kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Роль родного языка в обучении детей коренной национальности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статиье описывается роль родного языка в обучении детей коренной национальности русскому языку. Родной язык является одним из интересных приёмов, который помогает детям севера в адаптационный период в школе-интернате. В педагогической системе К.Д. Ушинского центральное место занимает учение о родном языке как основе  в обучения и воспитания ребенка. Языку, его роли в формировании личности он придавал огромное значение. Родной язык, по Ушинскому, является хранилищем результатов познавательной деятельности многих поколений. В языке он видел ту живую связь, которая соединяет прошлые, настоящие и будущие поколения в единое целое. Посредством языка народ закрепляет в истории и передает в наследие потомкам многовековой опыт своей трудовой и умственной деятельности, результата духовной жизниВ педагогической системе К.Д. Ушинского центральное место занимает учение о родном языке как основе  в обучения и воспитания ребенка. Языку, его роли в формировании личности он придавал огромное значение. Родной язык, по Ушинскому, является хранилищем результатов познавательной деятельности многих поколений. В языке он видел ту живую связь, которая соединяет прошлые, настоящие и будущие поколения в единое целое. Посредством языка народ закрепляет в истории и передает в наследие потомкам многовековой опыт своей трудовой и умственной деятельности, результата духовной жизниВ педагогической системе К.Д. Ушинского центральное место занимает учение о родном языке как основе  в обучения и воспитания ребенка. Языку, его роли в формировании личности он придавал огромное значение. Родной язык, по Ушинскому, является хранилищем результатов познавательной деятельности многих поколений. В языке он видел ту живую связь, которая соединяет прошлые, настоящие и будущие поколения в единое целое. Посредством языка народ закрепляет в истории и передает в наследие потомкам многовековой опыт своей трудовой и умственной деятельности, результата духовной жизниВ педагогической системе К.Д. Ушинского центральное место занимает учение о родном языке как основе  в обучения и воспитания ребенка. Языку, его роли в формировании личности он придавал огромное значение. Родной язык, по Ушинскому, является хранилищем результатов познавательной деятельности многих поколений. В языке он видел ту живую связь, которая соединяет прошлые, настоящие и будущие поколения в единое целое. Посредством языка народ закрепляет в истории и передает в наследие потомкам многовековой опыт своей трудовой и умственной деятельности, результата духовной жизниВ педагогической системе К.Д. Ушинского центральное место занимает учение о родном языке как основе  в обучения и воспитания ребенка. Языку, его роли в формировании личности он придавал огромное значение. Родной язык, по Ушинскому, является хранилищем результатов познавательной деятельности многих поколений. В языке он видел ту живую связь, которая соединяет прошлые, настоящие и будущие поколения в единое целое. Посредством языка народ закрепляет в истории и передает в наследие потомкам многовековой опыт своей трудовой и умственной деятельности, результата духовной жизниВ педагогической системе К.Д. Ушинского центральное место занимает учение о родном языке как основе  в обучения и воспитания ребенка. Языку, его роли в формировании личности он придавал огромное значение. Родной язык, по Ушинскому, является хранилищем результатов познавательной деятельности многих поколений. В языке он видел ту живую связь, которая соединяет прошлые, настоящие и будущие поколения в единое целое. Посредством языка народ закрепляет в истории и передает в наследие потомкам многовековой опыт своей трудовой и умственной деятельности, результата духовной жизниВ педагогической системе К.Д. Ушинского центральное место занимает учение о родном языке как основе  в обучения и воспитания ребенка. Языку, его роли в формировании личности он придавал огромное значение. Родной язык, по Ушинскому, является хранилищем результатов познавательной деятельности многих поколений. В языке он видел ту живую связь, которая соединяет прошлые, настоящие и будущие поколения в единое целое. Посредством языка народ закрепляет в истории и передает в наследие потомкам многовековой опыт своей трудовой и умственной деятельности, результата духовной жизниВ педагогической системе К.Д. Ушинского центральное место занимает учение о родном языке как основе  в обучения и воспитания ребенка. Языку, его роли в формировании личности он придавал огромное значение. Родной язык, по Ушинскому, является хранилищем результатов познавательной деятельности многих поколений. В языке он видел ту живую связь, которая соединяет прошлые, настоящие и будущие поколения в единое целое. Посредством языка народ закрепляет в истории и передает в наследие потомкам многовековой опыт своей трудовой и умственной деятельности, результата духовной жизниВ педагогической системе К.Д. Ушинского центральное место занимает учение о родном языке как основе  в обучения и воспитания ребенка. Языку, его роли в формировании личности он придавал огромное значение. Родной язык, по Ушинскому, является хранилищем результатов познавательной деятельности многих поколений. В языке он видел ту живую связь, которая соединяет прошлые, настоящие и будущие поколения в единое целое. Посредством языка народ закрепляет в истории и передает в наследие потомкам многовековой опыт своей трудовой и умственной деятельности, результата духовной жизниВ педагогической системе К.Д. Ушинского центральное место занимает учение о родном языке как основе  в обучения и воспитания ребенка. Языку, его роли в формировании личности он придавал огромное значение. Родной язык, по Ушинскому, является хранилищем результатов познавательной деятельности многих поколений. В языке он видел ту живую связь, которая соединяет прошлые, настоящие и будущие поколения в единое целое. Посредством языка народ закрепляет в истории и передает в наследие потомкам многовековой опыт своей трудовой и умственной деятельности, результата духовной жизниВ педагогической системе К.Д. Ушинского центральное место занимает учение о родном языке как основе  в обучения и воспитания ребенка. Языку, его роли в формировании личности он придавал огромное значение. Родной язык, по Ушинскому, является хранилищем результатов познавательной деятельности многих поколений. В языке он видел ту живую связь, которая соединяет прошлые, настоящие и будущие поколения в единое целое. Посредством языка народ закрепляет в истории и передает в наследие потомкам многовековой опыт своей трудовой и умственной деятельности, результата духовной жизниВ педагогической системе К.Д. Ушинского центральное место занимает учение о родном языке как основе  в обучения и воспитания ребенка. Языку, его роли в формировании личности он придавал огромное значение. Родной язык, по Ушинскому, является хранилищем результатов познавательной деятельности многих поколений. В языке он видел ту живую связь, которая соединяет прошлые, настоящие и будущие поколения в единое целое. Посредством языка народ закрепляет в истории и передает в наследие потомкам многовековой опыт своей трудовой и умственной деятельности, результата духовной жизниВ педагогической системе К.Д. Ушинского центральное место занимает учение о родном языке как основе  в обучения и воспитания ребенка. Языку, его роли в формировании личности он придавал огромное значение. Родной язык, по Ушинскому, является хранилищем результатов познавательной деятельности многих поколений. В языке он видел ту живую связь, которая соединяет прошлые, настоящие и будущие поколения в единое целое. Посредством языка народ закрепляет в истории и передает в наследие потомкам многовековой опыт своей трудовой и умственной деятельности, результата духовной жизниВ педагогической системе К.Д. Ушинского центральное место занимает учение о родном языке как основе  в обучения и воспитания ребенка. Языку, его роли в формировании личности он придавал огромное значение. Родной язык, по Ушинскому, является хранилищем результатов познавательной деятельности многих поколений. В языке он видел ту живую связь, которая соединяет прошлые, настоящие и будущие поколения в единое целое. Посредством языка народ закрепляет в истории и передает в наследие потомкам многовековой опыт своей трудовой и умственной деятельности, результата духовной жизниВ педагогической системе К.Д. Ушинского центральное место занимает учение о родном языке как основе  в обучения и воспитания ребенка. Языку, его роли в формировании личности он придавал огромное значение. Родной язык, по Ушинскому, является хранилищем результатов познавательной деятельности многих поколений. В языке он видел ту живую связь, которая соединяет прошлые, настоящие и будущие поколения в единое целое. Посредством языка народ закрепляет в истории и передает в наследие потомкам многовековой опыт своей трудовой и умственной деятельности, результата духовной жизниВ педагогической системе К.Д. Ушинского центральное место занимает учение о родном языке как основе  в обучения и воспитания ребенка. Языку, его роли в формировании личности он придавал огромное значение. Родной язык, по Ушинскому, является хранилищем результатов познавательной деятельности многих поколений. В языке он видел ту живую связь, которая соединяет прошлые, настоящие и будущие поколения в единое целое. Посредством языка народ закрепляет в истории и передает в наследие потомкам многовековой опыт своей трудовой и умственной деятельности, результата духовной жизниВ педагогической системе К.Д. Ушинского центральное место занимает учение о родном языке как основе  в обучения и воспитания ребенка. Языку, его роли в формировании личности он придавал огромное значение. Родной язык, по Ушинскому, является хранилищем результатов познавательной деятельности многих поколений. В языке он видел ту живую связь, которая соединяет прошлые, настоящие и будущие поколения в единое целое. Посредством языка народ закрепляет в истории и передает в наследие потомкам многовековой опыт своей трудовой и умственной деятельности, результата духовной жизниВ педагогической системе К.Д. Ушинского центральное место занимает учение о родном языке как основе  в обучения и воспитания ребенка. Языку, его роли в формировании личности он придавал огромное значение. Родной язык, по Ушинскому, является хранилищем результатов познавательной деятельности многих поколений. В языке он видел ту живую связь, которая соединяет прошлые, настоящие и будущие поколения в единое целое. Посредством языка народ закрепляет в истории и передает в наследие потомкам многовековой опыт своей трудовой и умственной деятельности, результата духовной жизни

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«статья "Роль родного языка в обучении детей коренной национальности" »

Роль родного языка в обучении и воспитании детей, не владеющих русской речью.

Язык наш веками отточен,

Как дедовский нож на бруске.

Язык наш без промаха точен,

Как пика в умелой руке.

Л.В.Лапцуй

1.Закон «О языках народов РСФСР» предоставил правовые гарантии для развития и функционирования языков всех народов России как национального достояния государства, являющегося историко-культурным наследием. Язык - душа народа и именно в нем отражается его самобытность, многовековой опыт, мудрость, национальное самосознание»

В педагогической системе К.Д. Ушинского центральное место занимает учение о родном языке как основе в обучения и воспитания ребенка. Языку, его роли в формировании личности он придавал огромное значение. Родной язык, по Ушинскому, является хранилищем результатов познавательной деятельности многих поколений. В языке он видел ту живую связь, которая соединяет прошлые, настоящие и будущие поколения в единое целое. Посредством языка народ закрепляет в истории и передает в наследие потомкам многовековой опыт своей трудовой и умственной деятельности, результата духовной жизни. Язык - явление историческое, способное к бесконечному развитию.

Я работаю в Панаевской школе – интернат, учителем начальных классов и заодно преподаю родной (ненецкий) язык. В моём классе учатся дети, чьи родители ведут кочевой традиционный образ жизни. Хорошее знание родного языка помогает мне в моей педагогической деятельности. Услышав родную речь - дети раскрепощаются и приобретают уверенность в собственных силах, родной язык создаёт ситуацию успеха на любом уроке. В своей работе использую родной язык как основной приём в обучении детей русскому языку, особенно в начальной стадии овладения русским языком.

За много лет наблюдений я заметила, как стремительно с каждым годом теряется драгоценное звучание родного слова. Всё чаще и чаще стали приезжать ребятишки из тундры, которые владеют родным языком на уровне быта. А ведь 30 лет назад, когда я только приехала работать в эту школу, дети тундровиков обладали богатой народной речью. Они хорошо знали устное народное творчество и счёт. А лет 50 назад в школах не изучали родной (ненецкий ) язык, но тем не менее он не становился беднее, потому что была богатая духовная среда, которая окружала и питала ребёнка. Родители, дедушки и бабушки считали своим долгом передавать детям и внукам богатства родной речи. И мы дети слышали и воспринимали красивую , мелодичную и богатую материнскую речь. И с этим запасом ехали учиться русскому языку. Учителя наши проходили специальную подготовку именно для таких детей как я, и если они не владели нашим родным языком, но зато хорошо понимали нашу речь, а иные даже говорили на нашем языке. Наверно именно это давало нам возможность гордиться своим языком и не стесняться своего происхождения.

Сегодня картина в корне изменилась. В педагогическом училище (колледже) перестали готовить учителей для детей коренной национальности, не владеющих русским языком. Если раньше практиканты с педучилища проходили практику в классах, где учатся дети тундровиков, то сегодня это считается необязательным. Всех, кто приезжает к нам на практику стараются определить в класс, где учатся поселковые дети. С нми работать легко, потому что они получили хорошую подготовку в детском саду. Они умеют петь, танцевать, громко рассказывать стихи и т.д. Им помогают родители.

А теперь представьте маленького человечка шести – семи лет, приехавшего из тундры на вертолёте. И то, что он так рано оторвался от родной стихии для него стресс. Он немного понимает русский язык, но чтобы научиться мыслить на чужом языке - этого очень мало! Ребёнок, воспитывавшийся в кочевых условия, во многом отстаёт в развитии от поселкового сверстника. Он не знает букв, цифр, не умеет правильно держать ручку, он не умеет петь, танцевать, он не умеет общаться со сверстниками, у него вообще не развита мелкая моторика и речь. Всё что усвоил в детском саду поселковый ребёнок за 3-4 года, маленькому тундровику придётся усвоить и понять за 1 год подготовительного класса! И это в том случае, если ему попадётся неравнодушный педагог, понимающий и уважающий его как личность.

А ведь большинство учащихся в наших школах учатся по программе «Школа России». Единственная проблема у наших детей – этот языковая. Но этого не нужно бояться. Наши дети прекрасно понимают, что с них требуется, просто в начальной школе, им ещё трудно выразить свои мысли на русском языке. Но на то и учитель, чтобы помочь ребёнку развить речь и научить его мыслить на русском языке.. По окончанию начальной школы дети тундровиков говорят и пишут на русском языке лучше своих русскоговорящих сверстников. Успехов добиться помогает знание и владение учителем родным языком учащихся. Учитель для северной школы, если не владеет языком учащихся, то хотя бы психологические, возрастные и национальные особенности развития ребёнка должен знать на пять!

Большая проблема в северных школах – не хватка учителей родного языка. В педколледже вообще перестали готовить таких специалистов. Отсюда вывод: преподавание родных языков в северных школах отодвигается на задний план. Почему? Кто это отменял? Где и в каком законе об образовании написано, что учитель родного языка не нужен? Ведь это единственный человек - носитель правильной родной (ненецкой, хантыйской или коми) речи. Родители наших детей ведут традиционный кочевой образ жизни. С сентября по апрель дети живут в интернате. И единственный человек, кто связывает их с родной речью – это учитель родного языка или воспитатель, владеющий родным языком. Вот почему каждый человек любящий родной язык и несущий ответственность за его сохранение и умножение должен уметь читать и писать на родном языке ребёнка. И не забывать учение великого педагога К.Д.Ушинского Ребенок, считал Ушинский, начинает усваивать элементы народной культуры уже в раннем возрасте, и прежде всего путем познания родного языка. Для большинства населения страны Ушинский наиболее естественной средой воспитания и обучения дошкольников все же считал семью. В ней дети получают первые впечатления, приобретают элементарные знания, навыки и привычки, развивают свои задатки. Исключительно важную роль в семейном воспитании и обучении дошкольного и раннего школьного возраста Ушинский отводил матери. Мать ближе стоит к детям, проявляет непрестанные заботы о них со дня рождения, лучше понимает их индивидуальные особенности; если она не занята на работе вне дома, то имеет больше возможностей в процессе повседневной жизни влиять на детей в желательном направлении.

В целях сохранения родных языков в округе делается много. Это в первую очередь СМИ. Люди в тундре и посёлке с удовольствием ждут радио и телепередачи на родных языках. Об этом можно сказать ненецкой пословицей – хахана лимбика, сейхана ядемби. (Ушам приятно, сердцу тепло).

Сегодня в округе много делается для развития и сохранения родного языка, одним из новых направлений в образовании – это открытие кочевых детских садов. Но всё это будет пустым времяпровождением если не будет квалифицированного специалиста по родному языку. Я считаю, что в школе, где учатся дети кочевого населения, нужно сократить или вообще убрать часы английского языка, до тех пор пока не будет заложена хорошая база русского языка. Каково же детям, которые только осваивают азы русского языка, а тут тебе и английский!

Родной язык в расписании бывает в неделю всего два часа: 1 час грамматики и 1 час чтения. Разве можно за это время обучить родному литературному языку? Я считаю такое положение родного языка как предмета просто плачевным! В поселковых классах родной совсем не преподаётся, хотя многие родители хотят, что бы их дети изучали родной язык, хотя бы на уровне факультатива или кружка, хотя бы на занятиях слышать звучание родной речи!


Родной язык - это, пожалуй, один из тех предметов, который умеет передать ребёнку связь поколений, приобщить его к культуре своего края, народа, к народным идеалам и искусству, нравственным ценностям, сохранить связь времен и поколений. Это задача современного учителя родного языка и воспитателя интерната..

При подготовке основы для изучения русского языка огромное значение имеет первоначальное обучение на родном языке, поскольку посредством знаний на родном языке дети легко и быстро овладевают вторым языком. Однако здесь необходимо затронуть постепенный переход на русский язык. Это возможно при наличии следующих условий: компетентность преподавателей, актуальность, новизна учебных пособий, уровень речевой подготовки детей, мотивация и так далее. В любом случае изучение родного языка, литературы, истории, культуры необходимо пронести через весь период обучения в школе, так как только таким образом можно будет говорить о продуктивности обучения русскому языку как второму.
Без сомнения, филологическая и культурно- нравственная подготовка преподавателя является не менее важной, поскольку благодаря этим аспектам возникает психологический комфорт, доверие. На основе длительного изучения процессов мышления и речи Л. С. Выготский пришел к следующему выводу: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи» (Выготский Л. С. Умственное развитие в процессе обучения).

В конце своего выступления хочется привести слова ненецкого писателя П.Явтысыя на родном языке.

Сэвни тяхад мэтава вадава,

Хасава вадава яхат юнеӈа.

Мэтини вадени вы яни ниня

Харпо тудрев ялэмдёдараха.

Хасава вадами мэтахавахани

Тюуй сюрням нив юрлиӈгу:

Мань мяни’ ту ни” хабтёриӈгу!


П.Явтысый

Сильна была советская школа и советское образование, если из простых ненцев растила таких писателей!!! Несомненно, что советская школа способствовала изучению и сохранению родных языков малочисленных народностей! Конечно, в развитии северной школы было много ошибок и перегибов, но, тем не менее, государство заботилось о развитии культуры и языков северных народностей не на бумаге.


Пырирко Надежда Айбабаевна

учитель начальных классов

Панаевской школы-интерната

Ямальский район ЯНАО




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
статья "Роль родного языка в обучении детей коренной национальности"

Автор: Пырирко Надежда Айбабаевна

Дата: 06.10.2015

Номер свидетельства: 236857

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Полиязычие-основа формирования поликультурной личности"
    ["seo_title"] => string(54) "poliiazychiieosnovaformirovaniiapolikulturnoilichnosti"
    ["file_id"] => string(6) "274904"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1452482334"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства