Методические рекомендации "ПРИГЛАШАЕМ В СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ"
Методические рекомендации "ПРИГЛАШАЕМ В СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ"
Социальное проектирование становится все более популярным среди учащихся школ, учителей и родителей. Это увлекательная игра, в которую школьники могут играть по - взрослому. Об этой методике написано немало статей и методических пособий. Чаще всего эту методику используют в своей работе учителя общественных дисциплин. Идеально она подходит и учителям естественных дисциплин занимающихся природоохранной деятельностью, и классным руководителям в рамках воспитательной работы. Впервые методику социального проектирования в своей работе я применила как классный руководитель в 2003 году. Администрация школы предложила мне стать куратором социального проекта в рамках всероссийской акции «Я - гражданин России!». Из методических пособий мы располагали только положением конкурса [1], которое достаточно подробно излагало структуру работы над проектом. В этой статье хочу обозначить ряд проблем, с которыми может столкнуться начинающий куратор проекта и поделится собственными наработками в этой области. Возможно кому-то, они окажутся полезными.
Совет. Определите для себя, для чего вы реализуете данный проект ( для участия в конкурсе, развития у учащихся гражданской позиции, привлечения ребят к социально-значимой деятельности и т. д.) в зависимости от этого, вы уделите больше внимания организации работы на определенном этапе. Только после этого идите на встречу с детьми!
Структура работы над социальным проектом
Подготовка учащихся к работе над проектом.
Выбор проблемы.
Сбор информации (исследование проблемы).
Разработка собственного варианта решения проблемы.
Реализация плана действий.
Составление портфолио.
Презентация.
Рефлексия. [2].
На первом этапе познакомьте ребят с методикой социального проектирования, этапами работы над проектом, распределите роли ( правовед, социолог, аналитик, эксперт).
Совет. Обязательно найдите место в проекте каждому желающему, если нужно добавьте роли (оформитель, журналист и др.).
На втором этапе необходимо выбрать проблему, над которой будет работать инициативная группа. На этом этапе Вам с ребятами необходимо обсудить, проанализировать наиболее важные на их взгляд вопросы, выбрать один, понятный и важный для всех. Проблема должна быть не только важная, но и решаемая, реальная, посильная для команды!
Совет. Если вы привлекаете к работе над социальным проектом детей впервые, расскажите им об опыте реализации проектов их сверстниками, имейте заготовки формулировки нескольких проблем, которые могут заинтересовать ребят. Ни в коем случае не приходите к детям не подготовленными к беседе! Однако свое мнение не навязывайте – дети быстро потеряют интерес.
Совет. Выслушайте всех! Очень часто ребята, не являющиеся лидерами в других сферах деятельности, предлагают наиболее интересные, яркие, конструктивными идеи.
Третий этап предполагает сбор информации о проблеме. Как правило, для организации сбора информации используют 1) социологические опросы, 2) анализ материалов СМИ, 3) встречи, интервьюирование.
Совет. Лучшие помощники в этом родители. Обычно на этом этапе наша инициативная группа увеличивается, пополняется новыми участниками. Совет. При организации встреч с компетентными специалистами научите детей правилам проведения опроса (грамотно сформулируйте вопросы, предложения, будьте вежливы и корректны). Помните, что ваши эксперты люди занятые. Цените их время, договоритесь о встрече заранее.
Совет. Для составления отчетов у детей должны быть уже готовые формы обзора радио- и теле- передач, информаций из публикаций, печатных источников. Разработайте их заранее.
Совет. Если вы предполагаете защищать проект публично. Отнеситесь к этому этапу особенно ответственно, заслушайте отчеты каждой группы, определите кто из ребят оказался самым активным на этом этапе, именно они должны войти в состав группы докладчиков при защите проекта.
На четвертом этапе ребята приступают к разработке собственного варианта решения проблемы. Это самый трудоемкий этап. Необходимо составить конкретный перечень приемов и шагов, выбрать из них наиболее приемлемые, составить реальный план действий. К плану должна быть приложена смета экономическим обоснованием.
Пятая стадия проекта это реализация плана действий. Реализуйте проект по двум направлениям: социальное взаимодействие и собственное участие.
Совет. Не растягивайте реализацию плана на длительный срок. Как показывает опыт, реализация плана должна длиться не более 1-2 месяцев.
Если цель проекта реализована полностью – проект завершен.и вы приступаете к подготовке защиты над проектом и его защите. Этот этап обязателен, даже если вы не собираетесь выступать с проектом на конкурсе.
Совет. Можно сделать стендовый доклад, стенд разместить в коридоре школы. Пусть его увидят родители учащиеся и гости школы. Рядом расположите книгу отзывов, ребятам будет интересно, что об их деятельности думают другие.
Если вы собираетесь выступать с проектом на конкурсе, вам придется изрядно потрудится, продумать презентации (устную, компьютерную и стендовую), внешний вид участников, манеру выступления.
Рефлексия - оценка проекта его участниками.
Совет. Постарайтесь ответить на вопросы: что сделано правильно? Что сделано неправильно и почему? Что изменим в нашей работе при реализации следующего проекта?
Совет. Предложите ребятам написать отзывы о своем участии в проекте, затронув выше перечисленные вопросы.
Прошло более 10 лет как я использую социальное проектирование в своей работе. Вместе с учащимися мы реализовали 7 социальных проектов в рамках Всероссийской акции «Я гражданин России!». Три из них стали победителями регионального этапа. Самое яркое качество человека – это его ГРАЖДАНСКАЯ позиция, которая выражается в его отношении к людям, делам, событиям [3]. Если вы хотите воспитать в своих учениках такие качества как инициативность, порядочность, трудолюбие и человечность - приглашаем в социальное проектирование!
Список используемой литературы
Положение Всероссийской акции «Я - гражданин России!», 2003
Высоцкая Е.В. и др. “Социальное проектирование»: методическое пособие для учителей средней школы. – Брянск «Курсив», 2013
Высоцкая Е.В. и др. Кто, если не мы? Практическое пособие по социальному проектированию для учащихся брянской области. – Брянск «Курсив », 2013
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации "ПРИГЛАШАЕМ В СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ" »
ПРИГЛАШАЕМ В СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ!
Социальное проектирование становится все более популярным среди учащихся школ, учителей и родителей. Это увлекательная игра, в которую школьники могут играть по - взрослому. Об этой методике написано немало статей и методических пособий. Чаще всего эту методику используют в своей работе учителя общественных дисциплин. Идеально она подходит и учителям естественных дисциплин занимающихся природоохранной деятельностью, и классным руководителям в рамках воспитательной работы. Впервые методику социального проектирования в своей работе я применила как классный руководитель в 2003 году. Администрация школы предложила мне стать куратором социального проекта в рамках всероссийской акции «Я - гражданин России!». Из методических пособий мы располагали только положением конкурса [1], которое достаточно подробно излагало структуру работы над проектом. В этой статье хочу обозначить ряд проблем, с которыми может столкнуться начинающий куратор проекта и поделится собственными наработками в этой области. Возможно кому-то, они окажутся полезными.
Совет. Определите для себя, для чего вы реализуете данный проект ( для участия в конкурсе, развития у учащихся гражданской позиции, привлечения ребят к социально-значимой деятельности и т. д.) в зависимости от этого, вы уделите больше внимания организации работы на определенном этапе. Только после этого идите на встречу с детьми!
Структура работы над социальным проектом
Подготовка учащихся к работе над проектом.
Выбор проблемы.
Сбор информации (исследование проблемы).
Разработка собственного варианта решения проблемы.
Реализация плана действий.
Составление портфолио.
Презентация.
Рефлексия. [2].
На первом этапе познакомьте ребят с методикой социального проектирования, этапами работы над проектом, распределите роли ( правовед, социолог, аналитик, эксперт).
Совет. Обязательно найдите место в проекте каждому желающему, если нужно добавьте роли (оформитель, журналист и др.).
На втором этапенеобходимо выбрать проблему, над которой будет работать инициативная группа. На этом этапе Вам с ребятами необходимо обсудить, проанализировать наиболее важные на их взгляд вопросы, выбрать один, понятный и важный для всех. Проблема должна быть не только важная, но и решаемая, реальная, посильная для команды!
Совет. Если вы привлекаете к работе над социальным проектом детей впервые, расскажите им об опыте реализации проектов их сверстниками, имейте заготовки формулировки нескольких проблем, которые могут заинтересовать ребят. Ни в коем случае не приходите к детям не подготовленными к беседе! Однако свое мнение не навязывайте – дети быстро потеряют интерес.
Совет. Выслушайте всех! Очень часто ребята, не являющиеся лидерами в других сферах деятельности, предлагают наиболее интересные, яркие, конструктивными идеи.
Третий этап предполагает сбор информации о проблеме. Как правило, для организации сбора информации используют 1) социологические опросы, 2) анализ материалов СМИ, 3) встречи, интервьюирование.
Совет. Лучшие помощники в этом родители. Обычно на этом этапе наша инициативная группа увеличивается, пополняется новыми участниками. Совет. При организации встреч с компетентными специалистами научите детей правилам проведения опроса (грамотно сформулируйте вопросы, предложения, будьте вежливы и корректны) . Помните, что ваши эксперты люди занятые. Цените их время, договоритесь о встрече заранее.
Совет. Для составления отчетов у детей должны быть уже готовые формы обзора радио- и теле- передач, информаций из публикаций, печатных источников. Разработайте их заранее.
Совет. Если вы предполагаете защищать проект публично. Отнеситесь к этому этапу особенно ответственно, заслушайте отчеты каждой группы, определите кто из ребят оказался самым активным на этом этапе, именно они должны войти в состав группы докладчиков при защите проекта.
На четвертом этапе ребята приступают к разработке собственного варианта решения проблемы. Это самый трудоемкий этап. Необходимо составить конкретный перечень приемов и шагов, выбрать из них наиболее приемлемые, составить реальный план действий. К плану должна быть приложена смета экономическим обоснованием.
Пятая стадия проекта это реализация плана действий. Реализуйте проект по двум направлениям: социальное взаимодействие и собственное участие.
Совет. Не растягивайте реализацию плана на длительный срок. Как показывает опыт, реализация плана должна длиться не более 1-2 месяцев.
Если цель проекта реализована полностью – проект завершен.и вы приступаете к подготовке защиты над проектом и его защите. Этот этап обязателен, даже если вы не собираетесь выступать с проектом на конкурсе.
Совет. Можно сделать стендовый доклад, стенд разместить в коридоре школы. Пусть его увидят родители учащиеся и гости школы. Рядом расположите книгу отзывов, ребятам будет интересно, что об их деятельности думают другие.
Если вы собираетесь выступать с проектом на конкурсе, вам придется изрядно потрудится, продумать презентации (устную, компьютерную и стендовую), внешний вид участников, манеру выступления.
Рефлексия - оценка проекта его участниками.
Совет. Постарайтесь ответить на вопросы: что сделано правильно? Что сделано неправильно и почему? Что изменим в нашей работе при реализации следующего проекта?
Совет. Предложите ребятам написать отзывы о своем участии в проекте, затронув выше перечисленные вопросы.
Прошло более 10 лет как я использую социальное проектирование в своей работе. Вместе с учащимися мы реализовали 7 социальных проектов в рамках Всероссийской акции «Я гражданин России!». Три из них стали победителями регионального этапа. Самое яркое качество человека – это его ГРАЖДАНСКАЯ позиция, которая выражается в его отношении к людям, делам, событиям [3]. Если вы хотите воспитать в своих учениках такие качества как инициативность, порядочность, трудолюбие и человечность - приглашаем в социальное проектирование!
Список используемой литературы
Положение Всероссийской акции «Я - гражданин России!», 2003
Высоцкая Е.В. и др. “Социальное проектирование»: методическое пособие для учителей средней школы. – Брянск «Курсив», 2013
Высоцкая Е.В. и др. Кто, если не мы? Практическое пособие по социальному проектированию для учащихся брянской области. – Брянск «Курсив », 2013