Рефлексивный отчет
по модулю «Критическое мышление»
«Знание только тогда знание, когда оно обретено усилиями своей мысли, а не памятью».
Лев Толстой
Как в мире с очень активным потоком информации
научить учащихся мыслить самостоятельно? В нашем быстро меняющемся мире учащиеся чем когда-либо должны уметь находить пути решения, критически анализировать обстоятельства, взвешивать различные мнения и принимать продуманные решения на основе анализа поступающей информации. Следовательно, надо научить учащихся критически мыслить.
А помочь учащимся научиться так мыслить сможет стиль моего преподавания, чему способствует Программа уровневых курсов. Обычно я все время своим ученикам даю информацию, а теперь становлюсь как бы дерижером, стану наталкивать на ту иную ситуацию при помощи наводящих вопросов. Моя задача теперь, чтобы все учащиеся были вовлечены в активную деятельность и через диалог находили бы пути решения.
Проблеме «Чему учить детей ?» мы не всегда уделяем внимания. И в итоге мы часто сталкиваемся с такой ситуацией: после обучения в школе дети не умеют самостоятельно мыслить, отстаивать собственную точку зрения.
Я постараюсь сформировать в своих учениках то, что будет актуальным всегда и везде – это критическое мышление, активную гражданскую позицию. Для этого нужно, чтобы каждый имел свое мнение и в тоже время уважал чужое.
Критическое мышление –это такой тип мышления, в котором учащийся улучшает качество своего мышления путем поиска смысла: как рассудить объективно и поступить логично. Критическое мышление подразумевает умение рассуждать по вопросам и размышлять над практическим опытом(«Руководство для учителя», с. 154).
Благодаря этому модулю можно организовать совместную деятельность между учителем и учеником, где все чувствуют себя непринужденно. На своих уроках хочется добиться, чтобы раскрылся каждый ученик. И в итоге создается условие для формирования коммуникативной компетенции. Буду стараться, чтобы каждый ученик смог обосновывать свою идею, аргументировать при споре.
Смогу ли я научить творческому мышлению? Да, если я смогу создать творческое поле для развития тех, кто открыт для творчества. Каким образом совместить обучение и развитие? Для развития учащихся держать в запасе массу методических приёмов и занимательных видов заданий. В то же время требует от ребят самостоятельности, активности, стойкой мотивации.
Нашим детям это будет трудно. Но думаю, что дети будут довольны, если в классе создать отношения, которые позволяют строить обучение, основываясь на взаимообогащение, стимулировать учащихся мыслить, размышлять.
Технологические этапы критического мышления: 1 – вызов, который пробуждает имеющиеся знания, которые можно получить через изучение новой информации. 2 – осмыление содержания, где получают новые знания. 3 – рефлексия, где идет осмысления знания и зарождаются новые знания. Я на каждом уроке буду использовать этот модуль. И в первую очередь применила бы прием «Кластеры» , т.к. он систематизирует знания. В центре пишут слово и дальше все то, что знают о нем. В итоге дается как бы опорный конспект. Для работы в группе такой прием способствует сплочению коллектива класса. Так как каждый член группы находит себе занятие, которое близко ему по духу: кто-то выдвигает идеи, кто-то рисует (используя свои творческие способности), кто-то выходит на защиту кластера в роли спикера. Каждый ученик предлагает свое понимание и тем самым обогащается словарный запас.
Далее при знакомстве с новым теоретическим материалом по учебнику можно использовать прием «Инсерт» (чтение с пометками +это я знаю, - этого я не знал, ! это меня удивило, ?это мне не понятно). Думаю, что при чтении с пометками учащиеся более детально будут запоминать текст, что даст им возможность хорошо усвоить определенную тему. Ученик будет стараться понять, вдумываться в каждое слово и предложение, чтобы определиться с пометками, выписать необходимую информацию. Такая работа заставляет думать, выбирать нужное из большого количества информации.
Затем можно использовать индивидуальную работу, дать возможность обсудить в паре и озвучить удачные цитаты. Таким образом, учащиеся обучают друг друга, закрепляют изученный материал. После дальнейшего осмысления проиграть игру «Вопросы-Ответы», где учащиеся выбирают кому задать эти вопросы, чтобы узнать, как они справились с заданием. Происходит ролевое проговаривание, диалог ,которое способствует развитию словарного запаса. После провести игру «Докончи фразу»: каждый должен сказать, что им помогло, когда они отвечали на вопросы индивидуально, в парах и проговаривании. Какие были трудности? А что радовало? Считаю,что таким образом дети учатся анализировать свои решения и оценивать друг друга.
Думаю, что дети постепенно привыкнут к новым подходам.
На дом лучше давать разноуровневые задания, чтобы сами путем размышления выбрали посильные задания.
На последнем этапе урока лучше всего составлять составляли синквейн. Составление cинквейна очень просто и интересно и , к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление, полезна для выработки способности к анализу.
Считаю,что модуль «Критическое мышление» помогает выстроить совместную деятельность с учениками так, чтобы поиск и творчество давали возможность реализоваться каждому ученику. И когда в совместной работе учащиеся, путем поиска открывают что-то новое незаметно для них, становятся привычкой. А это приводит к радости учителя . Особенно радует вовлечение в эту деятельность детей с низкой мотивацией.
В целом критически мыслящие учащиеся активны в процессе постановки вопросов и анализа доказательств; открыты для новых идей.