Формирование представлений о культуре здоровья у старших дошкольников через использование проектной деятельности
Формирование представлений о культуре здоровья у старших дошкольников через использование проектной деятельности
Чуприна Татьяна Васильевна
воспитатель
Муниципальное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад №3»
п. Ракитное Белгородской обл.
В настоящее время одной из наиболее важных задач и глобальных проблем в России является состояние здоровья населения. Под ним подразумевается комплекс медико-гигиенических и социально-психологических характеристик жизни людей: их физическое здоровье, уровень развития интеллектуальных способностей, психофизический комфорт жизни. На физкультурных занятиях и досуговых мероприятиях дошкольники приобретают двигательные умения и навыки, развивают физические качества. Но приобретенный двигательный опыт не представляет большой ценности, если у ребенка не будет сформированы представления о культуре здоровья.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО) задачи формирования представлений о культуре здоровья дошкольников указаны в образовательной области «Физическое развитие».
Оценить степень сформированности у старших дошкольников представлений о культуре здоровья позволила первичная диагностика. Она проводилась по методике «Опросник для детей старшего дошкольного возраста» (автор: Деркунская В.А.) ). Диагностическая методика подразделена на четыре раздела: здоровый человек; человеческий организм, безопасный мир, я и другие люди. В каждом разделе выделены ряд вопросов для собеседования с детьми в индивидуальной форме. По его результатам определялись следующие уровни сформированности представлений о культуре здоровья: превосходный, высокий, средний, низкий. Анализ низких результатов первичной диагностики оценки сформированности представлений о культуре здоровья у детей старшего дошкольного возраста позволил выявить необходимость поиска наиболее эффективных путей решения этой проблемы.
Актуальность темы опыта обусловлена социально-педагогической значимостью сохранения здоровья детей в дошкольном возрасте как условия их успешной жизнедеятельности и готовности к школьному образованию. Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста показывает, что за последнее десятилетие количество абсолютно здоровых детей снизилось с 23 до 15% и увеличилось количество детей, имеющих хронические заболевания, с 16 до 17,3%. В среднем по России на каждого дошкольника приходится не менее двух заболеваний в год. Приблизительно 20-27% детей относится к категории часто и длительно болеющих. Почти 90% детей дошкольного возраста имеют стандартные отклонения в строении опорно-двигательного аппарата - нарушение осанки, плоскостопие, неравновесный мышечный тонус, слабость мышц брюшного пресса, неоптимальность соотношения статических и динамических движений. У 20-30% детей старшего дошкольного возраста наблюдаются невротические проявления. По данным прогнозов, 85% этих детей - потенциальные больные сердечно-сосудистыми заболеваниями. Около 50% детей нуждаются в психокоррекции и характеризуются серьезным психологическим неблагополучием.
Приведенные результаты наглядно указывают на социально-педагогический уровень проблем, которые возникают перед работниками дошкольных учреждений, призванных воспитать здорового ребенка с оптимальным физическим и психическим развитием, чтобы соответствовать социальному запросу общества. А также доказывают, что начинать работу с детьми детского сада необходимо с формирования представлений о культуре здоровья, чтобы максимально создать установку на здоровый образ жизни и ответственность за собственное здоровье.
Таким образом, актуальность темы обусловлена поиском путей разрешения противоречий между потребностью в сохранении здоровья воспитанников как приоритетной задачи социальной политики государства и их реальным уровнем здоровья, недостаточной их компетентности в области культуры здоровья, не разработанностью путей организации образовательной деятельности по формированию представлений о культуре здоровья дошкольников и необходимостью поиска эффективных педагогических технологий для решения поставленной задачи.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в построении системы образовательной деятельности, через использование технологии проектной деятельности, которая будет способствовать эффективному формированию представлений о культуре здоровья у старших дошкольников.
В процессе работы над опытом мною были изучены исследования, в которых определены основные понятия о здоровье, здоровом образе жизни, культуре здоровья.
Эти понятия раскрыты в работах В.А. Деркунской, В.В. Колбанова, В Л. Эти авторы определяют здоровье, как нормальное психосоматическое состояние человека, способного реализовать свой потенциал телесных и духовных сил и оптимально удовлетворить систему материальных, духовных и социальных потребностей.
Под культурой здоровья мы понимаем 1) сформированность представлений о здоровье и здоровом образе жизни; 2) наличие знаний о способах укрепления и сохранения здоровья; 3) осознание базовых ресурсов своего организма; 4) понятие всей полноты ответственности за состояние своего здоровья; 5) развитие навыков психофизической саморегуляции и самоконтроля; 6) отсутствие вредных привычек.
Всё чаще в современных научно-педагогических материалах и описании передового педагогического можно встретить упоминание о проектах, проектном методе, проектной деятельности в образовании детей дошкольного возраста.
Проектная деятельность позволяет видеть современный мир как совокупность реализованных и разворачивающихся проектов, авторами и реализаторами которых являются конкретные люди, сумевшие перевести свои мечты в проектный план и реализовать его.
Таким образом, метод проектов можно представить как один из способов организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника между собой и окружающей средой в ходе поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели.
Диапазон опыта представлен системой педагогических проектов работы с детьми по формированию представлений о культуре здоровья у старших дошкольников через использование проектной деятельно
Новизна опыта состоит в использования проектной деятельности при формировании у старших дошкольников представлений о культуре здоровья. Вопросы культуры здоровья стали частью проектов, реализуемых с детьми старшего дошкольного возраста в рамках тематического планирования. При этом учитывалась интеграция содержания образовательных областей, интеграция в области форм организации образовательной деятельности, методов и приемов, используемых в работе со старшими дошкольниками.
Опыт может быть реализован в условиях дошкольного учреждения со старшими дошкольниками. Для реализации опыта нет необходимости в дополнительных материальных и финансовых затратах и в коррекции режима дня дошкольников.
Целью опыта работы: создание системы педагогических проектов способствующих эффективному формированию представлений о культуре здоровья у старших дошкольников
Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
внедрить проектную технологию в организацию образовательного процесса,
просвещение родителей по вопросам использования инновационных технологий;
формировать базовые представления у детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни и потребность в сохранении и укреплении своего здоровья;
создать развивающую среду, обеспечивающую эмоциональный настрой детей и условия по созданию мотивации у дошкольников для формирования интереса к оздоровлению своего организма;
развивать практические навыки по здоровьесбережению, через организацию проектной деятельности детей. Одним из возможных путей формирования представлений о культуре здоровья у старших дошкольников - это метод проекта.
Метод проекта — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Работа по методу проектов - это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности.
1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.
2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы.
Важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.
3.Каждый проект обязательно требует исследовательской работы.
Отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.
4.Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.
5.Подготовленный продукт должен быть представлен.
Виды презентационных проектов могут быть различными, например: деловая игра;
видеофильм; диалог исторических или литературных персонажей; иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох; путешествие; реклама; ролевая игра; соревнования; спектакль; телепередача. В соответствии с ФГОС ДО в дошкольных учреждениях образовательный процесс строится на основе комплексного тематического планирования, то есть позволяет организовывать образовательную деятельность в соответствии с определенной темой. Тематика проектов по формированию представлений о культуре здоровья разнообразна. Это и проекты: «Наши зубы», «Охрана зрения», «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу», «Полезные привычки», «Компьютер – друг или враг?» «Наши зеленые друзья», «Здоровейка». Для включения детей в совместную деятельность использовались активные методы и приемы: игровые и проблемные ситуации, совместная познавательно- исследовательская деятельность, выставка коллекций. Наиболее эффективным методом включения детей в деятельность является экспериментирование.С помощью экспериментов дети смогли провести: самообследование на себе и на других людях, выполнять опыт по инструкции, соблюдать правила безопасности, осваивать способы оказания первой помощи, фиксировать результаты наблюдений в своем дневнике наблюдений, высказывать свои предположения и делать выводы по результату деятельности.
Наиболее значимой образовательной деятельностью по теме опыта является организация взаимодействия с семьями воспитанников и социумом. В семье формируются фундаментальные основные ценностные ориентации человека, определяющие его культуру здоровья, сферу и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения. Способы включения родителей: выпуск семейных газет участие в праздниках, экскурсиях, помощь в обогащении развивающей среды. Кроме семьи особое влияние на детей имеет окружающий его социум. Для дошкольников соседство не только среда жизнедеятельности, но и мощный фактор формирования культуры здоровья. Общение детей с соседями-сверстниками - это выход за рамки семьи, знакомство с различными стилями жизни, приобретение социального опыта. Интересен опыт включение в реализацию планируемых образовательных проектов оборудования и инвентаря учреждений культуры, спорта и образования. А также в содержание некоторых мероприятий, организуемых этими учреждениями, включаются выступления воспитанников детского сада. Например: библиотека викторина по сказкам К.И. Чуковского, кукольный спектакль, стадион (дружеские спортивные встречи между детскими садами и бывшими выпускниками), бассейн, ФОК, аптека (встреча с интересными людьми) постоянные участники районного велопробега среди дошкольников.
Результативность опыта. На данном этапе производился анализ полученных результатов, которые свидетельствуют о динамике сформированности у старших дошкольников представлений о культуре здоровья. Оценка производилась по той же методике, что и первичная диагностика « Опросник для детей старшего дошкольного возраста» ( автор Деркунская В.А.) По результатам собеседования были получены положительные результаты, что позволяет судить об эффективности использования в работе над формированием представлений о культуре здоровья системы работы предложенной автором опыта.
Библиографический список:
Бахтин, Ю. К. Формирование культуры здоровья - ответственная задача учреждений народного образования / Ю. К. Бахтин, Г. И. Сопко, М. В. Пазыркина // Молодой ученый. — 2012. — №4. — С. 445-447.
Деркунская, В.А. Образовательная область «Здоровье». – СПб.: ООО ДЕТСТВО-ПРЕСС; М.: ТЦ СФЕРА, 2012. – 176 с.
Просмотр содержимого документа
«Формирование представлений о культуре здоровья у старших дошкольников через использование проектной деятельности»
«Формирование представлений о культуре здоровья у старших дошкольников через использование проектной деятельности».
Чуприна Татьяна Васильевна
воспитатель
Муниципальное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад №3»
п. Ракитное Белгородской обл.
В настоящее время одной из наиболее важных задач и глобальных проблем в России является состояние здоровья населения. Под ним подразумевается комплекс медико-гигиенических и социально-психологических характеристик жизни людей: их физическое здоровье, уровень развития интеллектуальных способностей, психофизический комфорт жизни. На физкультурных занятиях и досуговых мероприятиях дошкольники приобретают двигательные умения и навыки, развивают физические качества. Но приобретенный двигательный опыт не представляет большой ценности, если у ребенка не будет сформированы представления о культуре здоровья.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО) задачи формирования представлений о культуре здоровья дошкольников указаны в образовательной области «Физическое развитие».
Оценить степень сформированности у старших дошкольников представлений о культуре здоровья позволила первичная диагностика. Она проводилась по методике «Опросник для детей старшего дошкольного возраста» (автор: Деркунская В.А.) ). Диагностическая методика подразделена на четыре раздела: здоровый человек; человеческий организм, безопасный мир, я и другие люди. В каждом разделе выделены ряд вопросов для собеседования с детьми в индивидуальной форме. По его результатам определялись следующие уровни сформированности представлений о культуре здоровья: превосходный, высокий, средний, низкий. Анализ низких результатов первичной диагностики оценки сформированности представлений о культуре здоровья у детей старшего дошкольного возраста позволил выявить необходимость поиска наиболее эффективных путей решения этой проблемы.
Актуальность темы опыта обусловлена социально-педагогической значимостью сохранения здоровья детей в дошкольном возрасте как условия их успешной жизнедеятельности и готовности к школьному образованию. Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста показывает, что за последнее десятилетие количество абсолютно здоровых детей снизилось с 23 до 15% и увеличилось количество детей, имеющих хронические заболевания, с 16 до 17,3%. В среднем по России на каждого дошкольника приходится не менее двух заболеваний в год. Приблизительно 20-27% детей относится к категории часто и длительно болеющих. Почти 90% детей дошкольного возраста имеют стандартные отклонения в строении опорно-двигательного аппарата - нарушение осанки, плоскостопие, неравновесный мышечный тонус, слабость мышц брюшного пресса, неоптимальность соотношения статических и динамических движений. У 20-30% детей старшего дошкольного возраста наблюдаются невротические проявления. По данным прогнозов, 85% этих детей - потенциальные больные сердечно-сосудистыми заболеваниями. Около 50% детей нуждаются в психокоррекции и характеризуются серьезным психологическим неблагополучием.
Приведенные результаты наглядно указывают на социально-педагогический уровень проблем, которые возникают перед работниками дошкольных учреждений, призванных воспитать здорового ребенка с оптимальным физическим и психическим развитием, чтобы соответствовать социальному запросу общества. А также доказывают, что начинать работу с детьми детского сада необходимо с формирования представлений о культуре здоровья, чтобы максимально создать установку на здоровый образ жизни и ответственность за собственное здоровье.
Таким образом, актуальность темы обусловлена поиском путей разрешения противоречий между потребностью в сохранении здоровья воспитанников как приоритетной задачи социальной политики государства и их реальным уровнем здоровья, недостаточной их компетентности в области культуры здоровья, не разработанностью путей организации образовательной деятельности по формированию представлений о культуре здоровья дошкольников и необходимостью поиска эффективных педагогических технологий для решения поставленной задачи..
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в построении системы образовательной деятельности, через использование технологии проектной деятельности, которая будет способствовать эффективному формированию представлений о культуре здоровья у старших дошкольников.
В процессе работы над опытом мною были изучены исследования, в которых определены основные понятия о здоровье, здоровом образе жизни, культуре здоровья.
Эти понятия раскрыты в работах В.А. Деркунской, В.В. Колбанова, В Л. Эти авторы определяют здоровье, как нормальное психосоматическое состояние человека, способного реализовать свой потенциал телесных и духовных сил и оптимально удовлетворить систему материальных, духовных и социальных потребностей.
Под культурой здоровья мы понимаем 1) сформированность представлений о здоровье и здоровом образе жизни; 2) наличие знаний о способах укрепления и сохранения здоровья; 3) осознание базовых ресурсов своего организма; 4) понятие всей полноты ответственности за состояние своего здоровья; 5) развитие навыков психофизической саморегуляции и самоконтроля; 6) отсутствие вредных привычек.
Всё чаще в современных научно-педагогических материалах и описании передового педагогического можно встретить упоминание о проектах, проектном методе, проектной деятельности в образовании детей дошкольного возраста.
Проектная деятельность позволяет видеть современный мир как совокупность реализованных и разворачивающихся проектов, авторами и реализаторами которых являются конкретные люди, сумевшие перевести свои мечты в проектный план и реализовать его.
Таким образом, метод проектов можно представить как один из способов организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника между собой и окружающей средой в ходе поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели.
Диапазон опыта представлен системой педагогических проектов работы с детьми по формированию представлений о культуре здоровья у старших дошкольников через использование проектной деятельно
Новизна опыта состоит в использования проектной деятельности при формировании у старших дошкольников представлений о культуре здоровья. Вопросы культуры здоровья стали частью проектов, реализуемых с детьми старшего дошкольного возраста в рамках тематического планирования. При этом учитывалась интеграция содержания образовательных областей, интеграция в области форм организации образовательной деятельности, методов и приемов, используемых в работе со старшими дошкольниками.
Опыт может быть реализован в условиях дошкольного учреждения со старшими дошкольниками. Для реализации опыта нет необходимости в дополнительных материальных и финансовых затратах и в коррекции режима дня дошкольников.
Целью опыта работы: создание системы педагогических проектов способствующих эффективному формированию представлений о культуре здоровья у старших дошкольников
Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
внедрить проектную технологию в организацию образовательного процесса,
просвещение родителей по вопросам использования инновационных технологий;
формировать базовые представления у детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни и потребность в сохранении и укреплении своего здоровья;
создать развивающую среду, обеспечивающую эмоциональный настрой детей и условия по созданию мотивации у дошкольников для формирования интереса к оздоровлению своего организма;
развивать практические навыки по здоровьесбережению, через организацию проектной деятельности детей. Одним из возможных путей формирования представлений о культуре здоровья у старших дошкольников - это метод проекта.
Метод проекта— это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Работа по методу проектов - это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности.
1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.
2. Выполнение проекта начинается с планированиядействий по разрешению проблемы.
Важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.
3.Каждый проект обязательно требует исследовательской работы.
Отличительная черта проектной деятельности –поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.
4.Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.
5.Подготовленный продукт должен быть представлен.
Виды презентационных проектов могут быть различными, например: деловая игра;
видеофильм; диалог исторических или литературных персонажей; иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох; путешествие; реклама; ролевая игра; соревнования; спектакль; телепередача.В соответствии с ФГОС ДО в дошкольных учреждениях образовательный процесс строится на основе комплексного тематического планирования, то есть позволяет организовывать образовательную деятельность в соответствии с определенной темой. Тематика проектов по формированию представлений о культуре здоровья разнообразна. Это и проекты: «Наши зубы», «Охрана зрения», «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу», «Полезные привычки», «Компьютер – друг или враг?» «Наши зеленые друзья», «Здоровейка». Для включения детей в совместную деятельность использовались активные методы и приемы: игровые и проблемные ситуации, совместная познавательно- исследовательская деятельность, выставка коллекций. Наиболее эффективным методом включения детей в деятельность является экспериментирование.С помощью экспериментов дети смогли провести: самообследование на себе и на других людях, выполнять опыт по инструкции, соблюдать правила безопасности, осваивать способы оказания первой помощи, фиксировать результаты наблюдений в своем дневнике наблюдений, высказывать свои предположения и делать выводы по результату деятельности.
Наиболее значимой образовательной деятельностью по теме опыта является организация взаимодействия с семьями воспитанников и социумом. В семье формируются фундаментальные основные ценностные ориентации человека, определяющие его культуру здоровья, сферу и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения. Способы включения родителей: выпуск семейных газет участие в праздниках, экскурсиях, помощь в обогащении развивающей среды . Кроме семьи особое влияние на детей имеет окружающий его социум. Для дошкольников соседство не только среда жизнедеятельности, но и мощный фактор формирования культуры здоровья. Общение детей с соседями-сверстниками - это выход за рамки семьи, знакомство с различными стилями жизни, приобретение социального опыта. Интересен опыт включение в реализацию планируемых образовательных проектов оборудования и инвентаря учреждений культуры, спорта и образования. А также в содержание некоторых мероприятий, организуемых этими учреждениями, включаются выступления воспитанников детского сада. Например: библиотека викторина по сказкам К.И. Чуковского, кукольный спектакль, стадион (дружеские спортивные встречи между детскими садами и бывшими выпускниками), бассейн, ФОК, аптека (встреча с интересными людьми) постоянные участники районного велопробега среди дошкольников.
Результативность опыта. На данном этапе производился анализ полученных результатов, которые свидетельствуют о динамике сформированности у старших дошкольников представлений о культуре здоровья. Оценка производилась по той же методике, что и первичная диагностика « Опросник для детей старшего дошкольного возраста» ( автор Деркунская В.А.) По результатам собеседования были получены положительные результаты, что позволяет судить об эффективности использования в работе над формированием представлений о культуре здоровья системы работы предложенной автором опыта.
Библиографический список:
Бахтин, Ю. К. Формирование культуры здоровья - ответственная задача учреждений народного образования / Ю. К. Бахтин, Г. И. Сопко, М. В. Пазыркина // Молодой ученый. — 2012. — №4. — С. 445-447.
Деркунская, В.А. Образовательная область «Здоровье». – СПб.: ООО ДЕТСТВО-ПРЕСС; М.: ТЦ СФЕРА, 2012. – 176 с.
Кудрявцев, В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2000.-296 с.
Маханева, М. Д. Воспитание здорового ребенка: пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. 2-е изд. испр. - М.: АРКТИ, 2000. - 108 с.
Детство: Примерная образовательная программа / Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – Спб. ООО « Издательство «Детство – ПРЕСС», 2014 – 000 с.
Николаева, Е.И., Федорук, В.И., Захарина, Е.Н., « Здоровьесбережение здоровьеформирование в условиях детского сада»: Методическое пособие – СПБ.: ООО Издательство « Детство ПРЕСС», - 2014. – 204с.