«Мы должны сами верить в то, чему учим наших детей».
В Вильсон.
В основу настоящей Программы, не смотря на множество рассматриваемых в ней научных подходах, заложена конструктивная теория. Данная теория базируется на утверждении о том, что развитие мышления учащихся происходит в условиях взаимодействия имеющихся знаний- с новыми знаниями, либо со знаниями, полученными в классе из различных источников: от учителей, сверстников, из учебников.» (Руководство для учителя, стр 117). На первом этапе «Лицом к лицу» мы познакомились с новыми подходами в преподавании и обучении, изложенных в Программе.
Перед выходом на практику, мною составлено было среднесрочное планирование серии последовательных уроков по географии в 8 классе. В плане я обозначила две цели. Одна цель учебная, другая- исследовательская.
В основе исследования мною взят модуль- «Обучение критическому мышлению». Остальные модули мною интегрированы в планирование через стратегии и приемы.
Цель исследования: «Развитие навыков критического мышления через взаимодействие в группах на уроках географии в 8 классе».
Задача планирования: развивать навыки критического мышления, активизировать деятельность учащихся на уроках при использовании приемов и методов критического мышления. Основные идеи планирования на время практики: создать такую образовательную среду, в которой стало бы комфортно каждому моему ученику.
Внедряя ключевые идеи семи модулей Программы в планирование, я только на практике поняла, насколько они взаимосвязаны между собой.
КМ-представлено способностью к синтезированию информации и идей, умению делать выбор и ставить под сомнение идеи других.
НП –обучение тому, как учиться, обучение через диалог, как учащимся можно помочь обучаться самостоятельно.стр 117.
ОдО-оценивание это категория ,используемая для обозначения деятельности направленное на систематическоесуммирование результатов обечения. Стр 161
ИКТ-развитие икт- это оказать помощь учителю и ученику в целях совершенствования обучения.
ТИО- данный модуль предназначен обнаружить таланты и способности учащихся и развить их в процессе обучения. Стр 117.
ВО- учит как преподнести новые стратегии и приемы, учитывая возрастные особенности учеников, для создания конструктивного диалога.
УиЛ учитель исследует, развивает, оценивает. (практика), воспитывает лидерскиекачества в учениках.
Развитие навыков критического мышления я планировала, используя следующие стратегии и приемы: «Моя позиция», составление причинной карты, «предъявление доказательств», толстые и тонкие вопросы, «Мы уникальные», вопросы разного порядка « Ромашка Блума», составление ментальной карты, « Необычный доклад», « Ложь или истина», «Конверт»,
которые предусматривают развитие мыслительной деятельности, умение двигаться от простого к сложному, составлять цепочки причинно –следственных связей.
Модуль «Новые подходы в преподавании и обучении» будет использоваться на всех четырех уроках через организацию парной работы, групп постоянного и сменного состава. Диалогическое обучение планируется внедрить при работе в дифференцированных парах через стратегию «Ассоциации», приемы «Первичная карта» и «Предъявление доказательств», кумулятивная беседа в группах сменного состава, исследовательская беседа при использовании приема « Необычный доклад».
Модуль «Оценивание для обучения и оценивание обучения» интегрирую через: приемы формативного самооценивания, критериального оценивания, взаимооценивания, оценивания работы в группе, «Две звезды одно пожелание», оценивания через стратегии «Большой палец», «Стикеры».
Модуль « Использование ИКТ в преподавании и обучении» в планировании реализуется через применение интерактивной доски на всех этапах урока, парную работу на компьютерах, индивидуальную работу с сотовыми телефонами.
Модуль «Обучение талантливых и одаренных учеников» запланирован через применение заданий творческого уровня, например, написание «Эссе», прием «Синквейн», презентация, на четвертом уроке для ребят с высокой степенью обученности, предложена роль экспертной группы для составления оценочных вопросов.
Планируя модуль «Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников» я выделила основные возрастные особенности восьмиклассников. Это ребята переходного возраста готовые к самостоятельной деятельности, участия в парной и групповой работе.
Модуль «Управление и лидерство в обучении» планируется через использование функциональных ролей в группах, оценивание работы в группах, согласно их обязанностям. Желательно, чтобы каждый учащийся побывал в роли лидера или спикера группы.
Таким образом, интеграция всех семи модулей в серии последовательных уроков в планировании является необходимым условием успешной реализации запланированных задач.
«Ты сам должен стать той переменой, которую тебе больше всего хочется свершить в своей жизни». Махатма Ганди.