kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по учебному предмету "Математические представления" для класса "Особый ребенок"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по  предмету «Математические представления» для 4-5 класса «Особый ребенок» составлена в соответствии с требованиями ФГОС на основе адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью, с учетом особенностей психофизического развития и возможностей воспитанников, с учетом меж предметных и внутри предметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей воспитанников, которая включает основную программу «Математические представления», допущенную Министерством образования РФ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету "Математические представления" для класса "Особый ребенок"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи « Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»






«СОГЛАСОВАНО» « УТВЕРЖДАЮ»

на педагогическом совете Директор МБОУ ЦППРиК

« ___»______________2014 г. ______________А.В.Галдукевич

«_____»_____________________2014 г.






Рабочая программа

по учебному предмету:

«Математические представления»

4 – 5 класс «Особый ребенок»

учителя

Филимоновой Екатерины Юрьевны

на 2014 - 2015 учебный год
















г. Черняховск

Статус документа

Рабочая программа по предмету «Математические представления» для 4-5 класса «Особый ребенок» составлена в соответствии с требованиями ФГОС на основе адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью, с учетом особенностей психофизического развития и возможностей воспитанников, с учетом меж предметных и внутри предметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей воспитанников, которая включает основную программу «Математические представления», допущенную Министерством образования РФ.

Пояснительная записка

В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и др. У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным подходом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п.

Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных задач. Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия могут использоваться при сервировке стола, при раздаче материала и инструментов участникам какого-либо общего дела, при посадке семян в горшочки и т.д. Умение пересчитывать предметы пригодится при выборе ингредиентов для приготовления блюда, отсчитывании заданного количества листов в блокноте, определении количества испеченных пирожков, изготовленных блокнотов и т.д. Зная цифры, ребенок сможет сообщить дату рождения, домашний адрес, номер телефона, различить дни на календаре, номер автобуса, сориентироваться в программе телевизионных передач и др. Представления об объемных геометрических телах и плоскостных геометрических фигурах, их свойствах пригодятся ребенку на занятиях по аппликации, лепке, рисованию, труду. Освоение навыков простейших измерений, умения пользоваться инструментами (мерной кружкой, весами и т.д.) помогут ребенку отмерить нужное количество моющего средства, необходимое для стирки белья, определенное количество крупы для приготовления каши, отмерить ткань для пошива кухонного полотенца.

Материально-техническое обеспечение предмета включает: различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного); наборы предметов для занятий (типа «Нумикон», Монтессори-материал и др.); пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 10); мозаики; пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий; карточки с изображением цифр, денежных знаков и монет; макеты циферблата часов; калькулятор; весы;

рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, цифрами для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных математических представлений.

Общая характеристика учебного предмета

ПРОГРАММА

(2 часа в неделю)

Временные представления.

Различение частей суток («утро», «день», «вечер», «ночь»). Соотнесение действия с временным промежутком («сейчас», «вчера», «сегодня», «завтра»). Составление последовательности событий. Определение времени по часам (целого часа, с точностью до получаса, четверть часа, с точностью до 5 минут). Соотнесение времени с началом и концом деятельности.

Количественные представления.

Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»). Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом).

Преобразование множеств (увеличение множества, уменьшение множества, уравнивание множеств). Представление о числовой последовательности. Пересчет предметов. Узнавание цифр. Соотнесение цифры с количеством предметов. Написание цифры. Представление множества двумя другими множествами. Решение задач на увеличение на несколько единиц. Решение задач на уменьшение на несколько единиц. Выполнение арифметических действий на калькуляторе. Представление о денежном знаке. Размен денег.

Представления о величине.

Различение по величине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по величине. Составление упорядоченного ряда (по убыванию, по возрастанию). Различение по длине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по длине. Различение по ширине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по ширине. Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте. Различение предметов по весу. Сравнение предметов по весу. Измерение с помощью мерки.

Представление о форме.

Различение круглых и некруглых геометрических тел. Различение некруглых геометрических тел. Соотнесение геометрических тел с названием («шар», «куб», «призма», «параллелепипед»). Соотнесение геометрического тела с геометрической фигурой (куб – квадрат, шар – круг, треугольная призма – треугольник, параллелепипед – прямоугольник). Соотнесение предмета с геометрическим телом, геометрической фигурой. Рисование геометрической фигуры («треугольник», «квадрат», «прямоугольник», «круг»).

Пространственные представления.

Пространственные представления (верх, низ, перед, зад, право, лево). Определение месторасположения предметов в пространстве («близко», «около», «рядом», «далеко», «сверху», «снизу», «спереди», «сзади», «справа», «слева»). Перемещение в пространстве в заданном направлении («вверх», «вниз», «вперѐд», «назад», «вправо», «влево»). Ориентация на плоскости («верх», «низ», «середина», «правая сторона», «левая сторона»). Составление предмета из двух и нескольких частей. Составление картинки из нескольких частей. Составление ряда из предметов, изображений. Определение месторасположения предметов в ряду.

Основные содержательные линии

Основные содержательные линии курса «Математические представления» представлены разделами:

  • «Количественные представления»

  • «Представления о форме»

  • «Представления о величине»

  • «Пространственные представления»

  • «Временные представления»

Цель обучения

Формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни.

Место предмета в базисном учебном плане

Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по курсу: «Математические представления». В базисном учебном плане на изучение предмета отводится 2 часа в неделю, всего на изучение программного материала отводится 68 часов.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Возможные результаты образования данной категории обучающихся

  1. Элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления.

    • Уметь различать и сравнивать предметы по форме, величине.

    • Уметь ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости.

    • Уметь различать, сравнивать и преобразовывать множества (один – много).

    • Уметь различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, определять время по часам, соотносить время с началом и концом деятельности.


  1. Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.

    • Уметь соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой.

    • Уметь пересчитывать предметы в доступных ребенку пределах.

    • Уметь представлять множество двумя другими множествами в пределах 5-ти.

    • Уметь обозначать арифметические действия знаками.

    • Уметь решать задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц.

  2. Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач.

    • Уметь обращаться с деньгами, рассчитываться ими и разумно пользоваться карманными деньгами и т.д.

    • Уметь определять длину, вес, объем, температуру, время, пользуясь мерками и измерительными приборами.

    • Уметь устанавливать взаимно-однозначные соответствия.

    • Уметь распознавать цифры, обозначающие номер дома, квартиры, автобуса, телефона и др.

Программное и учебно-методическое обеспечение

Учебная дисциплина

Класс

Программа, кем рекомендована и когда

Тип программы (государственная, авторская)

Количество часов в неделю, общее количество часов

Математические представления

4-5

Адаптированная основная образовательная программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью

Государственная

2,

68


Календарно - тематический план по курсу: «Математические представления»

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Примечания

1

Количественные представления

20


2

Представления о форме

14


3

Представления о величине

11


4

Пространственные представления

16


5

Временные представления

7



Итого

68


Учебно-тематическое планирование по курсу: «Математические представления» 4 – 5 класс «Особый ребенок»

№ темы

Тема урока

Кол-во часов

Пред-пола-гаемая дата прове-дения

Факти-

ческая дата прове-дения

Тип урока

Вид

контроля

Примечания

1

1 четверть

Временные представления.

18

7






1

Части суток («утро», «день», «вечер», «ночь»).

1



Комбинированный

Текущий


2-3

Временные промежутки («сейчас», «вчера», «сегодня», «завтра»).

2



Комбинированный

Текущий


4

Составление последовательности событий.

1



Комбинированный

Текущий


5-6

Определение времени по часам .

2



Комбинированный

Текущий


7

Соотнесение времени с началом и концом деятельности.

1



Комбинированный

Текущий


8

Количественные представления.

Нахождение одинаковых предметов.

11

1




Комбинированный

Текущий


9

Разъединение множеств.

1



Комбинированный

Текущий


10

Объединение предметов в единое множество.

1



Комбинированный

Текущий


11

Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»).

1



Комбинированный

Текущий


12

Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом).

1



Комбинированный

Текущий


13-14

Преобразование множеств (увеличение множества, уменьшение множества, уравнивание множеств).

2



Комбинированный

Текущий


15

Числовой ряд.

1



Комбинированный

Текущий


16

Пересчет предметов.

1



Комбинированный

Текущий


17

Число и цифра 1.

1



Комбинированный

Текущий


18

Число и цифра 2. Соотнесение цифры с количеством предметов.

1



Комбинированный

Текущий



Итого:

18






1

2 четверть

Количественные представления.

14

9


1

Число и цифра 2.

1



Комбинированный

Текущий


2

Представление множества двумя другими множествами.

1



Комбинированный

Текущий


3-4

Решение задач на увеличение на несколько единиц.

2



Комбинированный

Текущий


5-6

Решение задач на уменьшение на несколько единиц.

2



Комбинированный

Текущий


7

Выполнение арифметических действий на калькуляторе.

1



Комбинированный

Текущий


8

Представление о денежном знаке.

1



Комбинированный

Текущий


9

Размен денег.

1



Комбинированный

Текущий


10

Представления о величине.

Различение по величине однородных и разнородных предметов.

5


1





Комбинированный

Текущий


11

Сравнение предметов по ширине.

1



Комбинированный

Текущий


12

Различение предметов по высоте.

1



Комбинированный

Текущий


13

Сравнение предметов по высоте.

1



Комбинированный

Текущий


14

Различение предметов по весу.

1



Комбинированный

Текущий



Итого:

14






2

3 четверть.

Представления о величине.

20

6


1-2

Сравнение предметов по весу.

2



Комбинированный

Текущий


3-4

Измерение с помощью мерки.


2



Комбинированный

Текущий



5-6

Число и цифра 3.


2



Комбинированный

Текущий


7

Представление о форме. Различение круглых и некруглых геометрических тел.

14

1





Комбинированный

Текущий


8

Различение некруглых геометрических тел.

1



Комбинированный

Текущий


9

Соотнесение геометрических тел с названием («шар», «куб»).

1



Комбинированный

Текущий


10

Соотнесение геометрических тел с названием(«призма», «параллелепипед»).

1



Комбинированный

Текущий


11-12

Соотнесение геометрического тела с геометрической фигурой: куб – квадрат, шар – круг.

2



Комбинированный

Текущий


13-14

Соотнесение геометрического тела с геометрической фигурой: треугольная призма – треугольник, параллелепипед – прямоугольник.

2



Комбинированный

Текущий


15-16

Соотнесение предмета с геометрическим телом, геометрической фигурой.

2



Комбинированный

Текущий


17

Число и цифра 4. Рисование геометрической фигуры: «треугольник».

1



Комбинированный

Текущий


18

Рисование геометрической фигуры: «квадрат».

1



Комбинированный

Текущий


19

Рисование геометрической фигуры: «прямоугольник».

1



Комбинированный

Текущий


20

Рисование геометрической фигуры: «круг».

1



Комбинированный

Текущий



Итого:

20






2

4 четверть.

Пространственные представления.

16

16


1-2

Число и цифра 5. Пространственные представления (верх, низ, перед, зад, право, лево).

2



Комбинированный

Текущий


3-4

Определение месторасположения предметов в пространстве («близко», «около», «рядом», «далеко»).

2



Комбинированный

Текущий


5

Определение месторасположения предметов в пространстве («сверху», «снизу»)

1



Комбинированный

Текущий


6

Определение месторасположения предметов в пространстве («спереди», «сзади», «справа», «слева»).

1



Комбинированный

Текущий


7-8

Перемещение в пространстве в заданном направлении («вверх», «вниз», «вперѐд», «назад», «вправо», «влево»).

2



Комбинированный

Текущий


9

Ориентация на плоскости («верх», «низ», «середина»).

1



Комбинированный

Текущий


10

Ориентация на плоскости («правая сторона», «левая сторона»).

1



Комбинированный

Текущий


11-12

Составление предмета из двух и нескольких частей.

2



Комбинированный

Текущий


13-14

Составление картинки из нескольких частей.

2



Комбинированный

Текущий


15

Составление ряда из предметов, изображений.

1



Комбинированный

Текущий


16

Определение месторасположения предметов в ряду.

1



Комбинированный

Текущий



Итого:

За год:

16

68







Контрольные параметры оценки достижений.

Возможные результаты образования данной категории обучающихся.

Математические представления

1) Элементарные математические представления о форме, величине;

количественные (дочисловые), пространственные, временные представления

  • Уметь различать и сравнивать предметы по форме, величине.

  • Уметь ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости.

  • Уметь различать, сравнивать и преобразовывать множества (один – много).

  • Уметь различать части суток, соотносить действие с временными

  • промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, определять время по часам, соотносить время с началом и концом деятельности.

2) Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.

  • Уметь соотносить число с соответствующим количеством предметов,

  • обозначать его цифрой.

  • Уметь пересчитывать предметы в доступных ребенку пределах.

  • Уметь представлять множество двумя другими множествами в пределах 5-ти.

  • Уметь обозначать арифметические действия знаками.

  • Уметь решать задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц.

3) Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач.

  • Уметь обращаться с деньгами, рассчитываться ими и разумно пользоваться карманными деньгами и т.д.

  • Уметь определять длину, вес, объем, температуру, время, пользуясь мерками и измерительными приборами.

  • Уметь устанавливать взаимно-однозначные соответствия.

  • Уметь распознавать цифры, обозначающие номер дома, квартиры, автобуса, телефона и др.





Мониторинг обученности по предмету «Математические представления»

По каждому из представленных разделов ребенку предлагают выполнить несколько упражнений. Правильное самостоятельное выполнение фиксируется 2 баллами, выполнение с помощью учителя – 1 балл. Если ребенок не может работать с тем или иным материалом или не отвечает на вопрос теста, — 0 баллов.

Прохождение программы

по курсу: «Математические представления»

4-5 класс «Особый ребенок»

(2014 – 2015 учебный год)


Периоды

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть


Выполнение программы

План

Факт

План

Факт

План

Факт

План

Факт

18


14


20


16











Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  • Ноутбук, проектор, колонки

  • Диск «Большая детская энциклопедия»

  • Диск «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия»

  • Счетные палочки

  • Счетный материал

  • Геометрические фигуры

  • Линейка-трафарет

  • Лента цифр

  • Раздаточный материал





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Филимонова Екатерина Юрьевна

Дата: 19.11.2014

Номер свидетельства: 132727

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(269) "Рабочая программа по предмету "Математические представления" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1доп класс"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_po_predmetu_matematicheskie_predstavleniia_dlia_obuchaiushch"
    ["file_id"] => string(6) "586052"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1630339926"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Планета Знаний. Рабочая программа по математике, 4 класс"
    ["seo_title"] => string(60) "planieta-znanii-rabochaia-proghramma-po-matiematikie-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "294797"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1455721699"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Рабочая программа. Математика 5-6 классы"
    ["seo_title"] => string(45) "rabochaia-proghramma-matiematika-5-6-klassy-1"
    ["file_id"] => string(6) "295369"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1455807243"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Рабочая программа по математике 1 класс (УМК"Перспективная начальная школа")"
    ["seo_title"] => string(86) "rabochaia-proghramma-po-matiematikie-1-klass-umk-pierspiektivnaia-nachal-naia-shkola-1"
    ["file_id"] => string(6) "298640"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1456383594"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Рабочая программа по математики 5 класс С.М.Никольский "
    ["seo_title"] => string(58) "rabochaia-proghramma-po-matiematiki-5-klass-s-m-nikol-skii"
    ["file_id"] => string(6) "228395"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1441287216"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства