Тема урока: «Моделирование фартука. Подготовка выкройки к раскрою»
Цель: Ознакомить учащихся с элементами моделирования швейных изделий. Научить выполнять простейшее моделирование фартука, подготовить выкройки к раскрою и расчету количества ткани на изделие.
Образовательная: Формирование у учащихся представлений о художественном и техническом моделировании сочетании деталей по форме, цвету и рисунку ткани, характеру отделки.
Развивающая: Развитие умений учащихся применять полученные знания конкретно на практике, развивать творческую инициативу
Воспитательная: Воспитание у учащихся интереса к обучению, эстетический вкус.
Тип урока: Комбинированный.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Тетрадь, линейка закройщика, цветная бумага, карандаш, ножницы выкройка в масштабе 1:4
СОДЕРЖАНИЕ:
- Понятие о моделировании.
2. Элементы моделирования фартука, изменение формы деталей и различных видов отделок.
3. Выполнение эскизов изделий.
4. Подготовка выкройки к раскрою, надпись названий изделий (деталей), указание припусков на швы и направления долевой нити.
5. Расчет количества ткани на изделие.
Х О Д УРОКА
1. Организационный момент.
2. Подготовка к занятию.
3. Сообщение темы урока.
Проверка домашнего задания. Познавательные сведения.
МОДЕЛИРОВАНИЕ — перенесение линий фасона на конструктивный чертеж или процесс создания одежды новой по фасону и отделке. Во-первых, создается художественный проект или попросту эскиз — этот этап называется художественным моделированием; во-вторых, сделать расчет и чертеж базовой конструкции или просто основы — это конструирование; в- третьих, разработать путем расчета или макета складки, карманы, оборки кокетки, подрезы и так далее — это техническое моделирование.
Первую часть работы обычно выполняют художники-модельеры, Для построения — конструкторы ( часто их называют художниками-конструкторами). Труд модельеров, конструкторов и технологов взаимосвязаны.
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ФАСОНАМИ ФАРТУКОВ
Показ нарисованных фартуков.
БЕСЕДА. 1. Чем отличаются фартуки друг от друга?
2. Какие детали фартука имеют различную форму?
3. Какая отделка применяется в изделиях?
4. Какие отделки можно применять при изготовлении фартуков?
СПОСОБЫ ИЗМЕНЕНИЯ ВЫКРОЙКИ
Отдельные детали изделия, входящие в один комплект должны сочетаться между собой по форме. Так же необходимо правильно подбирать отделку к изделию ( цвет, рисунок ткани и т.п. Изделия из ткани с рисунком лучше отделать гладкокрашеной тканью или одноцветной тесьмой, которые должны сочетаться с цветом основной ткани.
ЦВЕТОВОЙ КРУГ И СОЧЕТАНИЕ ЦВЕТОВ
В презентации: Влияние цвета на эмоциональное состояние человека вызывают неодинаковое настроение:
Светлые — лирическое,
Яркие - приподнятое,
Темные и тусклые - угнетенное,
Пестрота и дисгармония красок - раздражают.
Цвета зелено-голубые и зелено-желтые различных оттенков считаются наиболее благоприятными для зрения.
Все цвета делятся на хроматические (цветные), (хромос — греческое - «цвет») и ахроматические (нецветные).
Хроматические цвета — 7 цветов радуги (спектра): красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, голубой, фиолетовый.
Основные из них — красный, желтый, синий. Остальные можно получить при смешении 2-х основных цветов.
Хроматические цвета делят на теплые и холодные:
ТЕПЛЫЕ - красный, оранжевый, желтый.
ХОЛОДНЫЕ - синий, зеленый, голубой, фиолетовый.
Самый теплый - красный, а холодный - синий.
Теплые и холодные цвета располагаются по обе стороны цветового круга. Теплые зрительно выступают вперед и зрительно увеличивают объем фигуры и подчеркивают ее недостатки. Холодные как бы отступают и придают фигуре стройность, скрывают ее недостатки.
Цвета, расположенные в круге друг против друга, называются ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМИ. Они дают наиболее контрастное сочетание, как бы подчеркивают друг друга. Чтобы сгладить резкое сочетание между ними, можно поместить ахроматический цвет — серый, белый или черный. Ахроматические цвета, особенно, серый, дают спокойное сочетание с любым хроматическим цветом. Поэтому ахроматические цвета называют нейтральными.
Желтый и зеленый, голубой и синий дают спокойное, мягкое сочетание.
Выполнение элементов моделирования (практическая работа).
Вспомнить правила техники безопасности с ножницами.
Посмотреть изменение формы нагрудника и кармана выполнить на основе нашего фартука представленную модель учителем.
Лекало фартука обвести в развернутом виде в тетрадь, затем из цветной бумаги макет изделия, изменяя форму и отделку.
ПОДГОТОВКА ВЫКРОЙКИ К РАСКРОЮ.
(инструкционная карта)
Записать название каждой детали около срезов, припуски по 0,5 см, который дается к выкройке при раскрое изделия из ткани. При раскрое необходимо учитывать напрвление нити основы каждой детали изделия. «Сгиб» посередине детали, так как к сгибу ткани прикладывается вплотную.
Расчет количества ткани. По ширине ткань, исходя из ширины нижней части.
ДНЧ + ДН + припуск на обработку срезов ( 1 см вверх и 1 см в нижней части)
ДНЧ + ДН + 2 см.
З А К Р Е П Л Е Н И Е
- Работа по карточкам подбор кармана и нагрудника сочетающихся с нижней частью фартука.
- Как можно отделать фартук, изготовленный из ткани с рисунком?
- В чем заключается моделирование?
Домашнее задание: Сделать расчет на фартук. Принести ткань, выкройку, мел, булавки, линейку и ножницы.
Анализ урока: Урок проводился в шестом классе.
Основная цель данного урока была направлена на решение задач личностного развития учащихся.
Планировала работу учениц на уроке с проявлением следующих качеств:
- активность
- ответственность
- самоконтроль
- умение участвовать в диалоге, отстаивая свою позицию
- стремление к взаимопониманию.
На уроке была создана личностно – ориентированная ситуация, соответствующая личностному опыту в сфере, в которой мог бы реализовать себя ученик.
Мной были использованы технологии:
- личностно - ориентированного обучения
- система диалога
- практическая
- ИКТ (информационно компьютерная технология, презентация. Тип урока : комбинированный.
- Формы работы : индивидуальная, по парам.
- Принципы обучения : наглядность, доступность, оптимальное сочетание методов и форм обучения.
- Методы обучения: Объяснение, демонстрация наглядного материала,
Практические упражнения.
На уроке сформировалась атмосфера доверия и доброжелательности, способствующая проявлению личностных качеств учениц. Урок проводила с желанием, учитывая настроение и работоспособность детей