kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока «Роль народных художественных промыслов в современной жизни»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка  урока "Роль народных художественных промыслов в современной жизни" предлагает использование приемов и средств народных художественных промыслов в нестандартной ситуации, применимо к интересам учащихся и их возможностям.                             Целью работы является изготовление панно в стиле народного промысла.Одна из задач - формирование положительно-эмоционального восприятия традиций российской культуры.               Тип урока:  урок обобщения знаний. Вид урока: урок-проект.

Панно представляет нарисованную елку (на ватмане), которую мы и будем «украшать» игрушками  «расписанными» в стиле одного народного промысла. Для работы распределяемся на 2 группы по 10-12 учащихся. Каждая группа выбирает промысел, в рамках которого будет их панно. В конце урока каждая группа представляет свой проект, поясняя выразительные особенности промысла.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Роль народных художественных промыслов в современной жизни»»

Учитель изобразительного искусства

МАОУ «Давыдовский лицей»

Орехово-Зуевского района Московской области

ЛАШИНА Татьяна Николаевна



Конспект урока

«Роль народных художественных промыслов в современной жизни»



Класс: 5

Система уроков Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс»

II четверть. «Связь времён в народном искусстве» Мы мастера народных промыслов.

Цель: изготовить панно в стиле народного промысла

Программа Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы»



Задачи:

Закрепление умений применения приемов росписи и выполнение элементов орнамента художественного промысла

Формирование положительно-эмоционального восприятия традиций российской культуры



Планируемые результаты

Предметные: закрепить знания учащихся о народных промыслах, осуществлять собственный художественный замысел с опорой на народные традиции (хохломской, городецкой, жостовской, гжельской, дымковской – по выбору группы учащихся)

Личностные:

Выполнение и оценка результатов собственной деятельности в совокупности с общей работой; развитие эстетического вкуса, любви к культуре народа.

Метапредметные:

на основе полученной информации принимать практические решения (познавательные);

понимать выделенные ориентиры в рамках общей задачи – работать в системе выбранного промысла (регулятивные);

контролировать свои действия при совместной работе, уметь оформлять свои мысли в устной форме, договориться о ролях. материале и способах работы (коммуникативные).



Тип урока: урок обобщения знаний.

Вид урока: урок-проект



Библиография

  • Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. – М.:Просвещение, 2000

  • Попова Э. Хкдожественные промыслы Подмосковья. М.:Московский рабочий, 1982

  • http://rusprom.biz





Оборудование:

для учащихся

1. Альбом 2. краски, кисть, баночка, фломастеры,цветная бумага 3.Ножницы, клей, фольга

для учителя


Изделия промысла Таблицы и карточки с изображением элементов росписи Шаблон елки



















Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Организационный момент

Цель: создать условия для применения учащимися своих умений в процессе творчества.

Приветствие

Проверка посещаемости

Организация рабочего места

Обратить внимание детей на доску с наглядным материалом и предметы промыслов.


Подготавливают рабочее место и инструменты


Мотивация к учебной деятельности. Сообщение темы урока

Цель: Создать условия для выбора промысла, в рамках которого детям предстоит работать

Детям предлагается подборка загадок – ответ желательно подкреплять информацией о промысле (в форме беседы-повторения)

Позолоченной посудой, очень славится она Деревянная, резная Расписная (Хохлома!)

В руках умельца досочка Купавкой заиграет, Гирляндою из розочек Украшена по краю. (Городец)

Птица важная, хвост пышный, Весь он в яблочках и вишнях (Дымка)

На цветном подносе В зеркальной глади лака
Ржаная медь колосьев, Степной румянец мака. (Жостово)















Народные художественные промыслы - одна из форм народного художественного творчества. Народ веками отбирал в природе совершенные формы, радостные сочетания цветов. Красота всегда приносит людям радость. Многим промыслам уже несколько сотен лет.




А можно ли использовать эти древние росписи в современном искусстве?




Тема урока –


Роль народных художественных промыслов в современной жизни

И мы с вами попробуем создать панно для украшения интерьера лицея к Новому Году

Учащиеся называют промыслы и показывают их образцы, рассказывают о средствах выразительности предметов промысла

Ответы детей:

Хохлома́ старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным (а также, изредка, зелёным, желтым) цветом. Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки.

Жо́стовская ро́спись — народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Московской области. Подносы особенно практичны были в XIX веке - на него удобно поставить горячий самовар и вазочки с вареньем, пряниками-баранками и другим угощением. Выкованные металлические изделия грунтуют, шлифуют, лакируют, затем расписывают масляными красками и покрывают лаком.

Городецкая роспись — художественный промысел, сформировавшийся в районе города Городец. Яркая городецкая роспись, выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала мебель, ставни, двери. Основа сюжетов – птицы и кони, цветы розаны и купавки, жанровые сценки.

Учащиеся предлагают варианты (в виде граффити, роспись одежды, предметов интерьера и т.п.), др.словами, приходят к выводу, что в современной жизни эти сюжеты могут быть актуальны

Физкультминутка


Раз-два, раз-два,

Золотая хохлома!

Три-четыре, три-четыре,

Птицы с Городца приплыли,

Пять-шесть, пять-шесть. Яблок на коне не счесть, Семь-восемь, семь-восемь вот букеты на подносе!

Выполняют движения по воображению (соответственно тексту)

Практическая работа.

I.

Для создания панно есть заготовка – нарисованная елка (на ватмане), которую мы и будем «украшать» игрушками «расписанными» в стиле одного народного промысла.



Мы сегодня будем мастерами народных промыслов, а если мастера, то будем выполнять росписи художественных изделий, будем учиться анализировать, сравнивать, приходить к общему решению, т.е. будем работать в группе, учитывая мнение других членов группы.



II.

Инструктаж по ТБ.



III.

1.Распределяемся на 2 группы по 10-12 учащихся. Каждая группа выбирает промысел, в рамках которого будет панно



2. Схема деятельности для 10-12 учащихся

- Раскрашивание «елки» (маляры) -1-2 уч.

- Роспись игрушки (декораторы)5-7 чел

- Роспись букв надписи «С Новым Годом» (графики) - 2-3 уч.



3. Вырезание игрушек и букв

4. Монтаж панно, при необходимости – дополнение декором



Выбор материалов и инструментов индивидуально (краски, фломастер, цветная бумага)



Учитель предлагает макеты, шаблоны игрушек, образцы росписей.

Может помочь определиться с конструкцией букв.

Контролирует процесс работы над созданием панно.
















Определяются с выбором промысла

выбирают свою роль (маляр, декоратор, график)

выполняют свою часть работы в рамках стилистики промысла

вырезают детали

монтируют панно

вырезают изделие


Подведение итогов и рефлексия.


I.

Закрепление панно на доске, впоследствие – в рекреации лицея

Обсуждение – что получилось или не получилось, можно ли исправить (добавить, закрасить и т.п.)

II.

Как мы понимаем понятие «Художественные промыслы»?








Эти произведения искусства, пройдя через века и массу трудностей, передаваясь из поколения в поколения, от мастера к мастеру, от отца сыну, народные промыслы дошли и до наших времен!

Что нас и сейчас привлекает в промыслах?


Несмотря на свою древность, они помогли нам создать современное панно.



Вывод: эти все слова и понятия и определяют место и роль народных промыслов в современной жизни.



Представители группы презентуют свой проект-панно с пояснениями применения выразительных средств промысла




Ответы детей:изготовление народных бытовых изделий, преимущественно ручным способом, с использованием особенностей применения материалов, обработки материалов, росписи или других видов декорирования


Ответы детей: красота росписей, традиции, память о предках, от предметов веет добром и теплом, они олицетворяют народ…




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Конспект урока «Роль народных художественных промыслов в современной жизни»

Автор: Лашина Татьяна Николаевна

Дата: 08.04.2016

Номер свидетельства: 316643

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Конспект урока "Декоративно-прикладное искусство""
    ["seo_title"] => string(47) "konspekt_uroka_dekorativno_prikladnoe_iskusstvo"
    ["file_id"] => string(6) "486392"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1542611666"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Музейный урок Русский народный костюм "
    ["seo_title"] => string(39) "muzieinyi-urok-russkii-narodnyi-kostium"
    ["file_id"] => string(6) "113803"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411053540"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства