kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развивающее обучение- урок Народные традиции в вышивке. Счетные швы

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Класс 6

 

Тема урока: Народные традиции в вышивке.

                        Выполнение счетных швов.

 

Цель урока: учащиеся познакомятся с технологией выполнения счетных   швов

 

Задачи:

 

Образовательные:

  • Ознакомиться с историей возникновения вышивки, ее применение для современных изделий.
  •  отрабатывать навыки по выполнению счетных швов.

 

Развивающие:

  • учащиеся будут развивать внимание, память, творческие способности.

 

Воспитательные:

  • воспитывать любовь и уважение к творчеству народных мастеров; совершенствовать эстетические взгляды.

 

Тип урока: освоение нового материала.

методы: Организация учебно-познавательной деятельности, самостоятельной познавательной деятельности учащихся,  объяснительно-иллюстративный метод, практическая работа

 Материалы и оборудование:

Мини-выставка « Чудо-крестик», образцы вышивки, схемы, презентация «Вышивка крестом» ткань, нитки “Мулине”, ножницы, игла.

Ожидаемые результаты: использование ЦОР дает возможность наглядно познакомиться с историей вышивки и технологией выполнения счетных швов.

1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Сегодня, когда зашли в класс, вы внимательно посмотрели все экспонаты на мини-выставке. Скажите, что вам понравилось? Что объединяет эти предметы?

 Слайд (1)

Сегодня тема нашего урока « Народные традиции в вышивке. Выполнение счетных швов».

 Откроем тетради, запишем число и тему урока.

Слайд (2) Задачи: на уроке познакомимся с  историей вышивки. Научимся выполнять счетные швы.

2. Объяснение нового материала.

А) Беседа. Слайд (3)

  • Какие виды рукоделия вы знаете? (ковроткачество, вязание, аппликация, лоскутное шитье)
  • Где чаще всего встречается вышивка?  (в женской одежде, для украшения интерьера комнат)
  • Какие виды вышивки вам знакомы? (крест, гладь, ришелье)
  • Откуда взяла свое начало вышивка, кто занимается этим творчеством?

Б). Объяснение.

Исторические сведения. ( слайд4)

“Мы можем только догадываться, где и когда люди впервые стали использовать иглу и нить для сшивания кусков ткани. На основании древнейших рисунков документов и преданий можно предположить, что люди шили и вышивали с древних времен. Но в отличие от глины, дерева и металла, ткани не выдерживают испытания временем. Влага и солнце достаточно быстро приводит ткань в негодность, поэтому до наших дней сохранились лишь несколько образцов шитья и вышивки, изготовленных до XV века. Люди всегда стремились украшать ткань вышивкой или, нашивая на нее драгоценные камни, ракушки, бисер, кусочки стекла, металла или кожи. Такие ткани очень высоко ценились в обществе - они указывали на богатство и власть своих хозяев. Кроме одежды люди украшали предметы быта.

Слайд№5

Большое место в узорах русской и славянской вышивке занимают орнаменты, растения и животные геометрической формы. Мотивы женской фигуры, всадника, цветущего дерева, Растение символизирует плодородие, птица – наступление весны.

Слайд №6

“На Руси вышивка известна еще в домонгольский период. Вышивка выполнялась шелком, золотой и серебряной нитью, драгоценными камнями и жемчугом. Ею украшались стены храмов. Занимались вышивкой в основном женщины, в часы отдыха от полевых работ.  Одежда была своеобразной характеристикой умения девушки, ее трудолюбия. Предметом гордости семьи был свадебный сундук с приданным. Вышиванием занимались во всех слоях общества – от царских семей до бедных крестьян. В конце 19века вышивание постепенно выходит за пределы домашнего ремесла и приобретает форму кустарного промысла.

 НРК: На Урале, при заселении территорий, русский  национальный костюм и его отделка изменялся под воздействием традиционной одежды местных жителей и со­седних народов, а также под влиянием европейской моды.  Таким образом, сформировалась уральская вышивка.

В странах Востока чаще всего использовали золотую нить, шелк, серебро по таким тканям, как бархат, атлас, шелк, сукно, шерсть. Отдавали предпочтение красному, фиолетовому, синему и зеленому цветам. В орнаментах восточных вышивок преобладают изображения животных, птиц, квадратов и ромбов.

Слайд (8)В наше время вышивка наиболее распространенный вид народного искусства. Это изысканное  женское хобби удовлетворяет потребность в прекрасном, желании украсить свой быт и досуг.

Записать в тетрадь: Узоры в русской и славянской вышивке в основном выполнялись счетными швами  и гладью. Для восточной вышивки использовали гладь, тамбурный и стебельчатый швы

Слайд (9) группы выфшивки

 

Инструменты и приспособления. Слайд (9)

Записать в тетрадь:  Инструменты и приспособления: пяльцы, ножницы, игла, наперсток, утюг

Чтобы выполнить вышивку, не деформируя ткань, следует использовать пяльцы. (Учитель демонстрирует различные виды пяльцев). Пяльцы могут быть круглыми, квадратными, на подставке или без нее, деревянными или пластмассовыми, с винтом или без, различных размеров. Лучше подобрать пяльцы нужного размера с винтом.

 

Ножницы лучше применять трех видов: маленькие с острыми концами, для подрезания и выдергивания нитей в ткани; средние для обрезания ниток при вышивании; большие для разрезания ткани и мотков ниток.

Иглу подбирают с большим ушком и тупым концом.

В качестве нитей наши предки использовали растительные волокна и жилы животных. В   X1V веке уже применялись железные иглы с крючком, заменяющим ушко для удерживания нити. Металлические иглы с ушком появились в Европе только в ХV веке”.

 Наперсток применяют при прокалывании иглы через ткань. Его подбирают по размеру, бывают с донышком или без.

Утюг необходим для проутюживания ткани до работы, и после вышивания.

Копировальная бумага необходима для перевода рисунка на ткань.

Материалы. Показ образцов.

Записать в тетрадь:  канва, хлопчатобумажная ткань или лен, мешковина нитки (мулине, ирис, шерсть, синтетика)

Виды канвы.

“- Пластиковая канва применяется в качестве основы, ее не нужно удалять после вышивки.

- накладная канва наметывается на ткань и выдергивается после работы.

-плотная канва (“Рогожка”) используется для постоянного назначения.

Ткань.

Лен – ткань с толстыми нитями. Чаще всего используется для вышивки крестом.

Хлопчатобумажная ткань обладает прочностью и мягкостью. Эти свойства ткани важны в данной работе. Используется для глади, ришелье, креста и контурной вышивки.

Мешковина – ткань с редкой структурой. Используется реже других видов тканей.

Кроме тканей необходимо правильно подобрать нитки.

Нитки

- Мулине

- шерстяные

- ирис

- шелковые

- синтетические.

“Нитки должны быть хорошо окрашенными, прочными, должны хорошо пружинить при растягивании.

Нитки “Мулине” продаются в моточках, поэтому после разрезания они часто путаются. Их следует наматывать на шпульки или хранить в специальных органайзерах, откуда далее их легко извлечь”.

  схемы для вышивки- это лист в клетку на который нанесен рисунок. При желании его можно увеличить.

Слайд №10 Различные швы применяемые в ручной вышивке разделяют на две группы

  Записать в тетрадь : группы вышивки: Свободная вышивка (гладь, стебельчатый шов, тамбурный); счетная вышивка(набор, роспись, крест).

Вводный инструктаж.

Приступая к работе вспомним правила безопасности при работе с иглой, ножницами. (ответы учащихся)

Иглу хранить в игольнице. При потере обязательно найти ее. При поломке вколоть в ткань и отдать учителю. Не размахивать иглой по сторонам, не брать в рот, не вкалывать в одежду

Ножницы передавать кольцами веред. Должны лежать с сомкнутыми лезвиями.

Организация рабочего места:

 

Практическая работа.

1.Выполнение швов на образце. Канва размером 22х20. От нижнего среза и правой стороны отступить 1см

 

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ.  набор (уч.с 98 рис66) слайд 11

(показ приемов работы, индивидуальный инструктаж по необходимости)

 

2.«Роспись» (уч.с.98 рис68);  слайд 12

 (показ приемов работы, индивидуальный инструктаж по необходимости)

 

3. гобеленовый шов (уч.с100 рис.100). слайд 13

 (показ приемов работы, индивидуальный инструктаж по необходимости)

 

 4.крест (уч.с 100 рис72); слайд 13-14

Заключительная часть:

А. Беседа.

1.     Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

2.     Что больше всего вас заинтересовало?

3.     Какую вышивку выполнять быстрее и проще?

Б. Вопросы для повторения:

 

1) Назовите виды рукоделия.

2) Назовите виды вышивки.

3) Какие инструменты применяются при вышивании?

4) Какие материалы можно использовать для вышивки?

5) Расскажите технику вышивания креста.

 

В. Выставление оценок.

Объявить оценки учащихся за работу. Показать лучшие работы. Назвать типичные ошибки и способы их исправления.

 

Г. Домашнее задание.

 Материалы, инструменты, рисунок для вышивки. Учебник с.95-102.103-105

 

 

 

 

 

 

 

6 Литература.

 

«Большая книга рукоделий», “БЕЛЫЙ ГОРОД”. М - 2008.

 

 Технология. Учеб. для учащихся 6 кл. общеобразоват. шк. (вариант для девочек) / В.Д. Симоненко, Ю.В. Крупская, О. А. Кожина и др.; Под ред. В.Д. Симоненко. М.:Вентана-Граф, 2009

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«развивающее обучение- урок Народные традиции в вышивке. Счетные швы »

Класс 6


Тема урока: Народные традиции в вышивке.

Выполнение счетных швов.

Цель урока: учащиеся познакомятся с технологией выполнения счетных швов


Задачи:


Образовательные:

  • Ознакомиться с историей возникновения вышивки, ее применение для современных изделий.

  • отрабатывать навыки по выполнению счетных швов.


Развивающие:

  • учащиеся будут развивать внимание, память, творческие способности.


Воспитательные:

  • воспитывать любовь и уважение к творчеству народных мастеров; совершенствовать эстетические взгляды.


Тип урока: освоение нового материала.

методы: Организация учебно-познавательной деятельности, самостоятельной познавательной деятельности учащихся, объяснительно-иллюстративный метод, практическая работа

Материалы и оборудование:

Мини-выставка « Чудо-крестик», образцы вышивки, схемы, презентация «Вышивка крестом» ткань, нитки “Мулине”, ножницы, игла.

Ожидаемые результаты: использование ЦОР дает возможность наглядно познакомиться с историей вышивки и технологией выполнения счетных швов.

1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Сегодня, когда зашли в класс, вы внимательно посмотрели все экспонаты на мини-выставке. Скажите, что вам понравилось? Что объединяет эти предметы?

Слайд (1)

Сегодня тема нашего урока « Народные традиции в вышивке. Выполнение счетных швов».

Откроем тетради, запишем число и тему урока.

Слайд (2) Задачи: на уроке познакомимся с историей вышивки. Научимся выполнять счетные швы.

2. Объяснение нового материала.

А) Беседа. Слайд (3)

  • Какие виды рукоделия вы знаете? (ковроткачество, вязание, аппликация, лоскутное шитье)

  • Где чаще всего встречается вышивка? (в женской одежде, для украшения интерьера комнат)

  • Какие виды вышивки вам знакомы? (крест, гладь, ришелье)

  • Откуда взяла свое начало вышивка, кто занимается этим творчеством?

Б). Объяснение.

Исторические сведения. ( слайд4)

“Мы можем только догадываться, где и когда люди впервые стали использовать иглу и нить для сшивания кусков ткани. На основании древнейших рисунков документов и преданий можно предположить, что люди шили и вышивали с древних времен. Но в отличие от глины, дерева и металла, ткани не выдерживают испытания временем. Влага и солнце достаточно быстро приводит ткань в негодность, поэтому до наших дней сохранились лишь несколько образцов шитья и вышивки, изготовленных до XV века. Люди всегда стремились украшать ткань вышивкой или, нашивая на нее драгоценные камни, ракушки, бисер, кусочки стекла, металла или кожи. Такие ткани очень высоко ценились в обществе - они указывали на богатство и власть своих хозяев. Кроме одежды люди украшали предметы быта.

Слайд№5

Большое место в узорах русской и славянской вышивке занимают орнаменты, растения и животные геометрической формы. Мотивы женской фигуры, всадника, цветущего дерева, Растение символизирует плодородие, птица – наступление весны.

Слайд №6

“На Руси вышивка известна еще в домонгольский период. Вышивка выполнялась шелком, золотой и серебряной нитью, драгоценными камнями и жемчугом. Ею украшались стены храмов. Занимались вышивкой в основном женщины, в часы отдыха от полевых работ. Одежда была своеобразной характеристикой умения девушки, ее трудолюбия. Предметом гордости семьи был свадебный сундук с приданным. Вышиванием занимались во всех слоях общества – от царских семей до бедных крестьян. В конце 19века вышивание постепенно выходит за пределы домашнего ремесла и приобретает форму кустарного промысла.

НРК: На Урале, при заселении территорий, русский национальный костюм и его отделка изменялся под воздействием традиционной одежды местных жителей и со­седних народов, а также под влиянием европейской моды. Таким образом, сформировалась уральская вышивка.

В странах Востока чаще всего использовали золотую нить, шелк, серебро по таким тканям, как бархат, атлас, шелк, сукно, шерсть. Отдавали предпочтение красному, фиолетовому, синему и зеленому цветам. В орнаментах восточных вышивок преобладают изображения животных, птиц, квадратов и ромбов.

Слайд (8)В наше время вышивка наиболее распространенный вид народного искусства. Это изысканное женское хобби удовлетворяет потребность в прекрасном, желании украсить свой быт и досуг.

Записать в тетрадь: Узоры в русской и славянской вышивке в основном выполнялись счетными швами и гладью. Для восточной вышивки использовали гладь, тамбурный и стебельчатый швы

Слайд (9) группы выфшивки

Инструменты и приспособления. Слайд (9)

Записать в тетрадь: Инструменты и приспособления: пяльцы, ножницы, игла, наперсток, утюг

Чтобы выполнить вышивку, не деформируя ткань, следует использовать пяльцы. (Учитель демонстрирует различные виды пяльцев). Пяльцы могут быть круглыми, квадратными, на подставке или без нее, деревянными или пластмассовыми, с винтом или без, различных размеров. Лучше подобрать пяльцы нужного размера с винтом.

Ножницы лучше применять трех видов: маленькие с острыми концами, для подрезания и выдергивания нитей в ткани; средние для обрезания ниток при вышивании; большие для разрезания ткани и мотков ниток.

Иглу подбирают с большим ушком и тупым концом.

В качестве нитей наши предки использовали растительные волокна и жилы животных. В X1V веке уже применялись железные иглы с крючком, заменяющим ушко для удерживания нити. Металлические иглы с ушком появились в Европе только в ХV веке”.

Наперсток применяют при прокалывании иглы через ткань. Его подбирают по размеру, бывают с донышком или без.

Утюг необходим для проутюживания ткани до работы, и после вышивания.

Копировальная бумага необходима для перевода рисунка на ткань.

Материалы. Показ образцов.

Записать в тетрадь: канва, хлопчатобумажная ткань или лен, мешковина нитки (мулине, ирис, шерсть, синтетика)

Виды канвы.

“- Пластиковая канва применяется в качестве основы, ее не нужно удалять после вышивки.

- накладная канва наметывается на ткань и выдергивается после работы.

-плотная канва (“Рогожка”) используется для постоянного назначения.

Ткань.

Лен – ткань с толстыми нитями. Чаще всего используется для вышивки крестом.

Хлопчатобумажная ткань обладает прочностью и мягкостью. Эти свойства ткани важны в данной работе. Используется для глади, ришелье, креста и контурной вышивки.

Мешковина – ткань с редкой структурой. Используется реже других видов тканей.

Кроме тканей необходимо правильно подобрать нитки.

Нитки

- Мулине

- шерстяные

- ирис

- шелковые

- синтетические.

“Нитки должны быть хорошо окрашенными, прочными, должны хорошо пружинить при растягивании.

Нитки “Мулине” продаются в моточках, поэтому после разрезания они часто путаются. Их следует наматывать на шпульки или хранить в специальных органайзерах, откуда далее их легко извлечь”.

схемы для вышивки- это лист в клетку на который нанесен рисунок. При желании его можно увеличить.

Слайд №10 Различные швы применяемые в ручной вышивке разделяют на две группы

Записать в тетрадь : группы вышивки: Свободная вышивка (гладь, стебельчатый шов, тамбурный); счетная вышивка(набор, роспись, крест).

Вводный инструктаж.

Приступая к работе вспомним правила безопасности при работе с иглой, ножницами. (ответы учащихся)

Иглу хранить в игольнице. При потере обязательно найти ее. При поломке вколоть в ткань и отдать учителю. Не размахивать иглой по сторонам, не брать в рот, не вкалывать в одежду

Ножницы передавать кольцами веред. Должны лежать с сомкнутыми лезвиями.

Организация рабочего места:

Практическая работа.

1.Выполнение швов на образце. Канва размером 22х20. От нижнего среза и правой стороны отступить 1см


РАБОТА С УЧЕБНИКОМ. набор (уч.с 98 рис66) слайд 11

(показ приемов работы, индивидуальный инструктаж по необходимости)


2.«Роспись» (уч.с.98 рис68); слайд 12

(показ приемов работы, индивидуальный инструктаж по необходимости)

3. гобеленовый шов (уч.с100 рис.100). слайд 13

(показ приемов работы, индивидуальный инструктаж по необходимости)


4.крест (уч.с 100 рис72); слайд 13-14

Заключительная часть:

А. Беседа.

  1. Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

  2. Что больше всего вас заинтересовало?

  3. Какую вышивку выполнять быстрее и проще?

Б. Вопросы для повторения:

1) Назовите виды рукоделия.

2) Назовите виды вышивки.

3) Какие инструменты применяются при вышивании?

4) Какие материалы можно использовать для вышивки?

5) Расскажите технику вышивания креста.


В. Выставление оценок.

Объявить оценки учащихся за работу. Показать лучшие работы. Назвать типичные ошибки и способы их исправления.


Г. Домашнее задание.

Материалы, инструменты, рисунок для вышивки. Учебник с.95-102.103-105









6 Литература.


«Большая книга рукоделий», “БЕЛЫЙ ГОРОД”. М - 2008.


Технология. Учеб. для учащихся 6 кл. общеобразоват. шк. (вариант для девочек) / В.Д. Симоненко, Ю.В. Крупская, О. А. Кожина и др.; Под ред. В.Д. Симоненко. М.:Вентана-Граф, 2009





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
развивающее обучение- урок Народные традиции в вышивке. Счетные швы

Автор: Коровина Марина Александровна

Дата: 02.11.2014

Номер свидетельства: 125346


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства