kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Календарно-тематическое планирование адаптированной рабочей программы предмета «Физическая культура» для специальной медицинской группы (1-4 классы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время на разных уровнях для современной школы обозначается острая необходимость решения задач по вовлечению в систему физического воспитания учащихся, нуждающихся в особой регуляции интенсивности их физической нагрузки. Так, в Федеральном законе Российской Федерации от 21.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» закреплен один из основных принципов государственной политики -   адаптивность  системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям человека.

Это подтверждает актуальность адаптации рабочей программы по предмету «Физическая культура» для учащихся специальной медицинской группы 1-4 классов (далее – СМГ).

Востребованность данной работы для школы, в которой я работаю (МАОУ Гимназия № 86 города Нижний Тагил, далее - гимназия), заключалась в том, что предстояло решить ряд проблем.

Во-первых, необходимо было так организовать занятия, чтобы преодолеть у детей и родителей стереотип, что якобы «ослабленных детей от физкультуры освобождают»… Считаю, что такое отношение детей, их родителей и отдельных врачей к урокам физкультуры оценивается как попытка «отмахнуться от проблем особых детей», которым еще нужнее, чем здоровым детям:

  • обучение навыкам здорового образа жизни,
  • совершенствование прикладных двигательно-важных умений и навыков;
  • развитие их физической культуры.

При этом изучение предмета «Физическая культура» является обязательным в рамках федерального государственного образовательного стандарта.

Из этого требования следует вторая, не менее важная задача:  обеспечить реализацию стандарта, так как в условиях гимназии решение о занятиях в специальной группе или в классе принимают родители учащихся на любом этапе обучения. То есть необходимо, чтобы каждый ребенок мог продолжить занятия и на уроках физкультуры, а это потребовало провести синхронизацию календарно-тематического планирования (далее – КТП) с тем, которое реализуется в классе на «обычных» уроках.

Третья особенность СМГ в гимназии – одновременное занятие детей 1, 2, 3 и 4 классов. В доступных источниках имеются программы только для групп по отдельным возрастам (или классам). Поэтому необходимо было решить вопрос о построении занятий именно в смешанной разновозрастной группе.

В этих условиях для адаптации рабочей программы для СМГ и развернутого календарно-тематического планирования за основу были взяты:

  • рабочая программа по физкультуре, реализуемая в гимназии;
  • примерная программа К. Мамедова для специальных медицинских групп (Мамедов Кямиль Рза Кули Оглы - Физическая культура. 1-4 классы. Рабочая программа. Расширенное трехчасовое планирование. ФГОС. – Волгоград: Учитель, 2014);
  • рекомендации школьного врача для детей, имеющих заболевания различных систем и органов.

Все спроектированные уроки традиционно имеют оздоровительную направленность и тренирующий характер, способствуют адаптации детей к нагрузкам. Но при этом наряду с использованием различных методик инклюзивного образования инновационный характер программы обеспечивается также тремя факторами.

В конструкции занятий реализуется единство трех учебных компонентов:  мотивационного, информационного и методологического.

Мотивационный компонент направлен на формирование у детей необходимости регулярной двигательной активности в условиях имеющегося заболевания, а также воспитание адекватного отношения к ценности здоровья и к возможности повышения качества жизни.

Информационный компонент  полностью обеспечивает теоретическую часть стандарта по физической культуре, а также компенсирует отсутствие возможности полноценных занятий отдельными видами спорта через знакомство с помощью видеофильмов, книг, презентаций, интерактивных энциклопедий и программ с техниками и правилами занятий этими видами спорта, а также с важными событиями в спортивной жизни страны. Этот компонент максимально обеспечен средствами информационно-коммуникационных технологий.

Методологический компонент  способствует обучению правилам подбора, выполнения и самостоятельного формирования комплексов упражнений, благоприятно воздействующих на состояние организма ребенка (с учетом имеющегося у него заболевания); а также обучению способам самоконтроля при выполнении физических нагрузок различного характера.

Еще одним инновационным приращением стало проектирование КТП на основе поминутной детализации организации деятельности учащихся на уроках (КТП прилагается): выделены временные этапы занятия, во время которых дифференцируются виды деятельности учащихся в зависимости от их возраста.

Каждое занятие состоит из трёх частей:

- подготовительной;

- основной (разделена на два этапа по 5 и 10 минут);

- заключительной.

Для каждой части в КТП содержание деятельности детей «синхронизировано» для обеспечения стандарта для каждого возраста.

Подготовительная часть урока необходима для начальной организации занимающихся, психической и функциональной подготовки их организма к предстоящей основной работе.

В ходе  первого этапа основной части изучаются теоретические вопросы ведется обучение освоению физических упражнений и развитию основных физических качеств в пределах состояния здоровья учащихся. Второй этап основной части посвящен изучению новых для учащихся видов упражнений и проведению адаптированных подвижных игр и эстафет.

Заключительная часть урока предназначена для постепенного снижения нагрузки на организм до приведения в норму ЧСС и организованного окончания занятия.

Необходимым условием эффективности и безопасности занятий СМГ является проведение постоянного медико-педагогического контроля на основе определения у детей частоты сердечных сокращений (пульса) на каждом этапе занятия. Для этого мною в уроки введены карты «Физиологического профиля занятия» (совместно с детьми измеряется и фиксируется частота сердечных сокращений), на основе которых осуществляется медико-педагогический контроль состояния учащихся и проводится соответствующая своевременная корректировка их нагрузки по окончании каждой части занятия. Таким образом, «Физиологический профиль занятия» (заполненный образец прилагается) является основной индивидуальной дозировки нагрузки и обеспечения необходимого уровня вовлеченности в освоение учебного предмета учащихся.

Необходимо отметить, что все три дополнительных компонента адаптированной программы реализуются в условиях одновременной занятости детей не только разного возраста, но и различной нозологии (видов заболеваний).

В течение 2014-2015 учебного года в гимназии прошла успешная апробация данной программы и получены первые результаты ее реализации:

  • устойчивое понимание учащимися возможности регулярной двигательной активности в условиях имеющегося заболевания (появление интереса к регулярным занятиям физической культурой);
  • освоение жизненно важных для них двигательных умений, навыков и качеств;
  • улучшение показателей физического развития детей;
  • постепенная адаптация организма к воздействию физических нагрузок;
  • расширение диапазона функциональных возможностей физиологических систем организма ребенка в условиях имеющегося заболевания;
  • повышение сопротивляемости защитных сил организма как реакция на систематические занятия;
  • формирование волевых качеств личности ребенка (использование оздоровительных практик в домашних условиях);
  • обучение правилам подбора, выполнения и самостоятельного формирования комплексов упражнений, благоприятно воздействующих на состояние организма обучающегося (с учетом имеющегося у него заболевания);
  • обучение способам самоконтроля при выполнении физических нагрузок различного характера;
  • соблюдение правил личной гигиены, рационального режима труда и отдыха, полноценного и рационального питания;
  • воспитание адекватного отношения к ценности здоровья.

Кроме того, 27 учащихся (100% занимавшихся в 2014-2015 учебном году в условиях СМГ) на 10-15% улучшили показатели физического развития (силы, скорость, выносливость, гибкость). Основной акцент в оценивании учебных достижений учащихся, имеющих выраженные отклонения в состоянии здоровья, делалось на стойкую мотивацию к занятиям физическими упражнениями и динамики их физических возможностей. Самые незначительные положительные изменения в физических возможностях обучающихся, обязательно были отмечены.

Необходимо отметить, что в ходе занятий использовались наработки моих коллег по кафедре физического воспитания МАОУ Гимназии № 86 города Нижний Тагил по отдельным темам и направлениям работы.

Представленная программа занятий СМГ получила положительную рецензию  школьного отделения ГБУЗ «Детская городская больница № 1» города Нижний Тагил, была успешно представлена на Всероссийской конференции «Безопасность жизнедеятельности и физическая культура – методические аспекты внедрения ФГОС» (г. Нижний Тагил, ГАОУ ВПО Нижнетагильский социально-педагогический институт (филиал) РГППУ, 2015 г.).
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«КТП СМГ-статья»

3



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

АДАПТИРОВАННОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ (1-4 КЛАССЫ)


В настоящее время на разных уровнях для современной школы обозначается острая необходимость решения задач по вовлечению в систему физического воспитания учащихся, нуждающихся в особой регуляции интенсивности их физической нагрузки. Так, в Федеральном законе Российской Федерации от 21.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» закреплен один из основных принципов государственной политики - адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям человека.

Это подтверждает актуальность адаптации рабочей программы по предмету «Физическая культура» для учащихся специальной медицинской группы 1-4 классов (далее – СМГ).

Востребованность данной работы для школы, в которой я работаю (МАОУ Гимназия № 86 города Нижний Тагил, далее - гимназия), заключалась в том, что предстояло решить ряд проблем.

Во-первых, необходимо было так организовать занятия, чтобы преодолеть у детей и родителей стереотип, что якобы «ослабленных детей от физкультуры освобождают»… Считаю, что такое отношение детей, их родителей и отдельных врачей к урокам физкультуры оценивается как попытка «отмахнуться от проблем особых детей», которым еще нужнее, чем здоровым детям:

  • обучение навыкам здорового образа жизни,

  • совершенствование прикладных двигательно-важных умений и навыков;

  • развитие их физической культуры.

При этом изучение предмета «Физическая культура» является обязательным в рамках федерального государственного образовательного стандарта.

Из этого требования следует вторая, не менее важная задача: обеспечить реализацию стандарта, так как в условиях гимназии решение о занятиях в специальной группе или в классе принимают родители учащихся на любом этапе обучения. То есть необходимо, чтобы каждый ребенок мог продолжить занятия и на уроках физкультуры, а это потребовало провести синхронизацию календарно-тематического планирования (далее – КТП) с тем, которое реализуется в классе на «обычных» уроках.

Третья особенность СМГ в гимназии – одновременное занятие детей 1, 2, 3 и 4 классов. В доступных источниках имеются программы только для групп по отдельным возрастам (или классам). Поэтому необходимо было решить вопрос о построении занятий именно в смешанной разновозрастной группе.

В этих условиях для адаптации рабочей программы для СМГ и развернутого календарно-тематического планирования за основу были взяты:

  • рабочая программа по физкультуре, реализуемая в гимназии;

  • примерная программа К. Мамедова1 для специальных медицинских групп;

  • рекомендации школьного врача для детей, имеющих заболевания различных систем и органов.

Все спроектированные уроки традиционно имеют оздоровительную направленность и тренирующий характер, способствуют адаптации детей к нагрузкам. Но при этом наряду с использованием различных методик инклюзивного образования инновационный характер программы обеспечивается также тремя факторами.

  1. В конструкции занятий реализуется единство трех учебных компонентов: мотивационного, информационного и методологического.

Мотивационный компонент направлен на формирование у детей необходимости регулярной двигательной активности в условиях имеющегося заболевания, а также воспитание адекватного отношения к ценности здоровья и к возможности повышения качества жизни.

Информационный компонент полностью обеспечивает теоретическую часть стандарта по физической культуре, а также компенсирует отсутствие возможности полноценных занятий отдельными видами спорта через знакомство с помощью видеофильмов, книг, презентаций, интерактивных энциклопедий и программ с техниками и правилами занятий этими видами спорта, а также с важными событиями в спортивной жизни страны. Этот компонент максимально обеспечен средствами информационно-коммуникационных технологий.

Методологический компонент способствует обучению правилам подбора, выполнения и самостоятельного формирования комплексов упражнений, благоприятно воздействующих на состояние организма ребенка (с учетом имеющегося у него заболевания); а также обучению способам самоконтроля при выполнении физических нагрузок различного характера.

  1. Еще одним инновационным приращением стало проектирование КТП на основе поминутной детализации организации деятельности учащихся на уроках (КТП прилагается): выделены временные этапы занятия, во время которых дифференцируются виды деятельности учащихся в зависимости от их возраста.

Каждое занятие состоит из трёх частей:

- подготовительной;

- основной (разделена на два этапа по 5 и 10 минут);

- заключительной.

Для каждой части в КТП содержание деятельности детей «синхронизировано» для обеспечения стандарта для каждого возраста.

Подготовительная часть урока необходима для начальной организации занимающихся, психической и функциональной подготовки их организма к предстоящей основной работе.

В ходе первого этапа основной части изучаются теоретические вопросы ведется обучение освоению физических упражнений и развитию основных физических качеств в пределах состояния здоровья учащихся. Второй этап основной части посвящен изучению новых для учащихся видов упражнений и проведению адаптированных подвижных игр и эстафет.

Заключительная часть урока предназначена для постепенного снижения нагрузки на организм до приведения в норму ЧСС и организованного окончания занятия.

Необходимым условием эффективности и безопасности занятий СМГ является проведение постоянного медико-педагогического контроля на основе определения у детей частоты сердечных сокращений (пульса) на каждом этапе занятия. Для этого мною в уроки введены карты «Физиологического профиля занятия» (совместно с детьми измеряется и фиксируется частота сердечных сокращений), на основе которых осуществляется медико-педагогический контроль состояния учащихся и проводится соответствующая своевременная корректировка их нагрузки по окончании каждой части занятия. Таким образом, «Физиологический профиль занятия» (заполненный образец прилагается) является основной индивидуальной дозировки нагрузки и обеспечения необходимого уровня вовлеченности в освоение учебного предмета учащихся.

Необходимо отметить, что все три дополнительных компонента адаптированной программы реализуются в условиях одновременной занятости детей не только разного возраста, но и различной нозологии (видов заболеваний).

В течение 2014-2015 учебного года в гимназии прошла успешная апробация данной программы и получены первые результаты ее реализации:

  • устойчивое понимание учащимися возможности регулярной двигательной активности в условиях имеющегося заболевания (появление интереса к регулярным занятиям физической культурой);

  • освоение жизненно важных для них двигательных умений, навыков и качеств;

  • улучшение показателей физического развития детей;

  • постепенная адаптация организма к воздействию физических нагрузок;

  • расширение диапазона функциональных возможностей физиологических систем организма ребенка в условиях имеющегося заболевания;

  • повышение сопротивляемости защитных сил организма как реакция на систематические занятия;

  • формирование волевых качеств личности ребенка (использование оздоровительных практик в домашних условиях);

  • обучение правилам подбора, выполнения и самостоятельного формирования комплексов упражнений, благоприятно воздействующих на состояние организма обучающегося (с учетом имеющегося у него заболевания);

  • обучение способам самоконтроля при выполнении физических нагрузок различного характера;

  • соблюдение правил личной гигиены, рационального режима труда и отдыха, полноценного и рационального питания;

  • воспитание адекватного отношения к ценности здоровья.

Кроме того, 27 учащихся (100% занимавшихся в 2014-2015 учебном году в условиях СМГ) на 10-15% улучшили показатели физического развития (силы, скорость, выносливость, гибкость). Основной акцент в оценивании учебных достижений учащихся, имеющих выраженные отклонения в состоянии здоровья, делалось на стойкую мотивацию к занятиям физическими упражнениями и динамики их физических возможностей. Самые незначительные положительные изменения в физических возможностях обучающихся, обязательно были отмечены.

Необходимо отметить, что в ходе занятий использовались наработки моих коллег по кафедре физического воспитания МАОУ Гимназии № 86 города Нижний Тагил по отдельным темам и направлениям работы.

Представленная программа занятий СМГ получила положительную рецензию школьного отделения ГБУЗ «Детская городская больница № 1» города Нижний Тагил, была успешно представлена на Всероссийской конференции «Безопасность жизнедеятельности и физическая культура – методические аспекты внедрения ФГОС» (г. Нижний Тагил, ГАОУ ВПО Нижнетагильский социально-педагогический институт (филиал) РГППУ, 2015 г.).

1 Мамедов Кямиль Рза Кули Оглы - Физическая культура. 1-4 классы. Рабочая программа. Расширенное трехчасовое планирование. ФГОС. – Волгоград: Учитель, 2014.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Соболева Анастасия Евгеньевна

Дата: 17.11.2015

Номер свидетельства: 254654


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства