Статья"Повышение качества урока через использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения»
Статья"Повышение качества урока через использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения»
Проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными на современном этапе. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении.
В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников. По словам профессора Н. К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии— это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся».
Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, как решается задача сохранения здоровья учителя и учеников
. Следует отметить, что все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:
- организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний; - психолого-педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;
- учебно-воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.
В рамках данной статьи я хочу рассказать о том, как на практике применение данных технологий влияет на эффективность учебного процесса. Начну с организационно- педагогических технологий (ОПТ) Пути реализации данных технологий в учебном процессе начальной школы различны. Это могут быть: физкультурные паузы и динамические перемены, организация здоровьесберегающей среды классной комнаты, составление рационального школьного расписания, а также динамические уроки. Я в своей практике использую элементы таких динамических уроков.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья"Повышение качества урока через использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения»»
«Повышение качества урока через использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения»
Проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными на современном этапе. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении. В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников. По словам профессора Н. К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии— это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся». Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, как решается задача сохранения здоровья учителя и учеников
. Следует отметить, что все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:
- организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний; - психолого-педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;
- учебно-воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.
В рамках данной статьи я хочу рассказать о том, как на практике применение данных технологий влияет на эффективность учебного процесса. Начну с организационно- педагогических технологий (ОПТ) Пути реализации данных технологий в учебном процессе начальной школы различны. Это могут быть: физкультурные паузы и динамические перемены, организация здоровьесберегающей среды классной комнаты, составление рационального школьного расписания, а также динамические уроки. Я в своей практике использую элементы таких динамических уроков.
Младшие школьники работают на уроке сидя и наклонившись, что плохо отражается на дыхании. Оно становится поверхностным и неполным, что влечёт следующие последствия: ожирение, впалость груди, узкость плеч, отдышку, нарушения в системе кровообращения. Чередование дыхательной гимнастики с выполнением учебных заданий на уроке предупреждает указанные выше заболевания и деформации тела. Дыхательные упражнения достаточно включать в учебный процесс 3-4 раза в неделю.
Упражнения на дыхание можно выполнять сидя или стоя. Рекомендуется – стоя. Младшим школьникам следует пояснить, что вдох производится через нос, а выдох через полуоткрытый рот. Дышать нужно ритмично, равномерно, без мышечного напряжения. Я предпочитаю проводить дыхательную гимнастику на уроках изучения нового материала перед непосредственно постановкой учебной задачи. После таких упражнений улучшается кровообращение, а, следовательно, и снабжение клеток головного мозга кислородом, что влияет на степень восприятия учебного материала.
Вот пример такой дыхательной гимнастики.
Дети встают около своих парт и хором произносят: «Как на горке, на пригорке стоят 33 Егорки…», делают глубокий вдох и на медленном выдохе, не делая новых вдохов, считают Егорок: «Раз Егорка, два Егорка…». Кто больше?
Игра «Подуем на…» Ребёнок стоит, ноги слегка расставлены, руки опущены, делает вдох. Выдох – поворачивает голову направо и, сделав губы трубочкой, дует на плечо. Голова прямо - вдох носом. Голову влево – выдох; голова прямо – вдох. Приговариваем в это время:
«Подуем на плечо,
Подуем на другое,
На солнце горячо
Пекло дневной порой».
Ребенок опускает голову, подбородком касаясь груди, снова делает спокойный выдох, голова прямо - вдох носом. Поднимает лицо кверху - выдох через губы, сложенные трубочкой. «Дуть» можно на любые части тела.
«Шарик» Ребёнок сидит или стоит. «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» - ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.
На уроках закрепления и систематизации полученных знаний использую следующий прием. Даю задание для работы самостоятельно. Первые пять человек, кто сделал задание, встают около парты. Здесь использую личностно-ориентированный и дифференцированный подход: задания даю разной степени сложности.
Важным организационно-педагогическим условием является периодическая смена положения тела учащихся в течение урока. Каждый урок имеет определённую структуру, в которой можно выделить несколько этапов. Периодическая смена местоположения учителя и доски по отношению к учащимся предполагает использование некоторых приёмов. Например, приём «полного оборота» учащихся можно применить, повесив таблицу или учебную картину на задней стенке класса. И тогда, в нужный момент, учитель быстро проходит к задней стене класса и просит детей обернуться. Далее несколько минут, знакомясь с новым материалом, дети будут вынуждены находиться в позе полуоборота, пока учитель проведёт беседу. Польза от такого приёма очевидна: поворот туловища – снимает напряжение в мышцах и повышает внимание, а удаление предметов от глаз детей, сидящих на первой парте и приближение к ученикам последних парт – тренирует их зрение. С появлением интерактивных досок, которые можно прикрепить на любую стену, такой прием стал достаточно простым.
Для тренировки зрения и глазных мышц я использую такие упражнения.
Под потолком в разных углах комнаты необходимо расположить разноцветные картонные кружочки разного размера. Ребенок должен в течение нескольких секунд смотреть на левый кружочек, затем уже на правый. Это упражнение выполняется от 3 до 5 раз, затем надо предложить детям закрыть глаза на секунд 10, а после этого пусть повторят упражнение .
На уроке чтения, когда даю задание придумать продолжение или окончание рассказа (сказки), прошу детей крепко зажмуриться на 10 секунд и пофантазировать. Это упражнение позволяет расслабить глазные мышцы.
Ну и, конечно, никто не отменял традиционных физкультминуток на каждом уроке. Физкультминутки я провожу, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность.
В состав упражнений для физкультминуток я включаю:
-- упражнения по формированию осанки,
-- укрепления мышц рук,
-- отдых позвоночника,
-- упражнения для ног,
-- релаксационные упражнения для мимики лица,
-- потягивание,
-- массаж области груди, лица, рук, ног,
-- психогимнастика,
Говоря о психолого-педагогических технологиях (ППТ), хочется остановиться на основных правилах построения урока:
1. Правильная организация урока – где обязательными являются три этапа:
-- учитель сообщает информацию (одновременно стимулирует вопросы)
-- ученики формулируют и задают вопросы
-- учитель и ученики отвечают на вопросы. Результат урока - взаимный интерес, который подавляет утомление.
2. Использование каналов восприятия
На этом вопросе хотелось бы остановиться. Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств индивидуальности — функциональной асимметрией мозга: распределением психических функций между полушариями. Выделяются различные типы функциональной организации двух полушарий мозга: - левополушарные люди — при доминировании левого полушария
- правополушарные люди — доминирование правого полушария,
- равнополушарные люди — у них отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий.
В начале обучения детей мы вместе со школьным психологом выявили в составе класса ярко выраженных лево- и- правополушарников
Особенности обучения левополушарных и правополушарных детей надо учитывать на каждом этапе урока. Например, зная, что рабочая полусфера левополушарных детей правая, а левополушарных-левая, я соответственно пересадила детей. Используя Макбуки, можно обеспечить и цветовую организацию детей: темный фон и светлые буквы для детей с доминирующим левым полушарием и светлый фон и темные буквы – с доминирующим правым, и условия для успешной учебной деятельности: обеспечить тишину левополушарным и создать музыкальный фон или ритм, подключив наушники, другим.
Ситуация успеха на операционном этапе выступает как педагогическое обеспечение активной учебной деятельности школьника.
Учителю при выборе методов и приемов в процессе обучения приходится учитывать особенности мыслительных процессов учащихся с разным типом функциональной асимметрии Их можно проследить в таблице.
Правополушарные Левополушарные
Восприятие материала
Целостное
Интонационная сторона речи
Визуалисты (зрительное)
Дискретное
Смысловая сторона речи
Аудисты (слуховое)
Переработка информации
Быстрая
Мгновенная
Медленная.
Последовательная.
Интеллект
Невербальный
Интуитивный.
Вербальный
Логический
Деятельность
Приверженность к практике
Приверженность к теории
Эмоции
Экстравертированность
Интровертированность
От знания этих особенностей зависит и использование определенных методов и приемов обучения детей. Одним необходимо дать задание на время, другим вневременные задания, одним – работа в группах, другим – строго в одиночку, Одни схватывают на лету, другим необходимо многократное повторение…
Тем не менее, итог учебной работы обычно сводится к отметке. Учитель оценивает итог деятельности: грамотность, аккуратность, правильность и т.д. Ученик ждет, что оценят не только итог, но и его усилия в процессе деятельности.
Выбирая методы проверки знаний учащихся на результативном этапе, также необходимо учитывать межполушарную асимметрию головного мозга. Для левополушарных учащихся наиболее предпочтительными будут: решение задач, письменные опросы с неограниченным сроком выполнения, вопросы «закрытого» типа. Письменное решение задач позволит левополушарным проявить свои способности к анализу, а на вопросы «закрытого» типа они успешно подберут ответ из предлагаемых вариантов. Для правополушарных учащихся подойдут методы устного опроса, задания с «открытыми» вопросами с фиксированным сроком выполнения. Вопросы «открытого» типа дают правополушарным учащимся возможность проявить свои творческие способности, дать собственный развернутый ответ.
Однако, оценивая детей, всегда следует помнить, что правополушарных не следует сравнивать с другими. Наибольший эффект достигается, если сравнение идет с ним самим во временной динамике. Каждый правополушарный ребенок должен вести ежедневный график своих достижений в скорости чтения, изучении математики и т.д. Графическое оценивание во временной динамике идеально подходит для визуального и кинестетического восприятия правополушарных учащихся. Они реально «увидят» и через мышечную деятельность «почувствуют» свои успехи и достижения.
Возвращаясь к правилам построения урока, назову еще два.
Учет зоны работоспособности учащихся - биоритмологический оптимум работоспособности у школьников имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Это видно на таблице.
Часть урока
Время
Нагрузка
Деятельность
1-й этап. Врабатывание
5 мин.
Относительно невелика
Репродуктивная, переходящая в продуктивную. Повторение
2-й этап. Максимальная работоспособность
20-25 мин.
Максимальное снижение на 15-й мин.
Продуктивная, творческая, знакомство с новым материалом
Распределение интенсивности умственной деятельности – где эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова:
5-25-я минута — 80%;
25-35-я минута — 60-40%;
35—40-я минута — 10%.
Ну и в заключение данной статьи хочется осветить и учебно-воспитательные технологии(УВТ)
Педагогика сотрудничества – её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов.
Я на своих занятиях ставлю цель - разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребёнка, использовать их для более полного развития личности. Это в полной мере совпадает с механизмами формирования и укрепления здоровья путём наращивания адаптационных ресурсов человека, потенциала его психологической адаптации. Важнейшая черта этой педагогики – приоритет воспитания над обучением – позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья школьника.
Технология развивающего обучения - Под развивающим обучением понимается новый активно-деятельностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу (типу). Развивающее обучение ориентировано на "зону ближайшего развития", т.е. на деятельность, которую обучаемый может выполнить с помощью педагога. Ориентация на “зону ближайшего развития” ученика при построении его индивидуальной образовательной программы позволяет в максимальной степени учесть его способности, возможности, темпы развития, влияние окружающей среды и условий. Это является важным моментом, положительно влияющим на психологическое состояние ученика, а в динамике – и на его здоровье.
Технология уровневой дифференциации обучения – свои уроки я строю с учетом индивидуальных особенностей детей, как это было сказано выше В работе я учитываю как уровень сформированности знаний, умений и навыков, так и психологические особенности восприятия учебного материала, особенности мыслительных функций того или иного ребенка. Задания почти всегда дифференцированы как по уровню сложности, так и по функциональной асимметрии развития полушарий головного мозга. Это позволяет обеспечить «ситуацию успеха» практически всем учащимся, что, в конце концов, приведет к избавлению от комплексов, нежелания и боязни учиться, и в итоге к сохранению его физического и психического здоровья.
Недавно на одном из интернет-порталов я натолкнулась на статью о Плане индивидуального развития(так называемый ПИР). Действительно, план развития ребенка может быть только индивидуальным. Для одного программа-максимум –закончить четверть на отлично, а для другого – хотя бы на тройки. Причем, с планом индивидуального развития должен быть согласен в первую очередь сам ребенок, ибо воспитывать человека против его воли невозможно. Он сначала должен сам захотеть что-то в себе изменить. Но сначала это «что-то» в себе отыскать.
И я попыталась составить для детей такой план, взяв за основу такой ПИР. Проанализировав трудности ребенка, названные им самим, родителями, учителями и воспитателями, можно составить «тропинку», по которой ребенок при помощи и поддержки взрослых, будет двигаться к намеченной цели.
Таким образом, в работе отдельного учителя здоровьесберегающие технологии можно представить как сочетание принципов педагогики сотрудничества, «эффективных» педагогических техник, элементов педагогического мастерства, направленных на достижение оптимальной психологической адаптированности школьника к образовательному процессу, заботу о сохранении его здоровья и воспитание у него культуры здоровья. Это работа учителя, при которой он полноценно выполняет учебную программу, формируя у учащихся интерес к своему предмету, устанавливая с ним доверительные, партнерские отношения, предотвращая возникновение дискомфортных (дезадаптационных) состояний и максимально используя индивидуальные особенности учащихся для повышения результативности их обучения.
Практика использования в обучении здоровьесберегающтх технологий показывает, чтоэто ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в детских и педагогических коллективах, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья. Учителям, освоившим эту технологию, становится и легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.
Используемая литература:
Сиротюк А.Л «Обучение детей с учетом психофизиологии. Практическое руководство для учителей и родителей».Москва, 2003 год
Сиротюк А.Л. «Обучение детей с разным типом мышления»