Статья "Имитационные технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы"
Статья "Имитационные технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы"
Ибрагимова Людмила Васильевна
учитель русского языка и литературы СШ № 26
Имитационные технологии
как средство активизации познавательной деятельности учащихся
на уроках русского языка и литературы
Разнообразие – добрый знак хорошего преподавания
Ф.И. Буслаев
Под разнообразием понимают идеи, методические решения, позволяющие сделать уроки русского языка и литературы интересными и избежать в преподавании этих непростых предметов однообразия.
Имитационные технологии обладают необходимыми средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся и составляют главную идею и основу эффективности результатов.
В основе имитационных технологий лежит имитационно-игровое моделирование, другими словами, игровая процедура в работе с моделью. Определим ключевые слова игрового моделирования: игра, модель, имитация.
Игра, по словам польского исследователя Стефана Шумана, очень важная форма активности ребенка, благодаря которой он учится и приобретает опыт. Игра побуждает в ребенке самые высокие эмоциональные переживания и активизирует его самым глубоким образом. Это своего рода процесс развития, способ увидеть все аспекты изучаемой науки и возможность по-новому взглянуть на привычный урок и почувствовать интерес к предмету.
Игра, по сути, «заводит» в учащемся этот сложный механизм познавательной деятельности, что делает процесс обучения более эффективным.
В отечественной психологии игра – форма деятельности в условных ситуациях, которая направлена на воссоздание и усвоение общественного опыта.
Модель – это всегда замещение реально существующего объекта, процесса, явления с помощью различных средств.
Имитация – это приведение в действие модели через использование ее элементов, эквивалент понятия «моделирование».
Таким образом, мы подходим к понятию «имитационная игра». Наряду с предметными, сюжетными, деловыми, играми-драматизациями имитационная игра входит в число популярных в типологии педагогических игр.
Имитационные игры на уроках русского языка и литературы являются одним из главных средств активизации познавательной деятельности учащихся. На таких уроках имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия, например, профсоюзного комитета, совета директоров и т.д. Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей, например, деловое совещание, обсуждение плана, проведение пресс-конференции и т.д. Имитационные игры можно проводить практически по всем темам русского языка.
Что же это могут быть за уроки?
При изучении норм письменной и устной речи, для отработки орфографических и пунктуационных правил целесообразно создавать имитационные модели с различными заданиями: «Конкурс директоров», «В эфире - новости», «Юный корректор», «Справочное бюро», «Умный редактор», «Аукцион», «Суд», «Ремонт», «Переводчик» и др.
На уроках литературы при изучении новой темы разнообразные задания могут содержать следующие имитационные модели: «Пресс-конференция с автором», «Пресс-конференция с героем», «Литературный турнир», «Суд», «Аукцион», «Бюро находок» и др.
Как видно, название всех имитационных моделей связаны с деятельностью человека.
При подготовке игровой деятельности необходимо соблюдение следующих методических требований:
- максимальная приближенность к реальным производственным условиям;
- создание атмосферы непринужденности;
- подготовка научно-методического материала и необходимого оборудования;
- четко сформулированные задачи, условия и правила игры;
- определение вариантов возможных решений указанной проблемы.
Эти требования тесно взаимосвязаны. Подготавливая необходимые научно-методические материалы к игровой модели и нужное оборудование, мы добиваемся максимальной приближенности игровой ситуации к реальной.
Например, если имитационная модель «Аукцион», то используйте гонг, деревянный молоток или колокол, лот (товар). Если имитационная модель «Суд», нужны судейские «инструменты» (кодекс или «свод правил», молоток). Участники игровых ситуаций (лицитатор, аукционеры, судья, присяжные и т.д.) должны четко понимать задачи своей роли, условия и правила игры, так как от этого напрямую зависит достоверность производственных условий и правильное решение проблемной ситуации.
Что касается атмосферы непринужденности, то она во многом зависит от того, насколько участники имитационной игры соблюдают требования к общению внутри имитационной модели.
Это:
- доброжелательность, неагрессивность обращений;
- возможность свободного проявления чувств.
(Это очень важное требование. Установлено, что если ограничивать ребенка в проявлении чувств, требовать, чтобы не так бурно спорил, потише смеялся, не так громко хлопал в ладоши, умерил удивление, радость, восторг, и использовать другие ограничения, подавляющие истинные чувства, то очень скоро ребенок почувствует неуверенность в себе, а это может снизить или уничтожить творческие способности).
- установление эмпатийных отношений, т.е. умении чувствовать ближнего, сопереживать ему, сочувствовать.
- использование способов ненасильственного общения: свобода выбора, снятие запретов, позитивное подкрепление ответов, авансирование похвалы, допущение ошибок при формировании нового;
- восприятие ситуации (ответов, предложений) не как хорошей или плохой, а как требующей размышления, рассуждения, разрешения.
Структурное построение имитационной игры может выглядеть следующим образом:
Разберем конкретный случай имитации, опираясь на схему структурного построения имитационной игры, на примере имитационной модели, использованной на уроке литературы при изучении повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».
Тема урока «Реальное и фантастическое в повести» предполагала исследовательскую работу, целью которой было установить, какие события и герои в произведении относятся к действительности, какие к фантастике, а также, как эти два мира в повести связаны.
На этапе работы с героями повести была использована имитационная модель.
Предмет профессиональной деятельности данной модели – интервью с главными героями, процесс профессиональной деятельности – пресс-конференция.
Обратимся к методическому обеспечению игры.
Цель данной игровой ситуации установить, что герои повести Солоха, Черт, Пацюк, являющиеся нереальными, фантастическими, очень похожи на обыкновенных людей и живут рядом с ними. Отсутствие грани между настоящим и фантастическим у Н.В. Гоголя устанавливается с помощью вопросов, которые учащиеся задают главным героям. В их роли выступают другие учащиеся. Это и является предметом игры. В сценарии данной игры определяются актеры (Солоха, Черт, Пацюк) и журналисты (группы из остальных учащихся).
Журналисты задают вопросы, которые записывают в опросные листы, а главные герои отвечают. Кроме опросных листов в качестве оборудования используются атрибуты героев, которые делают образы более яркими и приближают максимально игровую ситуацию к производственным условиям. Например, у Солохи – платок, монисто, метла. У Черта – рожки, пятачок, хвост. У Пацюка – усы, кушак, накладной живот.
Каждый учащийся (в игре журналист) задает вопрос герою, чтобы как можно подробнее узнать о нем, получить нужную информацию, сделать необходимый вывод и зафиксировать результат игры в исследовательской карте.
Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека, характеризующаяся как свободная, развивающая, предпринимаемая лишь по желанию ребенка не только ради учебного результата, но и ради удовольствия от самого процесса деятельности. Это творчество, импровизация, имеющая дух здорового соперничества, состязания, конкуренции, и, в отличие от других видов деятельности, эмоциональную приподнятость.
Использование имитационных технологий на уроках русского языка и литературы способствует развитию внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих, аналитических способностей, обеспечивает мотивацию учебной деятельности.
В этом достаточно большом спектре целевых ориентаций есть и социализирующие, а именно: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, стрессовый контроль, саморегуляция, умение общаться.
Имитационные технологии, в частности имитационные игры, помогают привить учащимся чувство любви и уважения к русскому слову, к русскому языку и литературе как к школьным предметам и являются важным условием активизации познавательной деятельности учащихся в современной школе.
Библиография
Баев ИМ. Играем на уроках русского языка. - М., 1989.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. Москва: Педагогика, 1991 г.
Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или развивающие игры. - М., 1990.
Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1999 г.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Имитационные технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы" »
Ибрагимова Людмила Васильевна
учитель русского языка и литературы СШ № 26
Имитационные технологии
как средство активизации познавательной деятельности учащихся
на уроках русского языка и литературы
Разнообразие – добрый знак хорошего преподавания
Ф.И. Буслаев
Под разнообразием понимают идеи, методические решения, позволяющие сделать уроки русского языка и литературы интересными и избежать в преподавании этих непростых предметов однообразия.
Имитационные технологии обладают необходимыми средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся и составляют главную идею и основу эффективности результатов.
В основе имитационных технологий лежит имитационно-игровое моделирование, другими словами, игровая процедура в работе с моделью. Определим ключевые слова игрового моделирования: игра, модель, имитация.
Игра, по словам польского исследователя Стефана Шумана, очень важная форма активности ребенка, благодаря которой он учится и приобретает опыт. Игра побуждает в ребенке самые высокие эмоциональные переживания и активизирует его самым глубоким образом. Это своего рода процесс развития, способ увидеть все аспекты изучаемой науки и возможность по-новому взглянуть на привычный урок и почувствовать интерес к предмету.
Игра, по сути, «заводит» в учащемся этот сложный механизм познавательной деятельности, что делает процесс обучения более эффективным.
В отечественной психологии игра – форма деятельности в условных ситуациях, которая направлена на воссоздание и усвоение общественного опыта.
Модель – это всегда замещение реально существующего объекта, процесса, явления с помощью различных средств.
Имитация – это приведение в действие модели через использование ее элементов, эквивалент понятия «моделирование».
Таким образом, мы подходим к понятию «имитационная игра». Наряду с предметными, сюжетными, деловыми, играми-драматизациями имитационная игра входит в число популярных в типологии педагогических игр.
Имитационные игры на уроках русского языка и литературы являются одним из главных средств активизации познавательной деятельности учащихся. На таких уроках имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия, например, профсоюзного комитета, совета директоров и т.д. Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей, например, деловое совещание, обсуждение плана, проведение пресс-конференции и т.д. Имитационные игры можно проводить практически по всем темам русского языка.
Что же это могут быть за уроки?
При изучении норм письменной и устной речи, для отработки орфографических и пунктуационных правил целесообразно создавать имитационные модели с различными заданиями: «Конкурс директоров», «В эфире - новости», «Юный корректор», «Справочное бюро», «Умный редактор», «Аукцион», «Суд», «Ремонт», «Переводчик» и др.
На уроках литературы при изучении новой темы разнообразные задания могут содержать следующие имитационные модели: «Пресс-конференция с автором», «Пресс-конференция с героем», «Литературный турнир», «Суд», «Аукцион», «Бюро находок» и др.
Как видно, название всех имитационных моделей связаны с деятельностью человека.
При подготовке игровой деятельности необходимо соблюдение следующих методических требований:
- максимальная приближенность к реальным производственным условиям;
- создание атмосферы непринужденности;
- подготовка научно-методического материала и необходимого оборудования;
- четко сформулированные задачи, условия и правила игры;
- определение вариантов возможных решений указанной проблемы.
Эти требования тесно взаимосвязаны. Подготавливая необходимые научно-методические материалы к игровой модели и нужное оборудование, мы добиваемся максимальной приближенности игровой ситуации к реальной.
Например, если имитационная модель «Аукцион», то используйте гонг, деревянный молоток или колокол, лот (товар). Если имитационная модель «Суд», нужны судейские «инструменты» (кодекс или «свод правил», молоток). Участники игровых ситуаций (лицитатор, аукционеры, судья, присяжные и т.д.) должны четко понимать задачи своей роли, условия и правила игры, так как от этого напрямую зависит достоверность производственных условий и правильное решение проблемной ситуации.
Что касается атмосферы непринужденности, то она во многом зависит от того, насколько участники имитационной игры соблюдают требования к общению внутри имитационной модели.
Это:
- доброжелательность, неагрессивность обращений;
- возможность свободного проявления чувств.
(Это очень важное требование. Установлено, что если ограничивать ребенка в проявлении чувств, требовать, чтобы не так бурно спорил, потише смеялся, не так громко хлопал в ладоши, умерил удивление, радость, восторг, и использовать другие ограничения, подавляющие истинные чувства, то очень скоро ребенок почувствует неуверенность в себе, а это может снизить или уничтожить творческие способности).
- установление эмпатийных отношений, т.е. умении чувствовать ближнего, сопереживать ему, сочувствовать.
- использование способов ненасильственного общения: свобода выбора, снятие запретов, позитивное подкрепление ответов, авансирование похвалы, допущение ошибок при формировании нового;
- восприятие ситуации (ответов, предложений) не как хорошей или плохой, а как требующей размышления, рассуждения, разрешения.
Структурное построение имитационной игры может выглядеть следующим образом:
Разберем конкретный случай имитации, опираясь на схему структурного построения имитационной игры, на примере имитационной модели, использованной на уроке литературы при изучении повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».
Тема урока «Реальное и фантастическое в повести» предполагала исследовательскую работу, целью которой было установить, какие события и герои в произведении относятся к действительности, какие к фантастике, а также, как эти два мира в повести связаны.
На этапе работы с героями повести была использована имитационная модель.
Предмет профессиональной деятельности данной модели – интервью с главными героями, процесс профессиональной деятельности – пресс-конференция.
Обратимся к методическому обеспечению игры.
Цель данной игровой ситуации установить, что герои повести Солоха, Черт, Пацюк, являющиеся нереальными, фантастическими, очень похожи на обыкновенных людей и живут рядом с ними. Отсутствие грани между настоящим и фантастическим у Н.В. Гоголя устанавливается с помощью вопросов, которые учащиеся задают главным героям. В их роли выступают другие учащиеся. Это и является предметом игры. В сценарии данной игры определяются актеры (Солоха, Черт, Пацюк) и журналисты (группы из остальных учащихся).
Журналисты задают вопросы, которые записывают в опросные листы, а главные герои отвечают. Кроме опросных листов в качестве оборудования используются атрибуты героев, которые делают образы более яркими и приближают максимально игровую ситуацию к производственным условиям. Например, у Солохи – платок, монисто, метла. У Черта – рожки, пятачок, хвост. У Пацюка – усы, кушак, накладной живот.
Каждый учащийся (в игре журналист) задает вопрос герою, чтобы как можно подробнее узнать о нем, получить нужную информацию, сделать необходимый вывод и зафиксировать результат игры в исследовательской карте.
Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека, характеризующаяся как свободная, развивающая, предпринимаемая лишь по желанию ребенка не только ради учебного результата, но и ради удовольствия от самого процесса деятельности. Это творчество, импровизация, имеющая дух здорового соперничества, состязания, конкуренции, и, в отличие от других видов деятельности, эмоциональную приподнятость.
Использование имитационных технологий на уроках русского языка и литературы способствует развитию внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих, аналитических способностей, обеспечивает мотивацию учебной деятельности.
В этом достаточно большом спектре целевых ориентаций есть и социализирующие, а именно: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, стрессовый контроль, саморегуляция, умение общаться.
Имитационные технологии, в частности имитационные игры, помогают привить учащимся чувство любви и уважения к русскому слову, к русскому языку и литературе как к школьным предметам и являются важным условием активизации познавательной деятельности учащихся в современной школе.
Библиография
Баев ИМ. Играем на уроках русского языка. - М., 1989.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. Москва: Педагогика, 1991 г.
Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или развивающие игры. - М., 1990.
Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1999 г.