Просмотр содержимого документа
«Социальное проектирование в воспитательной работе»
Социальное проектирование
В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
Термин «проектирование» происходит от латИНСКОГО«projectus»,ЧТО ОЗНАЧАЕТ– «брошенный вперед»
История метода проектов начинается во второй половине XIX века в США. Основателем является американский философ-идеалист Джон Дьюи, КОТОРЫЙ считал истинным и ценным только то, что полезно людям, что дает практический результат и направлено на благо всего общества. Наиболее полно идеи Дж. Дьюи были реализованы в педагогической практике А.С. Макаренко.
развитие социальной активности детей в воспитательном процессе;
развитие умения адаптироваться к действительности;
умение общаться, сотрудничать с людьми в различных видах деятельности.
Социальное проектирование рассматривается как разновидность деятельности, участниками которой могут быть все субъекты образования: учителя, обучающиеся, родители, специалисты неучебной сферы, административные лица.
Социальное проектирование – особый вид деятельности, результатом которого является создание реального социального «продукта», имеющего для участников проекта практическое значение.
Социальное проектирование – технология социального воспитания учащихся. Главный педагогический смысл этой технологии – создание условий для социальных проб личности.
Возможность дать детям в реальном деле попробовать свои силы открывает активное использование технологии социального проектирования. Считается, что больше всего данная технология подходит для учащихся средней и старшей школы, так как подросток и тем более старшеклассник в состоянии взять на себя значительную долю ответственности за своё развитие и за изменение социальной ситуации. Он готов быть ответственным за серьёзные дела.
Положительные стороны социального проектирования:
Самостоятельный выбор деятельности по интересам и способностям
Возможность решить какую-либо реальную проблему
Коллективная работа
Возможность выбора собственной профессии
Виды социальных проектов:
Прикладные (обустройство класса, пришкольного участка, улицы города и т.п.)
Информационные (сбор информации о каком-либо явлении или событии, донесение до широкой аудитории)
Ролевые и игровые (например, «Школьное самоуправление»)
Исследовательские (решение какой-либо творческой задачи)
Таким образом, цель социального проектирования - это
привлечение внимания учащихся к актуальным социальным проблемам местного сообщества;
включение ребят в реальную практическую деятельность по разрешению одной из проблем их собственными силами.
Задачи социального проектирования:
повысить общий уровень культуры детей за счет получения дополнительной информации;
Формировать навыки «разумного социального» поведения в сообществе;
совершенствовать полезные социальные навыки и умения (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.);
закреплять навыки командной работы
Следовательно, социальное проектирование -
это проектирование социальных объектов, процессов и отношений. И направлено на внесение изменений в социальную среду человека: озеленить город, сохранить или восстановить памятники, водоемы, парки, сады; оказать помощь социально незащищенным слоям населения; поучаствовать в профилактике негативных явлений социальной жизни - вся эта деятельность доступна нашей молодежи.
Социальное проектирование - школа гражданского воспитания подрастающего поколения.
Как никакая другая деятельность, социальное проектирование способствует воспитанию гражданской активности, готовит к жизни и труду. Перестройка самоощущения личности, создание благоприятного нравственно-психологического климата в коллективе сверстников, создание каждому ситуации успеха и принятия окружающими - важные достижения проектировочной деятельности в развитии социальной компетентности.
Социальные проекты дают возможность учащимся связать и соотнести общие представления, полученные на уроках, с реальной жизнью. Участвуя в реализации проектов, школьники конкретными делами проявляют свою гражданскую позицию, гражданскую активность, ответственность, воспитывают такие качества как целеустремленность, последовательность, настойчивость, умение отстаивать свое мнение, доводить начатое дело до конца и др.
«Дорога добра»
«Ученик – патриот»
Поздравление ветеранов ВОВ с 23 февраля, с Днём Победы , с Днём пожилого человека, оказание посильной помощи (уборка дома, во дворе и т.д.)
«Ученик – патриот»
Посещение музеев, экскурсии по родному краю и т.п.
Кучменко Татьяна участвовала в городском конкурсе электронных презентаций «Школьные годы чудесные» (работа посвящена школе) и заняла 2 место
Я, как классный руководитель, участвовала в городском конкурсе «Россию мы зовём Отечеством своим…» и стала победителем в номинации «Россия начинается с малой Родины»
«Цвети, моя Хакасия!»
участие в уборке территории возле школы, пропаганда бережного отношения к окружающей среде и т.п.
«Порадуй ближнего»
поздравление с праздником, помощь в трудном деле, сопереживание, совместное дело и т.п.
Учащиеся всегда поздравляют друг друга с днём рождения, 23 февраля, 8 марта.
Было организовано совместное мероприятие с детьми «Женщина, которой имя – МАТЬ!», на котором ребята поздравили своих мам с Днём Матери.
«НЕТ вредным привычкам!»
участие в различных акциях, пропаганда здорового образа жизни и т.п.
Класс участвовал в республиканском конкурсе социальных слоганов «Молодёжь против коррупции» (заняли 2 место);
Городской конкурс листовок «Моё здоровье в моих руках» (Мозуль А. – 3 место)
«Дети – детям»
сбор детских вещей, игрушек, книг для детей из малообеспеченных семей и детей-сирот, детей, пострадавших в результате наводнения, пожара и т.д. (Матвеенко Дарья, Кучменко Татьяна, Бузенко Дарья и др. ребята из класса приносили канцелярию, вещи)
Социальное проектирование -
это цельное комплексное явление и ее элементы содержательно, логически и структурно связаны друг с другом. Поэтому работа не ограничивается одним проектом, а продолжается из года в год.