Процесс социализации учащихся невозможен без развития таких качеств, как толерантность, гражданская сопричастность, милосердие. Протянуть руку помощи другому человеку, особенно, если его возможности здоровья ограничены, почувствовать себя нужным, оставляющим добрый след в судьбе человека – это та ситуация, которая формирует активную гражданскую позицию подростков.
Сделать что-либо хорошее для другого можно всегда. В нашей стране, как и во всем мире, живет немало людей с ограниченными возможностями здоровья, которые нуждаются в заботе и внимании окружающих. В медицине существует термин «абилитация», что означает лечебные и социальные мероприятия по отношению к инвалидам, направленные на адаптацию их к жизни.
Дети, лишенные полноценного зрения, физиологически развиваются так же, как зрячие. Но развитие незрячих все же имеет ряд особенностей. Главной целью системы их воспитания является формирование в маленьком человеке с первого года жизни осязательных навыков, компенсирующих природный недостаток зрительной системы.
Одним из инструментов развития осязания является самодельная рукотворная тактильная книга. Она предназначена для наглядно-практического восприятия ребенком предметов окружающего мира. В книге содержится обычный плоскопечатный и брайлевский рельефно-точечный тексты, а так же объемные иллюстрации, выполненные из различных материалов (ткани, дерева, меха, кожи и т.д.). Они передают форму, структуру, контур, фактуру поверхности данного предмета. Ребенок может узнать сказку, познакомиться с животными, с предметами домашнего обихода, с различными инструментами. С помощью таких книг ребята познают мир, учатся читать по Брайлю, у них развивается мелкая моторика рук.
Наш проект «Мир на кончиках пальцев».
По проекту мы изготовили 10 тактильных книг: «Зоопарк», «Воробей» (по стихотворению С.Маршака «Где обедал, воробей?»), «Котенок» (по рассказу С.Маршака «Котенок, который забыл, как надо просить есть»), «Угадай-ка» (загадки в картинках), «На лугу» (книжка-игрушка), «Коми народные загадки», «Промысловый календарь народа Коми», «Африка» (Атлас животных), «Лягушата-болтушата» (по сказке Соломонии Пылаевой) в двух экземплярах.
Все эти книги подарили детям Коми республиканской специальной библиотеки для слепых имени Луи Брайля в г. Сыктывкаре, библиотеке-филиалу № 14 муниципального учреждения культуры «Усинская централизованная библиотечная система», Центру психолого-педагогической реабилитации коррекции г. Усинска, специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида г. Усинска.
Опытом работы над проектом ребята делились на школьной, а затем городской научно-практической конференции «Шаг в науку». Ученица 10 класса Ветошкина Любовь стала победителем муниципального и республиканского этапа всероссийской предметной олимпиады школьников по технологии и участвовала во всероссийском этапе в г. Армавир с защитой проекта по теме «Мир на кончиках пальцев (тактильные книги для детей с ограниченными возможностями здоровья)».
Главным итогом реализации проекта «Мир на кончиках пальцев» мы считаем то, что «протянуть руку помощи другому человеку, особенно, если его возможности ограничены, почувствовать себя нужным, оставляющим добрый след» для нашей инициативной группы не просто слова, а план к действию. Своей работой мы не только помогали детям-инвалидам, а сами заряжались от них положительной энергией. Школьники стали сопричастны к жизни особенных детей, они стали более ответственны за то, чтобы этим детям стало комфортнее жить и развиваться.
Создание этих книг и их дарение – это акт милосердия и сострадания. Добрый человек притягивает к себе как магнит, он дает частицу своего сердца, свое тепло окружающим людям. Вот почему каждому из нас нужно очень много любви, справедливости, чуткости, чтобы было, что отдавать другим.
В будущем планируем продолжить работу в этом направлении, потому что добро не имеет границ.