Дата: 19.03.16г.
Предмет: познание мира.
Тема: Значение растений в жизни человека. ОБЖ. Практическое занятие по безопасности.
Цель: рассмотреть значение растений в жизни человека;
Задачи: учить бережно относиться к растениям, рассмотреть основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе; развивать мышление учащихся, познавательный интерес;
воспитывать бережное и уважительное отношение к природе.
Ход урока:
I Организационный момент
- Прозвенел и смолк звонок – начинается урок.
II Подготовка к активному сознательному усвоению нового материала.
1. фронтальный опрос
- Как по внешнему виду можно разделить растения? (На деревья, кустарники и травы)
- Что вы можете рассказать о деревьях? Кустарниках? Травянистых растениях?
2. работа с пособием «Я и энергия», с. 17-19.
- Какие условия необходимы для жизни растений на земле?
- Игра «Расшифруй слова»
лотеп
щапи
тевс
негиэря
(тепло, пища, свет, энергия)
- Почему растения не могут жить без солнечного света?
- Многие растения, такие, как морковь, лук, картофель, накапливают энергию в корнях, клубнях, луковицах.
III Изучение нового материала
- Как вы думаете, могли бы люди жить без природы?
- Как хорошо, что есть растения! Без растений не было бы жизни на планете Земля.
- Для чего нам, людям, растения?
Составление кластера.
красота доброта кислород
здоровье очищение воздуха
хорошее настроение
- Рассмотрите таблицу и попробуйте рассказать, что мы используем из природы и в каких целях?
Природа дает нам пищу, одежду, жилье. Человек не может жить без пищи, а пищу дают нам растения и животные. Люди не могут жить без мебели и посуды. Материал для изготовления их получаем в природе. Из земли добываем полезные ископаемые, на полях выращиваем урожай. В лесу заготавливаем древесину, пушнину, грибы, ягоды.
IV Дидактические игры по рядам
1 ряд – «Поварята»
- Вам необходимо составить из данных слов первое блюдо. Вот набор картинок (кастрюля, свёкла, лук, мясо, соль, помидор, капуста, морковь, картофель, чеснок).
2 ряд – «Плотники»
- Составьте из «зашифрованных» слов план работы.
кафш
тусл
овркаьт
3 ряд – «Музыканты»
- Перечислите музыкальные инструменты, выполненные с использованием дерева.
V Физминутка
В сад пришел волшебник злой.
Он ужасный и большой.
Он руками помахал
И цветы заколдовал.
Но пришли друзья детишки
Озорные шалунишки.
Стали думать и гадать,
Как цветы расколдовать.
Наконец они решили
И цветы пересадили.
ОБЖ. Практическое занятие по безопасности.
Правила поведения в транспорте
В любом виде транспорта общественного пользования вывешиваются правила поведения о действиях пассажиров в той или иной сложившейся обстановке. Каждый учащийся должен хотя бы один раз внимательно прочитать и неукоснительно их соблюдать.
Ожидать автобус, троллейбус, трамвай разрешается только на посадочных площадках, а при их отсутствии - на тротуаре или обочине.
Посадка и высадка пассажиров разрешается после полной остановки транспортного средства.
В общественный транспорт полагается входить через заднюю дверь, выходить через переднюю; дети и пожилые люди могут входить и через переднюю; маленьким детям без родителей в транспорте ездить нельзя.
Ступени большинства общественных транспортных средств для людей преклонного возраста и детей, особенно в непогоду, представляют определенную преграду,.которую надо преодолевать, держась руками за поручни.
При посадке в автобус старайтесь не оказываться между автобусом и поджидающими его людьми. Особенно это опасно в гололед, когда земля на остановка, покрыта скользкой коркой льда. Вас могут уронить и затоптать, притиснуть к борту подошедшего транспорта или, что самое опасное, при подходе столкнуть с бордюра остановки под его колеса.
В случаях резких остановок и торможений определенную угрозу представляют зонты, трости и т.п. предметы с острыми и выступающими краями.
В автобусе надо разговаривать тихо, чтобы не мешать другим.
В городском транспорте двери открываются автоматически, поэтому нельзя стоять у дверей, т.к. это мешает входу и выходу пассажиров.
Нельзя высовываться и выставлять руки в открытые окна.
Принято уступать места пожилым людям.
Если вам позволяет рост, то, находясь в движущемся автобусе, трамвае, чтобы не упасть при резком торможении, лучше держаться за поручень над головой.
Стоять лучше лицом в сторону движения, чтобы иметь возможность заранее заметить опасность и успеть на нее среагировать.
Небезопасно в идущем транспорте ходить.
Нужно помнить, что любой общественный транспорт пожароопасен. По этой причине после дорожно-транспортного происшествия желательно возможно быстрее покинуть салон и отойти в сторону.
При аварии, в случае, когда поврежден токонесущий провод, самые безопасные места в трамвае или троллейбусе - сидячие. При этом ноги от пола лучше оторвать, а на стены и поручни не наваливаться.
Если в семье имеется легковой автомобиль или мотоцикл, то школьники должны знать, что правилами дорожного движения запрещено перевозить детей до 12-летнего возраста на переднем сидении легкового автомобиля или заднем сидении мотоцикла.
Школьники, имеющие велосипеды, должны знать, что движение по проезжей части разрешается только в один ряд на расстоянии не 60 см- 1 метра от правого края.
С целью обеспечения безопасности детей на проезжей части, лицам, не достигшим 14-летнего возраста, выезд и движение на велосипедах по дорогам не разрешены.
Находясь вблизи железнодорожных путей, нужно быть особенно осторожным, т.к. в любую минуту по ним может проследовать состав поезда. Нельзя ходить вдоль железнодорожных путей, тем более по рельсам. Иногда дети, находящиеся без присмотра, ходят по рельсам, балансируя, и, увлекшись, попадают в критическую ситуацию. Даже при наличии переходного мостика через железнодорожные пути некоторые люди стараются сократить путь и переходят на другую сторону через железнодорожную линию. Особенно внимательным нужно быть, переходя или переезжая неохраняемый железнодорожный переезд, перед переездом необходимо убедиться в отсутствии приближающегося поезда.
Вопросы для закрепления пройденного материала:
- Как называется транспорт, служащий для перевозки людей ?
- Как называется транспорт, предназначенный для перевозки грузов ?
- Какие виды транспорта вы еще знаете ?
VI Работа по выработке “Правил друзей природы”.
– Давайте выработаем с вами правила поведения на природе, чтобы не навредить растениям.
- Перед вами запрещающие знаки.
А) Не рви цветы.
Б) Правильно собирай лекарственные растения.
В) Не вытаптывай траву и почву.
Г) Не ломай ветки.
Д) Не повреди кору деревьев.
VII Закрепление материала
Игра «Что из чего»
загадка
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый. (хлеб)
- Из чего готовят хлеб? Перечислите хлебобулочные изделия. Люди каких профессий связаны с хлебом?
2. загадка.
Иду на мелкую монету,
в колоколах люблю звенеть,
мне ставят памятник за это
и знают: имя мое -. (медь)
- Медь – это металл. Назовите виды посуды, которые изготавливают из металла.
VIII Подведение итогов
- Человеку нужны продукты питания, одежда, мебель, посуда. Все необходимое для изготовления дает природа. В каждую вещь вложены знания и труд людей, все это необходимо беречь.
О, люди, мыслю я, у всех у нас
Есть мать одна по имени — природа!
У ней для всех хватает доброты,
И мы живем, запечатлев навеки,
В душе ее прекрасные черты —
Поля, луга, леса, моря и реки.