Просмотр содержимого документа
«Народные традиции и промыслы»
Дифференциация обучающихся по нарушениям сторон деятельности и организация индивидуальной коррекционной работы
Индивидуальный подход направлен на учет типических особенностей учащихся данного класса.
Такую его функцию принято называть дифференцированным подходом. Он решает задачу создания оптимальных условий развития как учащихся с более высокими учебными способностями, так и школьников, отстающих в обучении.
Стороны учебно – трудовой деятельности
Целевая
Исполнительная
Энергетическая
Целевую сторону учебно-трудовой деятельности характеризуют свойства, отражающие процессы усвоения заданной цели (целеобразования), сбора и объединения всех данных, нужных для выполнения задания, планирование предстоящих действий, изменения планов и целей в ходе исполнения. К целевой стороне деятельности относятся также свойства зрительной и речеслуховой системы
Энергетическая сторона учебно – трудовой деятельности
К энергетической стороне относятся свойства, отражающие активацию деятельности. Они проявляются в эмоциях и чувствах, способности к волевому усилию, в выносливости (утомляемости). Активация деятельности зависит также от силы (действенности) соответствующих мотивов Развитие свойств энергетической стороны в значительной мере определяется уровнем работоспособности ребенка в обучении. Но работоспособность, как и мотивация, целиком не лежит в плоскости энергетической стороны деятельности, так как утомление проявляется и в нарушении механизмов исполнения
Исполнительная сторона включает свойства, отражающие реализацию планов. Они проявляются в практическом преобразовании исходного продукта труда, в соотнесении реальных действий и их результатов с представляемыми и мыслимыми (самоконтроль). Физиологический уровень исполнительной стороны деятельности отражают свойства зрительной, слуховой и двигательной системы, участвующих в самоконтроле и исполнении .
Типологические группы
Характеристика стороны деятельности
Целевая сторона деятельности
Использование сенсорных эталонов (представлений о прямой линии, плоскости, прямоугольнике, круге и т.п.) и линейного глазомера.
Осознавание конечной цели учебно-трудового задания. Усвоение устройства образца изделия (формирование образа конечного результата труда).
Усвоение заданного учителем плана работы. Самостоятельное планирование (рациональность определения технологической последовательности, умение преобразовывать исходный материал во "внутреннем плане").
Принятие помощи в ориентировочных и планирующих действиях.
Наличие сопутствующих дефектов, затрудняющих интеллектуальные процессы трудовой деятельности (нарушения зрения, слуха, речи).
Коррекция целевой стороны учебно – трудовой деятельности
Уточнение для отстающих формулировки вопроса, первоначально заданного всем учащимся в более общей форме;
Стимулирование концентрации внимания путем:
а) обращения к отстающим учащимся во время относящегося ко всем объяснения;
б) предупреждения учащегося о том, что ему будет задан вопрос или предложено выполнить задание теоретического характера (например, расставить элементы технологической карты);
Активизация связи между изучаемым и ранее усвоенным теоретическим материалом путем постановки наводящих вопросов отстающим учащимся;
в) включения учащегося в деятельность, которая приковывает к себе внимание (например, упражнение на тренажере, с обратной связью в планировании);
Расчленение плана выполнения сложного задания на более простые компоненты – сужение цели работы;
Дополнительное повторение содержания первой операции перед началом работы;
Упражнение с элементами демонстрационной технологической карты.
Характеристика стороны деятельности
Исполнительная сторона деятельности
Направленность сознания на контроль своей работы (понимание необходимости контрольных действий, включение в трудовой процесс действий самоконтроля с остановкой работы). Правильность и результативность действий самоконтроля.
Применение в процессе работы ранее усвоенных правил (например, правил безопасности) и приемов умственной деятельности (например, вычислений в уме).
Особенности формирования и переноса двигательных и сенсорных навыков.
Принятие помощи в процессах исполнения.
Наличие соматических дефектов, затрудняющих исполнение (недостатки зрения, двигательной сферы, физическое недоразвитие, текущие заболевания, пороки внутренних органов).
Предварительное (перед началом комплексной работы) практическое повторение приемов труда;
Применение тренажеров со строчной информацией (сигнализаторов ошибок, координаторов движений);
Обучение сложному трудовому приему первоначально по отдельным компонентам;
Активизация действий самоконтроля;
Использование страхующих приспособлений;
Отсроченный переход к освоению более сложных операций, если не усвоены простые.
Характеристика стороны деятельности
Энергетическая сторона деятельности
Производительность труда, обусловленная внутренней активностью учащегося.
Степень утомления и ее изменение в течение урока. Зависимость утомления от характера работы.
Отношение учащегося к обучению в целом и к конкретным видам заданий.
Эмоциональное состояние и проявление волевых качеств в процессе работы. Изменение эмоционального состояния под влиянием педагогических воздействий.
Наличие нейродинамических нарушений, влияющих на активацию деятельности (патологическая инертность или возбудимость, цереброастенический синдром).
Коррекция энергетической стороны учебно – трудовой деятельности
Оптимальный, учитывающий индивидуальные возможности уровень требовательности со стороны учителя;
Дифференциация учебных заданий по объему работы в соответствии с уровнем выносливости учащегося;
Использование сохранных качеств личности для развития положительных мотивов учения (например, временное переключение учащегося на работу, которая ему нравится и лучше получается);
Торможение развития отрицательных свойств путем убеждения, внушения, использования коллективного мнения учащихся группы;
Стимулирование повышения темпа работы торпидных учащихся;
Социалистический характер соревнования между бригадами и учебно-трудовыми группами.
Вывод
Опыт работы показывает, что целенаправленная, систематическая, коррекционная работа, направленная на коррекцию учебно-трудовых недостатков у детей со сниженным интеллектом, позволяет лучше усваивать необходимые знания, активизирует развитие речи и в целом повышает эффективность коррекционно-педагогической работы .