Просмотр содержимого документа
«Игровые технологии как средство активизации учебного процесса на уроках технологии»
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВОАКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.
Игра– это огромное светлое окно через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.
Игра– это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»
В.С.Сухомлинский
Использование игровой деятельности
в качестве самостоятельной технологии для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
как элемент более общей технологии;
в качестве урока или его части (введение, контроль);
как технология внеклассной работы.
игровая технология - это
По определению Г.К. Селевко- - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Игра обеспечивает максимальное эмоциональное вовлечение участников в события, допуская возможность вернуть ход и попробовать другую стратегию, создает оптимальные условия для развития предусмотрительности, гибкости мышления и целеустремленности. Она приучает к коллективным действиям, принятию как самостоятельных, так и скоординированных решений, повышает способность руководить и подчиняться, стимулирует практические навыки, развивает воображение и интуицию.
Отличие игры от педагогической игры
В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых ситуаций, приемов, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Игровых технологии способствуют развитию познавательной активности на уроках.
Именно эти технологии я часто использую на уроках технологии.
Девиз моей педагогической деятельности: «Учение без принуждения».
Задача – сделать процесс обучения занимательным, создать у детей бодрое рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Целью игрового обучения является обеспечение личностно-деятельностного характера усвоения знаний и умений, познавательной активности, направленной на поиск, обработку и усвоение информации, вовлечение учащихся в творческую деятельность .
На таких уроках ученики работают более активно, даже те которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением. Использовать игровые технологии можно на любой ступени обучения.
Главной особенностью игровой деятельности является ее двуплановость: с одной стороны – играющий выполняет реальную деятельность, решает конкретную задачу, с другой стороны - ряд моментов деятельности носит условный характер, позволяет отвлечься от реальной ситуации. Именно двуплановость обусловливает развивающий эффект игры, помогает снять психическое напряжение, так как в случае неудачи игру можно повторить несколько раз. Особенно это относится к имитационным играм.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий
дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
учебная деятельность подчиняется правилам игры;
учебный материал используется в качестве ее средства;
в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
наиболее важные функции игры
1 . Социокультурное назначение игры .
2 . Функция межнациональной коммуникации .
3. Самореализации человека в игре
4. Коммуникативная функция игры
5. Диагностическая функция игры .
6. Игротерапевтическая функция игры
Классификация по виду деятельности
на физические (двигательные),
интеллектуальные (умственные),
трудовые,
социальные
психологические.
По характеру педагогического процесса выделяются
обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.
По характеру педагогического процесса выделяют следующие группы игр
а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
б) познавательные, воспитательные, развивающие;
в) репродуктивные, продуктивные, творческие;
г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.
Необходимые условия
1) соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;
2) доступность для учащихся данного возраста;
3) умеренность в использовании игр на уроках.
игровые технологии выполняют и другие функции
правильно организованная с учетом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые навыки и умения;
игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;
игра – один из приемов преодоления пассивности учащихся .
Игровые технологии позволяют не только поднять интерес к урокам технологии, но и создать атмосферу на уроке психологически более благоприятную и развивать:
творческую самостоятельность,
активность мышления,
кратко и четко излагать свои мысли,
делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
Таким образом
игровые технологии занимают важное место в образовательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся. Правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки; стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету. Игра - один из приёмов преодоления пассивности учащихся