Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа для класса "Особый ребенок"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Школа №7 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(для детей с глубокой степенью дебильности)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО домоводству 7о-класс
Рыжова Татьяна Алексеевна
№
Кол-во недель
Кол-во часов
по плану
Кол-во часов
факт
1 чет.
8,4
42
42
2 чет
7,6
38
39
3 чет.
8,4
42
42
4 чет.
7,4
37
38
год
31,8
160
162
Пояснительная записка
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (вариант 2)результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим, требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ (предметные)
-овладение умением выполнять доступные бытовые поручения (обязанности), связанные с выполнением повседневных дел дома
- умение выполнять доступные бытовые виды работ: приготовление пищи, уборка, стирка, утюжка, чистка одежды, обуви, сервировка стола и др.
- умение соблюдать технологические процессы в хозяйственно-бытовой деятельности
- умение соблюдать гигиенические и санитарные правила хранения вещей и продуктов
- умение использовать бытовую технику, инструменты, соблюдая правила ТБ
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ (личностные)
- формирование ответственного отношения к учению, уважительного отношения к труду
- формирование доброжелательного отношения к другому человеку, готовности прислушиваться к его мнению и достигать взаимопонимания
- освоение правил поведения в группах и сообществах, включая взрослые сообщества
- формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни
ЦЕЛЕВАЯ ОРИЕНТАЦИЯ НАСТОЯЩЕЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ для детей с тяжелой умственной отсталостью
Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса. Учащиеся будут осваивать материал каждый на своём уровне и своём темпе.
Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, индивидуально-дифференцированного к ним подхода, что позволяет направлять процесс обучения не только на накопление определенных знаний и умений, но и на максимально возможную коррекцию психофизиологических особенностей обучающихся. При проведении коррекционной работы важен метод совместных действий или сотворчества, которое максимально отвечает познавательным возможностям детей и позволяет в наглядной форме демонстрировать или выполнять ту или иную работу, предоставляя ребенку ту часть задания, которая находится в зоне его ближайшего развития.
В процессе обучения ученики усваивают необходимые в быту и посильной индивидуальной трудовой деятельности знания и умения по предмету домоводство, на этом материале формируются общетрудовые умения на уровне, доступном данному контингенту обучающихся.
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной активности, наблюдательности, воображения, речи, а также мелкой моторики рук.
На протяжении всего обучения проводится целенаправленная работа по формированию базовых учебных действий, которые формируют у школьников осознанное отношение к обучению и становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
Личностная ориентацияобразовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность обучающихся понимать причины и логику развития технологических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире.
Личностные учебные действия:
Соблюдать правила безопасного и бережного поведения;
Уважительно относиться к людям труда и результатам их деятельности;
Принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач.
Коммуникативные учебные действия:
Дифференцированно использовать различные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествования, отрицание и др.).
Регулятивные учебные действия:
Принимать и сохранять цели и задачи решения, типовых и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
Осуществлять самооценку и самоконтроль в совместной деятельности.
Познавательные учебные действия:
Применять начальные сведения для выполнения практических работ;
Искать и использовать необходимые средства и способы для достижения
поставленной задачи.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 7 КЛАССА
В программе даётся примерный перечень знаний и умений учебных возможностей учащихся. Некоторые темы повторяются из года в год по принципу их дополнения и усложнения новыми сведениями. Занятия по домоводству строятся как совместное интересное дело, широко используя деловые игры. При оценке знаний рекомендуется руководствоваться итогами практических умений, усилия детей всячески поощрять. Домоводство в школе стоит в ряду тех предметов, которые комплексно решают основные задачи коррекции личности развития умственно отсталого ребёнка, помогают практически подготовить его к самостоятельной жизни.
Тема 1. Покупки
Формирование умения планировать покупки, выбирать место совершения покупок, умения ориентироваться в магазине, находить нужный товар
Тема 2. Уход за вещами
Формирование умения различать составные части утюга, соблюдать последовательность действий при утюжке белья, соблюдать правила техники безопасности. Утюжка одежды.
Формирование умений складывать одежду, вывешивать одежду на «плечики», чистить одежду, складывать зимние (летние) вещи на хранение
Тема 3 Уборка помещения
Формировать умения убирать с поверхности стола пыль и мусор, вытирать и чистить поверхность мебели, соблюдать последовательность действий при уборке помещений.
Формировать умения сметать мусор в определённое место и заметать мусор на совок, выполнять последовательность действий при подметании пола. Формирование умения подготавливать пылесос к работе, чистить поверхности пылесосом, соблюдать последовательность действий при уборке пылесосом.
Тема 4 Мелкий ремонт
Формирование умения работать с ручной иглой и ножницами, отрезать по намеченным линиям, вдевать нитку в иголку, выполнять ручные стежки, соблюдать правила техники безопасности при работе с ручными инструментами, самостоятельно находить на вещах место, где требуется мелкий ремонт и формировать умения соблюдать последовательность действий при выполнении ремонта.
Тема 5 Профилактика заболеваний
Формировать умения соблюдать гигиенический режим, его правила в течение дня, недели, распознавать источники заболеваний. Профилактика воспалительных и вирусных заболеваний. Травмы, ожоги. Помоги себе сам при порезах, ожогах (правила, средства). Правила вызова врача, «скорой помощи». Уход за больными в доме.
Тема 6 Здоровье и красота
Формировать умениятолковать пословицы о красоте и здоровье, понятие о здоровом образе жизни. Здоровье, спорт, интересный досуг – красота жизни. Внешняя красота, ее правила. Гигиенические средства по уходу за кожей, волосами. Гигиенические правила для девушек. Гигиенические правила для юношей. Косметические средства для молодых людей. Гигиенические уголки в доме, их оборудование. Нравственное здоровье.
Тема 7 Правила этики
Формировать умения поведения в общественных местах, правила обращения к незнакомому человеку, правила знакомства, правила выхода из конфликтной ситуации в семье, с друзьями, правила поведения в гостях.
Тема 8 Организация досуга
Формировать умениясоставления перечня любимых и нелюбимых занятий, понятия досуг, отдых, развлечения. Организация досуга как источника получения новых знаний. Досуг как укрепление и развития здоровья. Досуг как развитие постоянного интереса к какому-то виду деятельности. Отдых, его разновидности. Виды развлечений. Практическая работа: Список любимых развлечений. Планирование отдыха для членов семьи.
Тема 9 Российские традиции
Знакомить с традициями и праздниками на Руси. Русские народные песни и танцы. Патриотическое воспитание.
Тема 10 Повторение
Повторение изученного (обзор) Контрольная работа
I ЧЕТВЕРТЬ
№ п/п
дата
Кол-во часов
Тема урока
1
1.09
1
Вводное занятие
1.
1.09
1
Поведение в кабинете. Правила Т-Б
Покупки
3.
5.09
1
Планирование покупок.
4.
5.09
1
Место приобретения покупок
5.
7.09
1
Выбор нужных покупок
6.
8.09
1
Экономная покупка
7.
8.09
1
Ролевая игра «Я покупатель»
8.
12.09
1
Проверочная работа по теме
Уход за вещами
9.
12.09
1
Электрический утюг. Части электрического утюга.
10.
14.09
1
Техника безопасности при работе с электрическим утюгом
11.
15.09
1
Утюжка х-б ткани. Регулировка нагрева утюга.
12.
15.09
1
Уход за личными вещами. Складывание вещей и их хранение
13.
19.09
1
Назначение «плечиков» Практические упражнения по складыванию вещей.
14.
19.09
1
Практические упражнения по утюжке вещей из х-б ткани
15.
21.09
1
Практические упражнения по складыванию и хранению вещей
16.
22.09
1
Итоговое занятие по теме «Хранение вещей»
Уборка помещения
17
22.09
1
Уборочный инвентарь
18.
26.09
1
Практическое занятие по уборке пыли с мебели
19.
26.09
1
Уборка полов. Заметание мусора на совок
20.
28.09
1
Практическое занятие по уборке полов
21.
29.09
1
Подметание пола щёткой (веником)
22.
29.09
1
Влажная уборка пола
23.
03.10
1
Практическое занятие по мытью полов.
24.
03.10
1
Проверочная работа по теме
Мелкий ремонт
25.
05.10
1
Ручные инструменты. Техника безопасности при работе с ручными инструментами.
26.
06.10
1
Знакомство с ручными инструментами и правила работы с ножницами и ручной иглой.
27.
06.10
1
Мелкий ремонт. Определение вида ремонта.
28.
10.10
1
Пришивание пуговиц с 2 отверстиями
29.
10.10
1
Пришивание пуговиц с 4 отверстиями
30.
12.10
1
Назначение вешалки. Изготовление вешалки для полотенца.
31.
13.10
1
Работа с ручной иглой. Пришивание вешалки.
32.
13.10
1
Соединение вешалки и изделия ручными стежками.
33.
17.10
1
Оформление работы в альбом
34.
17.10
1
Проверочная работа по теме
Профилактика заболеваний
35.
19.10
1
Знакомство с различными вирусными заболеваниями
36.
20.10
1
Различные виды вирусных заболеваний
37.
20.10
1
Аптека. Назначение аптеки
38.
24.10
1
Ролевая игра «Посетитель аптеки»
39.
24.10
1
Народные средства при лечении вирусных заболеваний.
40.
26.10
1
Лечение простудных заболеваний.
41.
27.10
1
Подведение итогов работы за четверть
42.
27.10
1
Итоговый урок
II ЧЕТВЕРТЬ
№ п/п
дата
Кол-во часов
Тема урока
43
07.11
1
Вводное занятие.
44.
07.11
1
Правила ТБ при работе с иглой, ножницами. Правила поведения в кабинете
Здоровье и красота
45.
09.11
1
Здоровый образ жизни
46.
10.11
1
Полезные и вредные привычки
47.
10.11
1
Пословицы и поговорки о здоровом образе жизни. Толкование пословиц.
48.
14.11
1
Спорт за здоровый образ жизни
49.
14.11
1
Спорт в жизни каждого
50.
16.11
1
Личная гигиена
51.
17.11
1
Средства личной гигиены
52.
17.11
1
Моющие и чистящие средства
53.
21.11
1
Уход за лицом и телом
54.
21.11
1
Личная гигиена каждого человека
55.
23.11
1
Ролевая игра «Я выгляжу хорошо»
56.
24.11
1
Проверочная работа по теме
Правила этики
57.
24.11
1
Правила поведения в общественных местах
58.
28.11
1
Поведение человека в обществе
59.
28.11
1
Общение с незнакомыми людьми
60.
30.11
1
Общение в семье
61.
01.12
1
Знакомство с незнакомыми людьми
62.
01.12
1
Толкование пословиц и поговорок на тему
64.
05.12
1
Организация досуга
65.
05.12
1
Отдых кругу семьи
66.
07.12
1
Развлечения и досуг
67.
08.12
1
Развлечения в праздничные и выходные дни.
68.
08.12
1
Ролевая игра по теме «Мои выходные дни»
69.
12.12
1
Проведение ролевой игры
70.
12.12
1
Проверочная работа по теме
Практическое повторение.
71.
14.12
1
Ремонт одежды
72.
15.12
1
Пришивание пуговиц
73.
15.12
1
Подбор пуговиц нужного размера и цвета
74.
19.12
1
Аппликация из пуговиц
75.
19.12
1
Продолжить изготовление аппликации из пуговиц
76.
21.12
1
Окончательная доработка аппликации из пуговиц
77.
22.12
1
Оформление работы в альбом
78.
22.12
1
Продолжить оформление работы в альбом
79.
26.12
1
Окончательная доработка. Отчёт
80.
26.12
1
Итоговое занятие
81.
28.12
1
Подведение итогов за четверть
III ЧЕТВЕРТЬ
82
09.01
1
Вводное занятие
83
09.01
1
Правила поведения в кабинете
Организация досуга
84
11.01
1
Здоровый образ жизни
85
12.01
1
Распорядок дня школьника
86
12.01
1
Разновидности отдыха
87
16.01
1
Различные виды организации досуга
88
16.01
1
Отдых и спорт
89
18.01
1
Отдых после учёбы
90
19.01
1
Отдых в кругу семьи
91
19.01
1
Организация семейного отдыха
92
23.01
1
Праздничные дни и их организация
93
23.01
1
Как провести праздник в кругу семьи, класса
94
25.01
1
Проведение ролевой игры «А у нас веселье»
95
26.01
1
Ролевая игра. Итоги игры.
Российские традиции
96
26.01
1
Традиции народов разных национальностей
97
30.01
1
Знакомство с традициями различных народов
98
30.01
1
Знакомство с Российскими традициями .
99
01.02
1
Русские народные песни
100
02.02
1
Продолжить знакомство с народными песнями
101
02.02
1
Праздник «Масленица»
102
06.02
1
История праздника и его традиции
103
06.02
1
Подготовка к празднику «Масленица»
104
08.02
1
Разучивание песен к празднику
105
09.02
1
Пословицы и поговорки
106
09.02
1
Толкование пословиц и поговорок
107
20.02
1
Традиции русского гостеприимства
Уход за вещами
108
20.02
1
Правила техники безопасности при работе с утюгом
109
22.02
1
Виды утюгов и история развития утюга
110
27.02
1
Правила утюжки постельного белья
111
27.02
1
Практические упражнения по утюжке постельного белья
112
01.03
1
Утюжка наволочек
113
02.03
1
Утюжка простыней
114
02.03
1
Складывание отутюженных наволочек и простыней
115
06.03
1
Правила складывания постельного белья.
116
06.03
1
Правила хранения постельного белья.
117
09.03
1
Бельевой шкаф. Хранение постельного белья.
118
09.03
1
Повторение пройденного материала по теме.
119
13.03
1
Практическое повторение пройденного материала
Повторение
120
13.03
1
Пословицы и поговорки о труде
121
15.03
1
Русские народные праздники и их традиции
122
16.03
1
Повторение темы (традиции русского гостеприимства)
123
16.03
1
Итоговый урок
4 четверть
Разумная экономика
124
125
03.04
1
Заработная плата. Бюджет семьи.
126
03.04
1
Распределение денег на месяц, на неделю.
127
05.04
1
Экономия в семье.
128
06.04
1
Учимся жить экономно.
129
06.04
1
Необходимые покупки
130
10.04
1
Ролевая игра «Воскресный обед»
131
10.04
1
Проведение ролевой игры «Воскресный обед»
132
12.04
1
Подведение итогов. Работа в альбомах.
Здоровье и красота
133
13.04
1
Здоровый образ жизни
134
13.04
1
Спорт в жизни каждого
135
17.04
1
Личная гигиена
136
17.04
1
Уход за волосами
137
19.04
1
Средства личной гигиены
138
20.04
1
Уход за телом
139
20.04
1
Средства по уходу за телом
140
24.04
1
Личные средства гигиены.
141
24.04
1
Уход за маленькими детьми
142
26.04
1
Средства гигиены по уходу за маленькими детьми
Организация досуга
143
27.04
1
Организация свободного времени по интересам, возрасту, времени года
144
27.04
1
Различные виды организации свободного времени
145
03.05
1
Приём гостей и сервировка стола
146
04.05
1
Сервировка стола перед приходом гостей.
147
04.05
1
Посуда для сервировки стола.
148
08.05
1
Дополнительные аксессуары для сервировки стола.
149
08.05
1
Музыкальное сопровождение праздничного обеда.
150
10.05
1
Подбор музыкального сопровождения для праздничного обеда.
151
11.05
1
Ролевая игра «Сервировка стола»
152
11.05
1
Проведение ролевой игры.
Мелкий ремонт
1 53
15.05
1
Правила техники безопасности при работе с ручными инструментами
154
15.05
1
Техника безопасности при работе с ножницами и иглой.
155
17.05
1
Ручные стежки : вперёд иголку, назад иголку
156
18.05
1
Ремонт одежды: распоролось по шву.
157
18.05
1
Продолжить ремонт одежды по распоровшемуся шву
158
22.05
1
Подбор пуговиц для ремонта рабочих халатов (по цвету, по размеру)
159
22.05
1
Пришивание пуговиц
160
24.05
1
Окончательная доработка ВТО работы
161
25.05
1
Подведение итогов работы за год
162
25.05
1
Итоговый урок
Содержание
Инструктивные материалы для трудового обучения умственно – отсталых детей и подростков С.Л. Мирский
Дидактические основы коррекционной направленности трудового обучения
С.Л.Мирский
Приемы педагогической техники
Гин Анатолий
Методические рекомендации по нарушению сторон деятельности
С.Л.Мирский
Мир загадок Гин Светлана
Методические рекомендации
Содержание
Методические рекомендации по нарушению сторон деятельности
С.Л. Мирский
Комплексная деловая игра «Вакантное место» при подготовке закройщиков
Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских
Учителю о педагогической технике
Цели и задачи учебного предмета в 6 классе
Цель: подготовка учащихся к самостоятельному выполнению несложных видов работ, предусмотренных программой для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида Л.С. Иноземцевой, под редакцией Воронковой: фартук, пижамные брюки, ночная сорочка, летние головные уборы.
Задачи:
Формированиедоступных школьникам 6 класса технических и технологических знаний (распознавание льняных тканей, выполнение машинных швов, обработка срезов подкройной обтачкой, обработка накладных карманов, составление плана пошива двухдетальных изделий)
Формирование навыков работы на швейной машине (знать основные механизмы швейных машин с электроприводом и промышленных машин, знать характеристику и уметь выполнять настрочной и расстрочной шов, соединять машинными швами двухдетальные изделия)
Учить построению чертежа по снятым меркам на примере плечевого и бельевого изделия
(ночная сорочка, пижама)
Формирование устойчивого положительного отношения к труду.
Описание места данного предмета в учебном плане
Программой на изучение данного профиля в 5-9 классах выделяется1730 часов. В настоящей рабочей программе на изучение швейного дела в 6 классе отводится 272 часа (34 рабочих недели, 8 часов в неделю) С учетом специфики нашего образовательного учреждения реализуется программа по профилю «Швейное дело» для специальных учреждений YIII вида под редакцией Иноземцевой ЛС. В рабочей программе выстроена система учебных занятий (уроков) и педагогических средств, с помощью которых формируются базовые учебные действия. К рабочей программе прилагается календарное планирование в табличной форме.
Структура и содержание учебного предмета
Знакомство с приемами обработки прямых, косых и закругленных срезов в бельевых изделиях, обработка внешних углов подкройной обтачкой
Формирование навыков работы на машине (механизмы регулировки швейных машин, регулировка натяжения верхней и нижней нити, увеличение скорости работы, выполнение закрепки в отделочной строчке)
Знакомить с ассортиментом льняных тканей, их строением, основными свойствами и применением
1 Названия наиболее распространенных льняных тканей, их строение, свойства и применение
2 Механизмы швейной машины, их взаимодействие и основные регулировки
3.Знать характеристику и самостоятельно выполнять машинные швы: запошивочный, стачной, настрочной, вподгибку.
4.Распознавать названия срезов плечевого и поясного белья, последовательность пошива белья и соединение деталей изделия на промышленной машине
Целевая ориентациянастоящей рабочей программы в практике С(К)ОШ-3
Настоящая рабочая программа учитывает особенности 6в класса. Учащиеся будут осваивать материал каждый на своем уровне и в своем темпе. Кроме того, ученики продвинутого уровня будут вовлекаться в дополнительную подготовку к урокам, участию в конкурсах различного уровня.
На протяжении всего обучения проводится целенаправленная работа по формированию базовых учебных действий, которые формируют у школьников осознанное отношение к обучению и содействуют становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
Личностные учебные действия:
- Формирование ответственности перед коллективом за качество выполненной работы
- Воспитание таких качеств как терпение, взаимовыручка, внимание
Коммуникативные учебные действия
Формирование умений работать с учебником в соответствии с возрастными и психологическими особенностями учащихся
2. Использование речевых средств и средств ИКТ
3. Учить выражать свои мысли в устной и письменной форме
4. Учить слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его
5 Признавать возможность существования различных точек зрения
6 . Дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний
Регулятивные учебные действия:
При решении учебных задач действовать на основе разных видов инструкций
Осуществлять самооценку и самоконтроль, адекватно реагировать на контроль со стороны учителя или товарища
Учить работать в парах, группах
Продолжить обучение работать по плану, самоконтроль действий
Познавательные учебные действия
Знакомить с льняными тканями, их свойствами и применением
Вырабатывать навык выполнения машинных швов на плечевых и поясных изделиях
Учить работать на швейной машине и делать простейшую регулировку машины