В настоящее время на разных уровнях для современной школы обозначается острая необходимость решения задач по вовлечению в систему физического воспитания учащихся, нуждающихся в особой регуляции интенсивности их физической нагрузки. Так, в Федеральном законе Российской Федерации от 21.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» закреплен один из основных принципов государственной политики - адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям человека.
Это подтверждает актуальность адаптации рабочей программы по предмету «Физическая культура» для учащихся специальной медицинской группы 1-4 классов (далее – СМГ).
Востребованность данной работы для школы, в которой я работаю (МАОУ Гимназия № 86 города Нижний Тагил, далее - гимназия), заключалась в том, что предстояло решить ряд проблем.
Во-первых, необходимо было так организовать занятия, чтобы преодолеть у детей и родителей стереотип, что якобы «ослабленных детей от физкультуры освобождают»… Считаю, что такое отношение детей, их родителей и отдельных врачей к урокам физкультуры оценивается как попытка «отмахнуться от проблем особых детей», которым еще нужнее, чем здоровым детям:
- обучение навыкам здорового образа жизни,
- совершенствование прикладных двигательно-важных умений и навыков;
- развитие их физической культуры.
При этом изучение предмета «Физическая культура» является обязательным в рамках федерального государственного образовательного стандарта.
Из этого требования следует вторая, не менее важная задача: обеспечить реализацию стандарта, так как в условиях гимназии решение о занятиях в специальной группе или в классе принимают родители учащихся на любом этапе обучения. То есть необходимо, чтобы каждый ребенок мог продолжить занятия и на уроках физкультуры, а это потребовало провести синхронизацию календарно-тематического планирования (далее – КТП) с тем, которое реализуется в классе на «обычных» уроках.
Третья особенность СМГ в гимназии – одновременное занятие детей 1, 2, 3 и 4 классов. В доступных источниках имеются программы только для групп по отдельным возрастам (или классам). Поэтому необходимо было решить вопрос о построении занятий именно в смешанной разновозрастной группе.
В этих условиях для адаптации рабочей программы для СМГ и развернутого календарно-тематического планирования за основу были взяты:
- рабочая программа по физкультуре, реализуемая в гимназии;
- примерная программа К. Мамедова для специальных медицинских групп (Мамедов Кямиль Рза Кули Оглы - Физическая культура. 1-4 классы. Рабочая программа. Расширенное трехчасовое планирование. ФГОС. – Волгоград: Учитель, 2014);
- рекомендации школьного врача для детей, имеющих заболевания различных систем и органов.
Все спроектированные уроки традиционно имеют оздоровительную направленность и тренирующий характер, способствуют адаптации детей к нагрузкам. Но при этом наряду с использованием различных методик инклюзивного образования инновационный характер программы обеспечивается также тремя факторами.
В конструкции занятий реализуется единство трех учебных компонентов: мотивационного, информационного и методологического.
Мотивационный компонент направлен на формирование у детей необходимости регулярной двигательной активности в условиях имеющегося заболевания, а также воспитание адекватного отношения к ценности здоровья и к возможности повышения качества жизни.
Информационный компонент полностью обеспечивает теоретическую часть стандарта по физической культуре, а также компенсирует отсутствие возможности полноценных занятий отдельными видами спорта через знакомство с помощью видеофильмов, книг, презентаций, интерактивных энциклопедий и программ с техниками и правилами занятий этими видами спорта, а также с важными событиями в спортивной жизни страны. Этот компонент максимально обеспечен средствами информационно-коммуникационных технологий.
Методологический компонент способствует обучению правилам подбора, выполнения и самостоятельного формирования комплексов упражнений, благоприятно воздействующих на состояние организма ребенка (с учетом имеющегося у него заболевания); а также обучению способам самоконтроля при выполнении физических нагрузок различного характера.
Еще одним инновационным приращением стало проектирование КТП на основе поминутной детализации организации деятельности учащихся на уроках (КТП прилагается): выделены временные этапы занятия, во время которых дифференцируются виды деятельности учащихся в зависимости от их возраста.
Каждое занятие состоит из трёх частей:
- подготовительной;
- основной (разделена на два этапа по 5 и 10 минут);
- заключительной.
Для каждой части в КТП содержание деятельности детей «синхронизировано» для обеспечения стандарта для каждого возраста.
Подготовительная часть урока необходима для начальной организации занимающихся, психической и функциональной подготовки их организма к предстоящей основной работе.
В ходе первого этапа основной части изучаются теоретические вопросы ведется обучение освоению физических упражнений и развитию основных физических качеств в пределах состояния здоровья учащихся. Второй этап основной части посвящен изучению новых для учащихся видов упражнений и проведению адаптированных подвижных игр и эстафет.
Заключительная часть урока предназначена для постепенного снижения нагрузки на организм до приведения в норму ЧСС и организованного окончания занятия.
Необходимым условием эффективности и безопасности занятий СМГ является проведение постоянного медико-педагогического контроля на основе определения у детей частоты сердечных сокращений (пульса) на каждом этапе занятия. Для этого мною в уроки введены карты «Физиологического профиля занятия» (совместно с детьми измеряется и фиксируется частота сердечных сокращений), на основе которых осуществляется медико-педагогический контроль состояния учащихся и проводится соответствующая своевременная корректировка их нагрузки по окончании каждой части занятия. Таким образом, «Физиологический профиль занятия» (заполненный образец прилагается) является основной индивидуальной дозировки нагрузки и обеспечения необходимого уровня вовлеченности в освоение учебного предмета учащихся.
Необходимо отметить, что все три дополнительных компонента адаптированной программы реализуются в условиях одновременной занятости детей не только разного возраста, но и различной нозологии (видов заболеваний).
В течение 2014-2015 учебного года в гимназии прошла успешная апробация данной программы и получены первые результаты ее реализации:
- устойчивое понимание учащимися возможности регулярной двигательной активности в условиях имеющегося заболевания (появление интереса к регулярным занятиям физической культурой);
- освоение жизненно важных для них двигательных умений, навыков и качеств;
- улучшение показателей физического развития детей;
- постепенная адаптация организма к воздействию физических нагрузок;
- расширение диапазона функциональных возможностей физиологических систем организма ребенка в условиях имеющегося заболевания;
- повышение сопротивляемости защитных сил организма как реакция на систематические занятия;
- формирование волевых качеств личности ребенка (использование оздоровительных практик в домашних условиях);
- обучение правилам подбора, выполнения и самостоятельного формирования комплексов упражнений, благоприятно воздействующих на состояние организма обучающегося (с учетом имеющегося у него заболевания);
- обучение способам самоконтроля при выполнении физических нагрузок различного характера;
- соблюдение правил личной гигиены, рационального режима труда и отдыха, полноценного и рационального питания;
- воспитание адекватного отношения к ценности здоровья.
Кроме того, 27 учащихся (100% занимавшихся в 2014-2015 учебном году в условиях СМГ) на 10-15% улучшили показатели физического развития (силы, скорость, выносливость, гибкость). Основной акцент в оценивании учебных достижений учащихся, имеющих выраженные отклонения в состоянии здоровья, делалось на стойкую мотивацию к занятиям физическими упражнениями и динамики их физических возможностей. Самые незначительные положительные изменения в физических возможностях обучающихся, обязательно были отмечены.
Необходимо отметить, что в ходе занятий использовались наработки моих коллег по кафедре физического воспитания МАОУ Гимназии № 86 города Нижний Тагил по отдельным темам и направлениям работы.
Представленная программа занятий СМГ получила положительную рецензию школьного отделения ГБУЗ «Детская городская больница № 1» города Нижний Тагил, была успешно представлена на Всероссийской конференции «Безопасность жизнедеятельности и физическая культура – методические аспекты внедрения ФГОС» (г. Нижний Тагил, ГАОУ ВПО Нижнетагильский социально-педагогический институт (филиал) РГППУ, 2015 г.).