Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 5 класс технология»
Рассмотрена Согласована Утверждена
на заседании методического Заместитель директора по УР Директор МБОУ
объединения учителей МБОУ «Разъезд-Корсинская ООШ» «Разъезд-Корсинская ООШ»
естественно-математического цикла __________ /А.Р.Абдуллина/ _________ /Л.М.Бурханова/
Руководитель МО «29» августа 2016 г. Введена в действие
_________/Р.Р.Мухамадиева/ приказом № 37
Протокол № 1 от «31» августа 2016 г.
от «28» августа 2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Технология»
для 5 класса учителя технологии первой квалификационной категории
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Разъезд-Корсинская основная общеобразовательная школа»
Арского муниципального района Республики Татарстан
Хайрутдиновой Розы Ильдусовны
на 2016-2017 учебный год
Принята на заседании
педагогического совета
Протокол №1
от « 29 » августа 2016 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии для 5 класса составлена на основе:
- Федерального закона от 29.12.2012 года №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Закона Республики Татарстан от 22 июля 2013 г. №68-ЗРТ «Об образовании»;
-Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ МО и Н РФ от 17 декабря
2010 года №1897);
-Примерной программы основного общего образования по учебным предметам. (Технология) (Стандарты второго поколения) - М.: Просвещение, 2010
-Основной образовательной программы основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения МБОУ «Разъезд-Корсинская основная общеобразовательная школа» Арского муниципального района Республики Татарстан (Приказ № 59 от 31 августа 2015года)
-Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (Приказ МО и Н РФ от 31 марта 2014 г. №253;
Приказа МО и Н РФ от 8 июня 2015 г. № 576 «О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом МО и Н РФ от 31 марта 2014 г. №253»),
-Учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Разъезд-Корсинская основная общеобразовательная школа» Арского муниципального района Республики Татарстан на 2016-2017 учебный год (Приказ № 37от 31 августа 2016 года)
Изучение технологии в 5 классе направлено на достижение следующих целей:
подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в современном информационном обществе; развитие и воспитание широко образованной, культурной, творческой и инициативной личности. Формирование технологической культуры в первую очередь подразумевает овладение учащимися обще трудовыми и жизненно важными умениями и навыками, так необходимыми в семье, коллективе, современном обществе.
Задачи изучения учебного предмета «Технология» в системе основного общего образования:
- формирование представлений о составляющих техносферы, современном производстве и распространённых в нём технологиях;
- освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности;
- формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающего поколения на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
- овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми (безопасными) приёмами ручного и механизированного труда с использованием распространённых инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами бытовой техники;
- овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства;
- развитие у обучающихся познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
- формирование у обучающихся опыта самостоятельной проектно-исследовательской деятельности;
- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; воспитание гражданских и патриотических качеств личности;
- профессиональное самоопределение школьников в условиях рынка труда, формирование гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций.
Общая характеристика учебного предмета
Новизной данной программы по направлению «Технологии ведения дома» является новый методологический подход, направленный на здоровьесбережение школьников. Эта задача может быть реализована прежде всего на занятиях по кулинарии. В данный раздел включены лабораторно-практические работы по определению качества пищевых продуктов как органолептическими, так и лабораторными методами с использованием химических реагентов экспресс-лаборатории. Эти занятия способствуют формированию у школьников ответственного отношения к своему здоровью, поскольку часто неправильное питание приводит к большому количеству серьезных заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ.
В содержании данного курса сквозной линией проходит экологическое воспитание и эстетическое развитие учащихся при оформлении различных изделий: от кулинарных блюд до изделий декоративно-прикладного искусства.
При изучении всего курса у учащихся формируются устойчивые безопасные приемы труда.
При изучении темы «Конструирование и моделирование» школьники учатся применять зрительные иллюзии в одежде.
При изучении темы «Элементы машиноведения» учащиеся знакомятся с новыми техническими возможностями современных швейных, вышивальных и краеобметочных машин с программным управлением.
Тема «Свойства текстильных материалов» знакомит учащихся с новыми разработками в текстильной промышленности: волокнами, тканями и неткаными материалами, обладающими принципиально новыми технологическими, эстетическими и гигиеническими свойствами.
В раздел «Художественные ремесла» включены новые технологии росписи ткани, ранее не изучавшиеся в школе.
При изучении направления «Технологии ведения дома» наряду с общеучебными умениями учащиеся овладевают целым рядом специальных технологий.
Все это позволяет реализовать современные взгляды на предназначение, структуру и содержание технологического образования.
Независимо от вида изучаемых технологий, содержанием программы предусматривается освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
Технологическая культура производства,
Культура и эстетика труда,
Получение, обработка, хранение и использование технологической информации,
Основы черчения, графики, дизайна,
Знакомство с миром профессий,
Влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека,
Творческая и проектная деятельность
Изучение предмета «Технология» обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Основным дидактическим средством обучения технологии в основной школе является учебно-практическая деятельность учащихся. Результатом технологической деятельности являются продукты труда, соответствующие определенным характеристикам, заданным на стадии проектирования . В конце учебного года проводится промежуточная аттестация в виде итоговой проектной работы по теме: «Фартук».
Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы.
Ведущей структурной моделью для организации занятий по технологии является комбинированный урок.
В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.
Национально-региональный компонент изучается в следующих темах: Национальные блюда из овощей. Народный костюм как основа в построении современных форм одежды. Характерные черты орнаментов народов России. Национальные узоры татарского народа.
Обучение ведется по учебнику Н.В.Синица, В.Д.Симоненко. Технология 5 класс, Москва, Издательский центр «Вентана-Граф» 2015 г.
Промежуточная аттестация по технологии в 5 классе проводится в форме проектной работы.
Место учебного предмета в учебном плане
По учебному плану муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Разъезд-Корсинская основная общеобразовательная школа» Арского муниципального района Республики Татарстан на 2016-2017 учебный год на изучение технологии в 5 классе отводится 70 часов
Учебно-тематический план
№
Название раздела
Количество часов
1
Вводный урок. Творческая проектная деятельность Оформление интерьера
2ч
2
Кулинария
16 ч
3
Создание изделий из текстильных материалов Художественные ремёсла
24ч
4
Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития
8 ч
5
Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся
13ч
6
Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения
7ч
Итого:
70ч
Содержание учебного предмета
Раздел
Формы организации
Виды деятельности
Введение в предмет «Технология» Общие правила безопасных приемов труда, санитарии и гигиены. Санитарные требования к помещению кухни и столовой, к посуде и кухонному инвентарю. Соблюдение санитарных правил и личной гигиены при кулинарной обработке продуктов для сохранения их качества и предупреждения пищевых отравлений. Безопасные приемы работы с кухонным оборудованием, колющими и режущими инструментами, горячими жидкостями. Оказание первой помощи при ожогах и порезах
Урок-практикум,
урок-беседа
Формулировать цели изучения предмета
«Технология», беседа о содержании предмета «Технология».
Изучение техники безопасности. Определять цели и задачи проектной деятельности.
Изучать этапы выполнения проекта.
Знакомиться с примерами творческих проектов пятиклассников
Знакомиться с эргономическими, санитарно-гигиеническими, эстетическими требованиями к интерьеру.
Находить и представлять информацию об устройстве современной кухни.
Планировать кухни с помощью шаблонов в рабочей тетради и с помощью компьютера
Кулинария. Физиология питания. Санитария и гигиена на кухне. Понятие о процессе пищеварения, об усвояемости пищи; условия, способствующие лучшему пищеварению; роль слюны, кишечного сока и желчи в пищеварении; общие сведения о питательных веществах. Бутерброды и горячие напитки .Продукты, употребляемые для приготовления бутербродов. Значение хлеба в питании человека. Способы нарезки продуктов для бутербродов, инструменты и приспособления для нарезки. Особенности технологии приготовления и украшения различных видов бутербродов. Требования к качеству готовых бутербродов, условия и сроки их хранения. Виды горячих напитков (чай, кофе, какао, горячий шоколад). Правила хранения чая, кофе, какао. Сорта чая, их вкусовые достоинства и. способы заваривания. Сорта кофе и какао. Устройства для размола зерен кофе. Технология приготовления кофе и какао. Требования к качеству готовых напитков. Блюда из овощей и фруктов. Виды овощей, используемых в кулинарии. Содержание в овощах минеральных веществ, белков, жиров, углеводов, витаминов. Сохранность этих веществ в пищевых продуктах в процессе хранения и кулинарной обработки. Содержание влаги в продуктах. Влияние ее на качество и сохранность продуктов. Свежемороженые овощи. Условия и сроки их хранения, способы кулинарного использования. Влияние экологии окружающей среды на качество овощей. Методы определения качества овощей. Определение количества нитратов в овощах с помощью измерительных приборов, в химических лабораториях, при помощи бумажных индикаторов в домашних условиях. Назначение, правила и санитарные условия механической кулинарной обработки овощей. Причины потемнения картофеля и способы его предотвращения. Особенности механической кулинарной обработки листовых, луковых, пряных, тыквенных, томатных и капустных овощей. Назначение и кулинарное использование различных форм нарезки овощей. Инструменты и приспособления для нарезки овощей. Правила обработки, обеспечивающие сохранение цвета овощей и содержания в них витаминов. Использование салатов в качестве самостоятельных блюд и дополнительных гарниров к мясным и рыбным блюдам. Технология приготовления салатов из сырых овощей. Оформление салатов продуктами, входящими в состав салатов и имеющими яркую окраску, и листьями зелени. Значение и виды тепловой кулинарной обработки продуктов (варка, жаренье, тушение, запекание, припускание, пассерование, бланширование). Преимущества и недостатки различных способов варки овощей. Изменение содержания витаминов и минеральных веществ в овощах в зависимости от условий кулинарной обработки. Технология приготовления блюд из отварных овощей. Требования к качеству и оформлению готовых блюд. Национальные блюда из овощей. Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий. Подготовка к варке круп, бобовых и макаронных изделий. Технология приготовления крупяных рассыпчатых, вязких и жидких каш. Кулинарные приемы приготовления блюд из бобовых, обеспечивающие сохранение в них витаминов группы В. Способы варки макаронных изделий. Соотношение крупы, бобовых и макаронных изделий и жидкости при варке каш различной консистенции и гарниров. Посуда и инвентарь, применяемые при варке каш, бобовых и макаронных изделий. Блюда из яиц. Значение яиц в питании человека. Использование яиц в кулинарии. Способы определения свежести яиц. Способы хранения яиц. Технология приготовления блюд из яиц. Приспособления и оборудование для взбивания и приготовления блюд из яиц. Оформление готовых блюд. Интерьер кухни, столовой .Интерьер жилых помещений и их комфортность. Понятие о композиции в интерьере. Характерные особенности интерьера жилища, отвечающие национальному укладу и образу жизни. Особенности сервировки стола к завтраку, обеду, ужину, празднику. Набор столовых приборов и посуды. Способы складывания салфеток. Правила пользования столовыми приборами
Урок практикум,
урок-беседа, Урок викторина,
экскурсии
Находить и представлять информацию о содержании в пищевых продуктах витаминов, минеральных солей и микроэлементов.
Составлять индивидуальный режим питания и дневной рацион на основе пищевой пирамиды.
Оказывать первую помощь при порезах и ожогах
Находить и представлять информацию о содержании в пищевых продуктах витаминов, минеральных солей и микроэлементов.
Составлять индивидуальный режим питания и дневной рацион на основе пищевой пирамиды.
Оказывать первую помощь при порезах и ожогах
Находить и представлять информацию об устройстве современной кухни. Планировать кухню с помощью шаблонов. Определять состав продуктов в бутербродах, виды бутербродов, технологию приготовления.
Приготовлять и оформлять бутерброды.
Определять вкусовые сочетания продуктов в бутербродах.
Подсушивать хлеб для канапе в жарочном шкафу или тостере.
Дегустировать бутерброды
Определять понятие
«горячий напиток», история чая и кофе (выращивание, сорта, технология приготовления)
Находить и предъявлять информацию о растениях, из которых можно приготовить горячие напитки.
Приготовлять горячие напитки (чай, кофе, какао).
Проводить сравнительный анализ вкусовых качеств различных видов чая и кофе.
Дегустировать напитки.
Самостоятельная работа: составить технологические карты
Читать маркировку и штриховые коды на упаковках.
Изучать устройство кастрюли-кашеварки.
Выполнять механическую кулинарную обработку крупы, бобовых.
Определять экспериментально оптимальное соотношение крупы и жидкости при варке гарнира из крупы.
Готовить кашу.
Осваивать безопасные приемы тепловой обработки овощей.
Готовить гарниры и блюда из вареных овощей.
Осуществлять оценку готовых блюд.
Выполнять кулинарную механическую обработку овощей и фруктов.
Выполнять художественное украшение салатов.
Соблюдать последователь-ность приготовления блюд по технологической карте.
Готовить салат из сырых овощей или фруктов.
Определять свежесть яиц с помощью подсоленной воды. Находить и представлять информацию о способах хранения яиц без холодильника, о блюдах из яиц, способах оформления яиц к народным праздникам
Повторить правила безопасности на кухне, технологии приготовления бутербродов и горячих напитков. Проверка готовности к выполнению практической работы. Выполнение практической работы. Контроль, оценка и самооценка по представленным критериям. Защита проектов.
Создание изделий из текстильных материалов. Свойства текстильных материалов. Классификация текстильных волокон. Способы получения и свойства натуральных и искусственных волокон. Классификация машин швейного производства по назначению, степени механизации и автоматизации. Бытовая швейная машина, ее технические характеристики, назначение основных узлов. Виды приводов швейной машины, их устройство, преимущества и недостатки. Организация рабочего места для выполнения машинных работ. Правила безопасной работы на универсальной бытовой швейной машине. Правила подготовки швейной машины к работе. Формирование первоначальных навыков работы на швейной машине. Конструирование швейных изделий. Краткие сведения из истории одежды. Современные направления моды. Народный костюм как основа в построении современных форм одежды. Понятие о композиции в одежде (материал, цвет, силуэт, пропорции, ритм). Зрительные иллюзии в одежде. Виды художественного оформления швейных изделий. Ручные стежки и строчки. Технология выполнения машинных швов, их условные графические обозначения. Подготовка ткани к раскрою. Инструменты и приспособления для раскроя. Правила выполнения следующих технологических операций: обработка деталей кроя; обработка застежек, карманов, поясов, бретелей; обметывание швов ручным и машинным способами; обработка вытачек с учетом их расположения на деталях изделия; обработка верхнего края поясного изделия притачным поясом
Урок-практикум,
экскурсии
Определять цель и задачи проектной деятельности.
Составлять коллекции тканей из натуральных волокон растительного происхождения.
Определять направление долевой нити в ткани.
Исследовать свойства нитей основы и утка.
Определять лицевую и изнаночную стороны ткани.
Определять виды переплетения нитей в ткани.
Проводить анализ прочности окраски тканей.
Находить и предоставлять информацию о производстве нитей и тканей в домашних условиях, об инструментах и приспособлениях, которыми пользовались для этих целей в старину
Выполнять практическую работу «Снятие мерок для построения чертежа фартука». Взаимоконтроль.
Контроль учителя
Находить и представлять информацию об истории швейных изделий
Рассчитывать по формулам отдельные элементы чертежей швейных изделий.
Строить чертеж швейного изделия в масштабе 1:4
Самостоятельная работа « Построение чертежа фартука 1:4»
Выполнять эскизные зарисовки национальных костюмов; разрабатывать эскизы различных моделей женской одежды. Выполнять самостоятельную работу: построение чертежа фартука в натуральную величину
Проводить беседу с использованием материала учебника: правила и приемы раскроя швейного изделия, правила безопасных приемов работы с булавками, ножницами. Знакомиться с профессиями закройщик
Самостоятельно выполнять практическую работу «Раскрой швейного изделия».
Самооценка по предложенным критериям
Художественные ремёсла. Знакомство с различными видами декоративно-прикладного искусства народов нашей страны. Традиционные виды рукоделия: вышивка, вязание. Знакомство с творчеством народных умельцев своего края, области, села. Краткие сведения из истории создания изделий из лоскута. Возможности лоскутной пластики, ее связь с направлениями современной моды. Материалы для лоскутной пластики. Подготовка материалов к работе. Инструменты, приспособления, шаблоны для выкраивания элементов орнамента. Технология соединения деталей между собой и с подкладкой. Использование прокладочных материалов. Символика в орнаменте. Характерные черты орнаментов народов России. Цветовые сочетания в орнаменте. Виды орнаментов. Орнамент. Национальные узоры татарского народа.
Комнатные растения в интерьере. Роль комнатных растений в интерьере. Сочетание цвета и формы листьев и цветов комнатных растений с мебелью, обоями, общим цветовым решением комнаты. Размещение комнатных растений в интерьере
Урок-практикум,
викторина
Изучать устройство современной бытовой швейной машины с электрическим приводом.
Подготавливать швейную машину к работе: наматывать нижнюю нитку на шпульку, заправлять верхнюю и нижнюю нитки, выводить нижнюю нитку наверх.
Знакомиться с профессией портной
Изучать устройство современной бытовой швейной машины с электрическим приводом.
Подготавливать швейную машину к работе: наматывать нижнюю нитку на шпульку, заправлять верхнюю и нижнюю нитки, выводить нижнюю нитку наверх.
Осваивать приемы работы на швейной машине
Выполнять практическую работу «Снятие мерок для построения чертежа фартука». Взаимоконтроль.
Контроль учителя
Находить и представлять информацию об истории швейных изделий
Изготовлять образцы машинных работ: обметывание зигзагообразными стежками, застрачивание (вподгибку с открытым срезом и вподгибку с закрытым срезом); стачивание.
Выполнять эскизные зарисовки национальных костюмов; разрабатывать эскизы различных моделей женской одежды
Рассчитывать по формулам отдельные элементы чертежей швейных изделий.
Строить чертеж швейного изделия в масштабе 1:4
Самостоятельная работа
« Построение чертежа фартука 1:4»
Обрабатывать изделие по плану:изготовление и оформление карманов и бретелей ,соблюдение правилТБ
Обрабатывать проектное изделие индивидуальному плану: обработка верхнего среза фартука; соблюдение правил ТБ. Осуществлять самоконтроль и оценку качества готового изделия, анализировать ошибки
Овладевать безопасными приемами труда.
Проводить влажно-тепловую обработку Изучать лучшие работы мастеров декоративно-прикладного искусства родного края Анализировать особенности декоративно-прикладного искусства народов России.
Находить и предъявлять информацию о народных промыслах своего региона, о способах и материалах, применяемых для украшения праздничной одежды в старину
Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития. Потребности и технологии. Иерархия потребностей. Общественные потребности. Потребности и цели. Развитие потребностей и развитие технологий. Реклама. Принципы организации рекламы. Способы воздействия рекламы на потребителя и его потребности. Понятие технологии. Материальные технологии, информационные технологии, социальные технологии. Источники развития технологий: эволюция потребностей, практический опыт, научное знание, технолизация научных идей. Развитие технологий и проблемы антропогенного воздействия на окружающую среду. Технологии и мировое хозяйство. Закономерности технологического развития .Технологический процесс, его параметры, сырье, ресурсы, результат. Виды ресурсов. Способы получения ресурсов. Взаимозаменяемость ресурсов. Ограниченность ресурсов. Условия реализации технологического процесса. Побочные эффекты реализации технологического процесса. Технология в контексте производства.
Урок-практикум,
беседа
Выполнять орнаменты с помощью графического редактора компьютера. Выполнять орнаментальные композиции в цвете. Находить и представлять информацию об истории лоскутного шитья
Изготовить шаблоны из плотного картона, выкраивать деталей и создать лоскутного верха (соединение деталей между собой) Выполнять образцы аппликации и стежки в лоскутном изделии. Выполнять практическую работу, соблюдать правила ТБ, контроль и самоконтроль, оценка и самооценка работы
Выполнять обработки срезов лоскутного изделия косой бейкой или кантом.
Обсуждение наиболее удачных работ
Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся. Сборка моделей. Исследование характеристик конструкций. Проектирование и конструирование моделей по известному прототипу. Испытания, анализ, варианты модернизации. Модернизация продукта. Разработка конструкций в заданной ситуации: нахождение вариантов, отбор решений, проектирование и конструирование, испытания, анализ, способы модернизации, альтернативные решения. Конструирование простых систем с обратной связью на основе технических конструкторов .Изготовление информационного продукта по заданному алгоритму. Изготовление продукта на основе технологической документации с применением элементарных, не требующих регулирования, рабочих инструментов Моделирование процесса управления в социальной системе (на примере элемента школьной жизни). Компьютерное моделирование, проведение виртуального эксперимента (на примере характеристик транспортного средства).Разработка проектного замысла по алгоритму «бытовые мелочи»: реализация этапов анализа ситуации, целеполагания, выбора системы и принципа действия, модификации продукта (поисковый и аналитический этапы проектной деятельности). Изготовление материального продукта с применением элементарных (не требующих регулирования) и сложных (требующих регулирования, настройки) рабочих инструментов, технологического оборудования (практический этап проектной деятельности). Разработка и реализации персонального проекта, направленного на разрешение личностно значимой для обучающегося проблемы. Реализация запланированной деятельности по продвижению продукта. Разработка проектного замысла в рамках избранного обучающимся вида проекта
Урок-практикум,
викторина
Выполнять практическую работу, соблюдать правила ТБ, контроль и самоконтроль, оценка и самооценка работы Завершить изготовления изделия, расчет стоимости, составить доклад к защите
Разрабатывать и реализовать персональный проект
Ставить учебную задачу;
планировать свою деятельность выражать общее решение, принимать ответственное решение, обрабатывать, анализировать информацию
Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения. Предприятия региона проживания обучающихся, работающие на основе современных производственных технологий. Обзор ведущих технологий, применяющихся на предприятиях региона, рабочие места и их функции. Производство и потребление энергии в регионе проживания обучающихся, профессии в сфере энергетики. Автоматизированные производства региона проживания обучающихся, новые функции рабочих профессий в условиях высокотехнологичных автоматизированных производств и новые требования к кадрам. Производство материалов на предприятиях региона проживания обучающихся. Производство продуктов питания на предприятиях региона проживания обучающихся. Организация транспорта людей и грузов в регионе проживания обучающихся, спектр профессий.
Урок-практикум,
беседа
Ставить учебную задачу;
планировать свою деятельность
определять критерии для сравнения фактов, явлений
выслушивать и объективно оценивать другого
Выступить с защитой проекта, анализ результатов проектной деятельности, самооценка и оценка других обучающихся по предложенным критериям, работать по инструкции, анализировать ситуации, постановка цели и задач, оценивать результат и продукт деятельности.
Искать информацию в различных источниках, включая Интернет
выражать общее решение, принимать ответственное решение, обрабатывать, анализировать информацию создавать индивидуальную программу образовательного путешествия;
получить пробы в определенных видах деятельности.
выявлять причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения фактов ,явлений
уметь вести диалог, выражать общее решение; используя дополнительные источники и информации обрабатывать, анализировать информацию и извлекать из первичных источников Выступить с защитой проекта, анализ результатов проектной деятельности, самооценка и оценка других обучающихся по предложенным критериям
обрабатывать, анализировать информацию и извлекать из первичных источников, планировать профессиональное образование и профессиональную карьеру, анализируя территориальный рынок труда
создавать индивидуальную программу образовательного путешествия
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;
- самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
- развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;
- осознанный выбор и по строение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду;
-становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности, планирование образовательной и профессиональной карьеры, осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;
- проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
- самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технологий, к рациональному ведению домашнего хозяйства;
- формирование основ экологи ческой куль туры, соответствующей современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование индивидуально-личностных позиций учащихся.
Метапредметными результатами изучения курса «Технология» является формирование универсальных учебных действий (УУД): познавательных, регулятивных, коммуникативных.
Метапредметные результаты освоения учащимися предмета «Технология»:
- самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности;
алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
- определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
- комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;
- поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
- выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;
- самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;
- виртуальное и натурное моделирование технических объектов, продуктов и технологических процессов; проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
-осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
- организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
- оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
- соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
- оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результатыосвоения учащимися предмета «Технология» в школе:
Обучающиеся научатся:
• самостоятельно готовить для своей семьи простые кулинарные блюда из сырых и варёных овощей и фруктов, отвечающие требованиям рационального питания, соблюдая правильную технологическую последовательность приготовления, санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы.
• изготавливать с помощью ручных инструментов и оборудования для швейных и декоративно-прикладных работ, швейной машины простые по конструкции модели швейных изделий, пользуясь технологической документацией;
• выполнять влажно-тепловую обработку швейных изделий.
• выполнять несложные приёмы моделирования швейных изделий;
• определять и исправлять дефекты швейных изделий;
•овладеть методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда;
• изготавливать изделия декоративно-прикладного искусства, народных промыслов;
• организовывать и осуществлять проектную деятельность на основе установленных правил, поиска новых решений, планировать и организовывать технологический процесс с учётом имеющихся ресурсов и условий;
•формировать представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах, минеральных веществах; организовывать своё рациональное питание в домашних условиях; применять различные способы обработки пищевых продуктов с целью сохранения в них питательных веществ;
экономить электрическую энергию при обработке пищевых продуктов; оформлять приготовленные блюда, сервировать стол; соблюдать правила этикета за столом;
• организовывать и осуществлять проектную деятельность на основе установленных правил, поиска новых решений, планировать и организовывать технологический процесс
• осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку проекта; разрабатывать вариант рекламы для продукта труда.
•выполнять простые ручные и машинные швы;
•переводить рисунок вышивки на ткань, запяливать ткань в пяльцы, выполнять вышивку крестом;
•читать и строить чертеж фартука, снимать и записывать мерки, выполнять моделирование.
Календарно-тематический план
№
Тема урока
Дата
Примечание
По плану
Фактически
1
Вводный урок. Вводный инструктаж.
Творческая проектная деятельность
Что такое творческие проекты. Этапы выполнения проектов.
2
Оформление интерьера.
Интерьер и планировка кухни-столовой. Творческий проект
«Планирование кухни-столовой».
3
Кулинария Санитария и гигиена.
4
Здоровое питание.
Оказание первой помощи.
5
Технология
приготовления пищи. Бутерброды
6
Технология
приготовления
бутербродов
7
Технология
приготовления горячих напитков
8
Приготовление горячих напитков
9
Технология приготовления блюд из круп и бобовых
10
Технология приготовления блюд из макаронных изделий.
11
Технология приготовления блюд из овощей и фруктов.
12
Тепловая кулинарная обработка овощей.
13
Приготовление блюд из сырых овощей и фруктов
14
Приготовление блюд из вареных овощей и фруктов. Национальные блюда из овощей.
15
Технология приготовления блюд из яиц.
Приготовление завтрака.
16
Сервировка стола к завтраку. Правила поведения за столом
17
Творческий проект
«Приготовление
воскресного завтрака для всей семьи»
18
Творческий проект
«Приготовление воскресного завтрака для всей семьи»
19
Создание изделий из текстильных материалов
Производство текстильных материалов. Текстильные материалы и их свойства.
Основы композиции. Символика в орнаменте. Орнамент. Национальные узоры татарского народа.
37
Цветовые сочетания в орнаменте. Характерные черты орнаментов народов России.
38
Лоскутное шитьё по шаблонам. Аппликация и стёжка (выстёгивание) в лоскутном шитье.
39
Раскрой элементов. Соединение деталей изделия.
40
Обработка срезов лоскутного изделия
41
Подготовка к проектной работе
42
Потребности и технологии. Иерархия потребностей. Общественные потребности. Потребности и цели. Развитие потребностей и развитие технологий
43
Реклама. Принципы организации рекламы. Способы воздействия рекламы на потребителя и его потребности.
44
Понятие технологии. История развития технологий. Источники развития технологий: эволюция потребностей, практический опыт, научное знание, технологизация научных идей. Материальные технологии, информационные технологии, социальные технологии.
45
Технологии и мировое хозяйство. Технологический процесс, его параметры, сырье, ресурсы, результат.
46
Развитие технологий и проблемы антропогенного воздействия на окружающую среду. Закономерности технологического развития.
47
Виды ресурсов. Способы получения ресурсов. Взаимозаменяемость ресурсов. Ограниченность ресурсов.
48
Условия реализации технологического процесса. Побочные эффекты реализации технологического процесса. Технология в контексте производства.
49
Урок-обобщение по теме «Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития»
50
Сборка моделей. Исследование характеристик конструкций. Проектирование и конструирование моделей по известному прототипу. Испытания, анализ, варианты модернизации. Модернизация продукта.
51
Разработка конструкций, нахождение вариантов, отбор решений, проектирование и конструирование испытания, анализ, способы модернизации, альтернативные решения
52
Конструирование простых систем с обратной связью на основе технических конструкторов.
53
Изготовление информационного продукта по заданному алгоритму. Изготовление продукта на основе технологи-ческой документации с применением элементарных, не требующих регулирования, рабочих инструментов.
54
Изготовление продукта на основе технологической документации с применением элементарных, не требующих регулирования, рабочих инструментов.
55
Моделирование процесса управления в социальной системе (на примере элемента школьной жизни).
56
Компьютерное моделирование, проведение виртуального эксперимента (на примере характеристик транспортного средства).
57
Разработка проектного замысла по алгоритму «бытовые мелочи»: реализация этапов анализа ситуации, целеполагания, выбора системы и принципа действия, модификации продукта (поисковый и аналитический этапы проектной деятельности).
58
Изготовление материального продукта с применением элементарных (не требующих регулирования) рабочих инструментов
59
Изготовление материального продукта с применением сложных (требующих регулирования, настройки) рабочих инструментов, технологического оборудования (практический этап проектной деятельности)
60
Разработка и реализации персонального проекта, направленного на разрешение личностно значимой для обучающегося проблемы.
61
Реализация запланирован-ной деятельности по продвижению продукта.
Разработка проектного замысла в рамках избранного обучающимся вида проекта.
62
Урок обобщение по теме «Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся
63
Предприятия региона проживания обучающихся, работающие на основе современных производственных технологий. Обзор ведущих технологий, применяющихся на предприятиях региона, рабочие места и их функции.
64
Производство и потребление энергии в регионе проживания обучающихся, профессии в сфере энергетики.
65
Понятие трудового ресурса, рынка труда. Организация транспорта людей и грузов в регионе проживания обучающихся.
66
Виды профессий. Спектр профессий, выбор профессии.
Производство материалов на предприятиях региона проживания обучающихся.
67
Проектная работа «Моделирование фартука»
68
Автоматизированные производства региона проживания обучающихся, новые функции рабочих профессий в условиях высокотехнологичных автоматизированных производств и новые требования к кадрам.
69
Производство продуктов питания на предприятиях региона проживания обучающихся.
70
Урок обобщение по теме «Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения»
Учебно - методическое и материально- техническое обеспечение
2. Учебник. Технология ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /Н.В.Синица, В.Д.Симоненко - М.: Вентана – Граф, 2014г.
3. Синица Н.В. Технология. Технологии ведения дома. 5кл: методическое пособие/ Н.В. Синица.- М.: Вентана – Граф, 2013г..
4Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 17.12.2010 года № 1897;
Материал для проведения промежуточной аттестации по технологии в 5 классе. (проектная работа )
Этапы работы над проектом: “Моделирование фартука”
1. Выбор темы проекта.
2 Проблема.Краткая формулировка задачи.
3 Инстументы и материалы.
4 Санитарно-гигиенические требования
5 Техника безопасности.
6. Дизайн-спецификация .
7. Выкройка.
8. Экологическая оценка проекта.
9. Результат.
10. Вывод.
11. Анализ проектной деятельности.
Содержание проектной работы Тема. Проблема. Краткая формулировка задачи. Поисково-исследовательский этап История подарков Исследование. Дизайн-анализ. Выбор идей и их проработка. Окончательный выбор. Дизайн-спецификация. Конструкторский этап. Эскиз Выкройки в натуральную величину. Технологический этап. Технологическая карта. Санитарно-гигиенические требования. Техника безопасности Разработка плана слайд-шоу. Заключительный этап Экологическая оценка проекта. Экономические расчеты. Испытание изделия. Анализ изделия. Анализ проектной деятельности. Источники информации
Критерии оценивания умений по предмету «Технология»
№
Оцен-
ки
Знание учебного материала
Точность обработки изделия
Норма времени выполнения
Правильность выполнения трудовых приемов
Организация рабочего времени
Соблюдение правил дисциплины и т/б
1
«5»
Ответы отличаются глубокими знанием учебного материала, свидетельствуют о способности самостоятельно находить причинно-следственные зависимости и связь с практикой
Точность размеров изделия лежит в пределах 1/3 допуска
Норма времени меньше или равна установленной
Абсолютная правильность выполнения трудовых операций
Учащийся показал грамотное соблюдение правил организации рабочего места
Нарушений дисциплины и правил т/б в процессе занятия учителем замечено не было
2
«4»
В ответах допускаются незначительные неточности, учащиеся почти самостоятельно находят причинно-следственные зависимости в учебном материале, связи его с практикой
Точность размеров изделия лежит в пределах ½ поля допуска
Норма времени превышает установленного на 10-15 %
Имеют место отдельные случаи неправильного выполнения трудовых приемов, которые после замечания учителя не повторяются
Имели место отдельные случаи нарушения правил организации рабочего места, которое после замечания учителя не повторяются
Имели место отдельные случаи нарушения дисциплины и т/б, которые после замечания учителя не повторяются
3
«3»
В ответах допускаются неточности, исправляемые только с помощью учителя, учащиеся не могут сами выделить в учебном материале причинно-следственные связи, связать его с практикой
Точность размеров изделия лежит в пределах поля допуска
Норма времени превышает установленную на 20% и более
Имеют место случаи неправильного выполнения трудовых приемов, часть из которых после замечания учителя повторяются снова
Имели место случаи неправильной организации рабочего места, которые после замечания учителя повторяются снова
Имели место нарушения дисциплины и правил т/б, которые после замечания учителя повторялись снова
4
«2»
Ответы свидетельствуют о значительном незнании учебного материала, учащийся не может без учителя найти в нем причинно-следственные связи
Точность изделия выходит за пределы поля допуска
Учащийся не справился с заданием в течении бюджета времени урока
Почти все трудовые приемы выполняются не верно и не исправляются после замечания
Почти весь урок наблюдались нарушения правил организации рабочего места
Имели место многократные случаи нарушения правил т/б и дисциплины
5
«1»
Учащийся абсолютно не знает учебный материал, отказывается от ответа
Учащийся допустил неисправи-
мый брак
Учащийся отказался от выполнения так и не смог к нему приступить
Учащийся совершенно не владеет трудовыми приемами
Полное незнание правил организации рабочего места
Имели место нарушения дисциплины и т/б, повлекшие за собой травматизм
Примерные нормы оценки практической работы
Организация труда
Отметка «5» ставится, если полностью соблюдались правила трудовой и технической дисциплины, работа выполнялась самостоятельно, тщательно спланирован труд, предложенный учителем, полностью соблюдались общие правила техники безопасности, отношение к труду добросовестное, к инструментам - бережное, экономное.
Отметка «4» ставится, если работа выполнялась самостоятельно, допущены незначительные ошибки в планировании труда, организации рабочего места, которые исправлялись самостоятельно, полностью выполнялись правила техники безопасности.
Отметка «3» ставится, если самостоятельность в работе была низкой, допущены нарушения трудовой и технологической дисциплины, организации рабочего места.
Отметка «2» ставится, если самостоятельность в работе отсутствовала, допущены грубые нарушения правил трудовой и технологической дисциплины, правил техники безопасности, которые повторялись после замечаний учителя.
Приемы труда
Отметка «5» ставится, если все приемы труда выполнялись правильно, не было нарушений правил ТБ, установленных для данного вида работ.
Отметка «4» ставится, если приемы выполнялись в основном правильно, допущенные ошибки исправлялись самостоятельно, не было на рушения правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.
Отметка «3» ставится, если отдельные приемы труда выполнялись неправильно, допущены незначительные нарушения правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.
Отметка «2» ставится, если неправильно выполнялись многие виды работ, ошибки повторялись после замечания учителя, неправильные действия привели к травме учащегося или поломке инструмента (оборудования).
Качество изделий (работы)
Отметка «5» ставится, если изделие выполнено точно по чертежу; все размеры выдержаны; отделка выполнена в соответствии с требованиями инструкционной карты или по образцу.
Отметка «4» ставится, если изделие выполнено по чертежу, размеры выдержаны, но качество отделки ниже требуемого.
Отметка «3» ставится, если изделие выполнено по чертежу с небольшими отклонениями; качество отделки удовлетворительное.
Отметка «2» ставится, если изделие выполнено с отступлениями от чертежа, не соответствует образцу. Дополнительная доработка не может привести к возможности использования изделия.
Норма времени (выработки)
Отметка «5» ставится, если задание выполнено в полном объеме и в установленный срок.
Отметка «4» ставится, если на выполнение работы затрачено времени больше установленного по норме на 10%.
Отметка «3» ставится, если на выполнение работы затрачено времени больше установленного по норме на 25%.
Отметка «2» ставится, если на выполнение работы затрачено времени против нормы больше чем на 25%.