ПРОГРАММА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ УУЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ
ТЕХНОЛОГИИ
В настоящее время педагогическая общественность все больше осознает, что именно педагог способен сделать для здоровья учащихся гораздо больше, чем врач. Именно в школе учащиеся проводят значительную часть дня, и не помочь им сохранить здоровье – проявление бездушия и непрофессионализма.
Школа остается той социальной структурой, в которой учащиеся не только могут сохранить свое здоровье, но и получить знания и устойчивые навыки здорового образа жизни.
Здоровьесберегающая среда – это пространство, окружающее учащихся во время их пребывания в школе: экологическое, эмоционально–поведенческое, воспитательное, открытое информационно-образовательное пространство.
Учеба – тяжелый, универсальный труд, который должен быть организован в оптимальном режиме сочетания умственной активности и разрядки, смены видов деятельности, учета индивидуальных особенностей учащихся.
Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) – совокупность всех используемых в образовательном процессе приемов, методов, технологий, не только оберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной среды, но и способствующих воспитанию у учащихся культуры здоровья.
Основными целями здоровьесбережения на уроках, в том числе уроках технологии, являются следующие:
- создание организационно–педагогических, материально–технических, санитарно–гигиенических и других условий здоровьесбережения, учитывающих индивидуальные показатели состояния учащихся;
- создание материально–технического, содержательного и информационного обеспечения агитационной работы по приобщению подрастающего поколения к здоровому образу жизни.
Для реализации данных необходимо решить следующие задачи:
- отслеживать соответствие кабинета санитарно-гигиеническим требованиям СанПиНов (температурный режим, проветривание, чистота, грамотное оформление кабинета: уголок здоровья, правила безопасной работы в кабинете технологии);
- нормировать учебную нагрузку и объем домашнего задания в соответствиями с требованиями;
- постоянно уделять внимание охране зрения: посадка учеников, проведение упражнений по гигиене зрения;
- проводить на каждом уроке физкультминутки (в середине урока по 1 минуте из трёх лёгких упражнений с 3-4 повторами);
- включать в цели урока элементы оздоровительной направленности как в организации, так и в содержании;
- планировать обоснованные с точки зрения сохранения здоровья переходы от одного этапа урока к другому, чередование труда и отдыха, смены одних форм труда другими;
- реализовывать на практике индивидуально-личностный подход к оценки знаний: умение показать успешность ученика, выбор адекватной для детей сложности знаний;
- максимально использовать активные методы обучения с минимизацией рутинных видов деятельности (слушание, диктовка, и т. д.);
- использовать приемы мотивации, как внешней (оценка, похвала, стремление опередить одноклассников), так и внутренней (стремление больше узнать);
- обеспечивать дифференцированный подход ко всем учащимся, с особым вниманием отношусь к детям группы риска и больным;
- давать знания по предмету, несущие воспитательное воздействие, в том числе, формирующие здоровый образа жизни учащихся;
- осваивать новые методы деятельности в процессе обучения школьников, предполагающие использование здоровьесберегающих технологий на уроках.
С первых минут урока, с приветствия нужно создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой, т.к. у учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя. Не составляет исключения в этом смысле и организация начала урока технологии. Четкая организация урока способствует выработке у учащихся умений планировать, организовывать свою деятельность.
Ещё один организационный момент начала урока связан с проверкой состояния кабинета, учебного оборудования, рабочих мест и проверкой отсутствующих. Учитель ещё на перемене должен проверить подготовку кабинета к работе: состояние парт (верстаков), станков (при необходимости), доски, освещённость, а также проветрить помещение. А каждый ученик должен быть приучен своевременно до начала урока приводить свое рабочее место в порядок: положить на стол нужные тетради, книги, другие учебные принадлежности и убрать с него все лишнее, если оно есть. Учащиеся должны быть готовы и к выполнению обязанностей дежурных, от которых следует добиваться того, чтобы учебное помещение к началу каждого урока было проветрено и убрано, классная доска вымыта, находились на своем месте чистая влажная тряпка и мел. Более того, учитель должен быть всегда готов помочь учащимся в решении этих вопросов
Огромное значение в предупреждении утомления является четкая организация учебного труда. Не всем учащимся легко дается технология, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах как на местах, так и у верстаков и станков, где ведомый, более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища. Хорошим антистрессовым моментом на уроке является стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ. При оценке такой работы необходимо учитывать не только полученный результат, но и степень усердия ученика. В конце урока нужно обсудить не только то, что усвоено нового, но выяснить, что понравилось на уроке, какие вопросы хотелось бы повторить, задания какого типа выполнить.
Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому задача учителя – помочь ученику преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность. Учитель должен постоянно заботиться о сохранении психического здоровья детей в норме, повышать устойчивость нервной системы учащихся в преодолении трудностей. Необходимо постоянно заботиться о том, чтобы привести в согласие притязания ученика и его возможности.
Не нужно забывать и о том, что отдых – это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока нужно не допускать однообразия работы. В норме должно быть 4–7 смен видов деятельности на уроке (опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, практические занятия, игровые, соревновательные моменты). Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал. Для этого очень полезно развивать зрительную память, использовать различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом).
Уроки технологии дают возможность переключения учащихся с умственной деятельности на физическую, более эмоциональную.
Осуществление идеи организации здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса приводит к необходимости использования динамических пауз (физкультминуток) на каждом уроке. Известно, что просидеть на уроке 40 минут достаточно сложно не только первокласснику, но и старшекласснику. Потраченное время окупается усилением работоспособности, а главное, укреплением здоровья учащихся.
В начале учебного дня, на первом уроке, можно провести точечный массаж биологически активных точек лица и головы, чтобы окончательно «разбудить» детей и задать соответствующий рабочий настрой на целый учебный день. При массаже активизируется кровообращение в кончиках пальчиков, что предотвращает застой крови не только в руках, но и во всем теле, так как кончики пальцев непосредственно связаны с мозгом.
Массаж проводится в следующей последовательности:
1) точка на лбу между бровями («третий глаз»);
2) парные точки по краям крыльев носа (помогает восстановить обоняние);
3) точка посередине верхнего края подбородка;
4) парные точки в височных ямках;
5) три точки на затылке в углублениях;
6) парные точки в области козелка уха.
В конце урока нужно обсудить не только то, что усвоено нового, но выяснить, что понравилось на уроке, какие вопросы хотелось бы повторить, задания какого типа выполнить. Полезно строить графики настроения на протяжении урока. В ходе проведения данного вида работы эмоциональный настрой учеников заметно повышается после проведения динамических пауз.
Большое значение на уроках технологии имеет соблюдение правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований, которые направлены на предупреждение травматизма и сохранение здоровья учащихся.
Здоровьесберегающая среда – это среда педагогической культуры.
- Не спешите ставить отметку, особенно плохую.
- Делайте ребенку замечания так, чтобы не уронить его авторитет в классе, лучше конфиденциально, выражая не свое раздражение, а желание помочь.
- Не делайте бесконечные замечания.
- Проследите, сколько слов с частицей «НЕ» у Вас в речи. Это тоже форма психологического насилия.
- Помощь не должна быть навязчивой, предлагайте ее, если ребенок мотивирован на нее.
- Не сравнивайте одного ребенка с другими, более успешными в настоящее время.
- Оптимистически прогнозируйте учебную деятельность ребенка.
- Создавайте ситуации успеха для каждого ребенка.
- Пытайтесь разобраться в причинах неудач ребенка.
- Помните, что знания и умения ребенка, приобретаемые в школе - еще не вся его жизнь; самое главное - каким он вырастет человеком, гражданином, семьянином, не потеряет ли любовь к познанию, саморазвитию.
- Ребенок имеет право быть не таким, каким хотите его видеть Вы.
- Помните, что проблемы ребенка с учебой и поведением всегда носят комплексный характер. Никогда специалист, к которому Вы направили ребенка, один не сможет справиться с проблемой: Вам тоже придется подключаться. Поэтому сохраняйте с ним тесный контакт, просите советов.
- После проведения профилактических медицинских осмотров и психологического обследования - расспрашивайте специалистов конкретно по каждому ребенку.
- Если вы не можете научить ребенка, это еще не значит, он не обучаем или что Вы - плохой специалист. Там, где есть общение людей, бывают случаи плохой психофизиологической совместимости. Может быть, у другого педагога этот ребенок будет успешнее.
- Никогда не рассказывайте родителю одного ребенка о проблемах чужого ребенка (или его родителей), тем более о диагнозах, которые Вы смогли узнать. Пресекайте такого рода обсуждения среди взрослых, если они не инициированы самими родителями ребенка.
- Старайтесь привлекать больше разных взрослых к воспитанию детей: людей культуры, науки, замечательных бабушек
Самообразование идет путем ознакомления с работами коллег, научной литературой по проблеме здоровьесбережения:
– отслеживание новых материалов по здоровьесбережению;
– выступление на МО школы-интерната по вопросам соблюдения требований при работе за учебным оборудованием (станками);
– сотрудничество с учителями физической культуры и биологии (химии) по вопросам здоровьесбережения;
– проведение открытых уроков;
– публикация материалов на различных информационных ресурсах.
В школе ежедневно организуются динамические перемены: в спортивном классе ребята занимаются теннисом, играют. Проводится профилактика простудных заболеваний. Благодаря комплексному подходу к здоровьесбережению школьников и я вношу свою лепту в формирование и укрепления здоровья учащихся, осуществляя индивидуально-дифференцированный, массовый подходы в оздоровительно-развивающей работе с учащимися в урочное и во внеурочное время.
Правильно организуя и используя разнообразные формы здоровьесбережения в образовательном процессе, я способствую сохранению и укреплению здоровья ребёнка.