«Здоровье – это состояние полного физического,
душевного и социального благополучия, а
не только отсутствие болезни или
физических дефектов».
В. А. Сухомлинский.
Современные приоритеты в образовании побуждают учителей к поиску новых современных эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обучения и воспитания. Одной из основных задач обучения является развитие у учащихся интереса к учению, творчеству. Одним из путей решения этой задачи является применение современных технологий в учебном процессе, позволяющих разнообразить формы и средства обучения, повышающих творческую активность учащихся. Эти технологии и даже постоянно используемые их элементы, выстроенные системно, помогают рационально организовать учебный процесс, создают условия для активной собственной познавательной деятельности учащихся, создают «ситуации успеха», развивают самоконтроль и взаимоконтроль. Каждая конкретная технология обучения имеет свои признаки, определение, функцию, структуру, характерные только для нее.
Урок остается основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя. Активность аналитического осмысления учебного материала младшими школьниками быстро снижается, если ученики на протяжении нескольких уроков вынуждены анализировать одну и ту же единицу учебного материала, выполнять однотипные мыслительные операции. Известно, что детям быстро надоедает выполнять одно и то же, их работа становится малоэффективной, замедляется процесс развития. Поэтому одним из важнейших условием успешного обучения является выявление критериев здоровьесберегающего потенциала школьного урока и построение урока на здоровьесберегающей основе.
С первых минут урока, с приветствия необходимо создать обстановку доброжелательности, т.к. у учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя. На уроках рекомендуются эмоциональные разрядки: шутки, улыбки, юмористические картинки, поговорки, афоризмы с комментариями, небольшие стихотворения, что способствует снятию напряжения, лучшему усвоению изучаемого материала.
Важная составная часть здоровьесберегающей работы учителя – это рациональная организация урока. От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние учащихся в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомление.
Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия мышечного напряжения необходимо проводить физминутки. Также необходимо следить за соблюдением учащимися правильной осанки, позы за столом, за её соответствием видам работы и чередованием в течение урока.
Физминутки проводятся с учетом специфики предмета, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность детей. В состав упражнений для физкультминуток можно включать кроме общеразвивающих и такие как:
- упражнения для формирования правильной осанки;
- упражнения для укрепления зрения;
- упражнения для укрепления мышц кистей рук;
- упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.
Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений нехотя, со скучающим видом, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот.
Особое внимание в своей работе уделяю профилактике нарушений зрительных функций, так как из 14 учащихся класса 8 человек имеют нарушения зрения. Для профилактики нарушений зрения использую различные тренажеры для глаз.
Не нужно забывать о том, что отдых – это и смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока стараюсь не допускать однообразия работы. В норме должно быть от 4 до 7 смен видов деятельности на уроке: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы и др. И наоборот: частые смены
одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных усилий, что также приводит к утомлению. В практике своей работы со своим классом я определила, что оптимальное количество смен видов деятельности на уроке не должна составлять более 6 и такое количество смен видов деятельности не вызывает переутомления учащихся.
Не секрет, что современные дети предпочитают больше времени проводить за компьютером, что негативно сказывается на общем состоянии здоровья младших школьников. Поэтому на своих уроках я использую элементы здоровьесберегающих технологий.
(Презентация Мастер-класса по теме выступления)
Заключение
Опыт показывает, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, улучшается психологический климат в детском коллективе. Учителю, освоившему эти технологии, легче и интереснее работать, открывается простор для его педагогического творчества.