kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Народные художественные промыслы России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 

         

 

                                                                                                                                                                                      

Цели урока:

  1. Систематизировать и обобщить знания учащихся о народных художественных промыслах.

2. Развивать  умения выполнять вариации орнаментальных композиций на основе народных росписей России, создавая их с учётом формы и назначения предметов быта.

3. Закрепить навыки  кистевой росписи.

4. Воспитывать  уважение к творчеству народных мастеров и интерес к народным художественным промыслам  России.

Оборудование:

  Зрительный ряд: произведения художественных промыслов Городца, Хохломы, Вятки, Гжели, Каргополя, Филимоново, Пермогорья, Мезена.  Презентация с элементами и композициями кистевых росписей посуды, игрушек разных стилей.

Литературный ряд:  Н.Григоренко.  Частушки на темы народных промыслов.

Материалы и инструменты: плотная белая и тонированная  бумага, гуашь, кисти, ножницы.

Задание:   выполнить эскиз изделия по мотивам одного из русских народных художественных промыслов.

Ход урока:

1.      Организация внимания.

2.      Беседа о художественных промыслах.

На столах перед классной доской стоят произведения народных мастеров.

- У нас сегодня не класс, а просто ярмарка народных ремёсел. И неслучайно выставлены эти произведения. Мы заканчиваем изучение народных промыслов. На уроке мы закрепим знания о народных ремёслах и обобщим наши представления о народных традициях украшать свой быт и дарить радость другим людям.

- Кого можно встретить на ярмарке? (покупателей, продавцов, мастеров народных промыслов).

-Мы сегодня будем выполнять их роли.   Желания у вас разные, но всем вам – и продавцам, и покупателям, и мастерам – необходимо хорошо знать то, что вы делаете, что вы продаёте или покупаете. Значит, нужно знать виды художественных промыслов, а именно чем они отличаются друг от друга, как украшаются изделия и какие особые приметы имеют узоры на посуде разных мастеров. Урок мы построим по- особому.

Давайте разделим класс на группы так, чтобы каждая группа могла выбрать один из промыслов. В группе будут мастера, которые выполнят изделие по мотивам промысла;  продавцы, которые представят изделие на нашей ярмарке, будут его расхваливать так, чтобы всем захотелось его купить. Мастера же на ярмарке станут покупателями изделий других промыслов, и будут они задавать продавцам вопросы каверзные, хвалить их мастерство или критиковать за оплошности в работе.

 Учащиеся объединяются в группы – артели (4 группы по 5 человек)

Итак, у нас  в классе работают художественные артели «Городец», «Гжель», «Филимоновская  игрушка», «Жостово».

-Послушайте внимательно задание:  выполнить эскизы изделий по мотивам промысла, вырезать изображение изделий по контуру и подготовить их к выставке на нашей ярмарке.

 3.     Самостоятельная работа.

Групповая работа выполняется на партах, сдвинутых по две. В центре большого рабочего стола появляются предметы выбранного промысла;  на экране демонстрируется презентация с элементами росписи,  силуэтами игрушек или посуды в традициях выбранного промысла.

Ученики составляют план работы и разделяются по виду деятельности.

Во время самостоятельной работы звучит музыкальная импровизация на тему русских народных песен. Учитель раздаёт ученикам, которые будут продавать изделия своего промысла, тексты стихов и частушек.

На доске появляется большая вывеска с надписью «Ярмарка» 

-Скоро ярмарка начнёт работу. Поспешите представить свой товар на ярмарку.

Звучит музыка «Задорные частушки».  По очереди выходят ученики из каждой художественной артели.

 

Ученики из артели «Городец»

Наши доски расписные,   посмотрите, вот какие.

Все хотим вам показать  и подробно описать.

 

По розанам и купавкам  Городецкий скачет конь,

И в цветах весь утопает,  до чего ж красивый он.

 

Конь копытом бьёт,  удила грызёт,

А молодушка за водой идёт.

Наши доски самые красивые, их украшают изображением цветов, птиц и коней. Иногда мастера рисуют на досках людей.

- Какие краски вы используете в росписях своих досок?   (Масляные. Доски покрываются лаком, потому и долго служат хозяйкам, не теряя своей красоты).

-Ваши росписи похожи на Полхов-майданские, в них тоже пишут цветы.

Да и мы пишем цветы, но их изображения не похожи на полховские по форме, т.е. наши сложнее и сказочнее. И приёмы письма в Городце совсем другие.

 

Учитель.   Есть ещё вопросы к мастерам и продавцам артели «Городец»?

Ученики из артели «Гжель».

А деревня наша Гжель не за тридевять земель.

Под Москвою мы живём.  Глину месим и поём.

 

Очень любим синий цвет,  потому что краше нет.

Чашки, блюдца, самовары  знают люди всей земли.

Мы и к вам полно товару для продажи привезли.

-Каким приёмом живописи пользуются Гжельские мастера, работая только одним синим цветом? (Художники гжельского промысла для передачи разных оттенков разбеливают синий цвет белилами.)

 

-Как выполняется «живописный мазок» гжельскими мастерами?

(Его секрет в том, что краска набирается на одну сторону кисти и неравномерно распределяется на ней: к краю её больше, к середине она совсем истаивает. Кисть плотно  кладётся на поверхность бумаги и мгновенно поворачивается вокруг черенка. Получается округлый мазок с постепенным переходом от тёмного к светлому.)

 

Ученики из артели «Филимоновская игрушка»

 

Тут поют свои частушки знаменитые игрушки –

Филимон с гармошкой, с внуком Филимошкой!

- Вы откуда, Филимоны?

-Мы из Филимоново! Обогнали мы в дороге пешего и конного.

 

-Назовите любимые цвета филимоновских мастеров.  (Интенсивный красный и малиновый. Они горят ещё ярче от соседства тёмно-синего и зелёного)

-Какой основной мотив в орнаменте филимоновской игрушки?  (Орнамент росписи простой: узкие чёрточки-полоски, изредка еловые веточки или древний символ солнца – розетки, круги, ромбы).

 

Ученики из артели «Жостово»

Мы приехали к вам в гости на весёлый праздник ваш.

Посмотрите на подносы – это ж просто вернисаж.

Чёрный фон сияет лаком, а на нём цветов краса.

Алых, жёлтых с красным маком – это просто чудеса.

- В чём основной принцип жостовского письма?    (Это свободная манера, которая даёт возможность импровизировать. Жостовская роспись имеет зрительный объём, художник создаёт эффект освещённости букета за счёт высвечивания бликом части цветка. Поэтому передняя часть цветов как бы «выступает вперёд», а отвёрнутая от зрителя часть затемняется и «уходит в глубь».

4. Итог урока:

Учитель.      - Закончила работу наша ярмарка.

Кто смел, тот успел

И себя показать, и товар свой продать.

Вы все хорошо поработали и проявили отличные знания народных художественных промыслов, кое-что новое узнали о народных мастерах и произведениях народного творчества, которыми мы вправе гордиться, так как они известны на весь мир. Ваша коллективная работа «Ярмарка» будет украшать интерьер одного из школьных коридоров и напоминать всем о красоте народного искусства.

 

 

 

 

 

 

 

                                                                     

 

 

 

 

 

 

         

 

                                                        

                                                                     

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Народные художественные промыслы России" »

МКОУ «СОШ №15» ИМР СК ст. Староизобильная.











Урок изобразительного искусства в 7 классе.

Тема: «Народные художественные промыслы России».







Учитель: Зубкова С.В.



















Цели урока:

1. Систематизировать и обобщить знания учащихся о народных художественных промыслах.

2. Развивать умения выполнять вариации орнаментальных композиций на основе народных росписей России, создавая их с учётом формы и назначения предметов быта.

3. Закрепить навыки кистевой росписи.

4. Воспитывать уважение к творчеству народных мастеров и интерес к народным художественным промыслам России.



Оборудование:

Зрительный ряд: произведения художественных промыслов Городца, Хохломы, Вятки, Гжели, Каргополя, Филимоново, Пермогорья, Мезена. Презентация с элементами и композициями кистевых росписей посуды, игрушек разных стилей.

Литературный ряд: Н.Григоренко. Частушки на темы народных промыслов.



Материалы и инструменты: плотная белая и тонированная бумага, гуашь, кисти, ножницы.



Задание: выполнить эскиз изделия по мотивам одного из русских народных художественных промыслов.



Ход урока:

  1. Организация внимания.

  2. Беседа о художественных промыслах.

На столах перед классной доской стоят произведения народных мастеров.

- У нас сегодня не класс, а просто ярмарка народных ремёсел. И неслучайно выставлены эти произведения. Мы заканчиваем изучение народных промыслов. На уроке мы закрепим знания о народных ремёслах и обобщим наши представления о народных традициях украшать свой быт и дарить радость другим людям.

- Кого можно встретить на ярмарке? (покупателей, продавцов, мастеров народных промыслов).





-Мы сегодня будем выполнять их роли. Желания у вас разные, но всем вам – и продавцам, и покупателям, и мастерам – необходимо хорошо знать то, что вы делаете, что вы продаёте или покупаете. Значит, нужно знать виды художественных промыслов, а именно чем они отличаются друг от друга, как украшаются изделия и какие особые приметы имеют узоры на посуде разных мастеров. Урок мы построим по- особому.

Давайте разделим класс на группы так, чтобы каждая группа могла выбрать один из промыслов. В группе будут мастера, которые выполнят изделие по мотивам промысла; продавцы, которые представят изделие на нашей ярмарке, будут его расхваливать так, чтобы всем захотелось его купить. Мастера же на ярмарке станут покупателями изделий других промыслов, и будут они задавать продавцам вопросы каверзные, хвалить их мастерство или критиковать за оплошности в работе.



Учащиеся объединяются в группы – артели (4 группы по 5 человек)

Итак, у нас в классе работают художественные артели «Городец», «Гжель», «Филимоновская игрушка», «Жостово».

-Послушайте внимательно задание: выполнить эскизы изделий по мотивам промысла, вырезать изображение изделий по контуру и подготовить их к выставке на нашей ярмарке.



  1. Самостоятельная работа.

Групповая работа выполняется на партах, сдвинутых по две. В центре большого рабочего стола появляются предметы выбранного промысла; на экране демонстрируется презентация с элементами росписи, силуэтами игрушек или посуды в традициях выбранного промысла.

Ученики составляют план работы и разделяются по виду деятельности.

Во время самостоятельной работы звучит музыкальная импровизация на тему русских народных песен. Учитель раздаёт ученикам, которые будут продавать изделия своего промысла, тексты стихов и частушек.

На доске появляется большая вывеска с надписью «Ярмарка»



-Скоро ярмарка начнёт работу. Поспешите представить свой товар на ярмарку.

Звучит музыка «Задорные частушки». По очереди выходят ученики из каждой художественной артели.







Ученики из артели «Городец»

Наши доски расписные, посмотрите, вот какие.

Все хотим вам показать и подробно описать.



По розанам и купавкам Городецкий скачет конь,

И в цветах весь утопает, до чего ж красивый он.



Конь копытом бьёт, удила грызёт,

А молодушка за водой идёт.

Наши доски самые красивые, их украшают изображением цветов, птиц и коней. Иногда мастера рисуют на досках людей.

- Какие краски вы используете в росписях своих досок? (Масляные. Доски покрываются лаком, потому и долго служат хозяйкам, не теряя своей красоты).

-Ваши росписи похожи на Полхов-майданские, в них тоже пишут цветы.

Да и мы пишем цветы, но их изображения не похожи на полховские по форме, т.е. наши сложнее и сказочнее. И приёмы письма в Городце совсем другие.



Учитель. Есть ещё вопросы к мастерам и продавцам артели «Городец»?



Ученики из артели «Гжель».

А деревня наша Гжель не за тридевять земель.

Под Москвою мы живём. Глину месим и поём.



Очень любим синий цвет, потому что краше нет.

Чашки, блюдца, самовары знают люди всей земли.

Мы и к вам полно товару для продажи привезли.

-Каким приёмом живописи пользуются Гжельские мастера, работая только одним синим цветом? (Художники гжельского промысла для передачи разных оттенков разбеливают синий цвет белилами.)



-Как выполняется «живописный мазок» гжельскими мастерами?

(Его секрет в том, что краска набирается на одну сторону кисти и неравномерно распределяется на ней: к краю её больше, к середине она совсем истаивает. Кисть плотно кладётся на поверхность бумаги и мгновенно поворачивается вокруг черенка. Получается округлый мазок с постепенным переходом от тёмного к светлому.)



Ученики из артели «Филимоновская игрушка»



Тут поют свои частушки знаменитые игрушки –

Филимон с гармошкой, с внуком Филимошкой!

- Вы откуда, Филимоны?

-Мы из Филимоново! Обогнали мы в дороге пешего и конного.



-Назовите любимые цвета филимоновских мастеров. (Интенсивный красный и малиновый. Они горят ещё ярче от соседства тёмно-синего и зелёного)

-Какой основной мотив в орнаменте филимоновской игрушки? (Орнамент росписи простой: узкие чёрточки-полоски, изредка еловые веточки или древний символ солнца – розетки, круги, ромбы).



Ученики из артели «Жостово»

Мы приехали к вам в гости на весёлый праздник ваш.

Посмотрите на подносы – это ж просто вернисаж.

Чёрный фон сияет лаком, а на нём цветов краса.

Алых, жёлтых с красным маком – это просто чудеса.

- В чём основной принцип жостовского письма? (Это свободная манера, которая даёт возможность импровизировать. Жостовская роспись имеет зрительный объём, художник создаёт эффект освещённости букета за счёт высвечивания бликом части цветка. Поэтому передняя часть цветов как бы «выступает вперёд», а отвёрнутая от зрителя часть затемняется и «уходит в глубь».

4. Итог урока:

Учитель. - Закончила работу наша ярмарка.





Кто смел, тот успел

И себя показать, и товар свой продать.



Вы все хорошо поработали и проявили отличные знания народных художественных промыслов, кое-что новое узнали о народных мастерах и произведениях народного творчества, которыми мы вправе гордиться, так как они известны на весь мир. Ваша коллективная работа «Ярмарка» будет украшать интерьер одного из школьных коридоров и напоминать всем о красоте народного искусства.


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Конспект урока на тему "Народные художественные промыслы России"

Автор: Зубкова Светлана Владимировна

Дата: 18.10.2015

Номер свидетельства: 240907

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(216) "Конспект и презентация интегрированного урока по информатике и изобразительному искусству по теме "Золотая хохлома" "
    ["seo_title"] => string(128) "konspiekt-i-priezientatsiia-intieghrirovannogho-uroka-po-informatikie-i-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-po-tiemie-zolotaia-khokhloma"
    ["file_id"] => string(6) "167990"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423156420"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Конспект урока на тему "Народные промыслы России и Липецкой области" "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-na-tiemu-narodnyie-promysly-rossii-i-lipietskoi-oblasti"
    ["file_id"] => string(6) "105826"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402914516"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Музейный урок Русский народный костюм "
    ["seo_title"] => string(39) "muzieinyi-urok-russkii-narodnyi-kostium"
    ["file_id"] => string(6) "113803"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411053540"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Конспект урока "Волшебные узоры Гжели" "
    ["seo_title"] => string(42) "konspiekt-uroka-volshiebnyie-uzory-gzhieli"
    ["file_id"] => string(6) "140499"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417962278"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Конспект виртуальной экскурссии "Золотое кольцо России""
    ["seo_title"] => string(52) "konspekt_virtualnoi_ekskurssii_zolotoe_koltso_rossii"
    ["file_id"] => string(6) "557189"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1599595533"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства