Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по технологии для 5 класса (девочки) »
муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Ардатовская средняя общеобразовательная школа № 2 им. С. И. Образумова»
ПРИНЯТО
на заседании педагогического совета
Протокол №12 от «28» августа 2014г
УТВЕРЖДЕНО
приказом
от «01» сентября 2014 № 230/1
Рабочая программа
по технологии
________базовый_______
(базовый, профильный)
для 5абв класcов
на 2014-2015 учебный год
Составитель: Тенигина Н.Е.,
учитель технологии
2014 год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
Федерального компонента государственного стандарта общего образования;
Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ, ст. 2 п.9;
Устава муниципального бюджетного образовательного учреждения «Ардатовская средняя общеобразовательная школа №2 им. С.И. Образумова»;
Типового положения об общеобразовательном учреждении;
Программы «Технология: 5-8 классы: Программа. – М.: Вента-Граф, 2008. Авторы: И.А. Сасова, А.В. Марченко.
Технология — это преобразующая деятельность человека, направленная на удовлетворение нужд и потребностей людей. Она исключает процессы, связанные с преобразованием вещества, энергии, информации, при этом оказывает влияние на природу и общество, создает новый рукотворный мир.
Результатом технологической деятельности являются продукты труда, соответствующие определенным характеристикам, данным на стадии проектирования.
Изучение технологии направлено на достижение следующих целей:
освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного (оставления своих жизненных и профессиональных планов, безопасных приемов труда;
развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Основные задачи обучения:
Ознакомление учащихся с ролью технологии в нашей жизни, с деятельностью человека по преобразованию материалов, энергии, информации, с влиянием технологических процессов на окружающую среду и здоровье людей.
Обучение исследованию потребностей людей и поиску путей их удовлетворения.
Формирование общетрудовых знаний и умений по созданию потребительского продукта или услуги в условиях ограниченности ресурсов с учетом требований дизайна и возможностей декоративно-прикладного творчества.
Ознакомление с особенностями рыночной экономики и предпринимательства, овладение умениями реализации изготовленной продукции.
Развитие творческой, активной, ответственной и предприимчивой личности, способной самостоятельно приобретать и интегрировать знания из разных областей и применять их для решения практических задач.
Подготовка выпускников к профессиональному самоопределению и социальной адаптации.
Основное содержание
Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение технологии в 5 классах отводится 68 часов из расчета 2 ч в неделю.
№ п/п
Наименование раздела
Кол-во часов
1
Вводное занятие
1
2
Технология в жизни человека и общества
1
3
Основы проектирования
10
4
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов
- Технология обработки ткани (20 часов)
- Технология традиционных видов рукоделия и декоративно-прикладного творчества (18 часов)
38
5
Кулинария
- Технология обработки пищевых продуктов (4 часа)
- Приготовление блюд. Сервировка стола. Правила поведения за столом (14 часов)
14
6
Технология ведения домашнего хозяйства
- Интерьер жилых помещений (2 часа)
- Обычаи, традиции, правила поведения (2 часа)
4
ИТОГО
68
В решении коллегии Министерства образования РФ была подчеркнута приоритетная роль курса «Технология» в подготовке учащихся к преобразовательной деятельности, жизненному и профессиональному самоопределению и адаптации к новым социально-экономическим условиям (приказ Министерства образования РФ от 05.07.2000 г. № 2043).
Достижение этих целей и решение задач предполагается осуществлять посредством широкого использования метода проектов и его дидактически обоснованного сочетания с традиционными методами, способами и формами обучения (ролевые и деловые игры; обсуждения и дискуссии; работа в группах; создание благоприятной среды для экспериментирования и исследования; обеспечение межпредметных связей; взаимосвязь технологического, экологического,, экономического, нравственного и других аспектов образования).
Метод проектов позволяет школьникам в системе овладеть организационно-практической деятельностью по всей проектно-технологической цепочке – от идеи до её реализации в модели, изделии, услуге; интегрировать знания из разных областей; применять их на практике, получая при этом новые знания, идеи, создавая материальные ценности.
Программа предусматривает выполнение трёх-четырёх проектов в год. Учитель вправе изменить количество выполняемых проектов.
В соответствии с новым базисным планом Федеральный компонент выделяет на курс «Технология» в 5-7 классах 68 часов ежегодно (по 2 часа в неделю.)
Особенностью программы является то, что овладение учащимися обязательным минимумом содержания технологического образования осуществляется через учебные проекты.
Учебный проект представляет собой вид учебной деятельности учащихся, включающий:
выявление потребностей людей и общества;
определение конструкторско-технологической или иной творческой задачи, по предмету проектирования;
разработку перечня критериев, которым должно соответствовать изделие или услуга, удовлетворяющее конкретную потребность;
выдвижение идей по проектированию и изготовлению изделия;
выбор идеи, наиболее полно соответствующей критериям;
исследования процесса планирования и изготовления изделия или услуги;
изготовление изделия или оказание услуги;
проведение испытаний в реальной ситуации;
оценку процесса проектирования и качества изготовленного изделия
Требования к уровню подготовки обучающихся
по данной программе
В результате обучения по курсу «Технология» с использованием метода проектов дополнительно к основным требованиям учащиеся должны знать:
как определять потребности людей;
какие знания, умения и навыки необходимо иметь для изготовления конкретного изделия, удовлетворяющего определенную потребность;
как планировать и реализовывать творческий проект;
уметь:
кратко формулировать задачу своей деятельности;
отбирать и использовать информацию для своего проекта;
определять перечень критериев, которым должно соответствовать разрабатываемое изделие;
оценивать идеи на основе выбранных критериев, наличия времени, оборудования, материалов, уровня знаний и умений, необходимых для реализации выбранной идеи;
выполнять упражнения для приобретения навыков изготовления изделий высокого качества;
планировать изготовление изделий и изготовлять их;
определять затраты на изготовление изделия, оценивать его качество, включая влияние на окружающую среду;
испытывать изделие на практике;
анализировать недостатки изготовленного изделия и определять трудности, возникающие при его проектировании и изготовлении;
формулировать и отстаивать свою точку зрения при защите проекта;
Несмотря на то, что проект включает большое количество компонентов, программой отводится 60-70 % учебного времени на изготовление изделия (включая учебный труд — упражнения на приобретение умений обработки материалов и использования инструментов, эксперименты, лабораторно-практические работы с материалами и т. п.). Метод проектов является эффективным средством интеграции содержания обучения. Такие сквозные линии, как информационные технологии, черчение и графика, экономика, экология, проходят через большинство предлагаемых проектов. Новизна использования метода проектов в технологическом образовании заключается в отказе от формального обучения школьников умениям и навыкам без определения цели выполняемой работы и ее значимости для учащегося, его семьи, школы, общества и переходе к мотивированному выполнению упражнений перед началом проекта или в процессе его выполнения с целью получения изделия заданного качества. Выполнение упражнений предусматривает овладение определенными знаниями, умениями и навыками. Работая по методу проектов, учитель должен помнить, что этот метод органически включает в себя ряд специальных воспитательных приемов.
Формирование сознания (взглядов, убеждений, идеалов). Это методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся с целью формирования у них взглядов и убеждений личности, которая будет жить в демократическом обществе.
Формирование творческих начал (способностей, активности, самостоятельности, инициативности).
Мотивация и стимулирование деятельности. Исключительное влияние на мотивацию деятельности оказывает предоставление ученику права на самостоятельный выбор объекта проектирования и организацию труда.
Организация деятельности и формирование опыта общественного поведения.
Контроль, самоконтроль и самооценка учеником деятельности.
В основу планирования положены: деятельностный подход и прикладная направленность обучения технологии; межпредметное согласование курса технологии и предметов естественно-математического цикла; оптимизация учебной нагрузки учащихся.
При составлении содержания образовательной области «Технология» использованы общедидактические принципы (научность, доступность, связь с жизнью, преемственность, последовательность, культуросообразность, фундаментальность, личностная ориентация содержания, учет возрастных особенностей учащихся, интеграция содержания и его дифференциация и др.), политехнический и диалектический принципы развития в обучении, предполагающие возвращение на новом этапе к уже изученному для перехода на более высокий уровень.
Большинство проектов не требует дополнительных ресурсов, сверх имеющихся в школах.
Занятия по разделам «Кулинария» и «Технология ведения домашнего хозяйства» целесообразно проводить как для девочек, так и для мальчиков.
Формирование УУД на уроках технологии
Личностные УУД
Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»
Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и решению новых задач
Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей
Развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения
Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой
Регулятивные УУД
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане
Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей
Различать способ и результат действия
Познавательные УУД
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий
справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета
Строить сообщения в устной и письменной форме
Ориентироваться на разнообразие способов решения задач
Владеть рядом общих приёмов решения задач
Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям
Коммуникативные УУД
Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии
Формулировать собственное мнение и позицию
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов
Задавать вопросы
Контролировать действия партнера
Использовать речь для регуляции своего действия
Перечень материально-технического обеспечения образовательного процесса
Технология: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений 5 класса. /Под ред. И.А. Сасовой - М.: Вентана-Граф, 2009.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование: кухонная и столовая посуда, швейные машины
Демонстрационные пособия: таблицы по материаловедению (виды швов, устройство швейной машины, устройство и подбор машинной иглы, заправка ниток и т.д.), таблицы по кулинарии (правила поведения за столом, витамины, виды нарезки овощей и т.д.), схема основных и дополнительных компонентов проекта
СОГЛАСОВАНО
Руководитель РМО__________ /___________________Дата__________________
подпись расшифровка
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УР_______ /__________________Дата_____________________