Рабочая программа по учебному предмету "Математические представления" для класса "Особый ребенок"
Рабочая программа по учебному предмету "Математические представления" для класса "Особый ребенок"
Рабочая программа по предмету «Математические представления» для 4-5 класса «Особый ребенок» составлена в соответствии с требованиями ФГОС на основе адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью, с учетом особенностей психофизического развития и возможностей воспитанников, с учетом меж предметных и внутри предметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей воспитанников, которая включает основную программу «Математические представления», допущенную Министерством образования РФ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету "Математические представления" для класса "Особый ребенок"»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи « Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»
«СОГЛАСОВАНО» « УТВЕРЖДАЮ»
на педагогическом совете№ Директор МБОУ ЦППРиК
« ___»______________2014 г. ______________А.В.Галдукевич
«_____»_____________________2014 г.
Рабочая программа
по учебному предмету:
«Математические представления»
4 – 5 класс «Особый ребенок»
учителя
Филимоновой Екатерины Юрьевны
на 2014 - 2015 учебный год
г. Черняховск
Статус документа
Рабочая программа по предмету «Математические представления» для 4-5 класса «Особый ребенок» составлена в соответствии с требованиями ФГОС на основе адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью, с учетом особенностей психофизического развития и возможностей воспитанников, с учетом меж предметных и внутри предметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей воспитанников, которая включает основную программу «Математические представления», допущенную Министерством образования РФ.
Пояснительная записка
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и др. У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным подходом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п.
Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных задач. Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия могут использоваться при сервировке стола, при раздаче материала и инструментов участникам какого-либо общего дела, при посадке семян в горшочки и т.д. Умение пересчитывать предметы пригодится при выборе ингредиентов для приготовления блюда, отсчитывании заданного количества листов в блокноте, определении количества испеченных пирожков, изготовленных блокнотов и т.д. Зная цифры, ребенок сможет сообщить дату рождения, домашний адрес, номер телефона, различить дни на календаре, номер автобуса, сориентироваться в программе телевизионных передач и др. Представления об объемных геометрических телах и плоскостных геометрических фигурах, их свойствах пригодятся ребенку на занятиях по аппликации, лепке, рисованию, труду. Освоение навыков простейших измерений, умения пользоваться инструментами (мерной кружкой, весами и т.д.) помогут ребенку отмерить нужное количество моющего средства, необходимое для стирки белья, определенное количество крупы для приготовления каши, отмерить ткань для пошива кухонного полотенца.
Материально-техническое обеспечение предмета включает: различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного); наборы предметов для занятий (типа «Нумикон», Монтессори-материал и др.); пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 10); мозаики; пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий; карточки с изображением цифр, денежных знаков и монет; макеты циферблата часов; калькулятор; весы;
рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, цифрами для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных математических представлений.
Общая характеристика учебного предмета
ПРОГРАММА
(2 часа в неделю)
Временные представления.
Различение частей суток («утро», «день», «вечер», «ночь»). Соотнесение действия с временным промежутком («сейчас», «вчера», «сегодня», «завтра»). Составление последовательности событий. Определение времени по часам (целого часа, с точностью до получаса, четверть часа, с точностью до 5 минут). Соотнесение времени с началом и концом деятельности.
Количественные представления.
Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»). Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом).
Преобразование множеств (увеличение множества, уменьшение множества, уравнивание множеств). Представление о числовой последовательности. Пересчет предметов. Узнавание цифр. Соотнесение цифры с количеством предметов. Написание цифры. Представление множества двумя другими множествами. Решение задач на увеличение на несколько единиц. Решение задач на уменьшение на несколько единиц. Выполнение арифметических действий на калькуляторе. Представление о денежном знаке. Размен денег.
Представления о величине.
Различение по величине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по величине. Составление упорядоченного ряда (по убыванию, по возрастанию). Различение по длине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по длине. Различение по ширине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по ширине. Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте. Различение предметов по весу. Сравнение предметов по весу. Измерение с помощью мерки.
Представление о форме.
Различение круглых и некруглых геометрических тел. Различение некруглых геометрических тел. Соотнесение геометрических тел с названием («шар», «куб», «призма», «параллелепипед»). Соотнесение геометрического тела с геометрической фигурой (куб – квадрат, шар – круг, треугольная призма – треугольник, параллелепипед – прямоугольник). Соотнесение предмета с геометрическим телом, геометрической фигурой. Рисование геометрической фигуры («треугольник», «квадрат», «прямоугольник», «круг»).
Пространственные представления.
Пространственные представления (верх, низ, перед, зад, право, лево). Определение месторасположения предметов в пространстве («близко», «около», «рядом», «далеко», «сверху», «снизу», «спереди», «сзади», «справа», «слева»). Перемещение в пространстве в заданном направлении («вверх», «вниз», «вперѐд», «назад», «вправо», «влево»). Ориентация на плоскости («верх», «низ», «середина», «правая сторона», «левая сторона»). Составление предмета из двух и нескольких частей. Составление картинки из нескольких частей. Составление ряда из предметов, изображений. Определение месторасположения предметов в ряду.
Основные содержательные линии
Основные содержательные линии курса «Математические представления» представлены разделами:
«Количественные представления»
«Представления о форме»
«Представления о величине»
«Пространственные представления»
«Временные представления»
Цель обучения
Формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни.
Место предмета в базисном учебном плане
Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по курсу: «Математические представления». В базисном учебном плане на изучение предмета отводится 2 часа в неделю, всего на изучение программного материала отводится 68 часов.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Возможные результаты образования данной категории обучающихся
Элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления.
Уметь различать и сравнивать предметы по форме, величине.
Уметь ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости.
Уметь различать, сравнивать и преобразовывать множества (один – много).
Уметь различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, определять время по часам, соотносить время с началом и концом деятельности.
Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.
Уметь соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой.
Уметь пересчитывать предметы в доступных ребенку пределах.
Уметь представлять множество двумя другими множествами в пределах 5-ти.
Уметь обозначать арифметические действия знаками.
Уметь решать задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц.
Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач.
Уметь обращаться с деньгами, рассчитываться ими и разумно пользоваться карманными деньгами и т.д.
Уметь определять длину, вес, объем, температуру, время, пользуясь мерками и измерительными приборами.
Число и цифра 2. Соотнесение цифры с количеством предметов.
1
Комбинированный
Текущий
Итого:
18
1
2 четверть
Количественные представления.
14
9
1
Число и цифра 2.
1
Комбинированный
Текущий
2
Представление множества двумя другими множествами.
1
Комбинированный
Текущий
3-4
Решение задач на увеличение на несколько единиц.
2
Комбинированный
Текущий
5-6
Решение задач на уменьшение на несколько единиц.
2
Комбинированный
Текущий
7
Выполнение арифметических действий на калькуляторе.
1
Комбинированный
Текущий
8
Представление о денежном знаке.
1
Комбинированный
Текущий
9
Размен денег.
1
Комбинированный
Текущий
10
Представления о величине.
Различение по величине однородных и разнородных предметов.
5
1
Комбинированный
Текущий
11
Сравнение предметов по ширине.
1
Комбинированный
Текущий
12
Различение предметов по высоте.
1
Комбинированный
Текущий
13
Сравнение предметов по высоте.
1
Комбинированный
Текущий
14
Различение предметов по весу.
1
Комбинированный
Текущий
Итого:
14
2
3 четверть.
Представления о величине.
20
6
1-2
Сравнение предметов по весу.
2
Комбинированный
Текущий
3-4
Измерение с помощью мерки.
2
Комбинированный
Текущий
5-6
Число и цифра 3.
2
Комбинированный
Текущий
7
Представление о форме. Различение круглых и некруглых геометрических тел.
14
1
Комбинированный
Текущий
8
Различение некруглых геометрических тел.
1
Комбинированный
Текущий
9
Соотнесение геометрических тел с названием («шар», «куб»).
1
Комбинированный
Текущий
10
Соотнесение геометрических тел с названием(«призма», «параллелепипед»).
1
Комбинированный
Текущий
11-12
Соотнесение геометрического тела с геометрической фигурой: куб – квадрат, шар – круг.
2
Комбинированный
Текущий
13-14
Соотнесение геометрического тела с геометрической фигурой: треугольная призма – треугольник, параллелепипед – прямоугольник.
2
Комбинированный
Текущий
15-16
Соотнесение предмета с геометрическим телом, геометрической фигурой.
2
Комбинированный
Текущий
17
Число и цифра 4. Рисование геометрической фигуры: «треугольник».
1
Комбинированный
Текущий
18
Рисование геометрической фигуры: «квадрат».
1
Комбинированный
Текущий
19
Рисование геометрической фигуры: «прямоугольник».
1
Комбинированный
Текущий
20
Рисование геометрической фигуры: «круг».
1
Комбинированный
Текущий
Итого:
20
2
4 четверть.
Пространственные представления.
16
16
1-2
Число и цифра 5. Пространственные представления (верх, низ, перед, зад, право, лево).
2
Комбинированный
Текущий
3-4
Определение месторасположения предметов в пространстве («близко», «около», «рядом», «далеко»).
2
Комбинированный
Текущий
5
Определение месторасположения предметов в пространстве («сверху», «снизу»)
1
Комбинированный
Текущий
6
Определение месторасположения предметов в пространстве («спереди», «сзади», «справа», «слева»).
1
Комбинированный
Текущий
7-8
Перемещение в пространстве в заданном направлении («вверх», «вниз», «вперѐд», «назад», «вправо», «влево»).
2
Комбинированный
Текущий
9
Ориентация на плоскости («верх», «низ», «середина»).
1
Комбинированный
Текущий
10
Ориентация на плоскости («правая сторона», «левая сторона»).
1
Комбинированный
Текущий
11-12
Составление предмета из двух и нескольких частей.
2
Комбинированный
Текущий
13-14
Составление картинки из нескольких частей.
2
Комбинированный
Текущий
15
Составление ряда из предметов, изображений.
1
Комбинированный
Текущий
16
Определение месторасположения предметов в ряду.
1
Комбинированный
Текущий
Итого:
За год:
16
68
Контрольные параметры оценки достижений.
Возможные результаты образования данной категории обучающихся.
Математические представления
1) Элементарные математические представления о форме, величине;
количественные (дочисловые), пространственные, временные представления
Уметь различать и сравнивать предметы по форме, величине.
Уметь ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости.
Уметь различать, сравнивать и преобразовывать множества (один – много).
Уметь различать части суток, соотносить действие с временными
промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, определять время по часам, соотносить время с началом и концом деятельности.
2) Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.
Уметь соотносить число с соответствующим количеством предметов,
обозначать его цифрой.
Уметь пересчитывать предметы в доступных ребенку пределах.
Уметь представлять множество двумя другими множествами в пределах 5-ти.
Уметь обозначать арифметические действия знаками.
Уметь решать задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц.
3) Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач.
Уметь обращаться с деньгами, рассчитываться ими и разумно пользоваться карманными деньгами и т.д.
Уметь определять длину, вес, объем, температуру, время, пользуясь мерками и измерительными приборами.
Уметь распознавать цифры, обозначающие номер дома, квартиры, автобуса, телефона и др.
Мониторинг обученности по предмету «Математические представления»
По каждому из представленных разделов ребенку предлагают выполнить несколько упражнений. Правильное самостоятельное выполнение фиксируется 2 баллами, выполнение с помощью учителя – 1 балл. Если ребенок не может работать с тем или иным материалом или не отвечает на вопрос теста, — 0 баллов.
Прохождение программы
по курсу: «Математические представления»
4-5 класс «Особый ребенок»
(2014 – 2015 учебный год)
Периоды
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Выполнение программы
План
Факт
План
Факт
План
Факт
План
Факт
18
14
20
16
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса