Протокол № ___ от «___» ___________ 2016г.
____________________ Мешков Н.Б.
Программа курса «Технологии» для учащихся 9 класса разработана в соответствии и на основе Закона ДНР «Об образовании» (19.06.2015 г.), государственного образовательного стандарта основного общего образования на 2015-2017г.г. (пр. МОН ДНР от 17.07.2015 г. № 327), базисного учебного плана (пр. МОН ДНР от 16.07.2015 г. № 314), государственного стандарта учебной отрасли «Технология» и входит в единую систему трудовой подготовки учащихся. Данный курс является логическим продолжением программ трудового обучения для учащихся 1-8 классов. Курс рассчитан на 32 часа (1 час в неделю).
Целью программы является: формирование готовности учащихся к профессиональному самоопределению в условиях рыночных отношений, когда познавательный интерес, понимание научных основ человеческого труда, а не мода становятся основой выбора профессии; усвоение азов производственных отношений.
Проблема подготовки подрастающих поколений к труду — извечная проблема человеческого общества. Однако в различных общественно-экономических формациях она решалась по-разному, каждый раз наполняясь новым содержанием и обретая новые формы реализации на практике.
Стремительный переход общества к новым формам хозяйственной деятельности привел к возрастанию потребности общества в инициативных, предприимчивых, компетентных и ответственных специалистах. В подготовке таких специалистов важная роль принадлежит общеобразовательной организации, поэтому профессиональное самоопределение школьников - социально-значимый раздел обучения.
Актуальность курса определяется значимостью формирования у школьников профессионального самосознания и осознанного профессионального намерения, осознанию интереса к будущей профессии.
Инвариантная составляющая «Профориентация» рассчитана на 32 часа и является единой для всех учащихся. Особое внимание следует уделять созданию безопасных условий труда учащихся, санитарно-гигиенических условий, проведению инструктажей по охране труда. Убирать мастерские учащимся категорически запрещено.
№ урока | Тема урока | Основные вопросы содержательного компонента урока | Дата урока (план) | Дата урока (факт) | Практическая деятельность (или домашнее задание) | Рабочие примечания |
Изменение содержательного компонента урока | Другое |
Тема: Многообразие мира профессий. (план – 6ч., изменения ______, факт _____) |
1/1 | Вводное занятие. Многообразие мира профессий. | Формирование личностных УУД: Ученик должен задаваться вопросом о том, какое значение, смысл имеет для него учение, и уметь находить ответ на него. | 12.09 | | Решение заданий ситуативного характера | | |
2/2 | Я и выбор профессии. | Формирование регулятивних УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что ещё неизвесно | 12.09 | | Решение заданий ситуативного характера | | |
3/3 | Социальные проблемы труда: Разделение труда. Профессии и специальности | Формирование познавательных УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; умение структурировать знания | 26.09 | | Состаление кластера «Профессии и специальности» | | |
4/4 | Социальные проблемы труда: Профессии и специальности. Квалификации профессий | Формирование познавательных УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; умение структурировать знания | 26.09 | | Составление кластера «Квалификации профессий» | | |
5/5 | Социальные проблемы труда: Мотивы выбора профессии | Формирование познавательных УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; умение структурировать знания | 10.10 | | Решение заданий ситуативного характера | | |
6/6 | Социальные проблемы труда: Здоровье и выбор профессии. | Формирование логических УУД: установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование | 10.10 | | Работа с « Анкетой здоровья» и нормативными документами по охране труда. | | |
Тема: Анализ профессий. Современный рынок труда и его требования к профессионалу (план – 4ч., изменения _____, факт ____) |
7/1 | Формула профессии. Классификационные признаки - предмет труда, цель труда. | Формирование познавательных УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; умение структурировать знания | 24.10 | | Практическая работа: составление формул профессий. | | |
8/2 | Формула профессии. Классификационные признаки - орудия труда, условия труда. | Формирование познавательных УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; умение структурировать знания | 24.10 | | Практическая работа: составление формул профессий. | | |
9/3 | Кадровое планирование. Банки данных рабочей силы (спрос и предложение). Занятость населения и безработица. | Формирование логических УУД: установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование | 14.11 | | Практическая работа: анализ информационных источников на предмет востребованности выбраннных профессий | | |
10/4 | Проблемность трудових ситуаций. Коллективность трудового процесса. | Формирование коммуникативных УУД: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми. | 14.11 | | Развивающие процедуры: прогнозирование изменений состояния рынка рабочей силы . | | |
Тема: Профессиональная перспектива. Составление резюме (план – 2ч., изменения ____, факт ____) |
11/1 | Понятие о профессиональной пригодности. Методы изучения способностей. Развитие способностей. | Формирование регулятивних УУД: планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик | 28.11 | | Анкетирование учащихся с последующим анализом и обсуждением | | |
12/2 | Личностные качества и профессиональный успех. Правила составления резюме. | Формирование образа мира, ценностно-смысловых ориентации и нравственных оснований личностного морального выбора; развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам; развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты | 28.11 | | Анкетирование учащихся с последующим анализом и обсуждением | | |
Тема: Основы экономических знаний. (план – 2ч., изменения ____, факт ____) |
13/1 | Как устроена экономика и как организовано производство благ. Собственность и ее виды. Основы патентного права. | Формирование познавательных УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; умение структурировать знания | 12.12 | | Решение заданий ситуативного характера Практическая работа: зачетное тестирование по теме: «Основы экономических знаний». | | |
14/2 | Предпринимательство. Маркетинг. Менеджмент. Иностранные инвестиции. | Формирование познавательных УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; умение структурировать знания | 12.12 | | Решение заданий ситуативного характера Развивающие процедуры: ролевая игра «Малое предприятие». | | |
Тема: Рынок образовательных услуг. (план - 2ч., изменения ____, факт ____). |
15/1 | Система профессионального образования. Типы учебных заведений, условия приема и обучения студентов. | Формирование познавательных УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; умение структурировать знания | 26.12 | | Практическая работа: сочинение «Мой путь в профессию» (интеграция с уроками развития речи «Написание сочинений на заданную тему»). | | |
16/2 | Система дополнительного образования. Социально – профессиональная мобильность. | Формирование познавательных УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; умение структурировать знания | 26.12 | | Развивающие процедуры: анализ рынка образовательных услуг | | |
II семестр |
Тема: Основы технологической культуры.(план - 2ч., изменения ____, факт _____). |
17/1 | Сущность и содержание технологической культуры: структура технологической культуры, технологическая среда жизнедеятельности человека. | Формирование познавательных УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; умение структурировать знания | | | Практическая работа: работа с основными понятиями темы, составление тематических кластеров с использованием компьютерных технологий (интеграция с темой «Графические редакторы» информатики | | |
18/2 | Технологическая культура и профессиональная деятельность: | Формирование познавательных УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; умение структурировать знания | | | Развивающие процедуры: ролевая игра «продавцы – покупатели», разрешение конфликтных ситуаций. | | |
Тема: Личный профессиональный план (план - 4 ч., изменения ____, факт _____). |
19/1 | Понятие о профессиональной карьере. Профессиональная компетентность. | Формирование познавательных УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; умение структурировать знания | | | Диагностические методики: опросники и методики «Дневника профессионального самоопределения школьника». | | |
20/2 | Индивидуальный профессиональный план как средство реализации программы личностного и профессионального роста человека. Профессиональное прогнозирование и самоопределение. | Формирование образа мира, ценностно-смысловых ориентации и нравственных оснований личностного морального выбора; развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам; развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты | | | Практическая работа: заполнение дневника профессиональной карьеры, составление и анализ личного профессионального плана. | | |
21/3 | Основы проектной деятельности; технология и алгоритм создания творческого проекта. | Формирование познавательных УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; умение структурировать знания | | | Практическая работа. План работы над проектом | | |
22/4 | Основы проектной деятельности; технология и алгоритм создания творческого проекта. | Формирование познавательных УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; умение структурировать знания | | | Практическая работа. План работы над проектом | | |
Тема: Готовность к выбору профиля, профессии (план - 4ч., изменения ____, факт ____). |
23/1 | Оценка способности к самоанализу, анализу профессии, самореализации в различных видах профессиональной деятельности. | Формирование образа мира, ценностно-смысловых ориентации и нравственных оснований личностного морального выбора; развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам; развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты | | | | | |
24/2 | Проверка соответствия выбранной профессии склонностям учащихся. | Формирование логических УУД: установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование | | | | | |
25/3 | Проверка соответствия выбранной профессии склонностям учащихся. | Формирование логических УУД: установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование | | | | | |
26/4 | Проверка соответствия выбранной профессии склонностям учащихся. | Формирование логических УУД: установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование | | | | | |
Тема: Подготовка и защита профориентационных проектов (профессиограммы, профпробы) (план - 6ч., изменения ____, факт _____). |
27/1 | Проведение профориентационных проб по выбранным направлениям. | Проектная деятельность: решение ситуационных задач, характеризующих деятельность человек-человек, человек-техника, человек-природа; присутствие на реальном рабочем месте и выполнение некоторых профессиональных функций. | | | Проектная деятельность: решение ситуационных задач, характеризующих деятельность человек-человек, человек-техника, человек-природа; присутствие на реальном рабочем месте и выполнение некоторых профессиональных функций. | | |
28/2 | Проведение профориентационных проб по выбранным направлениям. | Проектная деятельность: решение ситуационных задач, характеризующих деятельность человек-человек, человек-техника, человек-природа; присутствие на реальном рабочем месте и выполнение некоторых профессиональных функций. | | | Проектная деятельность: решение ситуационных задач, характеризующих деятельность человек-человек, человек-техника, человек-природа; присутствие на реальном рабочем месте и выполнение некоторых профессиональных функций. | | |
29/3 | Проведение профориентационных проб по выбранным направлениям. | Проектная деятельность: решение ситуационных задач, характеризующих деятельность человек-человек, человек-техника, человек-природа; присутствие на реальном рабочем месте и выполнение некоторых профессиональных функций. | | | Проектная деятельность: решение ситуационных задач, характеризующих деятельность человек-человек, человек-техника, человек-природа; присутствие на реальном рабочем месте и выполнение некоторых профессиональных функций. | | |
30/4 | Подготовка и защита профориентационных проектов | презентация профессии (интеграция с темой «POWER POINT» информатики (либо информационных технологий) составление развернутой профессиограммы и технологической карты). | | | | | |
31/5 | Подготовка и защита профориентационных проектов | презентация профессии (интеграция с темой «POWER POINT» информатики (либо информационных технологий) составление развернутой профессиограммы и технологической карты). | | | | | |
32/6 | Подготовка и защита профориентационных проектов | презентация профессии (интеграция с темой «POWER POINT» информатики (либо информационных технологий) составление развернутой профессиограммы и технологической карты). | | | | | |
1. Государственные образовательные стандарты по образовательной отрасли «Технология» (2015 г.).
2. Программы по предметам «Трудовое обучение. 1-4 классы», «Трудовое обучение. 5-8 классы», «Технология. 9, 10-11 классы», программы технологического профиля обучения, Донецк, 2015 г.
3. Закон о пожарной безопасности ДНР 2015 г.
4. Приказ Государственного комитета горного и технического надзора от 23.12.2015 г. № 527 «Об утверждении Порядка разработки и принятия инструкций по охране труда».
5. Приказ Государственного комитета горного и технического надзора от 27.08.2015 г. № 355 «Об утверждении Положения о расследовании и ведения учёта несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве».
6. «Державні санітарні правила і норми влаштування, утримання загальноосвітніх навчальних закладів та організацій навчально-виховного процесу» (ДСанПіН 5.5.2.008-01)
7. Терещук А. Технологічні та методичні основи сучасного уроку трудового навчання / Терещук А //Трудова підготовка в закладах освіти.-2008.-№ 1.- С.10.
8. Гуревич Р. Інноваційні засоби навчання в трудовій підготовці школярів / Гуревич Р. // Трудова підготовка в закладах освіти.-2008.-№ 2.-С.3.
1. Захаров Н.Н., Симоненко В.Д. Профессиональная ориентация школьников.-М.: Просвещение, 1989.-192 с.
2. Климов Е.А. Как выбрать профессию.-М.: Просвещение, 1984.-179 с.
3. Педагогічні засоби підготовки старшокласників до професійного самовизначення в умовах профільного навчання: Методичний посібник //Закатнов Д.О., Мельник О.В., ,Осипов О.В., Морін О.О., Гуцан Л.А., Скалько О.В. / За ред.. Закатнова Д.О.-К.: ІПВАПН України, 2005.- 215 с.
4. Профессиограммы и профессиокарты основных профессий: Метод. Пособие /Под ред. Ерасова В.В. – К.:РІА-ВООК, 1995.-335 с.
1. http://tehnodippo.blogspot.com/ – отдел технологий ДРИДПО;
2. trudoviki.net – материалы по трудовому обучению: главная страница;
3. mp.minsk.edu.by/main.aspx?guid=4641- методический портал;
4. https://www.pinterest.com/ – мировой каталог идей;
5. rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2940833 – учебная фильмотека;
6. vk.com/club42554292 – трудовое обучение.