kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование представлений о культуре здоровья у старших дошкольников через использование проектной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чуприна Татьяна Васильевна

воспитатель

Муниципальное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад №3»

 п. Ракитное   Белгородской обл.

В настоящее время одной из наиболее важных задач и глобальных проблем в России является состояние здоровья населения. Под ним подразумевается комплекс медико-гигиенических и социально-психологических характеристик жизни людей: их физическое здоровье, уровень развития интеллектуальных способностей, психофизический комфорт жизни. На физкультурных занятиях и досуговых мероприятиях дошкольники приобретают двигательные умения и навыки, развивают физические качества. Но приобретенный двигательный опыт не представляет большой ценности, если у ребенка не будет сформированы представления о культуре здоровья. 

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО) задачи формирования представлений о культуре здоровья дошкольников указаны в образовательной области «Физическое развитие».

Оценить степень сформированности у старших дошкольников представлений о культуре здоровья  позволила первичная диагностика. Она проводилась по методике «Опросник для детей старшего дошкольного возраста» (автор: Деркунская В.А.) ).  Диагностическая методика подразделена на четыре раздела: здоровый человек; человеческий организм, безопасный мир, я и другие люди. В каждом разделе выделены ряд вопросов для собеседования с детьми в индивидуальной форме. По его результатам определялись следующие уровни сформированности представлений о культуре здоровья: превосходный, высокий, средний, низкий. Анализ низких результатов первичной диагностики оценки сформированности представлений о культуре здоровья у детей старшего дошкольного возраста позволил выявить необходимость поиска наиболее эффективных путей решения этой проблемы.

Актуальность темы опыта обусловлена социально-педагогической значимостью сохранения здоровья детей в дошкольном возрасте как условия их успешной жизнедеятельности и готовности к школьному образованию. Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста показывает, что за последнее десятилетие количество абсолютно здоровых детей снизилось с 23 до 15% и увеличилось количество детей, имеющих хронические заболевания, с 16 до 17,3%. В среднем по России на каждого дошкольника приходится не менее двух заболеваний в год. Приблизительно 20-27% детей относится к категории часто и длительно болеющих. Почти 90% детей дошкольного возраста имеют стандартные отклонения в строении опорно-двигательного аппарата - нарушение осанки, плоскостопие, неравновесный мышечный тонус, слабость мышц брюшного пресса, неоптимальность соотношения статических и динамических движений. У 20-30% детей старшего дошкольного возраста наблюдаются невротические проявления. По данным прогнозов, 85% этих детей - потенциальные больные сердечно-сосудистыми заболеваниями. Около 50% детей нуждаются в психокоррекции и характеризуются серьезным психологическим неблагополучием.

Приведенные результаты наглядно указывают на социально-педагогический уровень проблем, которые возникают перед работниками дошкольных учреждений, призванных воспитать здорового ребенка с оптимальным физическим и психическим развитием, чтобы соответствовать социальному запросу общества. А также доказывают, что начинать работу с детьми детского сада необходимо с формирования представлений о культуре здоровья, чтобы максимально создать установку на здоровый образ жизни и ответственность за собственное здоровье.

Таким образом, актуальность темы обусловлена поиском путей разрешения противоречий между потребностью в сохранении здоровья воспитанников как приоритетной задачи социальной политики государства и их реальным уровнем здоровья, недостаточной их компетентности в области культуры здоровья, не разработанностью путей организации образовательной деятельности по формированию представлений о культуре здоровья дошкольников и необходимостью поиска эффективных педагогических технологий для решения поставленной задачи.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в построении системы образовательной деятельности, через использование технологии проектной деятельности, которая будет способствовать эффективному формированию представлений   о культуре здоровья у старших дошкольников.

В процессе работы над опытом мною были изучены исследования, в которых определены основные понятия о здоровье, здоровом образе жизни, культуре здоровья.

Эти понятия раскрыты в работах В.А. Деркунской, В.В. Колбанова, В Л. Эти авторы определяют здоровье, как нормальное психосоматическое состояние человека, способного реа­лизовать свой потенциал телесных и духовных сил и оптимально удовлетво­рить систему материальных, духовных и социальных потребностей.

Под культурой здоровья мы понимаем 1) сформированность представлений о здоровье и здоровом образе жизни; 2) наличие знаний о способах укрепления и сохранения здоровья; 3) осознание базовых ресурсов своего организма; 4) понятие всей полноты ответственности за состояние своего здоровья; 5) развитие навыков психофизической саморегуляции и самоконтроля; 6) отсутствие вредных привычек.

Всё чаще в современных научно-педагогических материалах и описании передового педагогического можно встретить упоминание о проектах, проектном методе,  проектной деятельности в образовании детей дошкольного возраста.

Проектная деятельность позволяет видеть современный мир как совокупность реализованных и разворачивающихся проектов, авторами и реализаторами которых являются конкретные люди, сумевшие перевести свои мечты в проектный план и реализовать его.

Таким образом, метод проектов можно представить как один из способов организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника между собой и окружающей средой в ходе поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели.

Диапазон опыта представлен системой педагогических проектов работы с детьми по формированию представлений о культуре здоровья у старших дошкольников через использование проектной деятельно

Новизна опыта состоит в использования проектной деятельности при формировании у старших дошкольников представлений о культуре здоровья. Вопросы культуры здоровья стали частью проектов, реализуемых с детьми старшего дошкольного возраста в рамках тематического планирования. При этом учитывалась интеграция содержания образовательных областей, интеграция в области форм организации образовательной деятельности, методов и приемов, используемых в работе со старшими дошкольниками.

Опыт может быть реализован в условиях дошкольного учреждения со старшими дошкольниками. Для реализации опыта нет необходимости в дополнительных материальных и финансовых затратах и в коррекции режима дня дошкольников.

Целью опыта работы: создание системы педагогических проектов способствующих эффективному формированию представлений о культуре здоровья у старших дошкольников

Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

  • внедрить проектную технологию в организацию образовательного процесса,
  • просвещение родителей по вопросам использования инновационных технологий;
  • формировать базовые представления у детей старшего дошкольного возраста  о здоровом образе жизни и потребность в сохранении и укреплении своего здоровья;
  • создать развивающую среду, обеспечивающую эмоциональный настрой детей и условия по созданию мотивации у дошкольников для формирования интереса к оздоровлению своего организма;
  • развивать практические навыки по здоровьесбережению, через организацию  проектной деятельности детей. Одним из возможных путей формирования представлений о культуре здоровья у старших дошкольников - это метод проекта.

Метод проекта — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Работа по методу проектов - это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности.

1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.

2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы.

 Важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.

3.Каждый проект обязательно требует исследовательской работы.

Отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.

4.Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.

5.Подготовленный продукт должен быть представлен.

Виды презентационных проектов могут быть различными, например: деловая игра;  

видеофильм; диалог исторических или литературных персонажей; иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох; путешествие; реклама; ролевая игра; соревнования; спектакль; телепередача. В соответствии с ФГОС ДО  в дошкольных учреждениях образовательный процесс строится на основе комплексного тематического планирования, то есть позволяет организовывать образовательную деятельность в соответствии с определенной темой. Тематика проектов по формированию представлений о культуре здоровья  разнообразна.  Это и проекты: «Наши зубы», «Охрана зрения», «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу», «Полезные привычки», «Компьютер – друг или враг?» «Наши зеленые друзья», «Здоровейка». Для включения детей в совместную деятельность  использовались активные методы и приемы: игровые и проблемные ситуации, совместная познавательно- исследовательская деятельность, выставка коллекций.  Наиболее эффективным методом включения детей в деятельность является экспериментирование.С помощью экспериментов дети смогли провести: самообследование на себе и на других людях, выполнять опыт по инструкции, соблюдать правила безопасности, осваивать способы оказания первой помощи, фиксировать результаты наблюдений в своем дневнике наблюдений, высказывать свои предположения и делать выводы по результату деятельности.

Наиболее значимой образовательной деятельностью  по теме опыта является организация взаимодействия с семьями воспитанников и социумом.  В семье формируются фундаментальные основные ценностные ориентации человека, определяющие его культуру здоровья, сферу  и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения.  Способы включения родителей: выпуск семейных газет участие в праздниках, экскурсиях, помощь в обогащении развивающей среды. Кроме семьи особое влияние на детей имеет окружающий его социум. Для дошкольников соседство не только среда жизнедеятельности, но и мощный фактор формирования культуры здоровья. Общение детей с соседями-сверстниками - это выход за рамки семьи, знакомство с различными стилями жизни, приобретение социального опыта.  Интересен опыт включение в реализацию планируемых образовательных проектов оборудования и инвентаря учреждений культуры, спорта и образования. А также в содержание некоторых мероприятий, организуемых этими учреждениями, включаются выступления воспитанников детского сада.  Например: библиотека викторина по сказкам К.И. Чуковского, кукольный спектакль, стадион (дружеские спортивные встречи между детскими садами и бывшими выпускниками), бассейн, ФОК, аптека (встреча с интересными людьми) постоянные участники районного велопробега среди дошкольников.

Результативность опыта. На данном этапе производился анализ полученных результатов, которые свидетельствуют о динамике сформированности у старших дошкольников представлений о культуре здоровья. Оценка производилась по той же методике,  что  и первичная диагностика « Опросник для детей старшего дошкольного возраста» ( автор Деркунская В.А.) По результатам собеседования были получены положительные результаты, что позволяет судить об эффективности использования в работе над формированием представлений о культуре здоровья системы работы предложенной автором опыта.

Библиографический список:

  1. Бахтин, Ю. К. Формирование культуры здоровья - ответственная задача учреждений народного образования / Ю. К. Бахтин, Г. И. Сопко, М. В. Пазыркина // Молодой ученый. — 2012. — №4. — С. 445-447.
  2. Деркунская, В.А. Образовательная область «Здоровье». – СПб.: ООО ДЕТСТВО-ПРЕСС; М.: ТЦ СФЕРА, 2012. – 176 с.
  3. Зайцев, Г.К. Уроки Айболита. Расти здоровым. - СПб.: Акцидент,  1997. – 40 с.
  4. Зайцев, Г.К. Уроки Мойдодыра. - СПб.: Акцидент,  1998. – 32 с.

5.Кудрявцев, В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2000.-296 с.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование представлений о культуре здоровья у старших дошкольников через использование проектной деятельности»

«Формирование представлений о культуре здоровья у старших дошкольников через использование проектной деятельности».

Чуприна Татьяна Васильевна

воспитатель

Муниципальное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад №3»

п. Ракитное Белгородской обл.





В настоящее время одной из наиболее важных задач и глобальных проблем в России является состояние здоровья населения. Под ним подразумевается комплекс медико-гигиенических и социально-психологических характеристик жизни людей: их физическое здоровье, уровень развития интеллектуальных способностей, психофизический комфорт жизни. На физкультурных занятиях и досуговых мероприятиях дошкольники приобретают двигательные умения и навыки, развивают физические качества. Но приобретенный двигательный опыт не представляет большой ценности, если у ребенка не будет сформированы представления о культуре здоровья.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО) задачи формирования представлений о культуре здоровья дошкольников указаны в образовательной области «Физическое развитие».

Оценить степень сформированности у старших дошкольников представлений о культуре здоровья позволила первичная диагностика. Она проводилась по методике «Опросник для детей старшего дошкольного возраста» (автор: Деркунская В.А.) ). Диагностическая методика подразделена на четыре раздела: здоровый человек; человеческий организм, безопасный мир, я и другие люди. В каждом разделе выделены ряд вопросов для собеседования с детьми в индивидуальной форме. По его результатам определялись следующие уровни сформированности представлений о культуре здоровья: превосходный, высокий, средний, низкий. Анализ низких результатов первичной диагностики оценки сформированности представлений о культуре здоровья у детей старшего дошкольного возраста позволил выявить необходимость поиска наиболее эффективных путей решения этой проблемы.

Актуальность темы опыта обусловлена социально-педагогической значимостью сохранения здоровья детей в дошкольном возрасте как условия их успешной жизнедеятельности и готовности к школьному образованию. Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста показывает, что за последнее десятилетие количество абсолютно здоровых детей снизилось с 23 до 15% и увеличилось количество детей, имеющих хронические заболевания, с 16 до 17,3%. В среднем по России на каждого дошкольника приходится не менее двух заболеваний в год. Приблизительно 20-27% детей относится к категории часто и длительно болеющих. Почти 90% детей дошкольного возраста имеют стандартные отклонения в строении опорно-двигательного аппарата - нарушение осанки, плоскостопие, неравновесный мышечный тонус, слабость мышц брюшного пресса, неоптимальность соотношения статических и динамических движений. У 20-30% детей старшего дошкольного возраста наблюдаются невротические проявления. По данным прогнозов, 85% этих детей - потенциальные больные сердечно-сосудистыми заболеваниями. Около 50% детей нуждаются в психокоррекции и характеризуются серьезным психологическим неблагополучием.

Приведенные результаты наглядно указывают на социально-педагогический уровень проблем, которые возникают перед работниками дошкольных учреждений, призванных воспитать здорового ребенка с оптимальным физическим и психическим развитием, чтобы соответствовать социальному запросу общества. А также доказывают, что начинать работу с детьми детского сада необходимо с формирования представлений о культуре здоровья, чтобы максимально создать установку на здоровый образ жизни и ответственность за собственное здоровье.

Таким образом, актуальность темы обусловлена поиском путей разрешения противоречий между потребностью в сохранении здоровья воспитанников как приоритетной задачи социальной политики государства и их реальным уровнем здоровья, недостаточной их компетентности в области культуры здоровья, не разработанностью путей организации образовательной деятельности по формированию представлений о культуре здоровья дошкольников и необходимостью поиска эффективных педагогических технологий для решения поставленной задачи..

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в построении системы образовательной деятельности, через использование технологии проектной деятельности, которая будет способствовать эффективному формированию представлений о культуре здоровья у старших дошкольников.

В процессе работы над опытом мною были изучены исследования, в которых определены основные понятия о здоровье, здоровом образе жизни, культуре здоровья.

Эти понятия раскрыты в работах В.А. Деркунской, В.В. Колбанова, В Л. Эти авторы определяют здоровье, как нормальное психосоматическое состояние человека, способного реа­лизовать свой потенциал телесных и духовных сил и оптимально удовлетво­рить систему материальных, духовных и социальных потребностей.

Под культурой здоровья мы понимаем 1) сформированность представлений о здоровье и здоровом образе жизни; 2) наличие знаний о способах укрепления и сохранения здоровья; 3) осознание базовых ресурсов своего организма; 4) понятие всей полноты ответственности за состояние своего здоровья; 5) развитие навыков психофизической саморегуляции и самоконтроля; 6) отсутствие вредных привычек.

Всё чаще в современных научно-педагогических материалах и описании передового педагогического можно встретить упоминание о проектах, проектном методе, проектной деятельности в образовании детей дошкольного возраста.

Проектная деятельность позволяет видеть современный мир как совокупность реализованных и разворачивающихся проектов, авторами и реализаторами которых являются конкретные люди, сумевшие перевести свои мечты в проектный план и реализовать его.

Таким образом, метод проектов можно представить как один из способов организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника между собой и окружающей средой в ходе поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели.

Диапазон опыта представлен системой педагогических проектов работы с детьми по формированию представлений о культуре здоровья у старших дошкольников через использование проектной деятельно

Новизна опыта состоит в использования проектной деятельности при формировании у старших дошкольников представлений о культуре здоровья. Вопросы культуры здоровья стали частью проектов, реализуемых с детьми старшего дошкольного возраста в рамках тематического планирования. При этом учитывалась интеграция содержания образовательных областей, интеграция в области форм организации образовательной деятельности, методов и приемов, используемых в работе со старшими дошкольниками.

Опыт может быть реализован в условиях дошкольного учреждения со старшими дошкольниками. Для реализации опыта нет необходимости в дополнительных материальных и финансовых затратах и в коррекции режима дня дошкольников.

Целью опыта работы: создание системы педагогических проектов способствующих эффективному формированию представлений о культуре здоровья у старших дошкольников

Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

  • внедрить проектную технологию в организацию образовательного процесса,

  • просвещение родителей по вопросам использования инновационных технологий;

  • формировать базовые представления у детей старшего дошкольного возраста  о здоровом образе жизни и потребность в сохранении и укреплении своего здоровья;

  • создать развивающую среду, обеспечивающую эмоциональный настрой детей и условия по созданию мотивации у дошкольников для формирования интереса к оздоровлению своего организма;

  • развивать практические навыки по здоровьесбережению, через организацию проектной деятельности детей. Одним из возможных путей формирования представлений о культуре здоровья у старших дошкольников - это метод проекта.

Метод проекта — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Работа по методу проектов - это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности.

1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.

2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы.

Важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.

3.Каждый проект обязательно требует исследовательской работы.

Отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.

4.Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.

5.Подготовленный продукт должен быть представлен.

Виды презентационных проектов могут быть различными, например: деловая игра;

видеофильм; диалог исторических или литературных персонажей; иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох; путешествие; реклама; ролевая игра; соревнования; спектакль; телепередача. В соответствии с ФГОС ДО в дошкольных учреждениях образовательный процесс строится на основе комплексного тематического планирования, то есть позволяет организовывать образовательную деятельность в соответствии с определенной темой. Тематика проектов по формированию представлений о культуре здоровья разнообразна. Это и проекты: «Наши зубы», «Охрана зрения», «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу», «Полезные привычки», «Компьютер – друг или враг?» «Наши зеленые друзья», «Здоровейка». Для включения детей в совместную деятельность использовались активные методы и приемы: игровые и проблемные ситуации, совместная познавательно- исследовательская деятельность, выставка коллекций. Наиболее эффективным методом включения детей в деятельность является экспериментирование.С помощью экспериментов дети смогли провести: самообследование на себе и на других людях, выполнять опыт по инструкции, соблюдать правила безопасности, осваивать способы оказания первой помощи, фиксировать результаты наблюдений в своем дневнике наблюдений, высказывать свои предположения и делать выводы по результату деятельности.

Наиболее значимой образовательной деятельностью по теме опыта является организация взаимодействия с семьями воспитанников и социумом. В семье формируются фундаментальные основные ценностные ориентации человека, определяющие его культуру здоровья, сферу и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения.  Способы включения родителей: выпуск семейных газет участие в праздниках, экскурсиях, помощь в обогащении развивающей среды . Кроме семьи особое влияние на детей имеет окружающий его социум. Для дошкольников соседство не только среда жизнедеятельности, но и мощный фактор формирования культуры здоровья. Общение детей с соседями-сверстниками - это выход за рамки семьи, знакомство с различными стилями жизни, приобретение социального опыта. Интересен опыт включение в реализацию планируемых образовательных проектов оборудования и инвентаря учреждений культуры, спорта и образования. А также в содержание некоторых мероприятий, организуемых этими учреждениями, включаются выступления воспитанников детского сада. Например: библиотека викторина по сказкам К.И. Чуковского, кукольный спектакль, стадион (дружеские спортивные встречи между детскими садами и бывшими выпускниками), бассейн, ФОК, аптека (встреча с интересными людьми) постоянные участники районного велопробега среди дошкольников.

Результативность опыта. На данном этапе производился анализ полученных результатов, которые свидетельствуют о динамике сформированности у старших дошкольников представлений о культуре здоровья. Оценка производилась по той же методике, что и первичная диагностика « Опросник для детей старшего дошкольного возраста» ( автор Деркунская В.А.) По результатам собеседования были получены положительные результаты, что позволяет судить об эффективности использования в работе над формированием представлений о культуре здоровья системы работы предложенной автором опыта.

Библиографический список:

  1. Бахтин, Ю. К. Формирование культуры здоровья - ответственная задача учреждений народного образования / Ю. К. Бахтин, Г. И. Сопко, М. В. Пазыркина // Молодой ученый. — 2012. — №4. — С. 445-447.

  2. Деркунская, В.А. Образовательная область «Здоровье». – СПб.: ООО ДЕТСТВО-ПРЕСС; М.: ТЦ СФЕРА, 2012. – 176 с.

  3. Зайцев, Г.К. Уроки Айболита. Расти здоровым. - СПб.: Акцидент, 1997. – 40 с.

  4. Зайцев, Г.К. Уроки Мойдодыра. - СПб.: Акцидент, 1998. – 32 с.

  5. Кудрявцев, В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2000.-296 с.

  6. Маханева, М. Д. Воспитание здорового ребенка: пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. 2-е изд. испр. - М.: АРКТИ, 2000. - 108 с.

  7. Детство: Примерная образовательная программа / Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – Спб. ООО « Издательство «Детство – ПРЕСС», 2014 – 000 с.

  8. Николаева, Е.И., Федорук, В.И., Захарина, Е.Н., « Здоровьесбережение здоровьеформирование в условиях детского сада»: Методическое пособие – СПБ.: ООО Издательство « Детство ПРЕСС», - 2014. – 204с.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Чуприна Татьяна Васильевна

Дата: 03.04.2016

Номер свидетельства: 314563


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства