Тема: Снятие мерок для построения чертежа деталей фартука.
Цели урока: снять мерки с фигуры человека.
Задачи урока: дидактическая: повторить и закрепить знания по теме "Фартук с нагрудником;
коррекционная: коррекция восприятия через выполнение упражнений на узнавание и различение;
воспитательная: воспитание мотивации к учению.
Оборудование:
- технические:
компьютер;
мультимедийный проектор;
экран;
- программные:
презентация учителя
- раздаточные материалы
Карточки с заданием, сантиметровые ленты, лекало, цветные смайлики.
Тип урока: повторение.
Основные формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте! Садитесь на свои места. Начинаем наш урок.
2. Повторение и закрепление пройденного материала по теме «Фартук с нагрудником».
Учитель: Сегодня на уроке мы повторим пройденный материал, а так же вспомним, как снять мерки для построения чертежа деталей фартука.
Откроим тетради. Запишем число и тему урока: « Снятие мерок для построения чертежа деталей фартука. »
Учитель: Прочитаем пословицу и дополним её. «Встречают по одёжке…,провожают по уму»» (слайд).
Как вы ее понимаете? (Ответы обучающихся.)
– Первое впечатление о человеке складывается по его внешнему виду и во многом зависит от того, как он одет.
Учитель: Давайте попробуем назвать виды одежды по назначению? Ответы детей. Одежду по назначению подразделяют на бытовую, производственную, спортивную и форменную. (Слайд )
- Фронтальный опрос:
Учитель: Прослушайте стихотворение и скажите, о каком изделии идёт речь:
Хорошее изделие мы с вами изучаем,
В нем готовим кушать, квартиру убираем.
Одев его, кондитер готов торты испечь,
Так о каком изделии в стихотворении речь? (фартук)
Ребята подготовили сообщения о истории возникновения фартука (читает ученица).(показ слайдов)
1 уч-к: Фартук (или передник) – широко распространенная и почти не изменяющаяся часть одежды с древнейших времен до наших дней. Его история начинается с Древнего Египта. Мужчины, состоящие на государевой службе, пользовались примитивной драпировкой, прикрепленной спереди к поясу. С течением времени передник становится повсеместно распространенным видом одежды. Держался он на поясе, а средняя часть имела трапециевидную, треугольную или веерообразную форму. Эта часть одежды играла очень важную роль и в церемониальном облачении правителей, о чем свидетельствуют многочисленные памятники.
2 уч-к: С Востока передник “перекочевал” и в Европу. Сначала передники носили мужчины, а потом стали носить и женщины. Девушка, когда выходила замуж, должна была повязать передник, это говорило, что она замужем. Многие национальные костюмы украшались фартуком. Не только богатые носили фартуки. В старину нередко одежда, в которой простые люди работали, была у них единственной, поэтому в их туалетах важную роль играл фартук. Фартук стал первым предметом одежды, надевавшимся специально для работы. Он использовался людьми самых разных профессий.
В наше время фартуки могут иметь различное назначение: повседневные, нарядные для сервировки стола при обслуживании гостей и как украшения костюма, женские, детские, мужские.
Учитель: - Я приготовила вопросы о фартуке, сейчас проверим ваши знания.
(Учащимся раздаются вопросы)
Учитель: Прочитайте их внимательно и подготовьте ответ.
1.- Для чего нужен фартук? (для защиты одежды человека от загрязнения)
2.- Какие фартуки бывают по назначению? (рабочие, нарядные, повседневные)
3. К каким изделиям по способу носки относится фартук с нагрудником?
( нагрудно – поясное)
4. Какие детали имеет фартук с нагрудником? Выбрать нужные лекала. (смешанные лекала). Фартук состоит из нагрудника, бретелей, кармана (один или два), нижней части фартука и пояса. (Слайд)
Учитель: Можно детали нагрудника и нижней части раскроить вместе, такой фартук носит название цельнокроеный. (Слайд)
5. Какие швы применяют при пошиве фартука с нагрудником?(виды швов.выбрать)
6. Какие детали кроя фартука парные, а какие одинарные? (образец фартука)
Физминутка.
1, 2, 3, 4, 5 — все умеем мы считать.
Раз! Подняться, потянуться.
Два! Согнуться, разогнуться.
Три! В ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре — руки шире.
Пять — руками помахать.
Шесть — за парту тихо сесть.
Проблемная ситуация:
Учитель: Вот два фартука, я бы хотела, что бы вы примерили их.
(Двум ученицам предлагается выйти к доске и примерить фартук. Учащиеся замечают, что на одной девочке фартук сидит хорошо, а другой мал.)
Учитель: Ребята, посмотрите. Как они сидят на учащихся? (ответы)
Учитель: “Чтобы одежда была удобна и красива, надо шить её по определённому размеру”
Учитель: Какой инструмент служит для снятия мерок и измерения деталей при раскрое ткани? ( сантиметровая лента.) (слайд ). Как называется измерительный инструмент надо запомнить, поэтому правильно запишите в тетрадь.
Изобрел её в 1810г. французский портной. Изготавливается лента из полотна или клеёнки. Длина её 150 см, ширина 2 см. на концах ленты – металлические заклёпки, предохраняющие её от износа.
Учитель: Для построения чертежа фартука необходимо снять мерки с фигуры человека.
Что называется мерками? Мерки – это основные размеры фигуры человека, полученные путем ее измерения. (Слайд )
Учитель: Мерки надо снимать точно, иначе чертеж получится неправильным, и сшитое изделие будет плохо сидеть на фигуре. Мерки снимают сантиметровой лентой по определенным правилам.
Учитель: – Повторим правила, по которым снимают мерки? (Слайд )
Учитель: А теперь вспомним, какие мерки необходимы для построения чертежа фартука? Нужно на модели указать мерки. ( СТ, СБ, ДИ, ДН. ) Проверим. (Слайд )
Закрепим, как снимать мерки, а в этом мне поможет Женя. (ученик производит измерения на манекене, а учитель комментирует,)
3. Практическая работа.
Практическую работу проводим в форме игры "Ателье”. В ателье работают следующие специалисты: закройщица, она снимет мерки с клиента и записывает результаты измерений. Клиент – ученица, которая пришла в ателье сшить себе фартук. Учащиеся по очереди проигрывают предложенные роли, учатся правильно снимать и записывать результаты измерений. Перед игрой учитель демонстрирует правильность снятия мерок. Проводит консультацию.
4. Подведение итогов урока.
Учитель: Как вы считаете, нужен ли фартук сегодня? Ответы детей.
Учитель: В наши дни фартук начинает постепенно утрачивать свою функцию. Для защиты от вредных производственных факторов разрабатывается новая специальная одежда, многие работники предпочитают удобные и практичные халаты и комбинезоны. Но фартук остаётся в гардеробе домохозяек.
5.Оценка урока: Оценку за работу на уроке выставлю после проверки записей по снятию мерок.
6.Рефлексия: На столе лежат весёлые и гарусные смайлики. Давайте оценим ваше настроения на уроке.
Просмотр содержимого документа
«конспект к открытому уроку»
Тема: Снятие мерок для построения чертежа деталей фартука.
Цели урока: снять мерки с фигуры человека.
Задачи урока: дидактическая: повторить и закрепить знания по теме "Фартук с нагрудником;
коррекционная: коррекция восприятия через выполнение упражнений на узнавание и различение;
воспитательная: воспитание мотивации к учению.
Оборудование:
технические:
компьютер;
мультимедийный проектор;
экран;
программные:
презентация учителя
раздаточные материалы
Карточки с заданием, сантиметровые ленты, лекало, цветные смайлики.
Тип урока: повторение.
Основные формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте! Садитесь на свои места. Начинаем наш урок.
2. Повторение и закрепление пройденного материала по теме «Фартук с нагрудником».
Учитель: Сегодня на уроке мы повторим пройденный материал, а так же вспомним, как снять мерки для построения чертежа деталей фартука.
Откроим тетради. Запишем число и тему урока: « Снятие мерок для построения чертежа деталей фартука. »
Учитель: Прочитаем пословицу и дополним её. «Встречают по одёжке…,провожают по уму»» (слайд).
Как вы ее понимаете? (Ответы обучающихся.)
– Первое впечатление о человеке складывается по его внешнему виду и во многом зависит от того, как он одет.
Учитель: Давайте попробуем назвать виды одежды по назначению? Ответы детей. Одежду по назначению подразделяют на бытовую, производственную, спортивную и форменную. (Слайд )
Фронтальный опрос:
Учитель: Прослушайте стихотворение и скажите, о каком изделии идёт речь:
Хорошее изделие мы с вами изучаем,
В нем готовим кушать, квартиру убираем.
Одев его, кондитер готов торты испечь,
Так о каком изделии в стихотворении речь? (фартук)
Ребята подготовили сообщения о истории возникновения фартука (читает ученица).(показ слайдов)
1 уч-к: Фартук (или передник) – широко распространенная и почти не изменяющаяся часть одежды с древнейших времен до наших дней. Его история начинается с Древнего Египта. Мужчины, состоящие на государевой службе, пользовались примитивной драпировкой, прикрепленной спереди к поясу. С течением времени передник становится повсеместно распространенным видом одежды. Держался он на поясе, а средняя часть имела трапециевидную, треугольную или веерообразную форму. Эта часть одежды играла очень важную роль и в церемониальном облачении правителей, о чем свидетельствуют многочисленные памятники .
2 уч-к: С Востока передник “перекочевал” и в Европу. Сначала передники носили мужчины, а потом стали носить и женщины. Девушка, когда выходила замуж, должна была повязать передник, это говорило, что она замужем. Многие национальные костюмы украшались фартуком. Не только богатые носили фартуки. В старину нередко одежда, в которой простые люди работали, была у них единственной, поэтому в их туалетах важную роль играл фартук. Фартук стал первым предметом одежды, надевавшимся специально для работы. Он использовался людьми самых разных профессий.
В наше время фартуки могут иметь различное назначение: повседневные, нарядные для сервировки стола при обслуживании гостей и как украшения костюма, женские, детские, мужские.
Учитель: - Я приготовила вопросы о фартуке, сейчас проверим ваши знания.
(Учащимся раздаются вопросы)
Учитель: Прочитайте их внимательно и подготовьте ответ.
1.- Для чего нужен фартук? (для защиты одежды человека от загрязнения)
2.- Какие фартуки бывают по назначению? (рабочие, нарядные, повседневные)
3. К каким изделиям по способу носки относится фартук с нагрудником?
( нагрудно – поясное)
4. Какие детали имеет фартук с нагрудником? Выбрать нужные лекала. (смешанные лекала) . Фартук состоит из нагрудника, бретелей, кармана (один или два), нижней части фартука и пояса. (Слайд)
Учитель: Можно детали нагрудника и нижней части раскроить вместе, такой фартук носит название цельнокроеный. (Слайд)
5. Какие швы применяют при пошиве фартука с нагрудником?(виды швов..выбрать)
6. Какие детали кроя фартука парные, а какие одинарные? (образец фартука)
Физминутка.
1, 2, 3, 4, 5 — все умеем мы считать.
Раз! Подняться, потянуться.
Два! Согнуться, разогнуться.
Три! В ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре — руки шире.
Пять — руками помахать.
Шесть — за парту тихо сесть.
Проблемная ситуация:
Учитель: Вот два фартука, я бы хотела, что бы вы примерили их.
(Двум ученицам предлагается выйти к доске и примерить фартук . Учащиеся замечают, что на одной девочке фартук сидит хорошо, а другой мал.)
Учитель: Ребята, посмотрите. Как они сидят на учащихся? (ответы)
Учитель: “Чтобы одежда была удобна и красива, надо шить её по определённому размеру”
Учитель: Какой инструмент служит для снятия мерок и измерения деталей при раскрое ткани? ( сантиметровая лента.) (слайд ). Как называется измерительный инструмент надо запомнить, поэтому правильно запишите в тетрадь.
Изобрел её в 1810г. французский портной. Изготавливается лента из полотна или клеёнки. Длина её 150 см, ширина 2 см. на концах ленты – металлические заклёпки, предохраняющие её от износа.
Учитель: Для построения чертежа фартука необходимо снять мерки с фигуры человека.
Что называется мерками? Мерки – это основные размеры фигуры человека, полученные путем ее измерения. (Слайд )
Учитель: Мерки надо снимать точно, иначе чертеж получится неправильным, и сшитое изделие будет плохо сидеть на фигуре. Мерки снимают сантиметровой лентой по определенным правилам.
Учитель: – Повторим правила, по которым снимают мерки? (Слайд )
Учитель: А теперь вспомним, какие мерки необходимы для построения чертежа фартука? Нужно на модели указать мерки. ( СТ, СБ, ДИ, ДН. ) Проверим. (Слайд )
Закрепим, как снимать мерки, а в этом мне поможет Женя. (ученик производит измерения на манекене, а учитель комментирует,)
3. Практическая работа.
Практическую работу проводим в форме игры "Ателье”. В ателье работают следующие специалисты: закройщица, она снимет мерки с клиента и записывает результаты измерений. Клиент – ученица, которая пришла в ателье сшить себе фартук. Учащиеся по очереди проигрывают предложенные роли, учатся правильно снимать и записывать результаты измерений. Перед игрой учитель демонстрирует правильность снятия мерок. Проводит консультацию.
4. Подведение итогов урока.
Учитель: Как вы считаете, нужен ли фартук сегодня? Ответы детей.
Учитель: В наши дни фартук начинает постепенно утрачивать свою функцию. Для защиты от вредных производственных факторов разрабатывается новая специальная одежда, многие работники предпочитают удобные и практичные халаты и комбинезоны. Но фартук остаётся в гардеробе домохозяек.
5.Оценка урока: Оценку за работу на уроке выставлю после проверки записей по снятию мерок.
6.Рефлексия: На столе лежат весёлые и гарусные смайлики. Давайте оценим ваше настроения на уроке.
Просмотр содержимого презентации
«презентац. к открытому уроку»
Снятие мерок для построения чертежа деталей фартука.
«Встречают по одёжке…»
Одежда по назначению
Бытовая Форменная
Производственная Спортивная
Повседневная одежда
Торжественная одежда
Домашняя одежда
Производственная одежда
Спортивная одежда
Форменная одежда
Фартук ( передник )
История фартука
Костюм Древнего Египета -передник схенти
История фартука
Городской костюм
(Германия ХVI в)
История фартука
Европейский костюм
второй половины ХVII в
История фартука
Народный костюм
История фартука
Праздничный каргопольский передник
с вышитыми календарями-месяцесловами
(конец ХIХ)
История фартука
Костюм работающей женщины
(1916 г.)
История фартука
Детали фартука
бретель
нагрудник
пояс
карман
нижняя часть
фартука
Цельнокроеный фартук
Физкультминутка.
1, 2, 3, 4, 5 — все умеем мы считать. Раз! Подняться, потянуться. Два! Согнуться, разогнуться. Три! В ладоши три хлопка, головою три кивка. На четыре — руки шире. Пять — руками помахать. Шесть — за парту тихо сесть.
Сантиметровая лента
- Изобрел в 1810 году французский портной.
- Изготавливается лента из полотна или клеенки.
- Длина – 150 см, ширина – 1,5-2 см.
- На концах ленты имеются металлические заклепки, предохраняющие ее от износа.
Мерки
основные размеры фигуры человека, полученные путем ее измерения.
Правила снятия мерок
- При снятии мерок стоять прямо, без напряжения.
- Сантиметровую ленту нельзя затягивать или ослаблять.
- Определить точно линию талии.
- Мерки снимают с правой стороны фигуры.
- Мерки длин записываются полностью, мерки полуобхватов в половинном размере.
МЕРКИ
ДЛЯ
ФАРТУКА
Снятие мерок
Дн Длина нагрудника
Полуобхват талии Ст
Сб Полуобхват бедер
Длина нижней части Днч
Ст – полуобхват талии
Сантиметровая лента проходит точно по контрольному шнуру по линии талии.
Записываем половину измерения.
Мерка нужна для определения длины пояса.
Сб – полуобхват бёдер
Сантиметровая лента проходит сзади по выступающим точкам ягодиц, а спереди замыкается на выпуклости живота.
Записываем половину измерения.
Мерка нужна для определения ширины нижней части фартука.
Дн – длина нагрудника
Измеряем от контрольного шнура на линии талии вверх до желаемой длины нагрудника.
Мерка определяет длину нагрудника.
Днч – длина нижней части
Измеряем от контрольного шнура на линии талии вниз до желаемой длины нижней части фартука.
Мерка определяет длину фартука .
3
Практическая работа:
«Снятие мерок и запись результатов измерения в таблицу».
Обозна
чение мерок
СТ
Название мерок
Как снимать мерки
ПОЛУОБХВАТ ТАЛИИ
ИЗМЕРЯЕТСЯ ПО САМОМУ УЗКОМУ МЕСТУ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА
СБ
ДН
ПОЛУОБХВАТ БЕДЕР
ИЗМЕРЯЕТСЯ ПО ЛИНИИ БЕДЕР ГОРИЗОНТАЛЬНО
ДЛЯ РАСЧЕТА ДЛИНЫ ПОЯСА
Назначение мерок
ДЛЯ РАСЧЕТА ШИРИНЫ ФАРТУКА
ДЛИНА НАГРУДНИКА
ИЗМЕРЯЕТСЯ ОТ ЛИНИИ ТАЛИИ ВВЕРХ ДО ЖЕЛАЕМОЙ ДЛИНЫ
ДИ
ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДЛИНЫ НАГРУДНИКА
ДЛИНА ИЗДЕЛИЯ
ИЗМЕРЯЕТСЯ ОТ ЛИНИИ ТАЛИИ ВНИЗ ДО ЖЕЛАЕМОЙ ДЛИНЫ
ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДЛИНЫ ФАРТУКА
Спасибо за внимание!