Игровые технологии как средство мотивации учащихся на уроках географии
Игровые технологии как средство мотивации учащихся на уроках географии
Активные формы обучения, в том числе и игровые, получили в последнее время широкое применение на уроках географии. Использование игр в обучении географии решает множество задач. Они развивают познавательный интерес к предмету, активизируют учебную деятельность учащихся на уроках, способствуют становлению творческой личности ученика, так как многие из игр часто предполагают проблемный характер обучения, ибо есть исходный вопрос, на который надо дать ответ, а пути решения не ясны. Многие из игр дают возможности для взаимообучения, так как предполагают групповые формы работы и совещательный процесс. Более развитые дети занимают лидирующее положение, обучая отстающих в командной игре. Возможность совещаться, обсуждать проблемы позволяет также удовлетворять потребность подростков в общении.
Назначение игр на уроках географии – развитие познавательных процессов у школьников (восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности и др.) и закрепление знаний, приобретаемых на уроках.
Актуальность применения игровых технологий на уроках географии я вижу в том, что:
- Игровые формы обучения на уроках создают возможности эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения и присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса.
-В игре заложены огромные воспитательные и образовательные возможности.
-Игры очень хорошо «уживаются» с серьезным учением.
-Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у учащихся бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
-Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету.
-Игры оказывают большое влияния на умственное развитие детей, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение.
Педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатам, которые могут быть обоснованы, и характеризуются учебно-познавательной деятельностью. В учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Хорошо продуманные игры могут быть использованы для улучшения взаимоотношений внутри коллектива, развития дружбы и взаимопомощи в классе.
Игры оказывают сильное эмоциональное воздействие на учащихся, формируют умения и навыки: прежде всего коммуникативные, умение работать в группе, принимать решения, брать ответственность на себя. Они развивают организаторские способности, воспитывают чувство сопереживания, стимулируют взаимовыручку в решении трудных проблем. Использование в учебном процессе игровых методов позволяет решать целый комплекс педагогических задач. Игры по географии в сочетании с другими педагогическими технологиями повышают эффективность географического образования. Но даже самая лучшая игра не может обеспечить достижения всех образовательно-воспитательных целей, поэтому игры необходимо рассматривать в системе всех форм и методов учебной работы, применяемых в обучении.
Технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить учащихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни, т.е. формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты.
Перед традиционными формами и приемами обучения деловая игра имеет преимущества – она развивает творческие способности учащихся, организует групповую деятельность, коллективный поиск решений. В такой игре ребята учатся делать выводы, отстаивать свое мнение.
Игры, основанные на соревновании, показывают играющим школьникам уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную активность.
Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворение потребности в самоутверждении, самореализации.
Учащиеся разного возраста имеют сходные основные мотивы. Первые позиции занимают следующие мотивы:
-интерес к такой форме урока;
-усвоение новых знаний;
-более лёгкое усвоение и запоминание материала.
Мотивация учащихся 7 класса
Наиболее зримо в этом возрасте совершенствуется социальные мотивы учения (нравственные ценности общества).
Позиционные мотивы – усиливается мотив поисками контактов и сотрудничества с другим человеком, овладение рациональными способами этого сотрудничества в учебном труде.
Мотивы общения:
Учащиеся, совместно решая задачи, участвуя в игре, учатся общаться, учитывать мнение товарищей. Совместные эмоциональные переживания во время игры способствует укреплению межличностных отношений.
Моральные мотивы:
В игре каждый ученик может проявить себя, свои знания, умения, свой характер, волевые качества, свое отношение к деятельности, к людям.
Познавательные мотивы:
Каждая игра имеет близкий результат (окончание игры) и стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели (нужно знать больше других). В игре команды или отдельные ученики изначально равны (нет отличников и троечников, есть игроки). Результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, способностей, выдержки, умений, характера.
Ситуация успеха создает благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса. Неудача воспринимается не как личное поражение, а поражение в игре и стимулирует познавательную деятельность.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
познавательные, воспитательные, развивающие;
репродуктивные, продуктивные, творческие;
коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.
Достоинства игровых форм обучения:
повышение интереса;
активизация учащихся;
лучшее усвоение;
объединение коллектива;
развитие мышления;
разрядка напряжения, смена деятельности;
соревновательность, доступность;
развитие творческих способностей;
формирование ответственности;
хороший способ закрепления.
Например, мной был проведен урок обобщающего повторения по теме «Путешествие в Южную Америку» в 7 классе.
Фрагметн урока
Цель урока: обобщить и оценить знания по теме "Южная Америка".
Задачи урока:
Образовательные:
обобщение знаний учащихся о характерных чертах природы материка – рельефе, климате, внутренних водах, растительном, животном мире и населении;
проверка умений учащихся определять местонахождение основных географических объектов Южной Америки и устанавливать причинно-следственные связи между различными компонентами природы материка, а так же между населением и его занятиями.
Развивающие:
развитие таких мыслительных операций как сравнение, обобщение, анализ;
развитие пространственного восприятия через закрепление зрительного образа материка посредством компьютерной презентации, через решение географических задач на пространственное ориентирование;
развитие процессов памяти.
Воспитательные:
развитие интереса к процессу обучения через использование «ситуации успеха» посредством игровой деятельности;
развитие коммуникативных компетенций, умение работать в команде.
Тип урока: урок обобщающего повторения.
Форма урока: игра-соревнование.
Оборудование: проектор, экран, компьютер.
Учебно-наглядный комплекс: атласы для 7 класса, настенная физико-географическая карта «Южная Америка», конверты с заданиями, турнирная таблица, презентация.
Ход игры
Вступительное слово учителя. Дорогие ребята! Заканчивается наше небольшое путешествие по Южной Америке, в ходе которого мы убедились, что Южная Америка – это удивительный и уникальный материк. Южная Америка – это все самое, самое….
Во-первых, это самый увлажненный и зеленый материк нашей планеты, около половины его площади занимают леса.
Во-вторых, в пределах материка расположены самые длинные горные цепи и самая многоводная река мира Амазонка с самой большой площадью бассейна, одна из самых засушливых пустыней мира – пустыня Атакама и самое высокогорное судоходное озеро мира Титикака, самый высокий водопад Анхель и самый высокий действующий вулкан Льюльяйльяко.
В-третьих, на материке обитают удивительные животные и растения: виктория амазонская – самое большое водное растение, колибри – самая маленькая птица на планете, анаконда – самая тяжелая змея, пиранья – самая опасная рыба.
В-четвертых, это один из наименее заселенных континентов.
Список природных рекордов можно продолжить.
И сегодня мы с вами проведём увлекательную игру « Путешествие в Южную Америку »
Правила игры
Класс делится на команды. Каждая команда должна пройти девять игровых этапов. Текст заданий раздается командам в распечатанном виде. Члены команды коллективно выполняют задания и получают баллы в зависимости от уровня выполнения и сложности задания. Баллы заносятся в турнирную таблицу. По окончании игры определяются команда-победитель. Набранные баллы переводятся в отметку. Игра сопровождается презентацией.
1-й этап. «Южноамериканский пазл»
Каждая команда получает файл с разрезанной картой Южной Америки, которую необходимо собрать.
Время выполнения задания – 3 минуты. Цена задания – 5 баллов.
2-й этап. «Карта путешественника»
Команде необходимо на чистом контуре материка по памяти нанести как можно больше географических объектов.
Время выполнения задания – 5 минут. Цена задания – 0,2 балла за каждый верно нанесенный и грамотно подписанный объект.
3-й этап. «Из истории открытий»
Команде необходимо по краткому описанию узнать исследователей, которые внесли вклад в открытие и изучение материка Южная Америка.
Он впервые предложил использовать шарообразность Земли, чтобы западным путем достигнуть берегов Индии. 16 лет ему понадобилось, чтобы добиться разрешения и средств на это плавание, и 33 дня, чтобы осуществить свою мечту.
Испанский путешественник, который первым высказал мысль о существовании новых земель, которые позже были названы его именем. (1500-1502 гг.)
Немецкий географ-путешественник. На рубеже 18-19 вв вместе с французским ботаником Э. Бонпланом изучал природу материка. Создал первую геологическую карту материка, описал течение у западных берегов. Изучая природу Анд, он обосновал идею высотной поясности.
Выдающийся русский биолог, установивший географические центры древних очагов земледелия и происхождения культурных растений на материке. (1932-1933гг)
Время выполнения задания – 2 минуты. Цена задания – 4 балла.
4-й этап. «Что такое? Кто такой?»
Командам предлагаются 16 слов.
Пассаты
Гевея
Сельва
Пампа
Гаучо
Пончо
Ранчо
Кондор
Самбо
Метис
Мулат
Патагония
Атакама
Поророка
Титикака
Капибара
Необходимо дать точное и краткое объяснение слов.
Время выполнения задания – 5 минут. Цена задания – 0,25 балла за каждое слово
Итог игры
По турнирной таблице команды подсчитывают общее количество баллов. Команда-победительница награждаются поощрительными призами.
Таким образом, игровая технология на данном уроке выступает как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Данная педагогическая технология дает результаты на уроках обобщения благодаря тому, что процесс обучения проходит интересно и занимательно, у учащихся создается бодрое рабочее настроение, облегчается преодоление трудностей в усвоении и закреплении учебного материала.
Активность учащихся во время урока обеспечивалась интересом к данному виду деятельности. Хорошая психологическая атмосфера и общение поддерживались за счет совместной работы учащихся в группах (обсуждение, выбор правильного ответа).
В учебно-познавательной игре использовались разноплановые, разноуровневые задания, посильные для всех учащихся. Команды получили оценку, соответствующую предложенной балльной системе. Для улучшения результата учащимся были предложены дополнительные задания.
В ходе урока был решен на необходимом уровне комплекс поставленных учебно-воспитательных задач. Результаты учебно-познавательной игры показали удовлетворительное усвоение материала учащимися по теме «Южная Америка».
Исходя из этого, подтверждаются слова Пидкасистого П.И. о том, что “. технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить учащихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни, т.е. формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты”.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Игровые технологии как средство мотивации учащихся на уроках географии »
Игровые технологии как средство мотивации учащихся на уроках географии
Активные формы обучения, в том числе и игровые, получили в последнее время широкое применение на уроках географии. Использование игр в обучении географии решает множество задач. Они развивают познавательный интерес к предмету, активизируют учебную деятельность учащихся на уроках, способствуют становлению творческой личности ученика, так как многие из игр часто предполагают проблемный характер обучения, ибо есть исходный вопрос, на который надо дать ответ, а пути решения не ясны. Многие из игр дают возможности для взаимообучения, так как предполагают групповые формы работы и совещательный процесс. Более развитые дети занимают лидирующее положение, обучая отстающих в командной игре. Возможность совещаться, обсуждать проблемы позволяет также удовлетворять потребность подростков в общении.
Назначение игр на уроках географии – развитие познавательных процессов у школьников (восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности и др.) и закрепление знаний, приобретаемых на уроках.
Актуальность применения игровых технологий на уроках географии я вижу в том, что:
- Игровые формы обучения на уроках создают возможности эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения и присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса.
-В игре заложены огромные воспитательные и образовательные возможности.
-Игры очень хорошо «уживаются» с серьезным учением.
-Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у учащихся бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
-Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету.
-Игры оказывают большое влияния на умственное развитие детей, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение.
Педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатам, которые могут быть обоснованы, и характеризуются учебно-познавательной деятельностью. В учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Хорошо продуманные игры могут быть использованы для улучшения взаимоотношений внутри коллектива, развития дружбы и взаимопомощи в классе.
Игры оказывают сильное эмоциональное воздействие на учащихся, формируют умения и навыки: прежде всего коммуникативные, умение работать в группе, принимать решения, брать ответственность на себя. Они развивают организаторские способности, воспитывают чувство сопереживания, стимулируют взаимовыручку в решении трудных проблем. Использование в учебном процессе игровых методов позволяет решать целый комплекс педагогических задач. Игры по географии в сочетании с другими педагогическими технологиями повышают эффективность географического образования. Но даже самая лучшая игра не может обеспечить достижения всех образовательно-воспитательных целей, поэтому игры необходимо рассматривать в системе всех форм и методов учебной работы, применяемых в обучении.
Технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить учащихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни, т.е. формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты.
Перед традиционными формами и приемами обучения деловая игра имеет преимущества – она развивает творческие способности учащихся, организует групповую деятельность, коллективный поиск решений. В такой игре ребята учатся делать выводы, отстаивать свое мнение.
Игры, основанные на соревновании, показывают играющим школьникам уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную активность.
Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворение потребности в самоутверждении, самореализации.
Учащиеся разного возраста имеют сходные основные мотивы. Первые позиции занимают следующие мотивы:
-интерес к такой форме урока;
-усвоение новых знаний;
-более лёгкое усвоение и запоминание материала.
Мотивация учащихся 7 класса
Наиболее зримо в этом возрасте совершенствуется социальные мотивы учения (нравственные ценности общества).
Позиционные мотивы – усиливается мотив поисками контактов и сотрудничества с другим человеком, овладение рациональными способами этого сотрудничества в учебном труде.
Мотивы общения:
Учащиеся, совместно решая задачи, участвуя в игре, учатся общаться, учитывать мнение товарищей. Совместные эмоциональные переживания во время игры способствует укреплению межличностных отношений.
Моральные мотивы:
В игре каждый ученик может проявить себя, свои знания, умения, свой характер, волевые качества, свое отношение к деятельности, к людям.
Познавательные мотивы:
Каждая игра имеет близкий результат (окончание игры) и стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели (нужно знать больше других). В игре команды или отдельные ученики изначально равны (нет отличников и троечников, есть игроки). Результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, способностей, выдержки, умений, характера.
Ситуация успеха создает благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса. Неудача воспринимается не как личное поражение, а поражение в игре и стимулирует познавательную деятельность.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
познавательные, воспитательные, развивающие;
репродуктивные, продуктивные, творческие;
коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.
Достоинства игровых форм обучения:
повышение интереса;
активизация учащихся;
лучшее усвоение;
объединение коллектива;
развитие мышления;
разрядка напряжения, смена деятельности;
соревновательность, доступность;
развитие творческих способностей;
формирование ответственности;
хороший способ закрепления.
Например, мной был проведен урок обобщающего повторения по теме «Путешествие в Южную Америку» в 7 классе.
Цель урока: обобщить и оценить знания по теме "Южная Америка".
Задачи урока:
Образовательные:
обобщение знаний учащихся о характерных чертах природы материка – рельефе, климате, внутренних водах, растительном, животном мире и населении;
проверка умений учащихся определять местонахождение основных географических объектов Южной Америки и устанавливать причинно-следственные связи между различными компонентами природы материка, а так же между населением и его занятиями.
Развивающие:
развитие таких мыслительных операций как сравнение, обобщение, анализ;
развитие пространственного восприятия через закрепление зрительного образа материка посредством компьютерной презентации, через решение географических задач на пространственное ориентирование;
развитие процессов памяти.
Воспитательные:
развитие интереса к процессу обучения через использование «ситуации успеха» посредством игровой деятельности;
развитие коммуникативных компетенций, умение работать в команде.
Тип урока: урок обобщающего повторения.
Форма урока: игра-соревнование.
Оборудование: проектор, экран, компьютер.
Учебно-наглядный комплекс: атласы для 7 класса, настенная физико-географическая карта «Южная Америка», конверты с заданиями, турнирная таблица, презентация.
Ход игры
Вступительное слово учителя. Дорогие ребята! Заканчивается наше небольшое путешествие по Южной Америке, в ходе которого мы убедились, что Южная Америка – это удивительный и уникальный материк. Южная Америка – это все самое, самое….
Во-первых, это самый увлажненный и зеленый материк нашей планеты, около половины его площади занимают леса.
Во-вторых, в пределах материка расположены самые длинные горные цепи и самая многоводная река мира Амазонка с самой большой площадью бассейна, одна из самых засушливых пустыней мира – пустыня Атакама и самое высокогорное судоходное озеро мира Титикака, самый высокий водопад Анхель и самый высокий действующий вулкан Льюльяйльяко.
В-третьих, на материке обитают удивительные животные и растения: виктория амазонская – самое большое водное растение, колибри – самая маленькая птица на планете, анаконда – самая тяжелая змея, пиранья – самая опасная рыба.
В-четвертых, это один из наименее заселенных континентов.
Список природных рекордов можно продолжить.
И сегодня мы с вами проведём увлекательную игру « Путешествие в Южную Америку »
Правила игры
Класс делится на команды. Каждая команда должна пройти девять игровых этапов. Текст заданий раздается командам в распечатанном виде. Члены команды коллективно выполняют задания и получают баллы в зависимости от уровня выполнения и сложности задания. Баллы заносятся в турнирную таблицу. По окончании игры определяются команда-победитель. Набранные баллы переводятся в отметку. Игра сопровождается презентацией.
1-й этап. «Южноамериканский пазл»
Каждая команда получает файл с разрезанной картой Южной Америки, которую необходимо собрать.
Время выполнения задания – 3 минуты. Цена задания – 5 баллов.
2-й этап. «Карта путешественника»
Команде необходимо на чистом контуре материка по памяти нанести как можно больше географических объектов.
Время выполнения задания – 5 минут. Цена задания – 0,2 балла за каждый верно нанесенный и грамотно подписанный объект.
3-й этап. «Из истории открытий»
Команде необходимо по краткому описанию узнать исследователей, которые внесли вклад в открытие и изучение материка Южная Америка.
Он впервые предложил использовать шарообразность Земли, чтобы западным путем достигнуть берегов Индии. 16 лет ему понадобилось, чтобы добиться разрешения и средств на это плавание, и 33 дня, чтобы осуществить свою мечту.
Испанский путешественник, который первым высказал мысль о существовании новых земель, которые позже были названы его именем. (1500-1502 гг.)
Немецкий географ-путешественник. На рубеже 18-19 вв вместе с французским ботаником Э. Бонпланом изучал природу материка. Создал первую геологическую карту материка, описал течение у западных берегов. Изучая природу Анд, он обосновал идею высотной поясности.
Выдающийся русский биолог, установивший географические центры древних очагов земледелия и происхождения культурных растений на материке. (1932-1933гг)
Время выполнения задания – 2 минуты. Цена задания – 4 балла.
4-й этап. «Что такое? Кто такой?»
Командам предлагаются 16 слов.
Пассаты
Гевея
Сельва
Пампа
Гаучо
Пончо
Ранчо
Кондор
Самбо
Метис
Мулат
Патагония
Атакама
Поророка
Титикака
Капибара
Необходимо дать точное и краткое объяснение слов.
Время выполнения задания – 5 минут. Цена задания – 0,25 балла за каждое слово.
5-й этап. «Засекреченный объект»
Командам предлагаются 5 географических координат.
6° с.ш. 62° з.д.
1° ю.ш. 78° з.д.
57° ю.ш. 70° з.д.
26° ю.ш. 54° в.д.
32° ю.ш. 70° з.д.
С помощью атласа необходимо определить, какой объект «скрывается» за данными координатами.
Время выполнения задания – 3 минуты. Цена задания – 5 баллов.
Итог игры
По турнирной таблице команды подсчитывают общее количество баллов. Команда-победительница награждаются поощрительными призами.
Таким образом, игровая технология на данном уроке выступает как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Данная педагогическая технология дает результаты на уроках обобщения благодаря тому, что процесс обучения проходит интересно и занимательно, у учащихся создается бодрое рабочее настроение, облегчается преодоление трудностей в усвоении и закреплении учебного материала.
Активность учащихся во время урока обеспечивалась интересом к данному виду деятельности. Хорошая психологическая атмосфера и общение поддерживались за счет совместной работы учащихся в группах (обсуждение, выбор правильного ответа).
В учебно-познавательной игре использовались разноплановые, разноуровневые задания, посильные для всех учащихся. Команды получили оценку, соответствующую предложенной балльной системе. Для улучшения результата учащимся были предложены дополнительные задания.
В ходе урока был решен на необходимом уровне комплекс поставленных учебно-воспитательных задач. Результаты учебно-познавательной игры показали удовлетворительное усвоение материала учащимися по теме «Южная Америка».
Исходя из этого, подтверждаются слова Пидкасистого П.И. о том, что “... технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить учащихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни, т.е. формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты”.