Рабочая программа по технологии для 5 класса составлена на основе авторской программы А. Т. Тищенко, Н. В. Синица «Технология. Технология ведения дома» (девочки) для 5-8 классов – М.: «Вентана-Граф», 2014, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, в соответствии с ФГОС ООО и основной образовательной программой МБОУ «СОШ № 28 »В данной программе изложено направление «Технология ведения дома», в рамках которой изучается учебный предмет. Независимо от изучаемых технологий содержание программы предусматривает освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
культура, эргономика и эстетика труда;
получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;
основы черчения, графики и дизайна;
элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;
знакомство с миром профессий, выбор обучающимися жизненных, профессиональных планов;
влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
история, перспективы и социальные последствия развития техники и технологии;
распространённые технологии современного производства.
Все разделы программы содержат основные теоретические сведения и лабораторно-практические и практические работы. При этом предполагается, что перед выполнением практических работ школьники должны освоить необходимый минимум теоретического материала.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа Технология (девочки) 5 класс »
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ г. БРАТСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 28»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА БРАТСКА
РАССМОТРЕНО
Заседание педагогического совета
МБОУ «СОШ № 28»
Протокол № _____
от «____» августа 201 г.
СОГЛАСОВАНО
Заседание МС
МБОУ «СОШ № 28»
Протокол №
от «» августа 201 г.
Зам. директора по УВР
_________
УТВЕРЖДАЮ
Приказ №
от «» 201г.
директор
МБОУ «СОШ № 28»
____________
РЕКОМЕНДОВАНО
Заседание ШМО учителей
гуманитарного цикла
МБОУ «СОШ № »
Протокол № _____
от «____» ________ 201 г.
Руководитель ШМО
____________
Рабочая программа
учебного предмета
«Технология»
для учащихся 5 класса
на 2015-2016 учебный год
Образовательная область: «Технология»
Разработала:
Гомзякова Е.П.,
учитель технологии
( I квалификационной категории.)
Братск, 2015 г
1. Пояснительная записка
1.1 Рабочая программа по технологии для 5 класса составлена на основе авторской программы А. Т. Тищенко, Н. В. Синица «Технология. Технология ведения дома» (девочки) для 5-8 классов – М.: «Вентана-Граф», 2014, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, в соответствии с ФГОС ООО и основной образовательной программой МБОУ «СОШ № 28 ».
По сравнению с авторской программой изменений нет.
1.2 Педагогические особенности обучения в данном классе.
Особенности обучающихся 5 класса обусловлены
переходом детей в основную школу и необходимостью создания условий для адаптации учащихся в новой образовательной среде;
переходом от учебных действий, характерных для начальной школы к новой внутренней позиции обучающегося - направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;
изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к лабораторно-семинарской и лекционно-лабораторной исследовательской.
началом перехода детей к кризису младшего подросткового возраста (11—13 лет, 5—7 классы), характеризующемуся началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие у него самосознания - представления о том, что он уже не ребёнок, т. е. чувства взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых.
1.3 Цели и задачи программы: Цели обучения:
формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях;
освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности;
овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов, безопасными приемами труда;
развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Задачиобучения:
освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;
Обучение школьников технологии строится на основе освоение конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. С целью учета интересов и склонностей учащихся, возможностей образовательных учреждений, местных социально-экономических условий обязательный минимум содержания основных образовательных программ по технологии изучается в рамках одного из трех направлений: «Индустриальные технологии», «Технологии ведения дома» и «Сельскохозяйственные технологии» (агротехнологии, технологии животноводства).
В данной программе изложено направление «Технология ведения дома», в рамках которой изучается учебный предмет. Независимо от изучаемых технологий содержание программы предусматривает освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
культура, эргономика и эстетика труда;
получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;
основы черчения, графики и дизайна;
элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;
знакомство с миром профессий, выбор обучающимися жизненных, профессиональных планов;
влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
история, перспективы и социальные последствия развития техники и технологии;
распространённые технологии современного производства.
Все разделы программы содержат основные теоретические сведения и лабораторно-практические и практические работы. При этом предполагается, что перед выполнением практических работ школьники должны освоить необходимый минимум теоретического материала.
Основная форма обучения — учебно-практическая деятельность.
Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические и практические работы.
Программой предусмотрено выполнение обучающимися творческих и проектных работ. Соответствующая тема по учебному плану программы предлагается в конце каждого года обучения. Однако методически возможно построение годового учебного плана занятий с введением творческой, проектной деятельности с начала или середины учебного года.
При организации творческой, проектной деятельности обучающихся необходимо акцентировать их внимание на потребительском назначении и стоимости продукта труда — изделия, которое они выбирают в качестве объекта проектирования и изготовления.
Учитель должен помочь школьникам выбрать такой объект для творческого проектирования (в соответствии с имеющимися возможностями), который обеспечил бы охват максимума рекомендуемых в программе для освоения технологических операций.
При этом необходимо, чтобы объект был посильным для школьников соответствующего возраста, а также обладал общественной или личной ценностью.
Обучение технологии предполагает широкое использование межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчётных операций и графических построений; с химией при изучении свойств конструкционных и текстильных материалов, пищевых продуктов; с физикой при изучении механических характеристик материалов, устройства и принципов работы машин, механизмов приборов, видов современных технологий; с историей и искусством при изучении технологий художественно-прикладной обработки материалов. При этом возможно проведение интегрированных занятий в рамках отдельных разделов.
1.5 Формы организации учебного процесса:
Организация учебно-воспитательного процесса основана на технологии личностно-ориентированного подхода, в соответствии с чем выбираются форма и структура учебного занятия:
индивидуальные;
групповые;
индивидуально-групповые;
фронтальные;
лабораторно-практические, практические работы.
1.6 Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
В результате обучения учащиеся овладеют:
трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими показателями;
умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
навыками применения распространённых ручных инструментов и приспособлений, бытовых электрических приборов; планирования бюджета домашнего хозяйства; культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.
В результате изучения технологии обучающиеся, независимо от изучаемого направления, получат возможность ознакомиться:
с основными технологическими понятиями и характеристиками;
технологическими свойствами и назначением материалов;
назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
видами и назначением бытовой техники, применяемой для повышения производительности домашнего труда;
видами, приёмами и последовательностью выполнения технологических операций, влиянием различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;
с профессиями и специальностями, связанными с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;
со значением здорового питания для сохранения своего здоровья.
Выполнять по установленным нормативам следующие трудовые операции и работы:
рационально организовывать рабочее место;
находить необходимую информацию в различных источниках;
применять конструкторскую и технологическую документацию;
составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия, выполнения работ или получения продукта;
выбирать сырьё, материалы, пищевые продукты, инструменты и оборудование для выполнения работ;
выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования, электроприборов;
соблюдать безопасные приёмы труда и правила пользования ручными инструментами, приспособлениями, машинами, электрооборудованием;
осуществлять визуально, а также доступными измерительными средствами и приборами контроль качества изготовляемого изделия или продукта;
находить и устранять допущенные дефекты;
проводить разработку творческого проекта по изготовлению изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;
планировать работы с учётом имеющихся ресурсов и условий;
распределять работу при коллективной деятельности;
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни в целях:
понимания ценности материальной культуры для жизни и развития человека;
формирования эстетической среды бытия; В развития творческих способностей и достижения высоких результатов преобразующей творческой деятельности;
получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации;
организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;
создания и ремонта изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
изготовления изделий декоративно-прикладного искусства для оформления интерьера;
контроля качества выполняемых работ с применением измерительных инструментов и приспособлений;
выполнения безопасных приёмов труда и правил электро-безопасности, санитарии, гигиены;
оценки затрат, необходимых для создания объекта труда или оказания услуги;
построения планов профессионального самоопределения и трудоустройства.
1.7 Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным учебным планом и учебным планом МБОУ «СОШ № 28» на 2015-2016 учебный год на изучение предмета отводится 2 ч в неделю, итого 68 ч за учебный год. Предусмотрены практические работы и творческие проекты по каждому разделу.
2. Учебно-тематический план
№ п/п
Разделы, темы
Количество часов
Из них
Практические работы
Проектные
работы
1
Проектная деятельность на уроках
«Технологии»
2
2
Кулинария
16
3
1
3
Оформление интерьера
4
1
4
Создание изделий из текстильных материалов
32
4.1
Элементы материаловедения
4
3
4.2
Швейные ручные работы.
2
1
4.3
Элементы машиноведения.
8
3
4.4
Проектирование и изготовление
швейных изделий.
18
10
1
5
Художественные ремесла
14
4
1
ИТОГО
68
24
4
3. Содержание программы
Проектная деятельность на уроках «Технологии» (2ч)
Основные теоретические сведения Понятие о проектной деятельности, творческих проектах, этапах их подготовки и реализации.
Практические работы Выполнение эскизов проектов.
Кулинария (16ч)
Санитария и гигиена
Основные теоретические сведения
Санитарные требования к помещению кухни и столовой. Санитарно-гигиенические требования к лицам, приготовляющим пищу, к приготовлению пищи, к хранению продуктов и готовых блюд. Правила мытья посуды. Безопасные приемы работы на кухне.
Практические работы
Приведение помещения кухни в соответствие с требованиями санитарии и гигиены. Проведение сухой и влажной уборки. Рациональное размещение инструментов на рабочих местах. Безопасные приемы работы с оборудованием, инструментами, горячими жидкостями. Освоение способов применения различ-
ных моющих и чистящих средств. Оказание первой помощи при ожогах, порезах и других травмах.
Здоровое питание
Основные теоретические сведения Понятие о процессе пищеварения. Общие сведения о питательных веществах и витаминах. Содержание витаминов в пищевых продуктах. Пищевая пирамида. Первая помощь при пищевых отравлениях.
Практические работы
Работа с таблицами по составу и количеству витаминов в различных продуктах. Работа с пищевой пирамидой.
Технология приготовления пищи
Бутерброды, горячие напитки
Основные теоретические сведения Продукты, используемые для приготовления бутербродов. Виды бутербродов. Технология приготовления бутербродов. Способы оформления открытых бутербродов. Требования к качеству бутербродов. Условия и сроки хранения бутербродов.
Виды горячих напитков. Способы заваривания кофе, какао, чая и трав. Практические работы
Составление технологических карт приготовления бутербродов. Выполнение эскизов художественного оформления бутербродов. Нарезка продуктов. Подбор ножей и разделочных досок. Приготовление бутербродов и горячих напитков к завтраку.
Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий
Основные теоретические сведения Виды круп, бобовых и макаронных изделий. Правила варки крупяных рассыпных, вязких и жидких каш, макаронных изделий. Технология приготовления блюд из бобовых, обеспечивающая сохранение в них витаминов группы В. Причины увеличения веса и объема при варке.
Практические работы
Подготовка к варке круп, бобовых и макаронных изделий; приготовление блюда. Определение необходимого количества жидкости при варке каш различной консистенции и гарниров из крупы, бобовых и макаронных изделий. Чтение маркировки, штриховых кодов на упаковке.
Блюда из овощей
Основные теоретические сведения Виды овощей, содержание в них минеральных веществ, белков, жиров, углеводов, витаминов. Методы определения качества овощей, содержание нитратов. Назначение, виды и технология механической и тепловой кулинарной обработки овощей. Виды салатов. Изменение содержания витаминов и минеральных веществ в зависимости от условий кулинарной обработки.
Практические работы
Современные инструменты и приспособления для механической обработки и нарезки овощей. Фигурная нарезка овощей для художественного оформления салатов. Выполнение эскизов оформления салатов для различной формы салатниц: круглой, овальной, квадратной. Приготовление блюд из сырых и вареных овощей. Жаренье овощей и определение их готовности. Блюда из яиц
Основные теоретические сведения Строение яйца. Способы определения свежести яиц. Приспособления и оборудование для приготовления блюд из яиц. Способы варки яиц. Практические работы
Определение свежести яиц. Первичная обработка яиц. Приготовление блюд из яиц. Выполнение эскизов художественной росписи яиц.
Сервировка стола к завтраку. Творческий проект «Воскресный завтрак в моей семье»
Основные теоретические сведения Составление меню на завтрак. Правила подачи горячих напитков. Столовые приборы и правила пользования ими. Эстетическое оформление стола. Правила поведения за столом. Правила защиты проекта.
Практические работы
Выполнение эскизов художественного украшения стола к завтраку. Оформление готовых блюд и подача их к столу. Складывание тканевых и бумажных салфеток различными способами. Защита проекта.
Оформление интерьера (4ч)
Основные теоретические сведения Краткие сведения из истории архитектуры и интерьера. Интерьер жилых помещений и их комфортность. Современные стили в интерьере.
Рациональное размещение оборудования кухни и уход за ним. Создание интерьера кухни с учетом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований. Разделение кухни на зону для приготовления пиши и зону столовой. Отделка интерьера произведениями декоративно-прикладного искусства. Декоративное украшение кухни изделиями собственного изготовления. Размещение оборудования на кухне.
Творческий проект «Кухня моей мечты». Этапы проектирования, цель и задачи проектной деятельности.
Практические работы
Творческий проект «Кухня моей мечты». Выполнение эскиза интерьера кухни. Защита проекта.
Создание изделий из текстильных материалов (32ч)
Элементы материаловедения
Основные теоретические сведения Классификация текстильных волокон. Натуральные растительные волокна. Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного и ткацкого производства и в домашних условиях. Долевая (основная) и поперечная (уточная) нити, кромка и ширина ткани. Ткацкие переплетения. Лицевая и изнаночная сторона ткани. Свойства тканей из натуральных растительных волокон. Краткие сведения об ассортименте хлопчатобумажных и льняных тканей. Материалы, применяемые в декоративно-прикладном искусстве.
Практические работы
Изучение свойств нитей основы и утка. Определение направления долевой нити в ткани. Определение лицевой и изнаночной сторон ткани.
Швейные ручные работы
Основные теоретические сведения Инструменты, приспособления для выполнения ручных работ. Правила и техника безопасности при работе с иголками, булавками, ножницами. Ручные строчки и стежки, виды ручных стежков и строчек. Размер стежков, ширина шва. Технические условия при выполнении ручных работ. Терминология ручных работ.
Практическая работа
Изготовление образцов ручных стежков и строчек.
Элементы машиноведения
Основные теоретические сведения История швейной машины. Виды машин, применяемых в швейной промышленности. Бытовая универсальная швейная машина, ее технические характеристики. Назначение основных узлов. Виды приводов швейной машины, их устройство, преимущества и недостатки.
Практические работы
Подготовка универсальной бытовой швейной машины к работе. Безопасные приемы труда при работе на швейной машине. Намотка нитки на шпульку. Заправка верхней и нижней нитей. Выполнение машинных строчек на ткани по намеченным линиям. Регулировка длины стежка. Терминология швейных работ. Выполнение образцов швов.
Проектирование и изготовление швейных изделий.
Проект «Фартук для работы на кухне»
Основные теоретические сведения Фартуки в национальном костюме. Общие правила построения и оформления чертежей швейных изделий. Правила пользования чертежными инструментами и принадлежностями. Понятие о масштабе, чертеже, эскизе. Фигура человека и ее измерение. Правила снятия мерок. Последовательность и приемы раскроя швейного изделия. Способы рациональной раскладки выкройки в зависимости от ширины ткани и направления рисунка. Технология пошива фартука, обработка кармана, нижнего, боковых, верхнего срезов, обработка пояса. Художественная отделка изделия. Влажно-тепловая обработка и ее значение при изготовлении швейных изделий. Подготовка доклада к защите проекта.
Практические работы
Снятие мерок и запись результатов измерений. Построение чертежа фартука в масштабе 1: 4 и в натуральную величину по своим меркам. Моделирование фартука выбранного фасона. Подготовка выкройки к раскрою. Раскрой изделия.
Организация рабочего места. Подбор инструментов и материалов. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки фартука. Обмеловка и раскрой ткани. Перенос контурных и контрольных линий и точек на ткань. Обработка нижней части фартука швом вподгибку с закрытым срезом или тесьмой. Обработка накладных карманов, пояса. Соединение деталей изделия машинными швами. Отделка и влажно-тепловая обработка изделия. Контроль и оценка качества готового изделия. Защита проекта.
Художественные ремесла.
Творческий проект «Изделие в технике лоскутного шитья для кухни» (14ч)
Основные теоретические сведения Традиционные виды рукоделия и декоративно-прикладного творчества. Применение лоскутной пластики в народном и современном костюме, интерьере. Знакомство с видами лоскутной пластики. Композиция, цвет в лоскутном шитье. Холодные, теплые, хроматические и ахроматические цвета. Цветовые контрасты. Подготовка доклада к защите проекта.
Практические работы
Зарисовка традиционных орнаментов лоскутной пластики, определение колорита и материалов для шитья изделия. Организация рабочего места. Выполнение эскизов прихватки, выполнение раскроя по шаблонам. Технология изготовления прихватки из лоскутков. Материалы, инструменты, оборудование. Защита проекта.
4. Планируемые результаты изучения предмета
4.1Личностное развитие
В результате освоения курса технологии 5 класса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями, навыками.
Личностныерезультатыизучения предмета:
проявление познавательного интереса и активности в данной области предметной технологической деятельности;
мотивация учебной деятельности;
овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
самоопределение в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;
смыслообразование (установление связи между мотивом и целью учебной деятельности);
самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации;
нравственно-эстетическая ориентация;
реализация творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности;
развитие готовности к самостоятельным действиям;
развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
гражданская идентичность (знание своей этнической принадлежности, своение национальных ценностей, традиций, культуры, эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности);
проявление технико-технологического и экономического мышления;
экологическое сознание (знание основ здорового образа жизни, здоровьесберегающих технологий, правил поведения в чрезвычайных ситуациях, бережное отношение к природными хозяйственным ресурсам).
Учебная деятельность на уроках технологии, имеющая практико-ориентированную направленность, предполагает освоение учащимися совокупности знаний по теории (понятия и термины), практике (способы и технологии выполнения изделий), способам осуществления учебной деятельности (применение инструкции, выполнение изделия в соответствии с правилами и технологиями), что обусловливает необходимость формирования широкого спектра УУД.
4.2 Формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности
Метапредметные результатыизучения курса:
Познавательные УУД:
алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим словиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;
моделирование технических объектов и технологических процессов;
выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительскую стоимость;
диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
обшеучебные и логические действия (анализ, синтез, классификация, наблюдение, построение цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование);
исследовательские и проектные действия;
осуществление поиска информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач;
формулирование определений понятий;
соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидатель ного труда;
Коммуникативные УУД:
умения работать в команде, учитывая позицию других людей, организовывать и планировать учебное сотрудничество, слушать и выступать, проявлять инициативу, принимать решения;
владение речью;
РегулятивныеУУД:
целеполагание и построение жизненных планов во временной перспективе;
осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет;
входить в информационную среду образовательного учреждения, в том числе через Интернет, размещать в информационной среде различные информационные объекты;
Коммуникация и социальное взаимодействие
Обучающийся научится:
использовать возможности электронной почты для информационного обмена;
осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательного учреждения (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио);
соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей.
Поиск и организация хранения информации
Обучающийся научится:
использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска;
использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве;
использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг;
искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных, в частности использовать различные определители;
4.4 Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности
Обучающийся получит возможность научиться:
самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный, творческий проект;
использовать догадку, озарение, интуицию;
целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;
осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.
4.7 Предметные результаты
Предметные результатыосвоения курса предполагают сформированность следующих умений:
осуществлять поиск и рационально использовать необходимую информацию в области оформления помещения, кулинарии и обработки тканей для проектирования и создания объектов труда;
разрабатывать и оформлять интерьер кухни и столовой изделиями собственного изготовления, чистить посуду из металла, стекла, керамики и древесины, поддерживать нормальное санитарное состояние кухни и столовой;
работать с кухонным оборудованием, инструментами, горячими жидкостями, проводить первичную обработку овощей, выполнять нарезкуовощей, готовить блюда из сырых и вареных овощей, определять свежесть яип и готовитьблюда из них, нарезать хлеб для бутербродов, готовить различные бутерброды, горячие напитки, сервировать стол к завтраку;
определять в ткани долевую нить, лицевую и изнаночную стороны;
наматывать нитку на шпульку, заправлять верхнюю и нижнюю нитки, запускать швейную машину и регулировать ее скорость, выполнять машинные строчки (по прямой, по кривой, с поворотом на определенный угол с подъемом прижимной лапки, регулировать длину стежка);
выполнять на универсальной швейной машине следующие швы: стачной взаутюжку, стачной вразутюжку, накладной с закрытым срезом, в подгибку с открытым и закрытым срезом;
читать и строить чертеж фартука, снимать мерки, записывать результаты измерений, выполнять моделирование, подготавливать выкройку к раскрою;
выполнять обработку накладных карманов и бретелей, подготавливать ткань к раскрою, переносить контурные и контрольные линии на ткань, наметывать и настрачивать карманы, обрабатывать срезы швов в подгибку с закрытым срезом, определять качество готового изделия;
подготавливать материалы лоскутной пластики к работе, подбирать материалы но цвету, рисунку и фактуре, пользоваться инструментами и приспособлениями, шаблонами, соединять детали лоскутной пластики межуп; собой, использовать прокладочные материалы.
5. Учебно-методическое обеспечение программы
Формированию предметных и метапредметных результатов обучения (УУД) на уроках технологии способствуют образовательные технологии, отвечающие современным требованиям, предъявляемым к качеству обучения.
Технологияучебного проектирования
Организация самостоятельной познавательной и практической деятельности учащихся. Формирование широкого спектра познавательных, коммуникативных, регулятивных УУД, личностных результатов.
Учитель в роли консультанта, мотивирующего и направляющего учащегося. Учащийся самостоятельно выбирает единственный путь решения проблемы из многих вариантов, используя разнообразные источники информации, материалы, формы, способы деятельности.
Овладение учащимися алгоритмом и умением выполнять проектные работы способствует формированию познавательного интереса, умения выступать.
Технология личностно ориентированного обучения
Развитие индивидуальности, становление способностей в процессе органического слияния воспитания и обучения. Формирование познавательной мотивации, жизненного и личностного самоопределения.
Специальное конструирование учебного текста, дидактического материала, методических рекомендаций к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ученика в ходе овладения знаниями. Путь от обучения как нормативно построенного процесса к учению как индивидуальной деятельности школьника, ее коррекции и педагогической поддержке.
Источником становления способа учебной работы является ученик. Овладение учащимся приемами целеполагания. планирования, рефлексии создает основу для самообразования. самоорганизации.
Формирование системы научных понятий, мышления, способов умственных действий, системы умственных действий (принятие учебной задачи, преобразование ситуации, входящей в данную задачу, моделирование).
Наличие у учащегося цели сознательного самоизменения.
Коллективная учебная деятельность: диалоги, дискуссии, постоянное «социальное взаимодействие». Коллективное взаимодействие: проекты, соревнования, дискуссии, решение учебных задач, проблем.
Возникает желание и умение учиться — формируется индивидуальная учебная деятельность, происходит становление субъекта учения.
Формируются основные познавательные УУД
Проблемного обучения
Создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей.
Проблематизация учебного материала: постановка и решение теоретических учебных проблем, решение практических проблем -| поиск способа применения известного знания в новой ситуации, конструирование, изобретение, создание художественных решений на основе творческого воображения.
Связь обучения с жизнью, игрой, трудом.
Возрастает уровень творческой активности, характеризующейся выполнением самостоятельных работ, требующих творческого воображения, логического анализа, открытия нового способа решения проблемы, самостоятельного доказательства.
Сааморазвития личности
Помощь учащемуся в осознании своих внутренних способностей, психических процессов и обучение осознанному и целенаправленному управлению ими. Создание и поддержание у учащихся доминанты на самосовершенствование.
Деятельность учащегося организуется как удовлетворение не только познавательных, но и многих других ведущих потребностей саморазвития личности. Построение процесса обучения, учитывающее личностную организацию и способности учащегося: гармоничное взаимосодействие всех субъектов процесса.
Формируется доминанта на самосовершенствование и саморазвитие личности. Ученик осознает свои психофизические возможности и использует их для организации учебной деятельности.
Создание учебных ситуаций, имитирующих систему общественных отношений и способствующих усвоению общественного опыта, социализации и самореализации учащихся в игре.
Творческая развивающая деятельность носит импровизационный характер, создает положительный эмоциональный фон для усвоения учебной информации.
Формируется стойкий познавательный интерес к предмету, перерастающий в творческий поиск нетрадиционной реализации познавательных и учебных задач.
Дидактическая цель представляется учащимся как игровая задача, реализуемая в рамках определенных правил в отведенные временные сроки.
Технологии групповой деятельности: обучение в сотрудничестве методом проектов .
Обеспечение активизации учебного процесса и достижение высокого уровня усвоения знаний через организацию совместных действий учащихся.
Организация коллективной деятельности учащихся на основе распределения первоначальных ролей и заданий, адекватных учебным целям. Коллективное достижение планируемого результата на основе взаимопонимания, обмена способами деятельности и сотрудничества.
Реализация индивидуального обучения и дифференцированного подхода, позволяющего максимально реализовать учебные возможности каждого учащегося.
Информационные образовательные технологии: технологии в сфере образования, использующие специальные технические информационные средства для достижения педагогических целей.
Формирование информационной культуры (умения получения, обработки, хранения и передачи информации), компьютерной грамотности, формирование умений создавать компьютерные, информационные продукты.
Реализация дифференцированного подхода, индивидуализация обучения. Использование компьютера как дидактического средства, а также для диагностики и контроля знаний, умений, навыков.
Конструирование урока с учетом использования информационных технических средств (персональный компьютер, интерактивная доска, мультимедийное оборудование) для достижения целей обучения.
Создание информационно-образовательной среды. Овладение учащимися компьютером - одна из ключевых компетенций для их будущей профессиональной деятельности
Технологические карты образовательного процесса
В технологической карте образовательного процесса, используемой для управления учебной деятельностью, предусматривается планирование системы уроков по теме или разделу.
Технологическая карта образовательного процесса содержит следующие структурные компоненты:
взаимосвязанные диагностируемые цели, позволяющие сделать вывод об их достижении;
определение типов уроков в рамках изучаемого раздела;
оборудование;
деятельность учителя;
формы контроля учителя;
деятельность учащихся по реализации учебных целей и самоконтролю;
домашнее задание.
Типология уроков
1.Урок «открытия» нового знания Деятельностная цель: формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.).
Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных понятий, алгоритмов и т. д.
2.Урок рефлексии
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализация коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т. д.).
Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных понятий, алгоритмов и т. д.
3.Урок общеметодологической направленности Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.
Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов.
4.Урок развивающего контроля Деятельностная цель: формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции.
Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритмов и т.д.
Технологические карты урока для учащегося
Рабочие тетради позволяют контролировать процесс формирования знаний по изучаемой теме урока и диагностировать уровень сформированное УУД.
Содержание технологических карт урока для учащегося соответствует структурным компонентам самоорганизации учебной деятельности (ориентировочно-целевой, диагностический, проектировочный, деятельностный, рефлексивный) и представлено в виде блоков.
Словарь темы, помогающий определить содержание темы и сформулировать цель урока, и целевой компонент — задание, предлагающее учащемуся в соответствии с обозначенной темой урок.
Задания, направленные на формирование умений планирования, закрепления основных понятий, повторение материала.
4. «Контроль и самоконтроль» — содержит дидактический материал, способствующий формированию умений самоконтроля: тестовые задания (взаимопроверка и самопроверка), практические работы (сопоставление с образцом), карты для самостоятельного контроля качества, разноуровневые задания, позволяющие диагностировать уровень и качество усвоения знаний и уровень умения самоконтроля учащегося.
4.«Рефлексия» — по итогам изучения темы урока учащемуся предлагается проанализировать содержание урока, сопоставить уровень собственных знаний и умений с определенной целью урока. Самостоятельно оценить уровень усвоения учебного материала поможет информационная карточка с правилами.
5. «Разноуровневые задания» - проверка степени усвоения знаний и умений:
Паспорт проектной работы
Формирование культуры проектирования как одного из компонентов технологической культуры — главная задача предмета «Технология». Учебное проектирование позволяет формировать умения решать возникающие проблемы, ставить цель, планировать и действовать соответственно плану, осуществлять самооценку и самоконтроль, работать в команде, проводить исследование, поиск и анализ разнообразной информации. Способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений - качество личности, которые позволяют личности быть успешной в современном мире.
При выполнении проектных работ предусмотрено оформление паспорта проектной работы учащихся.
Цель учебного проекта с позиции учащегося — это ряд возможностей: реализовать свой замысел самостоятельно, с учетом собственных сил (саморегуляция), проверить себя, свои способности, самореализоваться при демонстрации результата деятельности.
Классификации типов проектов:
• по доминирующей деятельности — исследовательский проект включает в себя обоснование актуальности темы, выдвижение гипотезы, определение задач, выполнение исследования, эксперимент, анализ результатов, практико-ориентированный — нацелен на решение социально или личностно значимой задачи с заранее определенным продуктом, творческий - предполагает нетрадиционный подход к решению проблемы и оформлению результатов (театральная постановка, произведение изобразительного или декоративно-прикладного искусства и т. д.), ролевой — результат не всегда предсказуем;
по содержанию — монопроекты (в рамках одного предмета), межпредметные, надпредметные;
по характеру контактов - внутриклассные, внутришкольные, региональные, межрегиональные, международные;
по количеству участников — персональные, групповые;
по продолжительности — мини-проекты (срок выполнения укладывается в 1 урок), краткосрочные (4-6 уроков), среднесрочные (недельные), долгосрочные (годичные).
Этапы проектной деятельности :
Iэтап. Поиск и обоснование проблемы Учитель осуществляет управление ситуацией выбора: создает ситуацию формирования потребности и мотива выполнения проекта, участвует в обсуждении тем и целей проекта, стимулирует поиск новых решений. Учащиеся обсуждают темы проекта; учитывая свои личностные потребности и возможности, объективные обстоятельства, самостоятельно выбирают тему, формулируют цель. Для этого этапа характерно самоуправление и самоопределение учащихся.
Формируются положительная учебная мотивация, познавательная активность, творческая инициатива, принятие на себя ответственности, инициативность.
II этап. Определение цели проекта Уточняются цели каждого конкретного проекта
Учитель помогает в формулировке цели проекта, если есть запрос учащихся.
Учащиеся могут самостоятельно сформулировать цель проекта.
Формируются функция самостоятельного целепо-лагания учащихся, самооценка умственных и физических способностей.
Учащиеся самостоятельно составляют план выполнения проекта. Формируются умение планировать свою деятельность, самоконтроль, самооценка.
IVэтап. Выполнение проекта
Учитель управляет реализацией замысла, консультирует учащихся, стимулирует, советует, помогает, наблюдает, контролирует соблюдение норм и правил безопасного труда.
Учащиеся самостоятельно воплощают свой замысел. Формируются технологическая грамотность, культура и организация труда, волевая регуляция, самоконтроль, са^ооиенка, умение работать по плану, целеудер-жание. умение работать с информацией.
Vэтап. Подготовка документации и защита проекта
Учитель координирует подготовку зашиты проекта, консультирует, стимулирует, советует, помогает.
Учащиеся осуществляют подготовку проекта к презентации, защите.
Учитель управляет оцениванием проекта, участвует в совместной оценке и анализе проекта, создает «ситуацию успеха» для каждого учащегося.
Учащиеся участвуют в коллективной оценке и анализе проекта.
Формируются самооценка, самоконтроль, умение анализировать, коммуникативные навыки, толерантность к мнению других.
Защита проекта — это праздник, и учащиеся должны его почувствовать. Они демонстрируют готовые изделия и комментируют: каков был замысел, цель, план работы, какие использовались материалы, поясняют технологию изготовления, анализируют качество выполнения работы. После каждого выступления обязательно высказываются слушатели. Очень хорошо проходит обсуждение проектов, если каждый начинает со слов «мне понравилось...», и только после положительного отзыва задают вопросы и указывают на недостатки. Учитель также комментирует и подводит итог обсуждения.
Оценки за проект выставляются коллективно: учащиеся в бланке с критериями оценки проекта во время выступления одноклассниц проставляют баллы (за основу взяты критерии оценки проектной деятельности О.И. Нагель: первая отметка — качество работы, соответствие цели проекта, его требованиям, вторая — оформление защиты проекта, качество доклада, ответы на вопросы).
В заключение — выставка работ. Работы должны быть обязательно подписаны - указание авторства стимулирует ответственность за результат. Учащиеся младших классов всегда с интересом изучают работы старшеклассников («и мы когда-нибудь так сможем!») и приводят на выставку старших братьев и сестер, классных руководителей, чтобы показать свои работы. На уроках технологии можно использовать не только индивидуальные творческие проекты, но и групповые, а также игровые и исследовательские.
Задача учащегося — проанализировать ход своей деятельности, способ достижения цели, готовый продукт и дать самооценку проделанной работе. В защиту проекта включается также обсуждение, оценка по разработанным критериям работ одноклассниц, выставка проектов. Учащиеся должны создать паспорт проекта - папка, в которой собраны все материалы проекта
Критерии оценки проектов, учитывая специфику готового продукта (изделие, стенд, реферат, праздник, игра и т. д.), выдвигаются по качеству продукта и подготовленной документации, а также принимается во внимание процесс защиты проекта.
6. Формы контроля уровня достижений обучающихся
и критерии оценки
Оценка знаний, умений и уровня творческого развития учащихся осуществляется по пятибалльной системе с помощью тестирования, перечня теоретических вопросов, практических работ и заданий в течение года, также защиты проекта. Для оценки теоретических понятий используются проверочные тесты, для оценки умений – практические и проектные задания.
В результате освоения обучающимися различных видов деятельности (индивидуальной, коллективной, самостоятельной, поисковой, практической, проектной) предполагается сформировать и значительно развить жизненно важные компетентности: социально-трудовая, социально-бытовая, самообслуживания, коммуникативная. Кроме того, знакомство с трудовыми профессиями позволит сформировать и компетентность в сфере профессионального самоопределения.
Примерные нормы оценки практической работы:
Организация труда
Отметка «5» ставится, если полностью соблюдались правила трудовой и технической дисциплины, работа выполнялась самостоятельно, тщательно спланирован труд или соблюдался план работы, предложенный учителем, рационально организованно рабочее место, полностью соблюдались правила техники безопасности, отношение к труду добросовестное, к инструментам и оборудованию – бережное, экономное.
Отметка «4» ставится, если работа выполнялась самостоятельно, допущены незначительные ошибки в планировании труда, организации рабочего места, которые исправлялись самостоятельно, полностью выполнялись правила трудовой и технологической дисциплины, правила техники безопасности.
Отметка «3» ставится, если самостоятельность в работе была низкой, допущены нарушения трудовой и технологической дисциплины, техники безопасности, организации рабочего места.
Отметка «2» ставится, если самостоятельность в работе отсутствовала, допущены грубые нарушения трудовой и технологической дисциплины, правила техники безопасности, которые повторялись после замечаний учителя.
Приемы труда
Отметка «5» ставится, если все приемы труда выполнялись правильно, не было нарушений правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.
Отметка «4» ставится, если приемы труда выполнялись в основном правильно, допущенные ошибки исправлялись самостоятельно, не было нарушения правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.
Отметка «3» ставится, если отдельные приемы труда выполнялись неправильно, но ошибки исправлялись после замечаний учителя, допущены незначительные нарушения правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.
Отметка «2» ставится, если неправильно выполнялись многие виды работ, но ошибки повторялись после замечания учителя, неправильные действия привели к травме учащегося или поломке инструмента (оборудования).
Норма времени (выработки)
Отметка «5» ставится, если задание выполнено в полном объеме и в установленный срок.
Отметка «4» ставится, если норма времени (выработки) недовыполнена: 5-6-й классы – на 10-15 %; 7-9–й класс – на 5-10%.
Отметка «3» ставится, если норма времени (выработки) недовыполнена: 5-6-й классы – на 15-20 %; 7-9–й класс – на 10-15%.
Отметка «2» ставится, если норма времени (выработки) недовыполнена: 5-6-й классы – на 30%; 7-9–й класс – на 25%.
Качество изделий (работы)
Отметка «5» ставится, если изделие (или другая работа, например графическая) выполнено с учетом установленных требований.
Отметка «4» ставится, если изделие (или другая работа) выполнено с незначительными отклонениями от заданных.
Отметка «3» ставится, если изделие (или другая работа) выполнено со значительными нарушениями заданных требований.
Отметка «2» ставится, если изделие (или другая работа) выполнено с грубыми нарушениями заданных требований или допущен брак.
7. Материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
Учебно-методический комплекс:
Н.В.Синица, В.Д. Симоненко. Технология. Технологии ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Вентана-Граф, 2012.
Н.В., Синица, Технология. Технологии ведения дома: 5 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Вентана-Граф, 2014.
2. Технические средства обучения:
классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок; настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок;
чертежные инструменты;
видеомагнитофон/видеоплеер;
мультимедийный проектор;
экспозиционный экран;
персональный компьютер для учителя;
3.Экранно-звуковые пособия:
видеофильмы по тематике программы;
мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы.
4. Материалы и инструменты:
иллюстративный справочный материал;
5. Помещение для занятий:
кабинет технологии;
6. Оборудование класса:
ученические двухместные столы с комплектом стульев;
стол учительский с тумбой;
шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.;
настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;
подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т.п.
набор оборудования для проведения кулинарных работ,
швейные машины с ручным, ножным, электрическим приводами,
коробки с инструментами для ручных работ,
инструкционные карты,
образцы машинных швов и поузловой обработки швейных изделий,
коллекции тканей по виду волокна,
учебные таблицы и плакаты,
чертежи, лекала, крой образцов,
карточки-задания и тесты для опроса по всем разделам программы,
8. Информационное обеспечение
8.1 Литература, использованная при подготовке программы
Мищенко Е.А. Технология: метод проектов. М.: НЦСиМО, 2003.
Нагель О.И. О критериях оценки проектной деятельности учащихся // Школа и производство. 2007.
Полат Е. Метод проектов: типология и структура // Лицейское и гимназическое образование. 2002.
Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2008.
Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005.
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2013.
Фундаментальное ядро содержания общего об разования / Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. М.: Просвещение, 2009.
8.2 Литература, рекомендованная для обучающихся
М.И. Скопцева, Технология. Учебное пособие по обслуживающему труду для учениц 5-8 классов, Ростов-на-Дону, «Феникс», 1997 г.
В.Н. Чернякова, Технология обработки ткани, М: Просвещение, 2003 г.
Х.И. Махмутова, Конструируем, моделируем, шьем, М: Просвещение, 1994 г.
М.В. Максимова, М.А. Кузьмина, Лоскутки, М: Эксмо-Пресс, 1998 г.
Формирование мотивации и самомотивации изучения предмета, познавательного интереса, проектной деятельности
Самостоятельная работа: выполнение эскизов проектов. Контроль и самоконтроль (работа в группе): анализ вариантов эскизов проектов
Кулинария (16ч)
3
Санитария и гигиена на кухне. Правила ТБ при выполнении кулинарных работ.
1
Знания: о санитарно-гигиенических требованиях, правилах мытья посуды, безопасных приемах работы на кухне.
Умения: соблюдать правила мытья посуды, безопасной работы на кухне
Метапредметиые УУД
Познавательные: сопоставление, рассуждение, анализ, классификация, поиск информации смысловое чтение, работа с таблицами, умение делать выводы.
Регулятивные: целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка.
Коммуникативные: диалог, монолог умения слушать и выступать, организация учебного сотрудничества, проявление инициативы.
Личностные УУД
Формирование мотивации и самомотивации изучения темы, экологического сознания, смыслообразование, реализация творческого потенциала, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности, навыков работы в группе, готовности и способности вести диалог и достигать взаимопонимания
овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда.
Рефлексия
4
Здоровое питание
1
Знания: о значении белков, жиров, углеводов, воды для жизнедеятельности людей, роли витаминов.
Умения: анализировать пищевую пирамиду, составлять меню на завтрак
Самостоятельная работа: составление сбалансированного меню на завтрак.
Контроль и самоконтроль: выполнение разноуровневых заданий.
Определение дифференцированного
домашнего задания. Рефлексия
5-6
Бутерброды. Горячие напитки
2
Знания: о видах бутербродов, горячих напитках, технологии приготовления, значении хлеба в питании человека. Умения: составлять технологические карты приготовления бутербродов, чая
карт приготовления блюд, оценка и самооценка качества приготовленных блюд по предложенным критериям. Выполнение творческих заданий
Контроль, взаимоконтроль и самоконтроль: выполнение разноуровневых заданий. Определение дифференцированного
домашнего задания. Рефлексия результатов
выполнения групповой практической работы
7-8
Блюда из круп, бобовых, макаронных изделий
2
Знания: о видах круп, бобовых, макаронных изделий, технологии их приготовления. Умения: выполнять механическую кулинарную обработку круп, бобовых, читать маркировку, штриховые коды на упаковках
9-10
Пр\ работа «Приготовление блюда из крупы или из макаронных изделий»
2
Знания: о способах механической и тепловой кулинарной обработки круп, макаронных изделий, требованиях к качеству готового блюда.
Умения: выполнять механическую и тепловую кулинарную обработку круп, используя технологическую карту
11
Блюда из сырых
овощей
и фруктов
1
Знания: о пищевой ценности овощей и фруктов, способах хранения, механической обработки и нарезки, технологии приготовления блюд из сырых овощей.
Умения: выполнять механическую кулинарную обработку сырых овощей, составлять технологическую карту салата из сырых овощей
12
Блюда
из вареных
овощей
1
Знания: о способах тепловой кулинарной обработки овощей, технологии приготовления блюд из вареных овощей, требованиях к качеству готовых блюд. Умения: выполнять тепловую кулинарную обработку овощей, оставлять технологическую карту блюда из вареных овощей
13
-14
Пр\ работа
«Приготовление
Салатов из сырых
и вареных овощей»
2
Знания: о технологии приготовления салатов, требованиях к качеству готовых блюд.
Умения: готовить салаты из вареных и сырых овощей, соблюдая правила безопасной работы на кухне
15
Блюда из яиц
1
Знания: о значении
яиц в питании человека, об использовании яиц в кулинарии, о способах определения свежести яиц. Умения: определять свежесть яиц, готовить блюда из яиц
16
Сервировка стола
завтраку.
Творческий
проект по разделу
Кулинария» «Воскресный завтрак в моей семье»
1
Знания: о калорийности продуктов, правилах сервировки стола, тапах выполнения проекта.
Умения: сервировать стол к завтраку
Рефлексия
17
-18
Пр\ работа.
Групповой проект
«Воскресный завтрак
для всей семьи»
2
Знания: о сервировке стола к завтраку, правил защиты проекта. Умения: готовить яйца, бутерброды, чай, сервировать стол к завтраку, защищать проект
Выполнение практической работы.
Контроль, оценка и самооценка
по представленным критериям. Защита проектов. Рефлексия результатов выполнения групповой практической работы
Оформление интерьера (4ч)
19
-20
Интерьер кухни-столовой.
Творческий проект «Кухня моей мечты»
2
Знания: о требованиях к интерьеру кухни, вариантах планировки, способах размещения оборудования, о целях и задачах, этапах проектирования.
Умения: выполнять план кухни в масштабе. выполнять проект по теме «Интерьер»
Метапредметиые УУД
Познавательные: умение вести исследовательскую и проектную деятельность, построение цепи рассуждений, определение понятий, сопоставление, анализ, смысловое чтение.
Регулятивные: целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляции, оценка и самооценка.
Формирование мотивации и самомотивации изучения темы, эстетических чувств, смыслообразование, нравственно-эстетическая ориентация, реализация творческого потенциала, развитие готовности к самостоятельным действиям, развитие трудолюбия.
Исследование проблемы, обсуждение возможных способов решения, выполнение проекта с самоконтролем и самооценкой собственной деятельности и результата.
Самостоятельная работа: выполнение планировки кухни в масштабе 1:5. Рефлексия
21
-22
Защита проекта «Кухня моей мечты»
2
Знания: о правилах защиты проекта.
Умения: защищать проект, анализировать результат проектной деятельности по предложенным критериям
Выступление с защитой проекта, анализ результатов проектной деятельности, самооценка и оценка других учащихся по предложенным критериям.
Создание изделий из текстильных материалов (32ч)
23
-24
Элементы материаловедения 4ч
Производство тек-
стильных
материалов.
Пр\ р
«Определение лицевой
и изнаночной сторон
ткани»,
Пр\ р
«Определение направ-
ления долевой нити
в ткани»
2
Знания: о видах и свойствах текстильных волокон, прядильном и ткацком производствах, способах определения изнаночной и лицевой сторон ткани, направления долевой нити.
Умения: определять лицевую и изнаночную стороны ткани,
направление долевой нити
Метапредметиые УУД
Познавательные: сопоставление, рассуждение, классификация, умение объяснять процессы, прогнозировать, анализ, выбор способов решения задачи, поиск информации, работа с таблицами и графической информацией. Работа по алгоритму (плану)
Регулятивные: целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка. Целеудержание.
Коммуникативные: диалог, монолог, проявление инициативы, дискуссия, организация учебного сотрудничества, умения слушать и выступать
Личностные УУД
Формирование мотивации и самомотивации изучения темы, Развитие готовности к самостоятельным действиям, развитие
трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности,
проявление технико-технологического
и экономического мышления
Самостоятельная работа: выполнение практических
работ. Самооценка по предложенным критериям. Контроль усвоения знаний и умений. Самоконтроль. Взаимоконтроль. Контроль учителя.
Определение дифференцированного
домашнего задания.
Рефлексия
25
-26
Свойства текстиль-
ных материалов.
Пр\ р
«Изучение свойств тканей из хлопка и льна».
Проект «Фартук
для работы на кухне»
2
Знания: о свойствах текстильных материалов, свойствах хлопчатобумажных и льняных тканей, этапах проектной деятельности.
Умения: определять по свойствам тканей вид тканей, составлять план выполнения проекта
27
-28
Швейные ручные работы. 2ч. Правила ТБ работы с инструментами и приспособлениями
2
Знания: о требованиях к выполнению ручных работ, терминологии ручных работ, правил ТБ работы с инструментами и приспособлениями.
Умения: выполнять ручные работы, соблюдать правила ТБ работы с инструментами и приспособлениями
29
-30
Элементы машиноведения. 8ч.
Бытовая швейная машина. Правила ТБ при работе на швейной машине. Подготовка швейной машины к работе
2
Знания: о видах приводов швейной машины, устройстве швейной машины, как подготовить швейную машину к работе, правила безопасной работы на швейной машине.
Умения: подготовить швейную машину к работе, выполнять правила безопасной работы на швейной машине.
Знания: об устройстве утюга, приемах ВТО, правилах безопасности работы с утюгом.
Умения: выполнять ВТО
выполнять образцы швов с применением ВТО
35
-36
Совершенствование умений работы на швейной машине. Итоговое тестирование по теме
«Швейные машинные работы».
2
Знания: о подготовке швейной машины к работе.
Умения: подготовить швейную машину к работе, выполнять швейные операции по заданным условиям.
Итоговое тестирование по теме «Швейные машинные работы». Определение дифференцированного домашнего задания. Рефлексия
37
-38
Проектирование и изготовление
швейных изделий. 18ч
Основы конструирования.
Выполнение проекта
«Фартук для работы
на кухне».
Пр\р
«Снятие мерок для построения чертежа
фартука»
2
Знания: об общих правилах снятия мерок для построения чертежа швейного изделия, правилах измерения и условных обозначениях, планировании проектной деятельности
Умения: снимать мерки с фигуры человека, записывать их, выполнять проект по теме
Самостоятельная работа: выполнение практических
работ. Контроль качества выполнения чертежа. Самоконтроль. Определение дифференцированного
Умения: выполнять чертеж фартука 1 : 4, в натуральную величину
41
-42
Пр\р «Моделирование фартука»
«Пр\р «Подготовка выкройки к раскрою»
2
Знания: о процессе моделирования и подготовке выкройки к раскрою .
Умения: выполнять элементы моделирования, подготавливать выкройку к раскрою
Самостоятельная работа: выполнение практических работ. Контроль усвоения знаний и умений. Самоконтроль. Взаимоконтроль. Контроль учителя.
Определение дифференцированного
домашнего задания.
Рефлексия
43
-44
Раскрой швейного изделия.
Пр\р «Раскрой швейного изделия»
2
Знания: о последовательности и приемах раскроя швейного изделия.
Умения: выполнять подготовку ткани к раскрою, раскладку выкроек на ткани, выкраивать детали швейного изделия, оценить качество кроя по предложенным критериям
45
-46
Технология изготовления
швейного изделия.
Пр\р
«Подготовка деталей кроя к обработке»
2
Знания: о технологии изготовления швейного изделия
Умения: составлять план изготовления изделия подготовка деталей кроя к обработке
47
-48
Пр\р
«Обработка нагрудника нижней части фартука и косынки швом вподгибку с з/срезом»
2
Знания: о технологии обработки срезов фартука,
Умения: обрабатывать швом вподгибку с закрытым срезом детали фартука
49
-50
Пр\р
«Обработка накладных карманов и соединение их с нижней частью фартука»
2
Знания: о технологии обработки накладного кармана.
Умения: обработать и пришить к фартуку накладной карман, оценить качество работы по представленным критериям
51
-52
Пр\р
«Обработка бретелей, концов пояса и соединение их с фартуком»
2
Знания: о технологии обработки бретелей и концов пояса и соединения их с фартуком.
Умения: обработать бретели и пояс и соединить их с фартуком, оценить качество работы по представленным критериям
53
-54
Пр\р
«Окончательная отделка изделия. ВТО». Контроль качества готового изделия.
2
Знания: об окончательной отделке изделия. ВТО, контроле качества готового изделия.
Умения: проводить окончательную отделку изделия. ВТО, осуществлять контроль качества готового изделия по представленным критериям.
Художественные ремесла (14ч)
55
-56
Декоративно-прикладное изделие.
Обоснование проекта «Лоскутное изделие для кухни»
2
Знания: о видах декоративно-прикладного искусства, этапах проектной деятельности.
Умения: различать виды декоративно-прикладного искусства, составлять план реализации проекта изделия из лоскутов
Метапредметиые УУД
Познавательные: сопоставление, прогнозировать, анализ, выбор способов решения задачи. Работа по алгоритму (технологической карте)
Регулятивные: целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка. Целеудержание.
Коммуникативные: диалог, монолог, проявление инициативы, дискуссия, организация учебного сотрудничества, умения слушать и выступать
Личностные УУД
Формирование мотивации и самомотивации выполнения проекта, смыслообразование , развитие готовности к самостоятельным действиям, реализация творческого потенциала в предметно-продук-ивной деятельности, развитие трудолюбия и ответственности
за качество своей деятельности, проявление технико-технологи-
еского и экономического мышления, самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации