это построениечертежа изделияи изготовлениевыкройкидляраскрояипошива одежды.Чтобы выполнить чертеж изделиянужно знать:мерки(для одежды),размеры(для предметов быта)
Инструменты и приспособления для изготовления выкройки и раскроя
а — калька; б — булавки; в — портновский мел; г — линейка; д — портновские ножницы; е — простой карандаш; Ж — ножницы для бумаги; з — сантиметровая лента
Сантиметровая лента
Длина 150 см с сантиметровыми делениями. Изобрел ее французский портной в 1810 году. Обычно она делается из нерастяжимого материала и заканчивается металлическими закрепками. Шкала на ней должна быть нанесена с двух сторон. Измерительный инструмент необходим для снятия мерок и измерения расстояний на выкройках. Чтобы одежда хорошо сидела на фигуре, все мерки должны сниматься очень точно, а потому измерительный инструмент всегда необходимо иметь под рукой. Чтобы избежать неточности при измерении, нужно при шитье какой-либо вещи пользоваться одной и той же лентой.
СНЯТИЕ МЕРОК
Мерки – это основные размеры фигуры человека, полученные путём её измерения.
Снятие мерок– это измерение фигуры для построения выкроек.
Снятие мерок заключается в измерении основныхусловных линий на фигуре
Меркиобозначаютсязаглавными буквамирусского алфавитаО- обхватС- полуобхватШ- ширинаВ- высотаЦ- центрД- длина
Напишите название основных конструктивных линий фигуры человека
проставьте обозначение мерок
ПРАВИЛА СНЯТИЯ МЕРОК
Талию обвязать пояском или шнурком.
Мерки снимают по правой стороне фигуры.
Сначала снимают мерки обхватов, затем мерки длин.
Сантиметровую ленту не следует натягивать и ослаблять.
Стоять прямо, без напряжения, руки опущены, ноги вместе.
Мерки длины (Ди) измеряют полностью, записывают полностью.
Мерки обхватов (Сб, Ст) и ширины измеряют полностью, записывают в половинном размере, т.к. чертёж строят на одну половину фигуры.
Практическая работа
МЕРКИ ДЛЯ ФАРТУКА
Для снятия мерок необходимы :
Сантиметровая лента Лента-пояс
Практическая работа Игра «АТЕЛЬЕ»
Измерение фигуры человека и запись результатов проводим в виде игры «Ателье».
Работа организована парами: измеряемая (заказчик), измеряющий (закройщик) и поочередной сменой обязанностей.
Записи мерок производятся в тетради.
Задание:
«Найдите себе пару».
Поочередно измерьте друг друга по основным конструктивным линиям для построения чертежа фартука, предварительно на линии талии завязать «Заказчику» ленту – пояс.
Данные измерений запишите в таблицу.
ВНИМАНИЕ!
1.Измерения обхватов ( От, Об )делим пополам и
получаем полуобхваты ( Ст, Сб ).
2.Длину нижней части фартука измеряем
по правому боку от ленты – пояса
вниз до нужной длины.
А теперь...
Вопросы:
При помощи чего снимают мерки?
В какой последовательности снимают мерки?
Чем отмечают линию талии? Зачем?
Какой буквой обозначают мерки длин? В каком объеме их записывают?
Какой буквой обозначают мерки полуобхватов? В каком объеме их записывают и почему?
Ответы:
Сантиметровой ленты.
Сначала мерки обхватов, затем мерки длин.
Лентой - поясом, чтобы точно снять мерки длин, которые измеряют до линии талии и от линии талии.
Обозначают заглавной буквой «Д». Записывают в полном объеме.
Обозначают заглавной буквой «С». Записывают в половинном объеме, потому что чертеж строят на одну половину фигуры человека.
Страничка профориентации
В процессе изготовления одежды участвуют следующие специалисты:
-художник-модельер, который придумывает новые модели одежды и воплощает их в эскизах и готовых изделиях;
-художник-конструктор воплощает идеи художника-модельера в чертежи и выкройки;
-технолог швейного производства, определяет способы изготовления швейных изделий с учетом сложности фасона, свойств ткани и современной технологии пошива одежды;
-швея (сейчас эта профессия называется оператор швейного оборудования) выполняет швейные операции.
1.Какие специалисты участвуют в изготовлении одежды?
2.Чем занимаются следующие специалисты:
а) художник-модельер
б) художник-конструктор
в) технолог швейного производства
г) оператор швейного оборудования
Понравился ли вам урок?
1.Изменилось ли ваше настроение,зарисуйте его символ2. Ответь на вопросы:
Какова была цель урока,
достигли ли вы её?
Чему вы научились на уроке?
Где можно применить полученные знания?
Какие затруднения у вас возникли?
Мне было интересно…
Я сегодня понял, что…
Мне было трудно…
Прикрепи на дерево яблочко(оцени свою деятельность на уроке)
Розовое яблочко – дело прошло полезно, плодотворно.