Выступление по презентации №2
«Одного модуля в серии последовательных уроков»
Здравствуйте, уважаемые коллеги.
Я – Байгожина Мансура Сагандыковна учитель технологии СОШ №4
г. Экибастуза.
Вашему вниманию хочу предложить презентацию: «Интеграция одного модуля в серии последовательных уроков».
Эпиграфом к своему выступлению я взяла слова А.Франса «Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом».
Критическое мышление - ведущее современное педагогическое понятие, актуальное для развития преподавания и обучения в Казахстане. Данный модуль предполагает адаптацию сознательного и обдуманного подхода к развитию критического мышления как учеников, так и учителей (Руководство для учителя, стр.154).
Критическое мышление - дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям.
Как же можно применить модуль критического мышления по отношению к ученикам в классе на уроках технологии. Самый оптимальный путь – стимулирование учеников к доказательствам на основе собственного опыта.
Критическое мышление развивает такие навыки как умение доказывать, правильно ставить вопросы, вырабатывать аргументы, принимать решения, проводить исследования, целью которой является оценить, понять, решить.
На данных курсах перед нами ставится цель, чтобы мы сформировались критически мыслящими специалистами, умеющими применить свои знания на практике. Используя критическое мышление, мы можем подготовить учащихся, которые могут в дальнейшем самостоятельно ознакомиться с информацией, определять ключевые предположения или гипотезы, анализировать, сравнивать и исследовать сходства и различия, умеющих оценить надежность доказанных идей, исследований и применять полученные знания, аргументируя свои выводы, обоснуя актуальность и значимость.
В работе Александера (2004) «Прикладное исследование класса» он отмечает, что традиционные модели общения в классе, в котором голоса учеников едва принимались во внимание, ставятся под сомнение диалектической и диалогической педагогикой. Непосредственные столкновения с визуальными и устными источниками предлагают детям возможности намеренно практиковать навыки аргументации и обучаться менее формальными, более личными способами. Они бросают вызов традиционному акценту на обучение через учебники, и учителя должны пересмотреть свою роль, чтобы направлять, а не управлять процессами создания знаний и исследований (Руководство для учителя, стр.156).
Многочисленные исследования подтверждают, что учащиеся учатся эффективнее и их достижения выше, при условии активного их вовлечения в обсуждения, диалог, аргументацию. Ученики должны развивать критическое мышление и навыки исследования, которые позволят им раскрыться.
Я пришла к выводу, что обсуждение и диалог являются наиболее предпочтительными, благодаря своему познавательному потенциалу. В ходе диалога ученикам предоставляется возможность рассмотреть точку зрения другого человека и углубления собственного понимания. Ученики способны исследовать и размышлять критически над альтернативными положениями через диалогические взаимодействия со своими ровесниками или экспертами, усваивая опыт и стремясь к развитию более высокой умственной деятельности. При решении вопросов не обязательно, что источником знания будет являться учитель, однако ученики и учителя могут совместно проводить исследование с помощью Интернета; учителя могут помочь ученикам думать критически о способах поиска, об оценке и отборе найденной информации.
Учителя в своей деятельности должны согласовывать правила ведения диалога, в котором ученики будут взаимодействовать друг с другом. Слушая и анализируя то, что дети фактически говорят и делают, учителя имеют возможность эффективнее поддерживать учащихся в их обучении - принцип формативного оценивания и понятия «обучение как оценивание»: не только приобретая знания, но и участвуя в подходах, выстраивающих знания. (Руководство для учителя, стр.157).
Итак после ознакомления с данным модулем, я пришла к выводу, что диалогическое обучение является коллективным, где учителя и ученики обучаются совместно, учителя и ученики слушают друг друга, делятся мнениями, рассматривают альтернативные вопросы и задания. Ученики формулируют идеи свободно, без страха, стеснения за не правильный ответ и помогают друг другу при достижении целей и задач поставленных перед собой и одноклассником.
Каждый урок на мотивационном этапе я начинала с проведения «бодрячков» с целью сплочения коллектива и настроя на позитивное получение знаний. С целью психологического настроя и создания благоприятного климата в классе я проводила тренинги: «Солнце светит на того, кто..., Лучики, Слепой паровозик, Круг радости». Для эффективной работы в группе формирование групп проводила применяя стратегии: «Конфетка, Считалочки,Мозаика,Пазл». На операционном этапе
Я предполагала достичь следующих результатов:
Ученицы:
Ученицы научились анализировать свою деятельность на уроке
Рассуждать в парах и группах
Творчески подходить к выполнению заданий,
Учитель:
Апробировала приемы организации проектной деятельности, стратегии «Ассоциативный ряд», «Снежный ком», «Сделай шаг», «Логическая цепочка», «Аквариум для золотой рыбки».
Увидела необходимость развития навыков КМ.
Какова же роль учителя в данном модуле? Учитель, мыслящий критически, может основываться на тех же принципах и понятиях на которые ориентируются ученики. Кроме выше перечисленных требований учитель должен развивать:
- теоретико-методическую базу;
- соответствующие методы и технологии;
- собирать и классифицировать информации;
- выявлять предположения ;
- аргументировать доказательства и принимать решения;
- формировать достоверные заключения и обобщения;
- корректировать модели убеждения на основе полученного опыта.
Итак перечислим последовательность действий необходимых при критическом размышлении о преподавании и обучении:
- ознакомиться с доказательствами, полученными в результате наблюдения
- определить цели обучения, на основе которых созданы задания
- проанализировать отношения между целями, способами и достижениями
- сравнить разные уровни понимания и навыков
- оценивать знания и умения при обучении
- использовать знания в планировании последующих заданий
- обосновывать использование критического мышления для аргументации, разработки заключений и выводов.
В будущем я планирую:
Продолжить в системе развивать навыки критического мышления.
Апробировать новые стратегии и приемы.
Буду поощрять самостоятельное мышление и творческий подход у моих учеников.
Свое выступление хочу завершить словами:
Счастлив тот, кто знает цену жизни
Счастлив тот, кто верностью храним
Счастлив тот, кто к большему стремится
Счастлив тот, кто любит и любим.
Счастлив тот, кому чужая радость
Больше чем своя дороже и важна
Счастлив тот, кто без оглядки
Вдруг отдаст частичку своего тепла.
Будьте счастливы друзья !!!