Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с Примерной программой основного общего образования по направлению «Технология» рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации. Исходными документами для составления рабочей программы для 8классов по технологии являются: Закон РФ «Об образовании».
1. Типовое положение об ОУ.
2. Образовательная программа МБОУ «Варнавинская СОШ».
3. Базисный учебный план.
4. Учебный план МБОУ «Варнавинская СОШ».
5. Положение о рабочей программе.
6. Положение о промежуточной и текущей аттестации обучающихся.
7. Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных к использованию на 2012-2015 учебный год.
8. Санитарные правила и нормы.
Рабочая программа разработана для обучающихся 8 класса средней общеобразовательной школы на основе Программы общеобразвательных учреждений. Технология. Трудовое обучение. 5 – 11 классы. Автор В.Д.Симоненко.М.: Просвещение, 2010. и ориентирована на использование учебника Синицына Н.В. и др. Технология: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений (вариант для девочек) /Под ред. В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2008.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по технологии 8 класс »
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Варнавинская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено
на заседании методического объединения учителей технологии
Протокол № _____
от «___»___________ 20__ г.
Руководитель МО
_________________________
Согласовано
заместитель директора по учебно-воспитательной работе
_______________С.А.Манакова
«___»_____________ 20 __ г.
Утверждаю
Директор
Варнавинская СОШ
___________ А.Е.Белов
«___»_____________ 20 __ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ТЕХНОЛОГИИ
8 КЛАСС
Программа разработана на основе Программы общеобразвательных учреждений. Технология. 5 – 11 классы. Автор В.Д.Симоненко. Москва. Просвещение, 2010.
Учитель технологии:
Крутикова Ольга Александровна
2014 - 2015учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с Примерной программой основного общего образования по направлению «Технология» рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации. Исходными документами для составления рабочей программы для 8классов по технологии являются: Закон РФ «Об образовании».
Типовое положение об ОУ.
Образовательная программа МБОУ «Варнавинская СОШ».
Базисный учебный план.
Учебный план МБОУ «Варнавинская СОШ».
Положение о рабочей программе.
Положение о промежуточной и текущей аттестации обучающихся.
Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных к использованию на 2012-2015 учебный год.
Санитарные правила и нормы.
Рабочая программа разработана для обучающихся 8 класса средней общеобразовательной школы на основе Программы общеобразвательных учреждений. Технология. Трудовое обучение. 5 – 11 классы. Автор В.Д.Симоненко.М.: Просвещение, 2010. и ориентирована на использование учебника Синицына Н.В. и др. Технология: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений (вариант для девочек) /Под ред. В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2008.
- На изучение курса “Технология” в 8 классе выделяется 1час в неделю регионального компонента. По программе общеобразовательных учреждений “Технология”: трудовое обучение, 5-11 классы под редакцией В.Д.Симоненко - Москва, “Просвещение”, предусматривает изучение курса технологии в 8 классе 68 часов в год – 2 часа в неделю. Программа В.Д.Симоненко скорректирована на 34 часа. В содержательном аспекте она выполняется. Сокращение количества часов в разделах данной программы происходит за счёт повторения тем в программе регионального компонента.
С учётом методических рекомендаций в курс обучения были включены следующие разделы:
Домашняя экономика и основы предпринимательства, использование информационных технологий (9ч.)
Объем программных часов уменьшен в 2 раза в связи с базисным учебным планом – 1 час технологии в неделю. Так на подраздел «Домашняя экономика» - 4 часа, «Основы предпринимательства» - 5 часов, «Художественную обработку материалов – 10 часов, «Проект» - 8 часов + 3часа из раздела «Информационные технологии», на «Информационные технологии» - 3часа вместо 7 ( 3часа для компьютерного сопровождения проекта, 1 час на вводное занятие с компьютерным сопровождением).
На вводное занятие выделяется учителем 1 час для более детального изучения и повторения правил безопасной работы в кабинете обслуживающего труда; практические работы предусмотрены почти на каждом занятии в количестве – 31.
Рабочая программа по технологии ориентирована на освоение обучающимися технологическими знаниями, на овладение обучающимися общетрудовыми и специальными умениями (в области технологии обработки пищевых продуктов, текстильных материалов, изготовления и художественного оформления изделий, ведения домашнего хозяйства) и направлена на получение опыта применения технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Для активизации творческой и познавательной деятельности обучающихся на уроках технологии используется метод проектов. В результате работы над проектом обучающиеся приобретают большой спектр умений и навыков, интегрируют знания из различных предметов, участвуют в выявлении потребностей и возможностей семьи, в разработке конструкции и технологии изготовления продукции; у них воспитывается трудолюбие, способность самостоятельно мыслить и принимать решения, доводить выдвинутые идеи до воплощения в конечный продукт.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера.
Уроки технологии делятся на следующие основные типы:
урок ознакомления с новым материалом (в центре урока – изучение нового материала),
урок формирования умений и навыков (главный этап – самостоятельная работа обучающихся),
урок применения знаний на практике (на занятиях по моделированию и конструированию),
урок повторения, систематизации и обобщения знаний (в центре урока – повторение материала, направленное на формирование системы знаний),
комбинированный урок (повторение пройденного материала в форме опроса обучающихся либо контроль знаний в форме самостоятельной работы, изучение нового материала, закрепление полученных знаний в форме практической работы).
Во время обучения технологии используются следующие методы работы:
словесные: объяснение, лекция, работа с печатным словом, беседа;
практические: самостоятельная работа, лабораторно-практическая работа, использование технологических карт, личный контроль качества (проверка) готовой продукции.
Промежуточная и итоговая аттестация проводится в форме самостоятельных и контрольных работ, которые включают в себя различные виды тестовых заданий (с выбором одного или нескольких правильных ответов, на соответствие, в форме решения кроссвордов и др.) и практические работы.
Календарно-тематическое планирование курса
«Технология: трудовое обучение (девочки), 8 класс»
2014 – 2015 уч.год.
№ п/п
урока
Дата урока
Тема раздела программы, тема урока
Примечание
Д/з
ЭОР
Тема 1. Введение (1ч.)
1
3.09
Инструктаж. Вводное занятие
1ч.
Записи
Презентации учителя, видеозарисовки из интернета
Тема 2. Домашняя экономика и основы предпринимательства, использование информационных технологий (9ч.)
С.197, 198
С.199 Программа -2010
С.143 Программа-2010
2.1. Домашняя экономика (4ч.)
2
10.09
Понятие домашней экономики. Потребности семьи. Пр/р «Расчет затрат на приобретение вещей для учащегося 8 класса»
1 ч.
§1, §3
Пр/р с.6
3
17.09
Информация о товарах. Торговые символы, этикетки и щтрихкоды. Пр/р «Составление списка расходов семьи за месяц, год»
1 ч.
§6
Пр/р с.22
4
24.09
Бюджет семьи. Расходы и доходы семьи. Расходы на питание и составление меню. Пр/р «Расчет затрат на питание семьи в неделю»
1 ч.
§7, §8
Пр/р с.25
5
1.10
Менеджмент и маркетинг в домашней экономике. Реклама товара. Пр/р «Разработка этикетки на производимый товар»
1 ч.
§4, §5
Пр/р с.17
2.2. Основы предпринимательства (5ч.).
Презентации учителя
6
8.10
Предпринимательство: сущность, цели и задачи.
1 ч.
§2, §3
7
15.10
Принципы и формы предпринимательства. Пр/р «Деловая игра: прибыльная идея»
1 ч.
§2, §3
8
22.10
Основные документы деятельности предпринимателя. Пр/р «Деловая игра: прибыльная идея»
1 ч.
Записи
9
29.10
Технологии создания предприятия. Пр/р «Поиск»
1 ч.
Записи
10
5.11
Источники финансирования предпринимательства. Пр/р «Уставной капитал»
1 ч.
Записи
Тема 3. Информационные технологии (3ч.)
С.142 Программа-2010
11
12.11
ПЭВМ в работе предприятий. Пр/р «Определение возможности использования ПВЭМ в работе предприятия»
Разработка технологической части проекта. Пр/р «Составление технологической карты»
1 ч.
Оформление проектной папки
29
Экологическая экспертиза проекта. Пр/р «Оценка экологической безопасности будущего изделия»
1 ч.
Оформление проектной папки
30
Выявление спроса. Оценка стоимости изделия. Пр/р «Проведение экономических расчетов»
1 ч.
Оформление проектной папки
31
Изготовление изделия по проекту. Пр/р «Работа над элементами изделия»
1 ч.
Изготовление изделия
32
Изготовление изделия по проекту. Пр/р «Сборка элементов в готовое изделие»
1 ч.
Изготовление изделия
33
Испытание и оценка готового изделия. Пр/р «Составление оценочного листа проекта»
1 ч.
Подготовка презентации
34
Защита проекта. Пр/р «Презентация готового изделия»
1 ч.
Написание рецензии
Основное содержание программы 8 класса
Домашняя экономика и основы предпринимательства, использование информационных технологий (9ч.)
Цели и значение домашней экономики. Правила ведения домашнего хозяйства, основные виды бытовых домашних работ. Распределение обязанностей в семье. Назначение основных видов современной бытовой техники.
Прожиточный минимум и потребительская корзина. Потребность в планировании бюджета семьи. Составление семейного бюджета, источники его доходной и расходной частей. Постоянные и переменные расходы. Непредвиденные расходы. Рациональное планирование расходов на основе актуальных потребностей семьи. Ориентация на рынке товаров и услуг: анализ потребительских качеств товара, выбор способа совершения покупки. Права потребителя и их защита.
Роль членов семьи в формировании семенного бюджета. Личный бюджет школьника. Анализ полученных результатов по разработке выполняемого проекта. Самооценка учащимся проекта.
Формы предпринимательства в России, поиск своего дела. Предпринимательство: сущность, цели, задачи.
Информационные технологии - 3 часа
ПЭВМ в работе предприятий. Определение возможности использования ПВЭМ в работе предприятия. Деловая переписка (текстовый редактор). Ведение документации. «Печать деловых писем и документов. Реклама и дизайн (графический редактор). «Выполнение рекламного объявления.
Художественная обработка материалов –10часов.
Ручная художественная вышивка.
Знакомство учащихся с видами народного творчества, его историей, способами оформления изделий вышитыми мотивами, изготовление вышитых картин.
Расщирение знаний о способах изготовления, оформления бытовых изделий, орнаментальных мотивах и узорах. Особенности вышивания пейзажа, современные информационные технологии и их использование для вышивания.
Проект, Информационные технологии (8ч. + 3ч.).
Проектирование изделий с использованием информационных технологий.
Выбор темы проекта . Особенности системы выполнения проекта. Составление технологической последовательности. Составление звездочки обдумывания. Разработка логотипов. Оценка материальных и профессиональных возможностей в разработке и реализации проекта. Подготовка и защита проекта.
Требования к уровню усвоения учебного материала
Достижение этих целей и решение задач осуществляется при выполнении одного из предложенных проектов.
В результате обучения по курсу “Технология” учащиеся должны:
знать
1) как определять потребности людей;
2) какие знания, умения и навыки необходимо иметь для изготовления конкретного изделия, удовлетворяющего определенную потребность;
3) как планировать и реализовывать творческий проект;
уметь
1) кратко формулировать задачу своей деятельности;
2) отбирать и использовать информацию для своего проекта;
3) определять перечень критериев, которым должно соответствовать разрабатываемое изделие;
4) оценивать идеи на основе выбранных критериев, наличия времени, оборудования, материалов, уровня знаний и умений, необходимых для реализации выбранной идеи;
5) выполнять упражнения для приобретения навыков изготовления изделий высокого качества;
6) планировать изготовление изделий и изготовлять их;
7) определять затраты на изготовление изделия, оценивать его качество, включая влияние на окружающую среду;
8) испытывать изделие на практике;
9) анализировать недостатки изготовленного изделия и определять трудности, возникающие при его проектировании и изготовлении;
10) формулировать и отстаивать свою точку зрения при защите проекта;
11) определять перечень профессий, необходимых для промышленного изготовления конкретного изделия;
12) использовать элементы маркетинга дли продвижения своего товара, разрабатывать. рекламу своего изделия.
Изучение технологии в школе направлено на достижение следующих целей:
освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного составления своих жизненных и профессиональных планов, безопасных приемов труда;
развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
получение опыта применения политехнических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Основные задачи обучения
Ознакомление учащихся с ролью технологии в нашей жизни, с деятельностью человека по преобразованию материалов, энергии, информации, с влиянием технологических процессов на окружающую среду и здоровье людей.
Обучение исследованию потребностей людей и поиску путей их удовлетворения.
Формирование общетрудовых знаний и умений по созданию потребительского продукта или услуги в условиях ограниченности ресурсов с учетом требований дизайна и возможностей декоративно-прикладного творчества.
Ознакомление с особенностями рыночной экономики и предпринимательства, овладение умениями реализации изготовленной продукции.
Развитие творческой, активной, ответственной и предприимчивой личности, способной самостоятельно приобретать и интегрировать знания из различных областей для решения практических задач.
Подготовка выпускников к профессиональному самоопределению и социальной адаптации.
Список литературы для учащихся
1. Леонтьев А. В. Технология: учеб. пособие для уч-ся 8 кл. ОУ / А. В. Леонтьев, В. С. Капустин, И. А. Сасова; под ред. И. А. Сасовой. - М.: Вентана-Граф, 2008.
2. Леонтьев, А. В. Технология: тетрадь творческих работ / А. В. Леонтьев, В. С. Капустин, И. А. Сасова; под ред. И. А. Сасовой. - М.: Вентана-Граф, 2008.
3. Хотунцев Ю.Л., Симоненко В.Д. Технология: 5-8класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (вариант для девочек) – 3-е изд., под редакцией В.Д.Симоненко.
Список литературы для учителя
1. Кордол Ю. Зеленый стол. Вкусно и целебно. — Житомир, 1990.
2. Кошкарова Е.Д. Руководство по рукоделию. — М, 1993.
3. Лыба С. Прием гостей. -Липецк, 1992.
4. Любина Ю.Л. Рукодельница. -М., 1998.
5. Ляукина М.В., Кузьмина М.А. Основы художественного ремесла. - М., 1999.
6. Максимова М.В., Кузьмина М.А. Лоскутики. - М., 1998.
7. Об использовании метода проектов в образовательной области “Технология”: Письмо Министерства образования РФ № 585/11-13 от 12.04.2000.
8. Уткин П.И. Народные художественные промыслы. — М., 1992.
9. Хотунцев Ю.Л., Симоненко В.Д. Проекты в школьном курсе “Технология” // Школа и производство. - 1993. - № 5.
10. Сасова, И. А. Технология: 5-8 классы: программа / И. А. Сасова, А. В. Марченко. - М: Вентана-Граф, 2007.
11.. Павлова.М. Б. Технология. 5-9 классы. Метод проектов в технологическом образовании школьников: пособие для учителя / М. Б. Павлова, Дж. Питт, М. И. Гуревич, И. А. Сасова. - М.: Вентана-Граф, 2000.
12. Марченко, А. В. Сборник нормативно-методических материалов по технологии / А. В. Марченко, И. А. Сасова, М. И. Гуревич; под ред. И. А. Сасовой. - М.: Вентана-Граф, 2004.
13. Павлова, М. Б. Дизайн-подход как основа обучения / М. Б. Павлова, Дж. Питт. - Н. Новгород: НГЦ, 2000.
14. Сасова, И. А. Экономическое воспитание школьников в процессе трудовой подготовки /И. А. Сасова, А. Ф. Аменд. - М., 1988.
15. Коллекция электронных материалов по технологии в Интернет: http://tehnologia.59442s003.edusite.ru/p2aal.html