«Рассмотрено» Руководитель РМО _____________________ ____________ /______________ Протокол № _1___ от «__27__» _08_2013г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ __________ / Глухова Г.В. «_28__»__08__2013 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ с.Новоалександровка _________/ Грушко Г.В. Приказ №_182____ от «_06__»09___ 2013г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Алдабергеневой Майи Жумабаевны
учителя технологии
5 класса
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № _1___
от _30.08. 2013 г.
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по направлению «Технология ведения дома» для 5 класса составлена на основе:
- Примерной программы по предмету «Технология» составленной на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования второго поколения. Москва «Просвещение» 2010
- Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального государственного образовательного стандарта
- Учебника Технология. Технология ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /Н.В.Синица, В.Д.Симоненко - М.: Вентана - Граф ,2012.
Примерная программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, об общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Примерная программа по предмету «Технология» содействует сохранению единого образовательного пространства России.
Она представляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению авторского учебного курса с учетом позиции и творческого потенциала педагога, индивидуальных способностей, интересов и потребностей учащихся, материальной базы образовательных учреждений, местных социально-экономических условий, национальных традиций характера рынка труда.
Данная программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю)
Общая характеристика учебного предмета «Технология»
Основными целями изучения учебного предмета «Технология» в системе основного общего образования являются: формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях.
Изучение предметной области «Технология» должно обеспечить развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач; активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий; совершенствование умений осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность; формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса; формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности.
Рабочая программа реализует следующие цели и задачи учебного предмета в 5 классе, предусмотренные федеральным государственным образовательным стандартом и примерной программой основного общего образования по технологии:
• Освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;
• Владение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
• Развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
• Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
• Получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной деятельности.
Обучение технологии предполагает широкое использование межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчётных операций и графических построений; с химией при изучении свойств конструкционных и текстильных материалов, пищевых продуктов; с физикой при изучении механических характеристик материалов, устройства и принципов работы машин, механизмов приборов, видов современных технологий; с историей и искусством при изучении технологий художественно-прикладной обработки материалов.
Описание места учебного предмета «Технология» в учебном плане
Учебный предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет обучающимся возможность войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, называемой техносферой и являющейся главной составляющей окружающей человека действительности.
Базисный учебный план образовательного учреждения на этапе основного общего образования должен включать 70 учебных часа для обязательного изучения предмета «Технология» (из расчёта 2 ч в неделю). Дополнительное время для обучения технологии может быть выделено за счёт резерва времени в базисном (образовательном) учебном плане.
С учётом общих требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения изучение предметной области «Технология» должно обеспечить:
■ развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач;
■ активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий;
■ совершенствование умений осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность;
■ формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса;
■ формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности.
Описание ценностных ориентиров содержания предмета «Технология»
Программа предусматривает формирование у обучающихся обще учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
В результате обучения учащиеся овладеют:
■ трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими показателями;
■ умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
■ навыками применения распространённых ручных инструментов и приспособлений, бытовых электрических приборов; планирования бюджета домашнего хозяйства; культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.
В результате изучения технологии обучающийся, независимо от изучаемого направления, получает возможность ознакомиться:
■ с основными технологическими понятиями и характеристиками;
■ технологическими свойствами и назначением материалов;
■ назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
■ видами и назначением бытовой техники, применяемой для повышения производительности домашнего труда;
■ видами, приёмами и последовательностью выполнения технологических операций, влиянием различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;
■ профессиями и специальностями, связанными с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;
■ со значением здорового питания для сохранения своего здоровья;
выполнять по установленным нормативам следующие трудовые операции и работы:
■ рационально организовывать рабочее место;
■ находить необходимую информацию в различных источниках;
■ применять конструкторскую и технологическую документацию;
■ составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия, выполнения работ или получения продукции.
Рабочая программа по технологии в 5 классе подразумевает использование таких организационных форм проведения уроков, как:
• урок «открытия» нового знания;
• урок отработки умений и рефлексии;
• урок общеметодологической направленности;
• урок развивающего контроля;
• урок – исследование (урок творчества);
• лабораторная работа;
• практическая работа;
• творческая работа;
• урок – презентация.
Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические и практические работы.
Программой предусмотрено выполнение обучающимися в каждом учебном году творческого проекта. Соответствующая тема по учебному плану программы предлагается в конце каждого года обучения.
Результаты изучения по учебному предмету «Технология»
При изучении технологии в основной школе обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
-формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;
-формирование ответственного отношения к учению, к саморазвитию и самообразованию; овладение элементами организации умственного и физического труда;
- самооценка способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
- развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться;
- осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования в мире профессий;
- становление самоопределения в выборе профессии, планирование образовательной и профессиональной карьеры;
- формирование и умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;
- проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
- самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технологий, к рациональному ведению домашнего хозяйства;
- формирование основ экологической культуры, бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
- развитие сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, формирование индивидуально-личностных позиций учащихся.
Метапредметные результаты:
-самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности;
-алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
-определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
-комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
-выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;
-самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;
-виртуальное и натурное моделирование технических объектов, продуктов и технологических процессов; проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач;
-осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
- организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
- оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов по показателям труда; соблюдение норм и правил безопасности познавательно - трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
-оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей; формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты (в познавательной сфере):
-осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, природных объектов, а также соответствующих технологий промышленного производства; ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
- практическое освоение обучающимися основ проектно - исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований;
- уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
- развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
-овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации, овладение методами чтения технической, технологической и инструктивной информации;
- формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности; применение элементов экономики при обосновании технологий и проектов;
- овладение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач; овладение элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства; в трудовой сфере:
- планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии и материально - энергетических ресурсов;
- овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
- выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
- выбор средств и видов представления технической и технологической информации в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
-контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
-документирование результатов труда и проектной деятельности; расчёт себе стоимости продукта труда; примерная экономическая оценка возможной прибыли с учётом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг;
в мотивационной сфере:
-оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда;
-согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно - трудовой деятельности;
- формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда; направленное продвижение к выбору профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или будущей профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального образования;
- выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг; оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
- стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств, труда; наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ в эстетической сфере:
- овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;
- рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и элементов научной организации труда;
- умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;
-рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды;
-участие в оформлении класса и школы, озеленении пришкольного участка, стремление внести красоту в домашний быт;
в коммуникативной сфере:
- практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
- установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации; интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;
- сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом;
- адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; овладение устной и письменной речью; построение монологических контекстных
- высказываний; публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги; в физиолого-психологической сфере:
- развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов; достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
-соблюдение необходимой величины усилий, прилагаемых к инструментам, с учётом технологических требований;
-сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности.
Содержание учебного предмета «Технология» для 5 класса
Направление «Технологии ведения дома»
Основным видом деятельности учащихся, изучающих предмет «Технология» по направлению «Технологии ведения дома», является проектная деятельность. В течение учебного года учащиеся выполняют четыре проекта в рамках содержания четырёх разделов программы: «Технологии домашнего хозяйства», «Кулинария», «Создание изделий из текстильных материалов» и «Художественные ремёсла», а к концу учебного года — комплексный творческий проект, объединяющий проекты, выполненные по каждому разделу.
По каждому разделу учащиеся изучают основной теоретический материал, осваивают необходимый минимум технологических операций, которые в дальнейшем позволяют выполнить творческие проекты.
Новизной данной программы является использование в обучении школьников информационных и коммуникационных технологий, позволяющих расширить кругозор обучающихся за счёт обращения к различным источникам информации, в том числе сети Интернет; применение при выполнении творческих проектов текстовых и графических редакторов, компьютерных программ, дающих возможность проектировать интерьеры, выполнять схемы для рукоделия, создавать электронные презентации.
В содержании программы сквозной линией проходят вопросы экологического и эстетического воспитания школьников, знакомство их с различными профессиями.
Введение(2 часа)
Тема: Правила ТБ в кабинете технологии (1 час)
Правила ТБ в кабинете технологии и знакомство с разделом технологии, предназначенных для изучения в 5 классе.
Тема: «Что такое творческие проекты?» (1 час).
Теоретические сведения: Понятие о творческой проектной деятельности. Определение целей и задач проектной деятельности. Этапы выполнения творческого проекта.
Раздел «Технологии домашнего хозяйства»(2 часа)
Тема: Интерьер кухни, столовой (2 часа)
Теоретические сведения. Понятие об интерьере. Создание интерьера кухни с учётом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований. Планировка кухни. Разделение кухни на зону приготовления пищи (рабочая зона) и зону приёма пищи (зона столовой). Оборудование кухни и его рациональное размещение в интерьере. Цветовое решение кухни. Использование современных материалов в отделке кухни. Декоративное оформление. Современные стили в оформлении кухни.
Практические работы. Проектировать кухню с помощью ПК и шаблонов мебели.
Раздел «Электротехника»(2часа)
Тема: Бытовые электроприборы(2 час)
Теоретические сведения. Общие сведения о видах, принципе действия и правилах эксплуатации бытовых электроприборов на кухне: бытового холодильника, микроволновой печи (СВЧ), посудомоечной машины. Современные бытовые приборы и их потребность в семье
Практические работы. Изучение потребности в бытовых электроприборах на кухне. Изучение безопасных приёмов работы с бытовыми электроприборами. Изучение правил эксплуатации микроволновой печи и бытового холодильника.
Практическая работа. Находить и представлять информацию об устройстве электрического чайника.
Раздел «Кулинария»(14 часов)
Тема: Санитария и гигиена на кухне(2часа)
Теоретические сведения. Санитарно-гигиенические требования к лицам, приготовляющим пищу, к приготовлению пищи, хранению продуктов и готовых блюд. Санитарно-гигиенические требования. Посуда для кухни и уход за ней. Правила и последовательность мытья посуды.
Уход за поверхностью стен и пола. Современные моющие и чистящие средства для ухода за посудой, поверхностью стен и пола. Правила безопасного пользования: газовыми плитами, электронагревательными приборами, горячей посудой и жидкостью, ножом и приспособлениями. Первая помощь при порезах и ожогах паром или кипятком
Практические работы. Приемы работы с кухонным оборудованием. Оказывать первую помощь при порезах и ожогах
Тема: Физиология питания(1 час)
Теоретические сведения. Пищевые питательные вещества. Пищевая пирамида. Первая помощь при пищевых отравлениях. Режим питания. Питание как физиологическая потребность.
Практические работы. Составление индивидуального режима питания и дневного рациона на основе пищевой пирамиды.
Тема: Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий (1 час)
Теоретические сведения. Виды круп, бобовых и макаронных изделий. Технология приготовления каш. Технология приготовления блюд из макаронных изделий. Подача готовых блюд.
Практические работы. Читать маркировку на упаковках. Определять соотношение крупы и жидкости при варке.
Тема: Бутерброды и горячие напитки(3 часа)
Теоретические сведения. Значение хлеба в питании человека. Продукты для приготовления бутербродов. Виды бутербродов. Приспособления для нарезки. Требования к качеству приготовления бутербродов. Условия и сроки их хранения.
Практические работы. Определять вкусовые сочетания продуктов в бутербродах.
Приготавливать и оформлять бутерброды. Дегустировать бутерброды.
Тема: Блюда из яиц(1 час).
Значение яиц в питании человека. Использование яиц в кулинарии. Способы определения свежести яиц. Способы хранения. Способы варки яиц. Жарение яичницы, омлета. Подача готовых блюд.
Практические работы. Определять свежести яиц с помощью овоскопа или подсоленной воды. Готовить блюда из яиц. Находить и представлять информацию о способах хранения яиц без холодильника
Тема: Блюда из овощей и фруктов(4 часа)
Теоретические сведения. Пищевая ценность овощей и фруктов. Содержание в них витаминов, минеральных солей, клетчатки. Способы хранения. Влияние экологии на качество овощей и фруктов. Методы определения количества нитратов в овощах в домашних условиях. Свежезамороженные овощи и фрукты. Значение и виды тепловой обработки овощей и фруктов. Общие правила кулинарной обработки. Приготовление салатов из сырых и вареных овощей. Фигурная нарезка ,способы украшения салатов. Требования к качеству и оформлению готовых блюд. Приготовление салата из фруктов. Требования к качеству и оформлению готовых блюд
Практические работы. Приготовление и оформление блюд из сырых и варёных овощей и фруктов. Определение содержания нитратов в овощах. Дегустация блюд. Оценка качества.
Тема: Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку(2 часа)
Теоретические сведения. Завтрак. Меню завтрака. Понятие о калорийности продуктов
Понятие о сервировке стола. Особенности сервировки. Набор столового белья, приборов и посуды для завтрака. Способы складывания салфеток. Правила поведения за столом и пользования столовыми приборами.
Практические работы. Составлять меню завтрака. Рассчитывать количество и стоимость для приготовления завтрака. Подбирать столовое белье и посуду для сервировки стола к завтраку. Выполнять сервировку стола к завтраку. Складывать салфетки. Участвовать в ролевой игре «хозяйка и гости за столом»
Раздел «Создание изделий из текстильных материалов» (25часов)
Тема: Свойства текстильных материалов из волокон растительного происхождения (4 часа)
Теоретические сведения. Изготовление ткани. Современное прядильное производство. Ткацкое производство. Отделочное производство. Определение направления долевой нити. Определение лицевой стороны ткани. Физические, эргономические, эстетические свойства. Виды хлопчатобумажных, льняных тканей. Нитки и тесьма.
Практические работы. Определение направления долевой нити в ткани.
Определение лицевой и изнаночной сторон в ткани. Знакомиться с профессией ткач, оператор прядильного производства. Исследовать свойства хлопчатобумажных и льняных тканей. Изучать характеристики различных видов тканей, ниток, тесьмы
Тема: Конструирование швейных изделий(7 часов)
Теоретические сведения. Понятие о чертеже и выкройке швейного изделия. Инструменты и приспособления. Определение размеров изделия. Снятие мерок. Изготовление выкройки фартука. Изготовление выкройки прямой юбки с кулиской на резинке. Копирование готовой выкройки. Организация рабочего места для раскройных работ. Подготовка ткани к раскрою. Правила безопасной работы. Раскладка выкроек. Обмеловка выкройки с учетом припусков на швы и подгибку. Выкраивание деталей швейного изделия. Критерии качества кроя.
Понятие о стежке, строчке и шве. Инструменты и приспособления для ручных работ. Требования к выполнению ручных работ. Основные операции при ручных работах: ручное обметывание, сметывание, заметывание.
Практические работы. Снятие мерок. Расчет по формулам отдельных элементов чертежей. Раскладка выкроек. Научиться делать выкройку простого фартука. Копировать готовую выкройку. Научиться организовывать рабочее место. Определять способ данного вида ткани к раскрою. Правила безопасной работы
.Выполнять образцы ручных работ: прямой стежок, перенос линий выкройки на детали кроя портновскими булавками и мелом, прямыми стежками
Выполнять образцы ручных работ: обметывание косыми (или петельными), заметывание (в подгибку с открытым срезом и в подгибку с закрытым срезом), сметывание.
Тема: Швейная машина(7часов)
Теоретические сведения. Современная бытовая швейная машина с электрическим приводом. Основные узлы швейной машины. Организация рабочего места для выполнения машинных работ. Подготовка швейной машины к работе: намотка нижней нитки на шпульку, заправка верхней и нижней ниток, выведение нижней нитки наверх. Приёмы работы на швейной машине: начало работы, поворот строчки под углом, закрепление машинной строчки в начале и конце работы, окончание работы. Неполадки, связанные с неправильной заправкой ниток. Назначение и правила использования регулирующих механизмов: переключателя вида строчек, регулятора длины стежка, клавиши шитья назад. Правила безопасной работы на швейной машине.
Практические работы. Изучение устройства современной швейной машины. Организация рабочего места для выполнения машинных работ. Подготовка швейной машины к работе: намотка на шпульку, заправка ниток, выведение нитки.
Выполнение прямой и зигзагообразной машинных строчек. Приемы работ поворот и закрепление строчки, начало и конец работы. Исследование режимов работы швейной машины. Выполнение образцов машинных работ. Выполнение влажно-тепловой обработки на образцах машинных швов (приутюживание, разутюживание, заутюживание).
Тема: Технология изготовления швейных изделий(7часов)
Теоретические сведения. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкроек на ткани с учётом направления долевой нити. Особенности раскладки выкроек в зависимости от ширины ткани и направления рисунка. Инструменты и приспособления для раскроя. Обмеловка выкройки с учётом припусков на швы. Выкраивание деталей швейного изделия. Критерии качества кроя. Правила безопасной работы портновскими булавками, швейными иглами и ножницами.
Понятие о стежке, строчке, шве. Инструменты и приспособления для ручных работ. Требования к выполнению ручных работ. Правила выполнения прямого стежка. Способы переноса линий выкройки на детали кроя: с помощью резца-колёсика, прямыми стежками, с помощью булавок.
Основные операции при ручных работах: предохранение срезов от осыпания — ручное обмётывание; временное соединение деталей — смётывание; временное закрепление подогнутого края — замётывание (с открытым и закрытым срезами).
Основные операции при машинной обработке изделия: предохранение срезов от осыпания — машинное обмётывание зигзагообразной строчкой и оверлоком; постоянное соединение деталей — стачивание; постоянное закрепление подогнутого края — застрачивание (с открытым и закрытым срезами). Требования к выполнению машинных работ.
Оборудование для влажно-тепловой обработки ткани. Правила выполнения влажно-тепловых работ. Основные операции влажно-тепловой обработки: проутюживание, разутюживание, заутюживание.
Классификация машинных швов: соединительных (стачной шов вразутюжку и стачной шов взаутюжку) и краевых (шов вподгибку с открытым срезом и шов вподгибку с открытым обмётанным срезом, шов вподгибку с закрытым срезом).
Последовательность изготовления швейных изделий. Технология пошива салфетки, фартука, юбки. Обработка накладных карманов. Обработка кулиски под мягкий пояс (в фартуке), резинку (в юбке). Профессии закройщик, портной.
Практические работы. Раскладка выкроек на ткани. Раскрой швейного изделия. Изготовление образцов ручных и машинных работ. Проведение влажно-тепловых работ. Обработка проектного изделия по индивидуальному плану.
.
Раздел «Художественные ремёсла»(12часов)
Тема: Декоративно-прикладное искусство (2часов)
Теоретические сведения. Понятие декоративно-прикладного искусства. Традиционные виды декоративно-прикладного искусства России: узорное ткачество, вышивка, кружевоплетение, роспись по дереву, роспись по ткани, ковроткачество.
Современные виды декоративно-прикладного искусства. Знакомство с творчеством народных умельцев области
Практические работы. Изучать виды декоративно-прикладного искусства, анализировать особенности декоративно-прикладного искусства народов России.
Тема: Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусства.(3 часа)
Теоретические сведения. Понятие композиции. Правила, приемы и средства композиции. Симметрия и асимметрия. Фактура, текстура, колорит. Символика орнамента, применение. Стилизация. Цветовые сочетания в орнаменте. Гармонические цветовые композиции. Создание композиции в графическом редакторе Paint .
Практическая работа. Создание графических композиции на листе бумаги или на ПК с помощью графического редактора
Тема: Лоскутное шитьё (7 часов)
Теоретические сведения. Понятие «Лоскутное шитье». Краткие сведения из истории создания изделий из лоскутов. Возможности лоскутной пластики, ее связь с направлениями современной моды. Традиционные узоры в лоскутном шитье (узор «спираль», «изба».). Техника лоскутного изделия с аппликацией. Стежка (выстегивание). Обработка срезов лоскутного изделия. Правила безопасной работы. Изготовление образцов лоскутных узоров.
Практические работы. Изучать технику лоскутного изделия с аппликацией. Технология соединения лоскутного верха с подкладкой и прокладкой. Обработка срезов.
Выполнять образцы лоскутного шитья Изготовление образцов лоскутных узоров. Изготовление проектного изделия в технике лоскутного шитья. Разрабатывать узор. Подбирать лоскуты ткани соответствующего цвета, фактуры, волокнистого состава.
Раздел «Технологии творческой и опытнической деятельности»(13 часов)
Тема. Исследовательская и созидательная деятельность(13часов)
Теоретические сведения. Понятие о творческой проектной деятельности, индивидуальных и коллективных творческих проектах. Цель и задачи проектной деятельности в 5 классе. Составные части годового творческого проекта пятиклассников.
Этапы выполнения проекта. Поисковый (подготовительный) этап: выбор темы проекта, обоснование необходимости изготовления изделия, формулирование требований к проектируемому изделию. Разработка нескольких вариантов изделия и выбор наилучшего. Технологический этап: разработка конструкции и технологии изготовления изделия, подбор материалов и инструментов, организация рабочего места, изготовление изделия с соблюдением правил безопасной работы, подсчёт затрат на изготовление. Заключительный (аналитический) этап: окончательный контроль готового изделия. Испытание изделия. Анализ того, что получилось, а что нет. Защита проекта.
Практические работы. Творческий проект по разделу «Технологии домашнего хозяйства».
Творческий проект по разделу «Кулинария».
Творческий проект по разделу «Создание изделий из текстильных материалов».
Творческий проект по разделу «Художественные ремёсла».
Составление портфолио и разработка электронной презентации.
Презентация и защита творческого проекта.
Варианты творческих проектов: «Планирование кухни - столовой», «Приготовление воскресного завтрака для всей семьи», «Столовое белье», «Фартук для работы на кухне», «Лоскутное изделие для кухни-столовой» и др.
Планируемые результаты освоения программы по
технологии в 5 классе.
К концу обучения в 5 классе учащиеся научатся;
-самостоятельно готовить для своей семьи простые кулинарные блюда из сырых и вареных овощей и фруктов, яиц, различных видов теста, круп, бобовых и макаронных изделии; соблюдать правильную технологическую последовательность приготовления, санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы;
-самостоятельно составлять рацион питания;
- применять различные способа обработки пищевых продуктов в целях сохранения питательных веществ;
- экономить энергию при обработке продуктов;
- оформлять блюда, сервировать стол, соблюдать этикет за столом.
-изготовлять с помощью ручных инструментов и оборудования модели швейных изделии;
- выполнять влажно-тепловую обработку, выполнять моделирования изделий;
- изготовлять изделия декоративно-прикладного искусства;
- планировать и выполнять проекты
-обосновать цель проекта, конструкцию и сущность готового продукта или желаемого результата
-представлять результаты проекта, оформлять и представлять проект защите;
- осуществлять презентацию; разрабатывать вариант рекламы для продукта труда
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Учебник. Автор Н. В. Синица, В. Д. Симоненко.5 класс
Таблица «Пищевая пирамида»;
Плакат «Состав пищи»;
Плакат «Приготовление блюд из яиц»;
Таблица «Норма жидкости для варки каш, набор круп и макаронных изделий»;
Плакат «Сервировка стола к завтраку»;
Таблица «Меню завтрака»;
Таблица «Технология приготовления салата из вареных овощей»;
Таблица «Кулинарная классификация овощей»;
Коллекции «хлопок», «лен»;
Образцы хлопчатобумажной и льняной тканей, лупы, ножницы;
Таблица «Классификация текстильных волокон»;
Плакаты «Бытовая швейная машина»;
Плакат «Виды приводов»;
Плакат «Раскладка выкроек на ткани»;
Манекен, лента, ножницы, мелок, чертежные инструменты;
Выкройка, ткань, лоскуты, нитки;
Крой, рабочие коробки;
Образцы ручных швов;
Образцы машинных швов;
Таблица «Операции влажно-тепловой обработки;
Образцы орнаментов;
Образцы лоскутной техники;
Таблица «Обработка нагрудника»;
Таблица «Обработка кармана»;
Кулинарные книги, журналы;
Приспособления и инструменты, шаблоны;
Утюг, гладильная доска;
Набор кухонной посуды.
Список литературы(основной и дополнительной)
1.Технология . Технология ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н. В. Синица, В. Д. Симоненко. – М.: Вентана – Граф, 2013. – 192 с.:
2.Технология: программа: 5 – 8 классы/ А. Т. Тищенко, Н. В. Синица. – М.: Вентана – Граф, 2012. – 144 с.
3.Поурочные разработки по технологии (вариант для девочек): 5 класс. – М.: ВАКО, 2010. – 208 с. – (В помощь школьному учителю).
4.Технология. 5 класс. Сборник проектов: пособие для учителей/ М. И. Гуревич, И. Л. Петрова, Дж. Питт, И. А. Сасова/ под ред. И. А. Сасовой, М.: Вентана – Граф, 2010. – 144 с.