kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические рекомендации "ПРИГЛАШАЕМ В СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Социальное проектирование становится все более популярным среди учащихся школ, учителей и  родителей. Это увлекательная игра, в которую школьники могут играть по - взрослому. Об этой методике написано немало статей и методических пособий. Чаще всего  эту методику используют в своей работе учителя общественных дисциплин. Идеально она подходит и учителям естественных дисциплин занимающихся природоохранной деятельностью,  и классным руководителям в рамках воспитательной работы.  Впервые методику социального проектирования в своей работе я применила  как классный руководитель в 2003 году. Администрация школы предложила мне стать куратором социального проекта в рамках всероссийской акции «Я - гражданин России!». Из методических пособий мы  располагали только положением конкурса [1],  которое  достаточно подробно излагало структуру работы над проектом.  В этой статье  хочу обозначить ряд проблем,  с которыми может столкнуться начинающий куратор проекта и поделится собственными наработками в этой области.  Возможно кому-то,  они окажутся полезными.

            Совет.  Определите для себя,  для чего вы реализуете данный проект ( для участия в конкурсе, развития у учащихся гражданской позиции, привлечения ребят к социально-значимой деятельности и т. д.)  в зависимости от этого,  вы уделите больше внимания организации работы на определенном этапе. Только после этого идите на встречу с детьми!
 

            Структура работы над социальным проектом

  1. Подготовка учащихся к работе над проектом.
  2. Выбор проблемы.
  3. Сбор информации (исследование проблемы).
  4. Разработка собственного варианта решения проблемы.
  5. Реализация плана действий.
  6. Составление портфолио.
  7. Презентация.
  8. Рефлексия. [2].

            На первом этапе познакомьте ребят с методикой социального проектирования, этапами работы над проектом, распределите роли ( правовед,  социолог, аналитик,  эксперт).  

            Совет. Обязательно  найдите  место в проекте каждому желающему, если нужно добавьте роли (оформитель, журналист и др.).

            На втором этапе необходимо выбрать  проблему,  над которой будет работать инициативная группа. На этом  этапе Вам с ребятами необходимо обсудить, проанализировать наиболее важные на их взгляд вопросы, выбрать один, понятный  и важный  для всех.  Проблема должна быть не только важная, но и решаемая, реальная,  посильная для команды!

            Совет. Если вы привлекаете к работе над социальным проектом детей впервые, расскажите им об опыте  реализации проектов их сверстниками, имейте заготовки формулировки  нескольких проблем,  которые могут заинтересовать ребят. Ни в коем случае не приходите к детям не подготовленными к беседе! Однако свое мнение не навязывайте – дети быстро потеряют интерес.  

             Совет. Выслушайте всех! Очень часто ребята,  не являющиеся лидерами в других сферах деятельности, предлагают наиболее интересные, яркие, конструктивными идеи.

            Третий этап предполагает сбор информации о проблеме.  Как правило,  для организации сбора информации используют 1) социологические опросы, 2) анализ материалов СМИ, 3) встречи, интервьюирование.

            Совет. Лучшие помощники в этом родители. Обычно  на этом этапе наша инициативная группа увеличивается, пополняется новыми участниками. Совет. При организации встреч с компетентными специалистами научите детей правилам проведения опроса (грамотно сформулируйте вопросы, предложения, будьте вежливы и корректны). Помните, что ваши эксперты люди занятые. Цените их время, договоритесь о встрече заранее.  

            Совет.  Для составления   отчетов у детей должны быть уже готовые формы обзора радио- и теле- передач, информаций из публикаций,  печатных источников.  Разработайте их заранее.

            Совет.  Если вы предполагаете  защищать проект публично. Отнеситесь к этому этапу особенно ответственно, заслушайте отчеты каждой группы, определите кто из ребят оказался самым активным на этом этапе, именно они должны войти в состав группы докладчиков при защите проекта.

            На четвертом этапе ребята приступают к разработке собственного варианта решения проблемы.  Это самый трудоемкий этап. Необходимо составить конкретный перечень приемов и шагов, выбрать из них наиболее приемлемые, составить реальный план действий.  К плану должна быть приложена смета экономическим обоснованием.

            Пятая стадия проекта это реализация плана действий. Реализуйте проект по двум направлениям: социальное взаимодействие и собственное участие.

            Совет. Не растягивайте реализацию плана на длительный срок. Как показывает опыт,  реализация плана должна длиться не более 1-2 месяцев.

            Если цель проекта реализована полностью – проект завершен.и вы приступаете к подготовке защиты над проектом и его защите.  Этот этап обязателен, даже если вы не собираетесь выступать с проектом на конкурсе.

            Совет.  Можно сделать стендовый доклад,  стенд разместить в коридоре школы. Пусть его увидят родители учащиеся и гости школы. Рядом расположите книгу отзывов,  ребятам будет интересно, что об их деятельности думают другие.

            Если вы собираетесь выступать с проектом на конкурсе, вам придется изрядно потрудится, продумать презентации (устную, компьютерную и стендовую), внешний вид участников, манеру выступления.

            Рефлексия -  оценка проекта его участниками.

            Совет.  Постарайтесь ответить на вопросы: что сделано правильно? Что сделано неправильно и почему? Что изменим в нашей работе при реализации следующего проекта?

            Совет.  Предложите ребятам написать отзывы о своем участии в проекте,  затронув  выше перечисленные вопросы.

            Прошло более 10 лет как я использую социальное проектирование в своей работе. Вместе с учащимися мы реализовали  7 социальных проектов в рамках Всероссийской акции   «Я гражданин России!». Три из них стали победителями регионального этапа.   Самое яркое качество человека – это его ГРАЖДАНСКАЯ  позиция, которая выражается в его отношении к людям, делам, событиям [3].  Если вы хотите воспитать в своих учениках    такие качества как инициативность, порядочность, трудолюбие и человечность - приглашаем  в социальное проектирование!

Список используемой литературы

  1. Положение Всероссийской акции «Я - гражданин России!», 2003
  2. Высоцкая Е.В. и др. “Социальное проектирование»: методическое пособие для учителей средней школы. – Брянск «Курсив», 2013
  3. Высоцкая Е.В. и др. Кто, если не мы? Практическое пособие по социальному проектированию для учащихся брянской области. – Брянск «Курсив », 2013
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации "ПРИГЛАШАЕМ В СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ" »

ПРИГЛАШАЕМ В СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ!


Социальное проектирование становится все более популярным среди учащихся школ, учителей и родителей. Это увлекательная игра, в которую школьники могут играть по - взрослому. Об этой методике написано немало статей и методических пособий. Чаще всего эту методику используют в своей работе учителя общественных дисциплин. Идеально она подходит и учителям естественных дисциплин занимающихся природоохранной деятельностью, и классным руководителям в рамках воспитательной работы. Впервые методику социального проектирования в своей работе я применила как классный руководитель в 2003 году. Администрация школы предложила мне стать куратором социального проекта в рамках всероссийской акции «Я - гражданин России!». Из методических пособий мы располагали только положением конкурса [1], которое достаточно подробно излагало структуру работы над проектом. В этой статье хочу обозначить ряд проблем, с которыми может столкнуться начинающий куратор проекта и поделится собственными наработками в этой области. Возможно кому-то, они окажутся полезными.

Совет. Определите для себя, для чего вы реализуете данный проект ( для участия в конкурсе, развития у учащихся гражданской позиции, привлечения ребят к социально-значимой деятельности и т. д.) в зависимости от этого, вы уделите больше внимания организации работы на определенном этапе. Только после этого идите на встречу с детьми!

Структура работы над социальным проектом

  1. Подготовка учащихся к работе над проектом.

  2. Выбор проблемы.

  3. Сбор информации (исследование проблемы).

  4. Разработка собственного варианта решения проблемы.

  5. Реализация плана действий.

  6. Составление портфолио.

  7. Презентация.

  8. Рефлексия. [2].

На первом этапе познакомьте ребят с методикой социального проектирования, этапами работы над проектом, распределите роли ( правовед, социолог, аналитик, эксперт).

Совет. Обязательно найдите место в проекте каждому желающему, если нужно добавьте роли (оформитель, журналист и др.).

На втором этапе необходимо выбрать проблему, над которой будет работать инициативная группа. На этом этапе Вам с ребятами необходимо обсудить, проанализировать наиболее важные на их взгляд вопросы, выбрать один, понятный и важный для всех. Проблема должна быть не только важная, но и решаемая, реальная, посильная для команды!

Совет. Если вы привлекаете к работе над социальным проектом детей впервые, расскажите им об опыте реализации проектов их сверстниками, имейте заготовки формулировки нескольких проблем, которые могут заинтересовать ребят. Ни в коем случае не приходите к детям не подготовленными к беседе! Однако свое мнение не навязывайте – дети быстро потеряют интерес.

Совет. Выслушайте всех! Очень часто ребята, не являющиеся лидерами в других сферах деятельности, предлагают наиболее интересные, яркие, конструктивными идеи.

Третий этап предполагает сбор информации о проблеме. Как правило, для организации сбора информации используют 1) социологические опросы, 2) анализ материалов СМИ, 3) встречи, интервьюирование.

Совет. Лучшие помощники в этом родители. Обычно на этом этапе наша инициативная группа увеличивается, пополняется новыми участниками. Совет. При организации встреч с компетентными специалистами научите детей правилам проведения опроса (грамотно сформулируйте вопросы, предложения, будьте вежливы и корректны) . Помните, что ваши эксперты люди занятые. Цените их время, договоритесь о встрече заранее.

Совет. Для составления отчетов у детей должны быть уже готовые формы обзора радио- и теле- передач, информаций из публикаций, печатных источников. Разработайте их заранее.

Совет. Если вы предполагаете защищать проект публично. Отнеситесь к этому этапу особенно ответственно, заслушайте отчеты каждой группы, определите кто из ребят оказался самым активным на этом этапе, именно они должны войти в состав группы докладчиков при защите проекта.

На четвертом этапе ребята приступают к разработке собственного варианта решения проблемы. Это самый трудоемкий этап. Необходимо составить конкретный перечень приемов и шагов, выбрать из них наиболее приемлемые, составить реальный план действий. К плану должна быть приложена смета экономическим обоснованием.

Пятая стадия проекта это реализация плана действий. Реализуйте проект по двум направлениям: социальное взаимодействие и собственное участие.

Совет. Не растягивайте реализацию плана на длительный срок. Как показывает опыт, реализация плана должна длиться не более 1-2 месяцев.

Если цель проекта реализована полностью – проект завершен.и вы приступаете к подготовке защиты над проектом и его защите. Этот этап обязателен, даже если вы не собираетесь выступать с проектом на конкурсе.

Совет. Можно сделать стендовый доклад, стенд разместить в коридоре школы. Пусть его увидят родители учащиеся и гости школы. Рядом расположите книгу отзывов, ребятам будет интересно, что об их деятельности думают другие.

Если вы собираетесь выступать с проектом на конкурсе, вам придется изрядно потрудится, продумать презентации (устную, компьютерную и стендовую), внешний вид участников, манеру выступления.

Рефлексия - оценка проекта его участниками.

Совет. Постарайтесь ответить на вопросы: что сделано правильно? Что сделано неправильно и почему? Что изменим в нашей работе при реализации следующего проекта?

Совет. Предложите ребятам написать отзывы о своем участии в проекте, затронув выше перечисленные вопросы.

Прошло более 10 лет как я использую социальное проектирование в своей работе. Вместе с учащимися мы реализовали 7 социальных проектов в рамках Всероссийской акции «Я гражданин России!». Три из них стали победителями регионального этапа. Самое яркое качество человека – это его ГРАЖДАНСКАЯ позиция, которая выражается в его отношении к людям, делам, событиям [3]. Если вы хотите воспитать в своих учениках такие качества как инициативность, порядочность, трудолюбие и человечность - приглашаем в социальное проектирование!

Список используемой литературы


  1. Положение Всероссийской акции «Я - гражданин России!», 2003

  2. Высоцкая Е.В. и др. “Социальное проектирование»: методическое пособие для учителей средней школы. – Брянск «Курсив», 2013

  3. Высоцкая Е.В. и др. Кто, если не мы? Практическое пособие по социальному проектированию для учащихся брянской области. – Брянск «Курсив », 2013


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Методические рекомендации "ПРИГЛАШАЕМ В СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ"

Автор: Кузьменко Галина Александровна

Дата: 11.10.2015

Номер свидетельства: 238510


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства