Север…Само это слово овеяно романтикой. Своеобразие природы края, богатство недр, растительного и животного мира, речные и водные просторы, наличие свободных земель с давних пор манили к себе людей.
Начало освоения Севера восходит к древнейшим временам истории славян, селившихся на свободных землях по соседству с местными племенами. В дальнейшем большие исторические события не раз выплескивали на Север волны переселенцев. Среди них были отважные землепроходцы, открывавшие берега могучих северных рек, крестьян, бежавших от крепостной зависимости, нашествий чужеземцев, религиозных преследований, ссыльные опальные люди, борцы «за веру», профессиональные революционеры.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Север…Само это слово овеяно романтикой. Своеобразие природы края, богатство недр, растительного и животного мира, речные и водные просторы, наличие свободных земель с давних пор манили к себе людей.
Начало освоения Севера восходит к древнейшим временам истории славян, селившихся на свободных землях по соседству с местными племенами. В дальнейшем большие исторические события не раз выплескивали на Север волны переселенцев. Среди них были отважные землепроходцы, открывавшие берега могучих северных рек, крестьян, бежавших от крепостной зависимости, нашествий чужеземцев, религиозных преследований, ссыльные опальные люди, борцы «за веру», профессиональные революционеры.
Два обстоятельства сыграли важную роль в особых путях развития Севера. Здесь не знали татаро – монгольского ига, не было на Севере и помещичьей формы крепостного права. Все это способствовало формированию свободолюбивого характера жителей Севера, более полному выявлению творческих сил народа, но отнюдь не означало беззаботного существования. Войны, поборы монастырей и государства тяжелым бременем ложились на печи крестьянства. Суровый климат осложнял ведение земледелия. Поэтому с давних пор подспорьем ему служили промыслы и ремесла, получившие здесь особенное развитие и распространение. С удивительной нежностью пишет о нашем крае Н.В.Тарановская в своей книге «Маленькие чудеса» - «…Пять могучих рек протекает по землям Русского Севера. Все они несут свои воды в «окиян – море», как поется в песнях и былинах. И во всем пятиречье нет края богаче народными художествами и всевозможными узорочьями, чем Северная Двина».
В свое время леса тесной стеной окружали деревни и села. И потому, что вокруг были леса, дерево вошло в русское народное искусство. «Организовав сильного северного человека, природа дала ему материал для творчества – дерево, материал нежный, податливый и живой.» И.Евдокимов «Север в истории русского искусства»».
Многообразны приемы и способы обработки дерева, они составляют два взаимосвязанных вида народного мастерства – резьбу и роспись.
Северное крестьянство испокон веков славилось замечательными народными мастерами – резчиками по дереву. Резьбу можно встретить также на кости или камне, делается это специальными инструментами.
С давних пор избы украшались фантастическими коньками, их вырубали топором из корневищ деревьев. Считалось, что коньки приносят дому счастье. Чудесной резьбой покрывали мастера мебель: спинки стульев и кроватей, крышки ларцов и сундуков.
Замечательной резьбой украшались белокаменные старинные русские церкви. Здесь можно было увидеть и ангелов и птиц, и самых фантастических животных, как будто взятых из древних сказаний и мифов.
Если резьба по дереву на Севере была распространена повсеместно и развивалась главным образом в сфере домашнего крестьянского хозяйства, то росписи формировались в промыслы. Изделия одних центров расходились в ближайших селениях, другие продавались на ярмарках и базарах по всему краю и даже за его пределами. На протяжении 18 – 19 веков в бассейне Северной Двины и ее притоков, Мезени и Печеры сложились множество очагов народных росписей: Пермогорье, Борок, Пучуга, Нижняя Тойма, Ракулка, Усть - Цильма и т.д.
В каждом доме живут и служат нам различные предметы, и если их коснулась рука художника или народного умельца, они становятся произведением декоративно – прикладного искусства. Прикладное и значит то, к чему приложено умение, искусство.
Декоративное искусство наиболее прочно связано с повседневной жизнью и бытом человека. Именно поэтому выработка у обучающихся способности чувствовать и понимать эстетические начала, декоративного искусства, осознавать единство функционального и эстетического значения вещи важно для формирования культуры быта нашего народа, культуры труда, культуры человеческих отношений на занятиях по разделу «декоративно – прикладное искусство» формируются такие черты характера, как настойчивость, целенаправленность, трудолюбие. Дети воспитывают в себе важнейшие производственные навыки.
В выполнении всех выше названных задач многое зависит от педагога, который, прежде всего, должен хорошо знать свой предмет, уметь влиять на учащегося силой своего убеждения, уметь систематически анализировать проведенные уроки. Педагог должен хорошо знать интересы учащихся, уважать их достоинство, вселять им веру в свои силы, воспитывать у них настойчивость.
Нарядность, содержательность изделий народных промыслов создает атмосферу праздничности, вызывает приподнятое настроение. Оживляет повседневную жизнь людей, помогает изделиям стать «главным действующим лицом» в торжественных случаях.
Около ста лет назад выдающийся историк русской культуры В.В. Стасов писал: «…предметы, относящиеся к бытовой народной жизни, с каждым годом все быстрее и быстрее исчезают из употребления, уступая место предметам новейшего происхождения и формы, которые без сомнения более прежних соответствуют удобствам и потребностям современной жизни, но при этом утрачивает качества наследованные от прежних эпох народного творчества – самобытную оригинальность, наивность и красоту. Поэтому-то теперь самое время собирать и издавать эти предметы: уже слишком ясно всякому наблюдателю народной жизни, что пройдет еще несколько десятилетий, даже, быть может лет – и предметы бытовой народной жизни окончательно исчезнут, не оставив о себе никакого следа».
До недавних пор существовало мнение, что народные промыслы должны замкнуться в круге тем, присущих им с давних времен, что современная тематика для них, с их традиционными приемами, является неорганичной. Но народное искусство всегда шло от жизненных явлений – в этом самая суть, сокровенный и основной смысл традиции. Ей свойственно развиваться вместе с жизнью. Иначе это уже не традиция, а искусственное замораживание определенных художественных приемов в кругу тематики.
«Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом. Сохранено, что народ пронес через столетия».
«Народное творчество, как и жизнь, никогда не стояло на месте, появлялись всегда разные новинки, которые примешивались к старому, впитывались в общее целое, перерабатывались, переваривались, и получалось, хотя и родственное, но уже, дальнейшее…». Эти слова принадлежат известному русскому художнику И.Я. Гонлибину, проявляющему большой интерес к Северу. Существенные изменения происходят в самом народном творчестве, в темах его развития, понять эти изменения невозможно без глубокого знания как старого наследия, так всего современного народного искусства – прошлое и настоящее в культуре народа неразрывны.
Ознакомление с народным искусством начинается с наиболее характерного его вида нашей области – росписи.
Из поколения в поколение передавались секреты народного мастерства. Учащиеся на занятиях ДПИ знакомятся с историей и художественными традициями промысла «Беломорские узоры», овладевают приемами их работы. Чтобы у ребят сложилось более глубокое представление о росписях и зародилось чувство гордости и понимания народного мастерства, необходимо определить направленность программы, которая может быть следующей:
- изучение истории северного прикладного искусства (посещение музеев, рассматривание альбомов, изучение литературы, написание рефератов, сочинений и др.);
- копирование лучших образцов;
- изучение элементов и приемов кистевой росписи;
- продолжение упражнений на закрепление навыков в рисовании кончиком кисти и примакиванием;
- выполнение практических работ по росписи в эскизах;
- выполнение творческих предложений по своему замыслу.
Декоративно – прикладное искусство всегда сочетало реальность и сказочность. Листья и плоды, катание на тройках – рядом грифоны, фантастические единороги, птица Сирин, пришедшие из далекой гомеровской древности, из мифов и сказок.
Полюбив то, что его окружает, ребенок лучше поймет и оценит то, что присуще всему народному искусству, что объединяет все виды, увидит то, что отличает их друг от друга в зависимости от природных условий, занятий местных жителей, обычаев, их вкусов.
В основу содержания программы положены сведения о работе народных промыслов, самодеятельных и профессиональных мастеров, опыт передовых педагогов страны, методические разработки.
Обучение студийцев по разделу «Художественная роспись» предполагает решение следующих задач:
- раскрыть перед учащимися истоки и роль народного творчества декоративно – прикладного искусства и духовно – материальной жизни общества, привить любовь к традиционному народному искусству, воспитать общую эстетическую культуру, художественный вкус, развивать художественные творческие способности.
Содержание теоретического обучения предусматривает ознакомление учащихся с народными художественными промыслами, основами композиции, материаловедения для художественных работ, с технологией художественной обработки дерева и т.п.
Теоретический материал по разделу «Основы композиции» усваивается в сочетании с упражнениями и практическими работами, в процессе которых учащиеся создают собственные композиции изделий в традициях промысла. При этом обучающиеся, должны не просто копировать образцы народного искусства, а творчески использовать изученные традиционные элементы и мотивы орнамента, формы изделий, оперируя ими по – своему, опираясь на художественные традиции местного промысла.
Каждое практическое занятие начинается с инструктажа (вводного, текущего и заключительного), направленного на правильное и безопасное выполнение работ, бережное отношение к инструменту, оборудование, а также экономное расходование материалов, эффективное использование учебного времени.
Весь процесс обучения должен быть творческим, носить воспитательный характер, а выполненные изделия иметь яркий колорит и высокое качество исполнения, отвечать функциональным и эстетическим требованиям, быть общественно полезными.
После окончания обучения в творческой мастерской (а это 3 года и более) подростки должны уметь конкретно:
- подготовить рабочее место, инструменты, материал для выполнения работ по резьбе, росписи и мозаике из дерева;
- разрабатывать несложные эскизы для выполнения резьбы и росписи по дереву;
- перевести эскиз росписи на изделие с помощью кальки;
- выполнить роспись на токарных изделиях по эскизу;
- знать качество и свойства красок, приемы составления красок, применяемых при росписи, номера кистей и их качество.
В заключение можно привести слова А.С.Макаренко: «Мы хорошо знаем, насколько веселее и счастливее живут люди, которые многое умеют делать, у которых все удается и спорится, которые не потеряются ни при каких обстоятельствах, которые умеют владеть вещами и командовать ими. И наоборот, всегда вызывают нашу жалость те люди, которые перед каждым пустяком становятся в тупик, которые не умеют обслуживать самих себя. А всегда нуждаются то в няньках, то в дружеской услуге, то в помощи, а если им никто не поможет, живут в неудобной обстановке, неряшливо, грязно, растерянно».
Приобщение детей к народному искусству, к овладению его приемами вовсе не означает, что все обучающиеся будут работать в системе художественных промыслов. Эстетическая значимость общения с произведениями народного искусства, с самим процессом изготовления нужных и полезных в жизни вещей, умение создавать их на первых порах гораздо важнее для общего художественного развития ребят, воспитания в них здорового нравственного начала, уважения к труду, познания даже в какой – то мере самого себя, развития художественного вкуса на образцах, не подвластных капризам моды.
От приобщения юношества к искусству, и прежде всего к народному, в решающей мере зависит формирование восприимчивости мира прекрасного, стремления жить и трудиться по законам красоты.
Народное искусство в силу его близости детскому восприятию и творческим проявлениям – действенное средство развития художественно – творческих способностей детей и юношества.
Знакомство с произведениями народного искусства не только воспитывает художественный вкус детей, но и пробуждает в них желание самим заняться творчеством и исследовательской работой. Для этого необходимы следующие сведения: название, место промысла, содержание и назначение предметов, характерные особенности вида и средства выразительности, искусство орнамента, цветовая гамма, композиция в народном и декоративно – прикладном искусстве.
Пять функций народного искусства:
Праздничная.
Утилитарная.
Сувенирная.
Коммуникативная.
Эстетическая.
Освоение мастерства:
Повтор.
Вариации.
Импровизации.
В заключении хотелось бы привести стихи Е. Меркурьевой про моих девочек: