Тема урока: «Моделирование фартука. Практическая работа «Изготовление макета фартука»»
Цели урока:
Образовательная – дать первичное представление о технике моделирования, научить правильно подобрать форму деталей фартука, подобрать цвета, отделку к изделию.
Развивающая – закрепить полученные знания на практической работе, развивать трудовые умения и навыки.
Воспитательная – способствовать развитию у учащихся художественного вкуса, творческих способностей.
Оборудование: виды фартуков, образцы, образцы тканей, образцы отделки, фасоны фартуков (иллюстрации), плакаты, магнитная доска, детали фартука для творческой игры, манекен, технологические карты, шаблоны-выкройки, цветная бумага, клей, ножницы, набор для творчества (для работы с бумагой), цветовой круг, учебник по технологии, карточки-задания.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока:
I. Организационная часть
1. Организация рабочего места
2. Приветствие
3. Целевая установка урока
На прошлом уроке мы построили чертеж фартука в натуральную величину. Сегодня мы продолжим разговор о чудесном мире фартуков. Тема нашего урока: «Моделирование фартука. «Изготовление макета фартука»».
Сегодня вы будете все художниками-модельерами.
Цель нашего урока – научиться моделировать, создавать новые модели фартуков. На практической работе изготовим макет фартука из цветной бумаги. Узнаем много нового и интересного. Запишем тему в тетрадь.
II. Повторение пройденного материала
Чтобы сшить фартук красивым, аккуратным, по размеру – необходимо снять точные мерки с фигуры человека.
Проводим опрос:
1) Две ученицы работают на месте по карточкам-заданиям.
2) Две ученицы работают у доски, у манекена.
Вопросы учителя:
- Какие мерки нужны для построения чертежа фартука?
- Как обозначаются и записываются эти мерки? (Записать на доске)
- Показать на манекене правила снятия мерок. (сантиметровой лентой снимают мерки с манекена)
3) Опрос с места:
- Из каких деталей состоит фартук?
- Как записываются результаты измерения длины и обхватов фигуры?
Класс дополняет, делает замечания. Учитель оценивает отвечающих, комментирует оценки.
III. Изучение нового материала. Вводный инструктаж.
1. Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним о назначении фартука.
1.1. Инсценировка «Назначение фартука»
Принимают участие две ученицы – одна аккуратная, работает дома в фартуке, другая – неряшливая, пришла на урок в платье в пятнах от масла, томата, варенья, муки.
- Привет, Катя! Посмотри, у меня новое платье. Стильное, да? Знаешь, где я его купила?
- Да, Маша, платье, конечно, модное. Где ты его купила, я не знаю, но я знаю меню обеда, который ты сегодня готовила.
- Ты что, экстрасенс?
- Нет, просто я домашние дела делаю в фартуке, чтобы не испачкать одежду, а ты в новом платье стояла у плиты.
- Откуда ты знаешь? Признавайся!
- Посмотри, вот у тебя на платье пятно от муки, а вот пятно от масла, на кармане следы варенья, а рукав испачкан в томате.
- Да, подруга, ты права – работать нужно в фартуке.
Теперь поговорим о видах фартуков.
1.2. Проводим «Парад фартуков»
Выходят ученицы, одетые в разные виды фартуков и демонстрируют модели.
- Фартук для работы на кухне, для уборки дома (из хлопчатобумажной ткани).
- Фартук для мытья посуды, стирки (из водоотталкивающей ткани).
- Фартук для приема гостей (из нарядной ткани).
- Фартук повара.
- Фартук парикмахера.
- Фартук рыбообработчика.
- Фартук медицинского работника.
- Фартук для малышей.
в) показать на стендах виды тканей, виды отделок, используемых при пошиве фартуков (образцы – ситец, сатин, шелк и т.д.)
2. Историческая справка (экскурсия в историю фартука).
Когда появился первый фартук, истории неизвестно, но, зная историю костюма, давайте совершим экскурсию в историю фартука.
(Выходят две ученицы, показывают иллюстрации и рассказывают, какие фартуки могли бы быть в разные эпохи – первобытное время, в эпоху готики, в Древней Греции, в эпоху Возрождения.) Например, стиль барокко отличается обилием кружев, лент, необычных отделок. Это отразилось и на фасонах фартука этого периода. Фартук в стиле ампир мог бы быть строгим, с минимальным количеством украшений. Фартук в стиле модерн – это множество оборок, бантов, рюш и другой кокетливой отделки. Национальные костюмы многих народов украшены фартуками. Передник древних славян – это грубый холст с орнаментами из кусочков тканей или с вышивкой.
3. Творческая игра «Модельеры»
Моделирование – это создание новой модели. Моделирование техническое – это изменение формы деталей изделия. Моделирование художественное – это применение отделки, подбор ткани. (Записать определение в тетрадь).
Проводим творческую игру. Задания: 1) Подобрать к разной форме нагрудника фартука соответствующей формы карман. 2) Подобрать к цвету фартука цвет отделки, используя цветовой круг.
(Учащиеся работают на магнитной доске с помощью деталей выкройки из цветной бумаги.)
Сделаем вывод: Изменив форму нагрудника нижней части кармана, применив разную отделку можно создать новую модель, новый фасон изделия.
IV. Практическая работа «Изготовление макета фартука из бумаги»
Задание 1:
Изменив форму деталей фартука, подобрав отделку по цвету, создать новые модели фартуков. Изготовить макет фартука из бумаги в масштабе.
Учащихся разделить на две группы.
1 группа (сильные) работает в ателье «Высокая мода», им учитель раздает технологические карты, иллюстрации фартуков сложных фасонов, которые они должны смоделировать самостоятельно. Учащиеся 2 группы (слабые) работают в ателье «Скромница». Им учитель раздает технологические карты, шаблоны выкроек. Они работают все одновременно, под руководством учителя.
Задание 2:
Повторение правил безопасной работы с ножницами.
Задание 3:
Текущий инструктаж. Объяснение последовательности работы. (Смотри технологическую карту). Технологическая карта выполнена в форме выкройки-шаблона, на которой отмечены последовательность выполнения практической работы: 1) Вырезать детали фартука. 2) Отметить складки с двух сторон. Заложить и заклеить их. 3) Нанести линии фасона на нагруднике, нижней части фартука, кармане. 4) Оформить детали по линии фасона (вырезать). 5) Приклеить карманы, бретель, пояс. 6) Подобрать по цвету отделку. С помощью фигурных ножниц и компостеров для бумаги выполнить отделку макета фартука.
Задание 4:
Наблюдение за работой. Выявление, устранение, предупреждение недочетов. Индивидуальная работа. Само-взаимоконтроль качества выполняемой работы.
Задание 5:
Сбор работ. Подведение итогов. Проведение конкурса «Лучший фартук».
Выбираются эксперты для оценки работ учащихся. Модели фартуков выставляются по номинациям «Высокая мода» и «Скромница». Все макеты фартуков вывешиваются на доску. Эксперты их оценивают.
Первый эксперт:
«Эти фартуки выполнены без замечаний, отвечают всем художественным требованиям.
Чудо – фартук! Посмотри, глаз с него не отвести!
Можешь встретить в нем гостей.
Выглядеть не будешь просто!
Даже в саамы праздный день!».
Второй эксперт оценил фартуки поскромнее:
«В этом фартуке удобном стряпать можно у плиты
Защитит любое платье от жиров и от муки.
Хоть он прост и не наряден, но его ты полюби.
Можешь вышить на кармашке,
можешь кружево пришить или просто так носить».
Третий эксперт подвел общие итоги:
«Как закончишь все дела,
не бросай его туда,
где он будет мят и грязен.
Заведи ему подружку –
Разноцветную косынку.
И носи ты эту пару с удовольствием
Каждый день!»
IV. Заключительная часть.
- Подведение итогов.
- Что нового сегодня на уроке вы научились делать?
- Какая работа вам понравилась?
- Назовите главное правило моделирования фартука?
- Оценить все работы, ответы. Прокомментировать оценки.
- Уборка рабочих мест.
- Объявление домашнего задания.