В опубликованной работе содержится: Исследовательский проект «Использование ИКТ на уроках географии как средства активизации позновательного интереса к учению».
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ:
Цель: теоретически обосновать эффективность информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) как средства развития познавательного интереса учащихся
Задачи:
- выявить возможности использования ИКТ в целях активизации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках географии;
- выявить эффективность использования ИКТ как средства повышения мотивации в учебно-познавательной деятельности;
Предмет исследования – информационно-коммуникационные технологии как средство повышения учебно-познавательной мотивации учащихся.
Гипотеза: если использовать информационно-коммуникативные технологии на уроках географии и во внеурочное время, то возрастает познавательный интерес школьников и возникает побуждение к самообучению.
Прорыв в области ИКТ, происходящий в настоящее время, заставляет пересматривать вопросы организации информационного обеспечения научно-исследовательской деятельности. Можно выделить несколько возможностей использования информационных технологий:
1. для поиска литературы
а) в электронном каталоге библиотеки учебного заведения;
б) в Internet с применением браузеров типа Internet Explorer, Mozilla Firefox и др., различных поисковых машин (Yandex.ru, Rambler.ru, Mail.ru, Aport.ru, Google.ru, Metabot.ru, Search.com, Yahoo.com, Lycos.com и т.д.);
2. для работы с литературой в ходе реферирования, конспектирования, аннотирования, цитирования и т.д.;
3. для автоматического перевода текстов с помощью программ-переводчиков (PROMT XT), с использованием электронных словарей (Abby Lingvo 7.0.);
4. для хранения и накопления информации (CD-, DVD-диски, внешние накопители на магнитных дисках, Flash-диски);
5. для планирования процесса исследования (система управления Microsoft Outlook);
6. для общения с ведущими специалистами (Internet, электронная почта);
7. для обработки и воспроизведения графики и звука (проигрыватели Microsoft Media Player, WinAmp, Apollo, WinDVD, zplayer, программы для просмотра изображений ACD See, PhotoShop, CorelDraw, программы для создания схем, чертежей и графиков Visio) и др.;
8. для пропаганды и внедрения результатов исследования (выступления в видеофорумах, телемостах, публикации в СМИ, Интернет).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Внедрение информационно-коммуникационных технологий позволяет, как повысить эффективность деятельности человека, так и сделать ее разнообразнее. Необходимо отметить, что внедрение ИКТ в образовательный процесс не только дает возможность современным подросткам идти в ногу со временем, а также делает процесс обучения более интересным, способствует развитию познавательной мотивации. Кроме того, информационно-компьютерные технологии позволяют делать обучение проблемным, творческим, ориентированным на исследовательскую активность, так как, их использование повышает возможности применения проектного метода обучения. Познавательный интерес развивается и на основе разнообразных представлений учениками результатов учебной деятельности (гипертексты, презентации, модели и т д.). Благодаря использованию ИКТ результатом работы ученика является эстетически красивый, технически грамотный и, что очень важно, доступный для трансляции и применения другими людьми практически значимого продукта познавательной деятельности. ИКТ позволяют показать больше наглядного материала: рисунков, фильмов, анимаций, карт и др. В результате на уроке ученики меньше отвлекаются, более внимательно воспринимают информацию, что обеспечивает лучшее запоминание. Итоги познавательной деятельности учащихся оперативно оцениваются на уроке, уменьшается количество задаваемого на дом материала.
Компьютеры могут быть с успехом использованы на всех стадиях учебного занятия: они оказывают значительное влияние на контрольно-оценочные функции урока, придают ему игровой характер, способствуют активизации учебно-познавательной деятельности учащихся. Компьютеры позволяют добиться качественно более высокого уровня наглядности предлагаемого материала, значительно расширяют возможности включения разнообразных упражнений в процесс обучения, активизируют все виды памяти (что немаловажно, так как не все дети воспринимают информацию одновременно зрительными и слуховыми образами), а непрерывная обратная связь оживляет учебный процесс, способствует повышению его динамизма, что, в конечном счете, ведет к достижению едва ли не главной цели собственно процессуальной стороны обучения — формированию положительного отношения учащихся к изучаемому материалу, интереса к нему, удовлетворения результатами каждого локального этапа в обучении.