему эти технологии, становится и легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.





















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Шмарловская Светлана Геннадьевна

Дата: 11.02.2015

Номер свидетельства: 171187


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства