Здравствуйте! 
Автор: Юрченко Валентина Александровна 
учитель технологии высшей категории 
МОБУ СОШ № 25 ст. Платнировская 
МО Кореновский район, Краснодарский край 
 
    
Кроить – не шить, после не распорешь. 
Семь раз отмерь – один раз отрежь. 
Автор: Юрченко Валентина Александровна, учитель технологии МОБУ СОШ №25 ст.Платнировская, МО Кореновский район 
 
 
    
Шаблоны 
Выкройка 
Автор: Юрченко Валентина Александровна, учитель технологии МОБУ СОШ №25 ст.Платнировская, МО Кореновский район 
 
    
КОНСТРУИРОВАНИЕ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ 
Снятие мерок 
 
 
 
. 
Автор: Юрченко Валентина Александровна, учитель технологии МОБУ СОШ №25 ст.Платнировская, МО Кореновский район 
 
    
ПЛАН УРОКА: 
- Мерки и их назначение. 
 - Правила снятия мерок. 
 - Условные обозначения мерок. 
 - Практическая работа: «Снятие мерок и запись результатов измерения в таблицу». 
 - Подведение итогов урока. 
 
Автор: Юрченко Валентина Александровна, учитель технологии МОБУ СОШ №25 ст.Платнировская, МО Кореновский район 
 
    
Чертеж изделия - это выполненное на бумаге с помощью чертёжных инструментов изображение предметов или деталей с указанием их размеров. 
Выкройка - это вырезанный чертёж швейного изделия, снабжённый необходимыми надписями. 
Автор: Юрченко Валентина Александровна, учитель технологии МОБУ СОШ №25 ст.Платнировская, МО Кореновский район 
 
    
КОНСТРУИРОВАНИЕ ШВЕЙНЫХ 
ИЗДЕЛИЙ 
это построение чертежа изделия  и изготовление выкройки для раскроя  и пошива одежды. 
Чтобы выполнить чертеж изделия 
нужно знать : 
мерки (для одежды), 
размеры (для предметов быта) 
Автор: Юрченко Валентина Александровна, учитель технологии МОБУ СОШ №25 ст.Платнировская, МО Кореновский район 
 
    
Добро пожаловать в мою мастерскую!   Здесь мы научимся снимать мерки. 
Автор: Юрченко Валентина Александровна, учитель технологии МОБУ СОШ №25 ст.Платнировская, МО Кореновский район 
    
Инструменты и приспособления для изготовления выкройки и раскроя 
 а — калька; б — булавки; в — портновский мел; г — линейка; д — портновские ножницы; е — простой карандаш; Ж — ножницы для бумаги; з — сантиметровая лента 
Автор: Юрченко Валентина Александровна, учитель технологии МОБУ СОШ №25 ст.Платнировская, МО Кореновский район 
 
    
Сантиметровая лента 
Длина 150 см с сантиметровыми делениями. Изобрел ее французский портной в 1810 году. Обычно она делается из нерастяжимого материала и заканчивается металлическими закрепками. Шкала на ней должна быть нанесена с двух сторон. Измерительный инструмент необходим для снятия мерок и измерения расстояний на выкройках. Чтобы одежда хорошо сидела на фигуре, все мерки должны сниматься очень точно, а потому измерительный инструмент всегда необходимо иметь под рукой. Чтобы избежать неточности при измерении, нужно при шитье какой-либо вещи пользоваться одной и той же лентой. 
Автор: Юрченко Валентина Александровна, учитель технологии МОБУ СОШ №25 ст.Платнировская, МО Кореновский район 
 
    
СНЯТИЕ МЕРОК 
Мерки  – это основные размеры фигуры человека, полученные путём её измерения. 
Снятие мерок – это измерение фигуры для построения выкроек. Снятие мерок заключается в измерении основных 
условных линий на фигуре 
 
  
Автор: Юрченко Валентина Александровна, учитель технологии МОБУ СОШ №25 ст.Платнировская, МО Кореновский район 
 
    
Условные линии: 
Автор: Юрченко Валентина Александровна, учитель технологии МОБУ СОШ №25 ст.Платнировская, МО Кореновский район 
 
    
 Мерки обозначаются заглавными буквами русского алфавита 
О - обхват 
С - полуобхват 
Ш - ширина 
В - высота 
Ц - центр 
Д - длина 
Малые буквы при заглавных обозначают участок измерения : С т – полуобхват талии 
Автор: Юрченко Валентина Александровна, учитель технологии МОБУ СОШ №25 ст.Платнировская, МО Кореновский район 
 
    
Конструктивные линии фигуры 
Автор: Юрченко Валентина Александровна, учитель технологии МОБУ СОШ №25 ст.Платнировская, МО Кореновский район 
 
    
Автор: Юрченко Валентина Александровна, учитель технологии МОБУ СОШ №25 ст.Платнировская, МО Кореновский район 
 
    
ПРАВИЛА СНЯТИЯ МЕРОК 
-  Талию обвязать пояском или шнурком. 
 -  Мерки снимают по правой стороне фигуры. 
 -  Сначала снимают мерки обхватов, затем мерки длин. 
 -  Сантиметровую ленту не следует натягивать и ослаблять. 
 -  Стоять прямо, без напряжения, руки опущены, ноги вместе. 
 -  Мерки длины ( Ди ) измеряют полностью, записывают полностью. 
 -  Мерки обхватов ( Сб, Ст ) и ширины измеряют полностью, записывают в половинном размере, т.к. чертёж строят на одну половину фигуры. 
 
 
Автор: Юрченко Валентина Александровна, учитель технологии МОБУ СОШ №25 ст.Платнировская, МО Кореновский район 
 
    
Практическая работа 
МЕРКИ 
ДЛЯ 
ФАРТУКА 
Автор: Юрченко Валентина Александровна, учитель технологии МОБУ СОШ №25 ст.Платнировская, МО Кореновский район 
 
    
Для снятия мерок необходимы : 
Лента - пояс 
Сантиметровая лента 
Карта записи мерок фигуры человека 
Автор: Юрченко Валентина Александровна, учитель технологии МОБУ СОШ №25 ст.Платнировская, МО Кореновский район 
 
 
    
Практическая работа 
Игра «АТЕЛЬЕ» 
Измерение фигуры человека и запись результатов проводим в виде игры «Ателье». 
Работа организована парами: измеряемая (заказчик), измеряющий (закройщик) и поочередной сменой обязанностей. 
Записи мерок производятся в печатной тетради. 
Задание: 
- «Найдите себе пару». 
 - Поочередно измерьте друг друга по основным конструктивным линиям для построения чертежа фартука, предварительно на линии талии завязать «Заказчику» ленту – пояс. 
 - Данные измерений запишите в «Карту записи мерок фигуры человека». 
 
- Измерения обхватов ( От, Об )делим пополам и получаем полуобхваты ( Ст, Сб ). 
 - Длину нижней части фартука измеряем 
 
 по правому боку от ленты – пояса 
 вниз до нужной длины. 
Автор: Юрченко Валентина Александровна, учитель технологии МОБУ СОШ №25 ст.Платнировская, МО Кореновский район 
 
    
Снятие мерок для конструирования 
Наименование мерок 
Усл. 
Полуообхват груди 
обоз. 
Сг 
Назначение 
Полуобхват талии 
мерки 
Правила 
Определение размера швейного изделия 
Полуобхват бедер 
 
 
Горизонтально, сзади – по лопаткам, через подмышечные впадины, спереди – через выступающие точки груди 
Ст 
снятия мерок 
определение длины пояса 
Длина изделия 
Сб 
 
Горизонтально вокруг туловища на выдохе через точку пересечения талии и позвоночника 
определение ширины изделия по линии бёдер 
горизонтально вокруг туловища через выступающие точки ягодиц 
Дн 
 
определение длины изделия 
 
от линии талии вниз до желаемой длины 
Автор: Юрченко Валентина Александровна, учитель технологии МОБУ СОШ №25 ст.Платнировская, МО Кореновский район 
 
    
А теперь... 
  Ответы 
Вопросы: 
При помощи чего снимают мерки? 
В какой последовательности снимают мерки? 
Чем отмечают линию талии? Зачем? 
Какой буквой обозначают мерки длин? В каком объеме их записывают? 
Какой буквой обозначают мерки полуобхватов? В каком объеме их записывают и почему? 
 Сантиметровой ленты. 
Сначала мерки обхватов, затем мерки длин. 
Лентой - поясом, чтобы точно снять мерки длин, которые измеряют до линии талии и от линии талии. 
Обозначают заглавной буквой «Д». Записывают в полном объеме. 
Обозначают заглавной буквой «С». Записывают в половинном объеме, потому что чертеж строят на одну половину фигуры человека. 
Автор: Юрченко Валентина Александровна, учитель технологии МОБУ СОШ №25 ст.Платнировская, МО Кореновский район 
21 
    
Что нужно сделать, 
 чтобы узнать свой размер. 
ЧТО НАМ ПОНАДОБИТСЯ: 
ИЗМЕРИТЬ 
ОБХВАТ ГРУДИ 
(О Г ). 
2 - 
1 - 
3 - 
О Г : 2  
= РАЗМЕР ОДЕЖДЫ 
Автор: Юрченко Валентина Александровна, учитель технологии МОБУ СОШ №25 ст.Платнировская, МО Кореновский район 
21 
    
Домашнее задание: 
 § 16, задание 16, п. 2,3.  
 Снимите мерки с родственников и определите их размер. 
Автор: Юрченко Валентина Александровна, учитель технологии МОБУ СОШ №25 ст.Платнировская, МО Кореновский район 
21 
    
Понравилось ли вам, маленькие феи, у меня в гостях? 
И помните! 
Автор: Юрченко Валентина Александровна, учитель технологии МОБУ СОШ №25 ст.Платнировская, МО Кореновский район 
21 
    
«Будущее начинается в школе!» 
А пчелка – труженица ж ж ж елает вам удачи! 
Автор: Юрченко Валентина Александровна, учитель технологии МОБУ СОШ №25 ст.Платнировская, МО Кореновский район 
21 
    
СПАСИБО 
ЗА ВНИМАНИЕ 
Автор: Юрченко Валентина Александровна, учитель технологии МОБУ СОШ №25 ст.Платнировская, МО Кореновский район 
21 
    
При создании работы использовались: 
1. Объекты Word Art; автофигуры. 
2. Различные цвета, шаблоны для заливки 
 фона(градиент), шаблоны для оформления фона. 
3. Вставка рисованных объектов, картинок из 
 коллекции и картинок из файлов. 
4. Различные эффекты анимации. 
5. Сканирование картинок из дополнительной 
 литературы. 
6. Текстовый редактор Word для создания текстовых 
 фрагментов и дальнейшего переноса в слайд. 
7. Графический редактор для редактирования 
 изображения. 
8. Эффекты разного расположения фрагментов 
 слайда. 
Автор: Юрченко Валентина Александровна, учитель технологии МОБУ СОШ №25 ст.Платнировская, МО Кореновский район 
21 
    
БИБЛИОГРАФИЯ 
Технология. Технологии ведения дома : 5 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /Н. В. Синица, В. Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф. 2012 . 
http://blog.t-stile.info/merki-neobxodimye-dlya-postroeniya-chertezha-fartuka  
http://www.kyrgpress.org.kg/domashnie_dela/608-instrumenty-i-prinadlezhnosti-neobhodimye-dlya-shveynyh-rabot.html  
http://4textile.ru/prochee/sewing-tools.html  
- http://www.ezhva-licey.ru/teachers/nmr/metodich_razrabotki/itogi_uroka/  
 - http://amnesia.pavelbers.com/the%20mode.htm  
 - http://www.detki-74.ru/magazine/magazine_glav_2005.php  
 
- keep4u.ru/imgs/s/070806/2787b1f50771262c96.jpg  
 
Автор: Юрченко Валентина Александровна, учитель технологии МОБУ СОШ №25 ст.Платнировская, МО Кореновский район 
21