Просмотр содержимого документа
«Пища в жизни человека»
Автор: Учитель технологии
МБОУ СОШ № 20 г. Абакан
Мейснер Надежда Юрьевна
Пища является одной из основ в жизни людей как источник энергии для жизнедеятельности организма. Люди обычно принимают пищу от 1-го до 5-ти раз в день. Основные приёмы пищи в России называют завтрак , обед , ужин . Набор, время, место и названия приёмов пищи сильно варьируют по разным регионам. Полноценная пища содержит все незаменимые элементы пищи — это такие элементы, которые пища должна включать для того, чтобы обеспечить нормальное функционирование организма человека.
За многие века у людей выработалась определённая культура (традиции, ритуалы и обычаи) приёма пищи, разная у разных народов и в разных слоях населения .
Пищарастительногопроисхождения
Растительная пища
злаки ( пшеница , рожь , ячмень , рис и др.) и похожие на них: гречка , кукуруза , киноа , амарант
Мясо (первые две группы делятся также на мясо домашних животных и дичь )
млекопитающих : говядина , свинина , баранина , крольчатина и проч., а также субпродукты птиц : курятина , утятина , гусятина , индюшатина , страусятина , голубятина и др. пресмыкающихся и земноводных : лягушки , змеи , черепахи и др.
млекопитающих : говядина , свинина , баранина , крольчатина и проч., а также субпродукты
птиц : курятина , утятина , гусятина , индюшатина , страусятина , голубятина и др.
пресмыкающихся и земноводных : лягушки , змеи , черепахи и др.
Молоко и молочные продукты : кефир , сливки , творог , сыр , масло , сметана и др.
Яйца и икра : яйца птиц, красная и чёрная рыбья икра, белая икра (улиток) и др.
Рыба
Моллюски ( устрицы , кальмары , улитки и др.) и ракообразные ( раки , креветки , крабы , лангусты и др.) — те из них, что живут в морях, называются морепродуктами
Прочие органические продукты
Грибы
Грибы
Дрожжи
Водоросли
Продукты, полученные с помощью растений или животных: желатин , сахар , мёд , уксус .
Неорганические продукты
соль
вода
пищевые добавки
Химический состав пищи
Белок – это обязательная составляющая всех тканей человеческого организма. Для того чтобы рос ребенок ему нужны белки. Для того чтобы в организме взрослого человека шел процесс обновления тканей, который должен идти постоянно, тоже необходимы белки.
Для детей, особенно в школьном, важно, чтобы в пище содержались белки, которыми богаты молоко и молочные продукты, мясо, яйца. Суточный рацион питания детей школьного возраста должен включать не менее 400-500 мл молока. Для детей школьного возраста потребность в жирах должна удовлетворяться в основном за счет жиров растительного происхождения (подсолнечное, кукурузное масло), которые лучше усваиваются организмом. Растительные жиры лучше всего давать в сочетании с овощными салатами. Наилучшая пища . Это орехи, проросшее зерно, семена, пивные дрожжи. Хорошая пища . Это рыба , яйца курицы или других птиц, бобы, фасоль, горох, сыр, не кипяченое и не пастеризованное молоко , грибы и рыба.
Белки
Жиры
Жиры организму необходимы. Без них не смогут работать клетки, составляющие основу человеческого тела. Без жиров в пищеварительном тракте не будут усваиваться многие минералы и витамины.
Если жиров в пище слишком много, это плохо влияет на состоянии печени , может начаться ее перерождение. Начинаются сбои в работе поджелудочной железы, человеку угрожают атеросклероз и ожирение , могут откладываться камни в желчном пузыре. Причем, недостаток жиров в организме, как это ни удивительно, тоже вызывает атеросклероз.
Углеводы
Знаете ли Вы, что углеводы – это одна из важнейших составляющих нашего питания. Более того, именно из углеводов организм получает более половины калорий.
Кроме того, что углеводы – это поставщик энергии, они нужны для работы печени. Без углеводов невозможно усвоение организмом белков и жиров.
Особое значение в питании детей имеют легко усваиваемые углеводы, которые содержатся в ягодах, фруктах и продуктах их переработки.
Витамины
Витамины участвуют во множестве биохимических реакций. Они не являются для организма поставщиком энергии и не имеют существенного пластического значения. Однако витаминам отводится важнейшая роль в обмене веществ.
Концентрация витаминов в тканях и суточная потребность в них невелики, но при недостаточном поступлении витаминов в организм наступают характерные и опасные патологические изменения.
Большинство витаминов не синтезируются в организме человека. Поэтому они должны регулярно и в достаточном количестве поступать в организм с пищей или в виде витаминно-минеральных комплексов и пищевых добавок.
С нарушением поступления витаминов в организм связаны 3 принципиальных патологических состояния: недостаток витамина — гиповитаминоз, отсутствие витамина — авитаминоз, и избыток витамина — гипервитаминоз.
О питании детей-подростков
Правильно организованное питание имеет большое значение для нормального физического и умственного развития ребенка и подростка. Недостаточность питания задерживает рост и развитие, понижает сопротивляемость организма, избыточное - нарушает процессы обмена, расстраивает пищеварение.
Организм подростка расходует много энергии, которая необходима для деятельности сердца, легких и других органов, для поддержания постоянной температуры тела. Учебные занятия, чтение, работа на компьютере, просмотр телевизионных передач также требуют расхода определенного количества энергии. Особенно с большими энергетическими затратами связаны движение, игры, занятия физкультурой и спортом, различные трудовые процессы, вызывающие сокращение мышц. Рациональное питание должно быть организовано с учетом возрастных потребностей организма ребенка и подростка в основных питательных веществах, а также правильного соотношения между ними. Наилучшее соотношение белков, жиров и углеводов в пище для детей школьного возраста 1:1:4
Значительное отклонение от этого соотношения неблагоприятно сказывается на здоровье даже при наличии достаточного количества вводимых с пищей питательных веществ и витаминов. Так, например, избыточное содержание жиров, особенно животного происхождения, способствует нарушению обмена веществ, пищеварения, увеличивает вес ребенка. Избыточное содержание углеводов также приводит к нарушению обмена, ожирению, а чрезмерное употребление сладкого способствует развитию диабета у детей и подростков. Необходимо, чтобы пища детей и подростков была разнообразной, - однообразное питание ухудшает аппетит. Не рекомендуется давать плохо прожаренное или копченое мясо из-за его плохого усвоения, опасности отравления и заражения глистами, а также мясные и рыбные блюда, крепко соленые или сильно приправленные специями; перец, горчица, уксус из рациона питания детей до 8 - 10-летнего возраста должны б ыт ь исключены. Все виды алкогольных напитков (пиво, домашние наливки, настойки) оказывают вредное действие на организм ребенка и подростка. Возбуждающее действуют, крепкие кофе, какао, чай, а также большие порции шоколада.
Питание детей и подростков должно быть четырехразовым, со следующим распределением количества пищи: завтрак - 30%, обед - 40 - 45%, полдник - 10%, ужин - 15 - 20%. Последний прием пищи должен быть за 1,5 - 2 часа до сна.
РЕЖИМПИТАНИЯ
Рациональное питание - одно из основных условий нормального роста и развития организма, функционирования всех его органов и систем. Пища должна быть достаточной по объему, содержать все необходимые для жизнедеятельности организма вещества, покрывать энергетические затраты в соответствии с возрастом человека, условиями его жизни.
Важнейшим принципом рационального питания является режим, т. е. прием пищи в одни и те же часы, соблюдение определенных интервалов между этими приемами, правильное распределение рациона в течение дня.
Одним из важных элементов режима питания являются условия, в которых принимается пища: сервировка, чистота и т. п. Нельзя есть "на ходу", плохо прожевывать пищу, есть слишком горячие или остывшие блюда. Температура первых и вторых блюд должна быть примерно около 50°С. Не следует "перехватывать" бутерброды, пирожки, сладости между основными приемами пищи, так как это нарушает аппетит, ритмичность работы желудочно-кишечного тракта. Не рекомендуется садиться за стол сразу после занятий спортом, больших физических нагрузок.
Каждый учащийся должен понимать, насколько важно соблюдать режим питания, есть горячий завтрак в школе.