Программные задачи: Уточнять и расширять знания детей о природе Севера (погоде, растениях, животных). Учить детей делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях между природным окружением и жизнью растений и животных. Развивать познавательный интерес и активность на занятии. Развивать логическое мышление, речь, сенсорные эталоны. Продолжать учить отвечать на вопросы аргументировано и полно. Воспитывать любовь к природе, формировать эстетическое отношение к миру природы.
Предварительная работа: рассматривание картин о природе Севера, чтение рассказа Б. Коробейникова «Умка и Томка из снежного дома», чтение стихотворения Р. Фардахи «Твои друзья на Севере», книги Р. Киплинга «Белый котик».
Материал: Картины, иллюстрации, фото с изображением Севера, макет «Север», картинки с дидактической игрой «Четвертый лишний». За 30 минут до занятия вместе с детьми вынести на мороз баночки с водой: одна баночка тщательно завернута в бумагу, другая - укутана мехом, третья – ничем не укрыта.
Организационный момент: Приветствие.
Ход занятия: Воспитатель предлагает рассмотреть детям ландшафт «Север» (без животных) вспомнить, что они знают про этот край. - Какая природа на Севере? (Кругом лежит снег и лед). - А что еще вы видите на макете? (Ледяные горы, плавающие льдины, айсберги). - Расскажите о погодных условиях на Севере. (Зима долгая, холодная, длится почти полгода. Лето очень короткое). - Что растет на севере? (цветы, грибы, ягоды). Рассматривание картины «Животные Севера». - Ребята, давайте посмотрим, какие животные и птицы живут на Севере (Нерпа, баклан, северный олень, куропатка, лисица, зайца, росомаха, беркут, лемминг, орлан белохвостый). Воспитатель предлагает детям составить загадку описательного характера. - Какого цвета мех бывает у животных Севера? (Белый). Белую шубу носят полярные медведи и полярные медведи и лисы, песцы и полярные мыши. Так им легче спрятаться среди снежных равнин тундры. А вот у тюленя нет меховой шубы, что же его греет (толстый слой жира, это тоже шуба, только подкожная). Воспитатель предлагает детям составить загадку описательного характера. Северный олень – домашнее животное жителей Севера, их запрягают в упряжку, и они помогают людям перевозить тяжелый груз. Росомаха – может напасть на северного оленя. Лемминг – маленький зверек, мех густой и пушистый и т. д. Воспитатель предлагает речевое упражнение с использованием предметных картинок.
Задание: «Закончи предложение». - Чьи рога показались над холмом? (Оленьи). - Это идет большой …. (Олень). За ним идет мама…(олениха) с маленьким …(олененком). - В море плывет ….(морж) с мамой…(моржихой) и маленьким. (моржонком). - На нас смотрит огромный…(тюлень). Рядом с ним - мама…(тюлениха) с маленьким…(тюлененком).
Физкультминутка. «Животные Севера». Дети вместе с педагогом имитируют движения животных: полет чайки, позу тюленя, бег северного оленя, плавание моржа.
Игра «Бывает-ли это на Севере?». Дети стоят полукругом. Воспитатель задает вопрос и бросает мяч ребенку. Ребенок ловит мяч и отвечая «да» или «нет», бросает назад воспитателю. Вопросы: - На Севере шумят леса? (Нет). - На Севере лежат снега? (Да). - Ночь бывает полгода? (Да). - День бывает полгода? (Да). - Белки живут на Севере? (Нет). - На Севере летом тает снег? (Нет). - На Севере живут пингвины? (Да). - Летом на Севере много птиц? (Да). - Летом люди купаются в океане? (Нет). - Киты приплывают на Север растить детенышей? (Да). - Белые киты живут в берлоге? (Нет).
Воспитатель: Ребята, а теперь давайте вспомним, какие растения Севера мы знаем? Растительный мир Севера беден, но все же, есть здесь даже цветы: полярный мак, разноцветные камнеломки. А еще у нас растут грибы и ягоды, лишайники, карликовые деревца, больше похожие на кустарники, например карликовая береза. В Северной аптеке есть лекарства и для животных, больные звери сами находят себе нужные лекарства. Например, олени питаются ягелем, в нем много витаминов, во время войны, когда не было ваты, его использовали для перевязки раненых солдат, ведь ягель мягкий как губка. На болоте растет вкусная ягода и полезная ягода – морошка. Игра «Найди листок». Воспитатель предлагает детям изображения растительного мира Севера (рябины, березы, брусники, мать-мачехи, подорожника, ромашки) и листья этих растений. Дети должны найти, чей лист. Удивительна природа севера – холодная и ласковая. Она всегда придет на помощь человеку и животным. Она как добрая кормилица накормит, а северная аптека вылечит. Но не следует забывать, что только при бережном отношении она будет нашим другом.
Опыты с водой. Теперь детям предстоит узнать, как северные животные живут в таком суровом краю. Для этого нужно провести наблюдение. (Баночки выставленные до занятия, заносят в группу). Дети описывают состояние воды: - Вода в банке, которую ничем не закрывали, замерзла. - Вода в банке, которую закрывали бумагой, замерзла. - Вода в банке, которую укутали в мех, не замерзла. Вопросы детям: - Почему вода замерзла в первой банке? (На улице мороз, а вода на морозе замерзает). - Почему вода замерзла во второй банке? (Бумага не может удержать тепло, поэтому тоже замерзла). - Почему вода в третьей банке не замерзла? (Мех удерживает тепло, не дает ему улетучится). Вывод: Вот почему у большинства животных Севера шкура покрыта густым теплым мехом. - Ребята, вам понравились наши путешествия по Северу? Север – очень своеобразная часть нашей планеты Земля. Мы полюбили Север, он стал нашим другом, потому что ему так нужно наше тепло и доброе отношение.Программные задачи: Уточнять и расширять знания детей о природе Севера (погоде, растениях, животных). Учить детей делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях между природным окружением и жизнью растений и животных. Развивать познавательный интерес и активность на занятии. Развивать логическое мышление, речь, сенсорные эталоны. Продолжать учить отвечать на вопросы аргументировано и полно. Воспитывать любовь к природе, формировать эстетическое отношение к миру природы.
Предварительная работа: рассматривание картин о природе Севера, чтение рассказа Б. Коробейникова «Умка и Томка из снежного дома», чтение стихотворения Р. Фардахи «Твои друзья на Севере», книги Р. Киплинга «Белый котик».
Материал: Картины, иллюстрации, фото с изображением Севера, макет «Север», картинки с дидактической игрой «Четвертый лишний». За 30 минут до занятия вместе с детьми вынести на мороз баночки с водой: одна баночка тщательно завернута в бумагу, другая - укутана мехом, третья – ничем не укрыта.
Организационный момент: Приветствие.
Ход занятия: Воспитатель предлагает рассмотреть детям ландшафт «Север» (без животных) вспомнить, что они знают про этот край. - Какая природа на Севере? (Кругом лежит снег и лед). - А что еще вы видите на макете? (Ледяные горы, плавающие льдины, айсберги). - Расскажите о погодных условиях на Севере. (Зима долгая, холодная, длится почти полгода. Лето очень короткое). - Что растет на севере? (цветы, грибы, ягоды). Рассматривание картины «Животные Севера». - Ребята, давайте посмотрим, какие животные и птицы живут на Севере (Нерпа, баклан, северный олень, куропатка, лисица, зайца, росомаха, беркут, лемминг, орлан белохвостый). Воспитатель предлагает детям составить загадку описательного характера. - Какого цвета мех бывает у животных Севера? (Белый). Белую шубу носят полярные медведи и полярные медведи и лисы, песцы и полярные мыши. Так им легче спрятаться среди снежных равнин тундры. А вот у тюленя нет меховой шубы, что же его греет (толстый слой жира, это тоже шуба, только подкожная). Воспитатель предлагает детям составить загадку описательного характера. Северный олень – домашнее животное жителей Севера, их запрягают в упряжку, и они помогают людям перевозить тяжелый груз. Росомаха – может напасть на северного оленя. Лемминг – маленький зверек, мех густой и пушистый и т. д. Воспитатель предлагает речевое упражнение с использованием предметных картинок.
Задание: «Закончи предложение». - Чьи рога показались над холмом? (Оленьи). - Это идет большой …. (Олень). За ним идет мама…(олениха) с маленьким …(олененком). - В море плывет ….(морж) с мамой…(моржихой) и маленьким. (моржонком). - На нас смотрит огромный…(тюлень). Рядом с ним - мама…(тюлениха) с маленьким…(тюлененком).
Физкультминутка. «Животные Севера». Дети вместе с педагогом имитируют движения животных: полет чайки, позу тюленя, бег северного оленя, плавание моржа.
Игра «Бывает-ли это на Севере?». Дети стоят полукругом. Воспитатель задает вопрос и бросает мяч ребенку. Ребенок ловит мяч и отвечая «да» или «нет», бросает назад воспитателю. Вопросы: - На Севере шумят леса? (Нет). - На Севере лежат снега? (Да). - Ночь бывает полгода? (Да). - День бывает полгода? (Да). - Белки живут на Севере? (Нет). - На Севере летом тает снег? (Нет). - На Севере живут пингвины? (Да). - Летом на Севере много птиц? (Да). - Летом люди купаются в океане? (Нет). - Киты приплывают на Север растить детенышей? (Да). - Белые киты живут в берлоге? (Нет).
Воспитатель: Ребята, а теперь давайте вспомним, какие растения Севера мы знаем? Растительный мир Севера беден, но все же, есть здесь даже цветы: полярный мак, разноцветные камнеломки. А еще у нас растут грибы и ягоды, лишайники, карликовые деревца, больше похожие на кустарники, например карликовая береза. В Северной аптеке есть лекарства и для животных, больные звери сами находят себе нужные лекарства. Например, олени питаются ягелем, в нем много витаминов, во время войны, когда не было ваты, его использовали для перевязки раненых солдат, ведь ягель мягкий как губка. На болоте растет вкусная ягода и полезная ягода – морошка. Игра «Найди листок». Воспитатель предлагает детям изображения растительного мира Севера (рябины, березы, брусники, мать-мачехи, подорожника, ромашки) и листья этих растений. Дети должны найти, чей лист. Удивительна природа севера – холодная и ласковая. Она всегда придет на помощь человеку и животным. Она как добрая кормилица накормит, а северная аптека вылечит. Но не следует забывать, что только при бережном отношении она будет нашим другом.
Опыты с водой. Теперь детям предстоит узнать, как северные животные живут в таком суровом краю. Для этого нужно провести наблюдение. (Баночки выставленные до занятия, заносят в группу). Дети описывают состояние воды: - Вода в банке, которую ничем не закрывали, замерзла. - Вода в банке, которую закрывали бумагой, замерзла. - Вода в банке, которую укутали в мех, не замерзла. Вопросы детям: - Почему вода замерзла в первой банке? (На улице мороз, а вода на морозе замерзает). - Почему вода замерзла во второй банке? (Бумага не может удержать тепло, поэтому тоже замерзла). - Почему вода в третьей банке не замерзла? (Мех удерживает тепло, не дает ему улетучится). Вывод: Вот почему у большинства животных Севера шкура покрыта густым теплым мехом. - Ребята, вам понравились наши путешествия по Северу? Север – очень своеобразная часть нашей планеты Земля. Мы полюбили Север, он стал нашим другом, потому что ему так нужно наше тепло и доброе отношение.