Рабочая программа 8 класс для девочек по технологии
Рабочая программа 8 класс для девочек по технологии
Составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования. Примерной программы основного общего образования по технологии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 8 класс для девочек по технологии»
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Примерной программы основного общего образования по технологии.
Технология: Программа основного общего образования М.В. Хохлова, П.С. Самородский, Н.В. Синица, 2011 год
Главной целью современного школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цель обучения технологии:
– освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
– овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства самостоятельного и осознанного определения жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
– развитие познавательных интересов, технического мышления пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
– воспитания трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
– получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
На основании требований государственного образовательного стандарта в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
приобретение знаний о взаимодействии природы, общества и человека, об экологических проблемах и способах их разрешения, о негативных последствиях влияния трудовой деятельности человека, элементах машиноведения, культуры дома, технологии обработки ткани и пищевых продуктов, художественной обработке материалов, об информационных технологиях;
предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
овладение способами деятельностей:
– умение действовать автономно: защищать свои права, интересы, проявлять ответственность, планировать и организовывать личностные планы, самостоятельно приобретать знания, используя различные источники;
– способность работать с разными видами информации: диаграммами, символами, текстами, таблицами, графиками и т. д., критически осмысливать, полученные сведения, применять их для расширения своих знаний;
–умение работать в группе: устанавливать хорошие взаимоотношения, разрешать конфликты и т. д.;
Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения. Образовательная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников, предоставляя им возможность применить на практике знания основ наук. В основной школе «Технология» изучается с 5 по 8 класс данной ступени обучения.
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. С целью учета интересов и склонностей учащихся, возможностей образовательных учреждений, местных социально-экономических условий обязательный минимум содержания основных образовательных программ изучается в рамках одного из трех направлений: «Технология. Технический труд», «Технология. Обслуживающий труд».
Независимо от изучаемых технологий, содержанием программы по направлению «Технология. Обслуживающий труд» предусматривается изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
культура и эстетика труда;
получение, обработка, хранение и использование информации;
основы черчения, графики, дизайна;
элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;
знакомство с миром профессий, выбор жизненных, профессиональных планов учащимися;
влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
проектная деятельность;
история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.
Базовыми для программы по направлению «Технология. Обслуживающий труд» являются разделы «Кулинария», «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов». Программа обязательно включает в себя также разделы «Электротехнические работы», «Технологии ведения дома», «Черчение и графика», «Современное производство и профессиональное образование».
Исходя из необходимости учета потребностей личности школьника, его семьи и общества, достижений педагогической науки, конкретный учебный материал для включения в программу должен отбираться с учетом следующих положений:
• распространенность изучаемых технологий в сфере производства, сервиса и домашнего хозяйства и отражение в них современных научно-технических достижений;
• возможность освоения содержания на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющих практическую направленность;
• выбор объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;
• возможность реализации общетрудовой, политехнической и практической направленности обучения, наглядного представления методов и средств осуществления технологических процессов;
• возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития учащихся.
Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде). При этом предполагается, что изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений.
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы. В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. Соответствующая тема по учебному плану программы дается в конце каждого года обучения. Вместе с тем, методически возможно построение годового учебного плана занятий с введением творческой, проектной деятельности в учебный процесс с начала или с середины учебного года. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.
Отличительной особенностью программы является то, что процесс изготовления любого изделия начинается с выполнения эскизов, зарисовок лучших образцов, составления вариантов композиций. Выполнение макетирования предваряется подбором материалов по их технологическим свойствам, цвету и фактуре поверхности, выбором художественной отделки изделия. При изготовлении изделий наряду с технологическими требованиями большое внимание уделяется эстетическим, экологическим и эргономическим требованиям. Учащиеся знакомятся с национальными традициями и особенностями культуры и быта народов России, экономическими требованиями: рациональным расходованием материалов, утилизацией отходов.
Широкий набор видов деятельности и материалов для работы позволяет не только расширить политехнический кругозор учащихся, но позволяет каждому раскрыть свои индивидуальные способности, найти свой материал и свою технику, что, безусловно, окажет благотворное влияние на дальнейшее обучение, будет способствовать осознанному выбору профессии.
По окончании курса технологии в основной школе учащиеся овладевают безопасными приемами труда с инструментами, машинами, электробытовыми приборами, специальными и общетехническими знаниями и умениями в области технологии обработки пищевых продуктов, текстильных материалов, изготовления и художественного оформления швейных изделий, ведения домашнего хозяйства, знакомятся с основными профессиями пищевой и легкой промышленности. В процессе выполнения программы «Технология» осуществляется развитие технического и художественного мышления, творческих способностей личности, формируются экологическое мировоззрение, навыки бесконфликтного делового общения.
Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда. Базовыми для программы являются «Семейная экономика», «Выполнение творческого проекта».
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Рабочая программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Должны знать:
рациональное планирование расходов на основе актуальных потребностей семьи; бюджет семьи;
анализ потребительских качеств товаров и услуг; права потребителя и их защита;
маркетинг в домашней экономике; накопления, сбережения расходная часть бюджета.
приготовление закусок, десертов; требования к качеству и оформлению готовых блюд;
способы подачи готовых блюд к столу, правила пользования столовыми приборами;
правила поведения за столом и приема гостей;
как дарить и принимать цветы и подарки; нормы и продолжительность визита;
электротехнические и электронные приборы, влияние электротехнических и электронных приборов на окружающую среду и человека;
профессии связанные с производством, эксплуатацией обслуживание электротехнического и электронного оборудования;
виды и назначение автоматических устройств; автоматические устройств; автоматические устройства в бытовых электроприборах; простейшие схемы устройства автоматики;
составляющие проектирования, выбор темы проекта; проектирование образцов будущего изделия; выбор материалов по соответствующим критериям; разработка чертежа изделия; планирование процесса создания изделия;
оценка стоимости готового изделия; выполнение проекта; защита проекта;
Должны уметь:
изучение цен на рынке товаров и услуг с целью минимализации расходов в бюджете семьи;
оценка возможностей предпринимательской деятельности для пополнения семейного бюджета;
составление меню, расчет количества и стоимости продуктов; сервировка стола к обеду;
аранжировка стола цветами, складывание салфеток различными способами, изготовление приглашения;
образцы вышивок;
соблюдать правила гигиены и правила безопасной работы в мастерских;
выдвижение идей для выполнения учебного проекта;
анализ моделей аналогов из банка идей;
выбор моделей проектируемого изделия, выполнение творческого проекта.
Обучающиеся должны владеть компетенциями: ценностно-смысловой, коммуникативной, культурно-эстетической, личностно-саморазвивающей, рефлексивной. Обучающиеся должны быть способны решать следующие жизненно-практические задачи:
– вести экологически здоровый образ жизни;
– использовать ПЭВМ для решения технологических, конструкторских, экономических задач, как источник информации;
– планировать и оформлять интерьер комнаты;
– проводить уборку квартиры;
– ухаживать за одеждой и обувью;
– соблюдать гигиену;
– выражать уважение и заботу к членам семьи;
– принимать гостей и правильно вести себя в гостях;
– проектировать и изготавливать полезные изделия из конструкторских и поделочных материалов.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1. «Вводный урок» 1час
1
Инструктаж по ОТ и ТБ. Вводное занятие.
1
2. «Семейная экономика» 6 часов
2
Семья как экономическая ячейка общества.
1
3
Предпринимательство в семье. Потребности семьи.
1
4
Информация о товарах. Торговые символы, этикетки и штрих код.
1
5
Бюджет семьи. Доходная и расходная части бюджета.
1
6
Расходы на питание. Сбережения. Личный бюджет.
1
7
Экономика приусадебного (дачного ) участка.
1
3. «Кулинария» 2 часа
8
Правила приема гостей.
1
9
Сервировка стола.
1
4. «Художественная обработка материалов» 10 часов
10
Художественное творчество. Художественная вышивка.
1
11
Подготовка к вышивке гладью. Техника владимирского шитья.
1
12
Белая гладь.
1
13
Атласная и штриховая гладь.
1
14
Швы узелки и рококо.
1
15
Двухсторонняя гладь.
1
16
Художественная гладь
1
17
Художественная гладь
1
18
Инструктаж по ОТиТБ. Вышивание натюрморта.Вышивание пейзажа.
1
19
Домашний компьютер в вышивке.
1
5. «Электротехнические работы» 2 часа
20
Электротехнические и электронные приборы.
1
21
Техника безопасности при работе с бытовыми электроприборами
1
6. «Выполнение творческого проекта» 9 часов
22
Тематика творческих проектов и этапы их выполнения.
1
23
Подготовительный этап выполнения творческого проекта.
1
24
Подготовительный этап выполнения творческого проекта.
1
25
Подготовительный этап выполнения творческого проекта.
1
26
Технологический этап выполнения творческого проекта.
1
27
Технологический этап выполнения творческого проекта.
1
28
Технологический этап выполнения творческого проекта.
1
29
Заключительный этап выполнения творческого проекта.
1
30
Промежуточная аттестация. Защита проекта.
1
7. «Дом, в котором мы живем» 5 часов
31
Безопасность ручных работ.
1
32
Основы технологии малярных работ.
1
33
Культура дома.
1
34
Основы технологии оклейки помещений обоями.
1
35
Утепление дверей и окон.
1
Итого:
35
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Дата
Тема урока (тип урока)
Количество часов
план
факт
1
02/09
Инструктаж по ОТиТБ. Вводное занятие.
ПОУ
1
2
09/09
Семья как экономическая ячейка общества.
УИНМ
1
3
16/09
Предпринимательство в семье. Потребности семьи.
УИНМ
1
4
23/09
Информация о товарах. Торговые символы, этикетки и штрихкод.
УИНМ
1
5
30/09
Бюджет семьи. Доходная и расходная часть бюджета.
УИНМ
1
6
07/10
Расходы на питание. Сбережения. Личный бюджет.
УИНМ
1
7
14/10
Экономика приусадебного (дачного) участка.
УИНМ
1
8
21/10
Правила приема гостей.
УЗЗФУН
1
9
28/10
Сервировка стола.
УЗЗФУН
1
10
11/11
Художественное творчество. Художественная вышивка.
УИНМ
1
11
18/11
Подготовка к вышивке гладью. Техника владимирского шитья.
УИНМ
1
12
25/11
Белая гладь.
УИНМ
1
13
02/12
Атласная и штриховая гладь.
УИНМ
1
14
09/12
Швы узелки и рококо.
УИНМ
1
15
16/12
Двухсторонняя гладь.
УИНМ
1
16
23/12
Художественная гладь.
УИНМ
1
17
Художественная гладь.УИНМ
1
18
Инструктаж по ОТиТБ. Вышивание натюрморта.
Вышивание пейзажа.
УИНМ
1
19
Домашний компьютер в вышивке.
УИНМ
1
20
Электротехнические и электронные приборы.
УИНМ
1
21
Техника безопасности при работе с бытовыми электроприборами.
УИНМ
1
22
Тематика творческих проектов и этапы их выполнения.
УЗЗФУН
1
23
Подготовительный этап выполнения творческого проекта.
УЗЗФУН
1
24
Подготовительный этап выполнения творческого проекта.
УЗЗФУН
1
25
Подготовительный этап выполнения творческого проекта.
УЗЗФУН
1
26
Технологический этап выполнения творческого проекта.
УЗЗФУН
1
27
Технологический этап выполнения творческого проекта.
УЗЗФУН
1
28
Технологический этап выполнения творческого проекта.
УЗЗФУН
1
29
Заключительный этап выполнения творческого проекта.
УЗЗФУН
1
30
Защита проекта. УЗЗФУН
1
31
Безопасность ручных работ.
УИНМ
1
32
Основы технологии малярных работ.
УИНМ
1
33
Культура дома.
УИНМ
1
34
Основы технологии оклейки помещений обоями.
УИНМ
1
35
Утепление дверей и окон.
УИНМ
1
Условные обозначения основных типов урока:
КУ – комбинированный урок
УИНМ – урок изучения нового материала
УЗЗФУН – урок закрепления знаний, формирования умений и навыков