kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа Технология (девочки) 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по технологии для 5 класса составлена на основе авторской программы А. Т. Тищенко, Н. В. Синица  «Технология. Технология ведения дома» (девочки) для 5-8 классов – М.: «Вентана-Граф», 2014,  рекомендованной Министерством образования и науки РФ, в соответствии с ФГОС ООО и основной образовательной программой МБОУ «СОШ № 28 »В данной программе изложено направление «Технология ведения дома», в рамках которой изучается учебный предмет.  Независимо  от  изучаемых  технологий  содержание  программы  предусматривает освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

  • культура, эргономика и эстетика труда;
  • получение,  обработка,  хранение  и  использование  технической  и  технологической информации;
  • основы черчения, графики и дизайна;
  • элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;
  • знакомство  с  миром  профессий,  выбор  обучающимися  жизненных,  профессиональных планов;
  • влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
  • творческая, проектно-исследовательская деятельность;
  • технологическая культура производства;
  • история, перспективы и социальные последствия развития техники и технологии;
  • распространённые технологии современного производства.

Все разделы программы содержат основные теоретические  сведения и лабораторно-практические и практические работы. При этом предполагается, что перед выполнением практических  работ  школьники  должны  освоить  необходимый  минимум  теоретического материала.  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа Технология (девочки) 5 класс »

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ г. БРАТСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 28»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА БРАТСКА


РАССМОТРЕНО

Заседание педагогического совета

МБОУ «СОШ № 28»

Протокол № _____

от «____» августа 201 г.


СОГЛАСОВАНО

Заседание МС

МБОУ «СОШ № 28»

Протокол №

от « » августа 201 г.

Зам. директора по УВР

_________

УТВЕРЖДАЮ

Приказ №

от « » 201г.

директор

МБОУ «СОШ № 28»

____________


РЕКОМЕНДОВАНО

Заседание ШМО учителей

гуманитарного цикла

МБОУ «СОШ № »

Протокол № _____

от «____» ________ 201 г.

Руководитель ШМО

____________







Рабочая программа

учебного предмета

«Технология»

для учащихся 5 класса


на 2015-2016 учебный год



Образовательная область: «Технология»





Разработала:

Гомзякова Е.П.,

учитель технологии

( I квалификационной категории.)






Братск, 2015 г


1. Пояснительная записка


1.1 Рабочая программа по технологии для 5 класса составлена на основе авторской программы А. Т. Тищенко, Н. В. Синица  «Технология. Технология ведения дома» (девочки) для 5-8 классов – М.: «Вентана-Граф», 2014, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, в соответствии с ФГОС ООО и основной образовательной программой МБОУ «СОШ № 28 ».

По сравнению с авторской программой изменений нет.

1.2 Педагогические особенности обучения в данном классе.

Особенности обучающихся 5 класса обусловлены

  1. переходом детей в основную школу и необходимостью создания условий для адаптации учащихся в новой образовательной среде;

  2. переходом от учебных действий, характерных для начальной школы к новой внутренней позиции обучающегося - направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;

  3. изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к лабораторно-семинарской и лекционно-лабораторной исследовательской.

  4. началом перехода детей к кризису младшего подросткового возраста (11—13 лет, 5—7 классы), характеризующемуся началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие у него самосознания - представления о том, что он уже не ребёнок, т. е. чувства взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых.


1.3 Цели и задачи программы: Цели обучения:

  • формирование представлений о составляю­щих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях;

  • освоение технологического подхода как универ­сального алгоритма преобразующей и созида­тельной деятельности;

  • овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и исполь­зования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осо­знанного определения своих жизненных и профессиональных планов, безопасными приемами
    труда;

  • развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображе­ния, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

  • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприим­чивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам
    их труда;

  • получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоя­тельной практической деятельности.

Задачи обучения:

  • освоение технологических знаний, основ куль­туры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой дея­тельности по созданию личностно или общест­венно значимых изделий;

  • освоение компетенций (учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, информационно-технологиче­ской, ценностно-смысловой, проектно-исследовательской).

1.4 Общая характеристика учебного предмета

Обучение школьников технологии строится на основе освоение конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. С целью учета интересов и склонностей учащихся, возможностей образовательных учреждений, местных социально-экономических условий обязательный минимум содержания основных образовательных программ по технологии изучается в рамках одного из трех направлений: «Индустриальные технологии», «Технологии ведения дома» и «Сельскохозяйственные технологии» (агротехнологии, технологии животноводства).

В данной программе изложено направление «Технология ведения дома», в рамках которой изучается учебный предмет. Независимо от изучаемых технологий содержание программы предусматривает освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

  • культура, эргономика и эстетика труда;

  • получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;

  • основы черчения, графики и дизайна;

  • элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;

  • знакомство с миром профессий, выбор обучающимися жизненных, профессиональных планов;

  • влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;

  • творческая, проектно-исследовательская деятельность;

  • технологическая культура производства;

  • история, перспективы и социальные последствия развития техники и технологии;

  • распространённые технологии современного производства.

Все разделы программы содержат основные теоретические сведения и лабораторно-практические и практические работы. При этом предполагается, что перед выполнением практических работ школьники должны освоить необходимый минимум теоретического материала.

Основная форма обучения — учебно-практическая деятельность.

Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические и практические работы.

Программой предусмотрено выполнение обучающимися творческих и проектных работ. Соответствующая тема по учебному плану программы предлагается в конце каждого года обучения. Однако методически возможно построение годового учебного плана занятий с введением творческой, проектной деятельности с начала или середины учебного года.

При организации творческой, проектной деятельности обучающихся необходимо акцентировать их внимание на потребительском назначении и стоимости продукта труда — изделия, которое они выбирают в качестве объекта проектирования и изготовления.

Учитель должен помочь школьникам выбрать такой объект для творческого проектирования (в соответствии с имеющимися возможностями), который обеспечил бы охват максимума рекомендуемых в программе для освоения технологических операций.

При этом необходимо, чтобы объект был посильным для школьников соответствующего возраста, а также обладал общественной или личной ценностью.

Обучение технологии предполагает широкое использование межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчётных операций и графических построений; с химией при изучении свойств конструкционных и текстильных материалов, пищевых продуктов; с физикой при изучении механических характеристик материалов, устройства и принципов работы машин, механизмов приборов, видов современных технологий; с историей и искусством при изучении технологий художественно-прикладной обработки материалов. При этом возможно проведение интегрированных занятий в рамках отдельных разделов.

1.5 Формы организации учебного процесса:

Организация учебно-воспитательного процесса основана на технологии личностно-ориентированного подхода, в соответствии с чем выбираются форма и структура учебного занятия:

  • индивидуальные;

  • групповые;

  • индивидуально-групповые;

  • фронтальные;

  • лабораторно-практические, практические работы.

1.6 Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

 Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

В результате обучения учащиеся овладеют:

  • трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими показателями;

  • умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;

  • навыками применения распространённых ручных инструментов и приспособлений, бытовых электрических приборов; планирования бюджета домашнего хозяйства; культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.

В результате изучения технологии обучающиеся, независимо от изучаемого направления, получат возможность ознакомиться:

  • с основными технологическими понятиями и характеристиками;

  • технологическими свойствами и назначением материалов;

  • назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;

  • видами и назначением бытовой техники, применяемой для повышения производительности домашнего труда;

  • видами, приёмами и последовательностью выполнения технологических операций, влиянием различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;

  • с профессиями и специальностями, связанными с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;

  • со значением здорового питания для сохранения своего здоровья.

Выполнять по установленным нормативам следующие трудовые операции и работы:

  • рационально организовывать рабочее место;

  • находить необходимую информацию в различных источниках;

  • применять конструкторскую и технологическую документацию;

  • составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия, выполнения работ или получения продукта;

  • выбирать сырьё, материалы, пищевые продукты, инструменты и оборудование для выполнения работ;

  • конструировать, моделировать, изготавливать изделия;

  • выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования, электроприборов;

  • соблюдать безопасные приёмы труда и правила пользования ручными инструментами, приспособлениями, машинами, электрооборудованием;

  • осуществлять визуально, а также доступными измерительными средствами и приборами контроль качества изготовляемого изделия или продукта;

  • находить и устранять допущенные дефекты;

  • проводить разработку творческого проекта по изготовлению изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;

  • планировать работы с учётом имеющихся ресурсов и условий;

  • распределять работу при коллективной деятельности;

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни в целях:

  • понимания ценности материальной культуры для жизни и развития человека;

  • формирования эстетической среды бытия; В развития творческих способностей и достижения высоких результатов преобразующей творческой деятельности;

  • получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации;

  • организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;

  • создания и ремонта изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;

  • изготовления изделий декоративно-прикладного искусства для оформления интерьера;

  • контроля качества выполняемых работ с применением измерительных инструментов и приспособлений;

  • выполнения безопасных приёмов труда и правил электро-безопасности, санитарии, гигиены;

  • оценки затрат, необходимых для создания объекта труда или оказания услуги;

  • построения планов профессионального самоопределения и трудоустройства.

1.7 Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным учебным планом и учебным планом МБОУ «СОШ № 28» на 2015-2016 учебный год на изучение предмета отводится 2 ч в неделю, ито­го 68 ч за учебный год. Предусмотрены практические работы и творческие проекты по каждому разделу.


2. Учебно-тематический план


№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Из них

Практические работы

Проектные

работы

1

Проект­ная дея­тельность на уроках

«Техноло­гии»


2



2

Кулинария

16

3

1

3

Оформление интерьера

4


1

4

Создание изделий из текстильных материалов

32



4.1

Элементы материаловедения


4

3


4.2

Швейные ручные работы.

2

1


4.3

Элементы машиноведения.

8

3


4.4

Проектирование и изготовление

швейных изделий.


18

10

1

5

Художественные ремесла

14

4

1



ИТОГО


68


24


4



3. Содержание программы

Проект­ная дея­тельность на уроках «Техноло­гии» (2ч)

Основные теоретические сведения Понятие о проектной деятельности, творческих проектах, этапах их подготовки и реализации.

Практические работы Выполнение эскизов проектов.

Кулинария (16ч)

Санитария и гигиена

Основные теоретические сведения

Санитарные требования к помещению кухни и сто­ловой. Санитарно-гигиенические требования к лицам, приготовляющим пищу, к приготовлению пищи, к хра­нению продуктов и готовых блюд. Правила мытья по­суды. Безопасные приемы работы на кухне.

Практические работы

Приведение помещения кухни в соответствие с требованиями санитарии и гигиены. Проведение сухой и влажной уборки. Рациональное размещение инструментов на рабочих местах. Безопасные приемы работы с оборудованием, инструментами, горячими жидкостями. Освоение способов применения различ-

ных моющих и чистящих средств. Оказание первой помощи при ожогах, порезах и других травмах.

Здоровое питание

Основные теоретические сведения Понятие о процессе пищеварения. Общие сведе­ния о питательных веществах и витаминах. Содержание витаминов в пищевых продуктах. Пищевая пирамида. Первая помощь при пищевых отравлениях.

Практические работы

Работа с таблицами по составу и количеству вита­минов в различных продуктах. Работа с пищевой пи­рамидой.

Технология приготовления пищи

Бутерброды, горячие напитки

Основные теоретические сведения Продукты, используемые для приготовления бутер­бродов. Виды бутербродов. Технология приготовления бутербродов. Способы оформления открытых бутер­бродов. Требования к качеству бутербродов. Условия и сроки хранения бутербродов.

Виды горячих напитков. Способы заваривания кофе, какао, чая и трав. Практические работы

Составление технологических карт приготовления бутербродов. Выполнение эскизов художественного оформления бутербродов. Нарезка продуктов. Подбор ножей и разделочных досок. Приготовление бутербро­дов и горячих напитков к завтраку.

Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий

Основные теоретические сведения Виды круп, бобовых и макаронных изделий. Правила варки крупяных рассыпных, вязких и жидких каш, мака­ронных изделий. Технология приготовления блюд из бо­бовых, обеспечивающая сохранение в них витаминов группы В. Причины увеличения веса и объема при варке.

Практические работы

Подготовка к варке круп, бобовых и макаронных изделий; приготовление блюда. Определение необхо­димого количества жидкости при варке каш различной консистенции и гарниров из крупы, бобовых и мака­ронных изделий. Чтение маркировки, штриховых кодов на упаковке.

Блюда из овощей

Основные теоретические сведения Виды овощей, содержание в них минеральных ве­ществ, белков, жиров, углеводов, витаминов. Методы определения качества овощей, содержание нитратов. Назначение, виды и технология механической и теп­ловой кулинарной обработки овощей. Виды салатов. Изменение содержания витаминов и минеральных ве­ществ в зависимости от условий кулинарной обработки.

Практические работы

Современные инструменты и приспособления для механической обработки и нарезки овощей. Фигурная нарезка овощей для художественного оформления са­латов. Выполнение эскизов оформления салатов для различной формы салатниц: круглой, овальной, ква­дратной. Приготовление блюд из сырых и вареных ово­щей. Жаренье овощей и определение их готовности. Блюда из яиц

Основные теоретические сведения Строение яйца. Способы определения свежести яиц. Приспособления и оборудование для приготов­ления блюд из яиц. Способы варки яиц. Практические работы

Определение свежести яиц. Первичная обработка яиц. Приготовление блюд из яиц. Выполнение эскизов художественной росписи яиц.

Сервировка стола к завтраку. Творческий проект «Воскресный завтрак в моей семье»

Основные теоретические сведения Составление меню на завтрак. Правила подачи го­рячих напитков. Столовые приборы и правила пользо­вания ими. Эстетическое оформление стола. Правила поведения за столом. Правила защиты проекта.

Практические работы

Выполнение эскизов художественного украшения стола к завтраку. Оформление готовых блюд и подача их к столу. Складывание тканевых и бумажных салфе­ток различными способами. Защита проекта.

Оформление интерьера (4ч)

Основные теоретические сведения Краткие сведения из истории архитектуры и ин­терьера. Интерьер жилых помещений и их комфорт­ность. Современные стили в интерьере.

Рациональное размещение оборудования кухни и уход за ним. Создание интерьера кухни с учетом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигие­нических требований. Разделение кухни на зону для приготовления пиши и зону столовой. Отделка ин­терьера произведениями декоративно-прикладного искусства. Декоративное украшение кухни изделиями собственного изготовления. Размещение оборудова­ния на кухне.

Творческий проект «Кухня моей мечты». Этапы проектирования, цель и задачи проектной деятельности.

Практические работы

Творческий проект «Кухня моей мечты». Выполне­ние эскиза интерьера кухни. Защита проекта.

Создание изделий из текстильных материалов (32ч)

Элементы материаловедения

Основные теоретические сведения Классификация текстильных волокон. Натураль­ные растительные волокна. Изготовление нитей и тка­ней в условиях прядильного и ткацкого производства и в домашних условиях. Долевая (основная) и попереч­ная (уточная) нити, кромка и ширина ткани. Ткацкие переплетения. Лицевая и изнаночная сторона ткани. Свойства тканей из натуральных растительных волокон. Краткие сведения об ассортименте хлопчатобу­мажных и льняных тканей. Материалы, применяемые в декоративно-прикладном искусстве.

Практические работы

Изучение свойств нитей основы и утка. Определе­ние направления долевой нити в ткани. Определение лицевой и изнаночной сторон ткани.

Швейные ручные работы

Основные теоретические сведения Инструменты, приспособления для выполнения ручных работ. Правила и техника безопасности при ра­боте с иголками, булавками, ножницами. Ручные строч­ки и стежки, виды ручных стежков и строчек. Размер стежков, ширина шва. Технические условия при вы­полнении ручных работ. Терминология ручных работ.

Практическая работа

Изготовление образцов ручных стежков и строчек.

Элементы машиноведения

Основные теоретические сведения История швейной машины. Виды машин, применяе­мых в швейной промышленности. Бытовая универсаль­ная швейная машина, ее технические характеристики. Назначение основных узлов. Виды приводов швейной машины, их устройство, преимущества и недостатки.

Практические работы

Подготовка универсальной бытовой швейной ма­шины к работе. Безопасные приемы труда при работе на швейной машине. Намотка нитки на шпульку. За­правка верхней и нижней нитей. Выполнение машин­ных строчек на ткани по намеченным линиям. Регу­лировка длины стежка. Терминология швейных работ. Выполнение образцов швов.

Проектирование и изготовление швейных изделий.

Проект «Фартук для работы на кухне»

Основные теоретические сведения Фартуки в национальном костюме. Общие правила построения и оформления чертежей швейных изделий. Правила пользования чертежными инструментами и при­надлежностями. Понятие о масштабе, чертеже, эскизе. Фигура человека и ее измерение. Правила снятия мерок. Последовательность и приемы раскроя швейного изделия. Способы рациональной раскладки выкройки в за­висимости от ширины ткани и направления рисун­ка. Технология пошива фартука, обработка кармана, нижнего, боковых, верхнего срезов, обработка пояса. Художественная отделка изделия. Влажно-тепловая обработка и ее значение при изготовлении швейных изделий. Подготовка доклада к защите проекта.

Практические работы

Снятие мерок и запись результатов измерений. Построение чертежа фартука в масштабе 1: 4 и в нату­ральную величину по своим меркам. Моделирование фартука выбранного фасона. Подготовка выкройки к раскрою. Раскрой изделия.

Организация рабочего места. Подбор инструментов и материалов. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки фартука. Обмеловка и раскрой ткани. Перенос контурных и контрольных линий и точек на ткань. Об­работка нижней части фартука швом вподгибку с закры­тым срезом или тесьмой. Обработка накладных карманов, пояса. Соединение деталей изделия машинными швами. Отделка и влажно-тепловая обработка изделия. Контроль и оценка качества готового изделия. Защита проекта.

Художественные ремесла.

Творческий проект «Изделие в технике лоскутного шитья для кухни» (14ч)

Основные теоретические сведения Традиционные виды рукоделия и декоративно-прикладного творчества. Применение лоскутной пла­стики в народном и современном костюме, интерьере. Знакомство с видами лоскутной пластики. Компози­ция, цвет в лоскутном шитье. Холодные, теплые, хро­матические и ахроматические цвета. Цветовые контра­сты. Подготовка доклада к защите проекта.

Практические работы

Зарисовка традиционных орнаментов лоскутной пластики, определение колорита и материалов для ши­тья изделия. Организация рабочего места. Выполнение эскизов прихватки, выполнение раскроя по шаблонам. Технология изготовления прихватки из лоскутков. Ма­териалы, инструменты, оборудование. Защита проекта.


4. Планируемые результаты изучения предмета

4.1Личностное развитие

В результате освоения курса технологии 5 класса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями, навыками.

Личностные результаты изучения предмета:

  • проявление познавательного интереса и актив­ности в данной области предметной технологи­ческой деятельности;

  • мотивация учебной деятельности;

  • овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физическо­го труда;

  • самоопределение в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;

  • смыслообразование (установление связи между мотивом и целью учебной деятельности);

  • самооценка умственных и физических способ­ностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации;

  • нравственно-эстетическая ориентация;

  • реализация творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности;

  • развитие готовности к самостоятельным дейст­виям;

  • развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

  • гражданская идентичность (знание своей эт­нической принадлежности, своение нацио­нальных ценностей, традиций, культуры, эмо­ционально положительное принятие своей этнической идентичности);

  • проявление технико-технологического и эконо­мического мышления;

  • экологическое сознание (знание основ здоро­вого образа жизни, здоровьесберегающих тех­нологий, правил поведения в чрезвычайных ситуациях, бережное отношение к природными хозяйственным ресурсам).

  • Учебная деятельность на уроках технологии, имею­щая практико-ориентированную направленность, предполагает освоение учащимися совокупности зна­ний по теории (понятия и термины), практике (спо­собы и технологии выполнения изделий), способам осуществления учебной деятельности (применение инструкции, выполнение изделия в соответствии с пра­вилами и технологиями), что обусловливает необходи­мость формирования широкого спектра УУД.

4.2 Формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности

Метапредметные результаты изучения курса:

Познавательные УУД:

  • алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;

  • определение адекватных имеющимся организа­ционным и материально-техническим словиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;

  • самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию тех­нических изделий;

  • моделирование технических объектов и техно­логических процессов;

  • выявление потребностей, проектирование и со­здание объектов, имеющих потребительскую стоимость;

  • диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;

  • обшеучебные и логические действия (анализ, синтез, классификация, наблюдение, построение цепи рассуждений, доказательство, выдви­жение гипотез и их обоснование);

  • исследовательские и проектные действия;

  • осуществление поиска информации с использо­ванием ресурсов библиотек и Интернета;

  • выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач;

  • формулирование определений понятий;

  • соблюдение норм и правил культуры труда в со­ответствии с технологической культурой производства;

соблюдение норм и правил безопасности позна­вательно-трудовой деятельности и созидатель­
ного труда;

Коммуникативные УУД:

  • умения работать в команде, учитывая позицию других людей, организовывать и планировать учебное сотрудничество, слушать и выступать, проявлять инициативу, принимать решения;

  • владение речью;

Регулятивные УУД:

  • целеполагание и построение жизненных планов во временной перспективе;

  • самоорганизация учебной деятельности (целе­полагание, планирование, прогнозирование, са­моконтроль, самокоррекция, волевая регуляция,
    рефлексия);

  • саморегуляция,

4.3 Формирование ИКТ-компетентности обучающихся

Обучающийся научится:

  • осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет;

  • входить в информационную среду образовательного учреждения, в том числе через Интернет, размещать в информационной среде различные информационные объекты;

Коммуникация и социальное взаимодействие

Обучающийся научится:

  • использовать возможности электронной почты для информационного обмена;

  • осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательного учреждения (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио);

  • соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей.

Поиск и организация хранения информации

Обучающийся научится:

  • использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска;

  • использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве;

  • использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг;

  • искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных, в частности использовать различные определители;

4.4 Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности

Обучающийся получит возможность научиться:

  • самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный, творческий проект;

  • использовать догадку, озарение, интуицию;

  • целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;

  • осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.

4.7 Предметные результаты

Предметные результаты освоения курса предпола­гают сформированность следующих умений:

  • осуществлять поиск и рационально использовать необходимую информацию в области оформле­ния помещения, кулинарии и обработки тканей для проектирования и создания объектов труда;

  • разрабатывать и оформлять интерьер кухни и столовой изделиями собственного изготовления, чистить посуду из металла, стекла, кера­мики и древесины, поддерживать нормальное санитарное состояние кухни и столовой;

  • работать с кухонным оборудованием, инстру­ментами, горячими жидкостями, проводить пер­вичную обработку овощей, выполнять нарезкуовощей, готовить блюда из сырых и вареных овощей, определять свежесть яип и готовитьблюда из них, нарезать хлеб для бутербродов, готовить различные бутерброды, горячие напитки,
    сервировать стол к завтраку;

  • определять в ткани долевую нить, лицевую и из­наночную стороны;

  • наматывать нитку на шпульку, заправлять верх­нюю и нижнюю нитки, запускать швейную ма­шину и регулировать ее скорость, выполнять машинные строчки (по прямой, по кривой, с поворотом на определенный угол с подъемом
    прижимной лапки, регулировать длину стежка);

  • выполнять на универсальной швейной машине следующие швы: стачной взаутюжку, стачной вразутюжку, накладной с закрытым срезом, в подгибку с открытым и закрытым срезом;

  • читать и строить чертеж фартука, снимать мерки, записывать результаты измерений, выполнять мо­делирование, подготавливать выкройку к раскрою;

  • выполнять обработку накладных карманов и бретелей, подготавливать ткань к раскрою, переносить контурные и контрольные линии на ткань, наметывать и настрачивать карманы, обрабатывать срезы швов в подгибку с закрытым срезом, определять качество готового изделия;

  • подготавливать материалы лоскутной пластики к работе, подбирать материалы но цвету, рисунку и фактуре, пользоваться инструментами и приспособлениями, шаблонами, соединять детали лоскутной пластики межуп; собой, использовать прокладочные материалы.



5. Учебно-методическое обеспечение программы


Формированию предметных и метапредметных результатов обучения (УУД) на уроках технологии способствуют образовательные технологии, отвечающие современ­ным требованиям, предъявляемым к качеству обучения.


Технология учебного проек­тирования

Организация самостоятель­ной познавательной и прак­тической деятельности учащихся. Формирование широкого спектра познавательных, коммуникативных, регуля­тивных УУД, личностных результатов.

Учитель в роли консультан­та, мотивирующего и на­правляющего учащегося. Учащийся самостоятельно выбирает единственный путь решения проблемы из многих вариантов, ис­пользуя разнообразные источники информации, материалы, формы, спосо­бы деятельности.

Овладение учащимися алгоритмом и умением вы­полнять проектные работы способствует формированию познавательного интереса, умения выступать.

Технология личностно ори­ентированного обучения

Развитие индивидуально­сти, становление способно­стей в процессе органиче­ского слияния воспитания и обучения. Формирование познава­тельной мотивации, жизненного и личностного са­моопределения.

Специальное конструи­рование учебного текста, дидактического материала, методических рекоменда­ций к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ученика в ходе овладения знаниями. Путь от обучения как нор­мативно построенного процесса к учению как ин­дивидуальной деятельности школьника, ее коррекции и педагогической под­держке.

Источником становления способа учебной работы яв­ляется ученик. Овладение учащимся приемами целеполагания. планирования, рефлексии создает основу для самообразования. самоорганиза­ции.

Формируются личностные, регулятивные, коммуника­тивные УУД

Технология развивающего обучения

Формирование системы научных понятий, мышле­ния, способов умственных действий, системы умствен­ных действий (принятие учебной задачи, преобразо­вание ситуации, входящей в данную задачу, моделиро­вание).

Наличие у учащегося цели сознательного самоизме­нения.

Коллективная учебная дея­тельность: диалоги, дискуссии, постоянное «социальное взаимодействие». Коллективное взаимодей­ствие: проекты, соревнова­ния, дискуссии, решение учебных задач, проблем.

Возникает желание и уме­ние учиться — формируется индивидуальная учебная деятельность, происходит становление субъекта уче­ния.

Формируются основные познавательные УУД

Проблемного обучения

Создание в сознании уча­щихся под руководством учителя проблемных ситуа­ций и организация актив­ной самостоятельной дея­тельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творче­ское овладение знаниями, умениями, навыками и раз­витие мыслительных спо­собностей.

Проблематизация учебного материала: постановка и решение теоретических учебных проблем, решение практических проблем -| поиск способа применения известного знания в новой ситуации, конструирова­ние, изобретение, создание художественных решений на основе творческого во­ображения.

Связь обучения с жизнью, игрой, трудом.

Возрастает уровень творче­ской активности, характе­ризующейся выполнением самостоятельных работ, требующих творческого воображения, логического анализа, открытия нового способа решения пробле­мы, самостоятельного дока­зательства.

Сааморазвития личности

Помощь учащемуся в осо­знании своих внутренних способностей, психических процессов и обучение осо­знанному и целенаправлен­ному управлению ими. Создание и поддержание у учащихся доминанты на самосовершенствование.

Деятельность учащегося ор­ганизуется как удовлетворе­ние не только познаватель­ных, но и многих других ведущих потребностей са­моразвития личности. Построение процесса обучения, учитывающее личностную организацию и способности учащегося: гармоничное взаимосо­действие всех субъектов процесса.

Формируется доминанта на самосовершенствование и саморазвитие личности. Ученик осознает свои пси­хофизические возможности и использует их для орга­низации учебной деятель­ности.

Игровые техно­логии: деловая игра, имитаци­онная игра.

Создание учебных ситуа­ций, имитирующих систему общественных отношений и способствующих усвое­нию общественного опыта, социализации и самореали­зации учащихся в игре.

Творческая развивающая деятельность носит им­провизационный характер, создает положительный эмоциональный фон для усвоения учебной ин­формации.

Формируется стойкий познавательный интерес к предмету, перерастающий в творческий поиск нетра­диционной реализации познавательных и учебных задач.

Дидактическая цель пред­ставляется учащимся как игровая задача, реализуемая в рамках определенных правил в отведенные вре­менные сроки.

Формируются умения ра­ботать в коллективе, про­являть инициативу, при­нимать решения, волевая регуляция, самокоррекция, рефлексия, личностное са­моопределение.

Технологии груп­повой деятель­ности: обучение в сотрудничестве методом проек­тов .

Обеспечение активизации учебного процесса и до­стижение высокого уровня усвоения знаний через организацию совместных действий учащихся.

Организация коллективной деятельности учащихся на основе распределения первоначальных ролей и за­даний, адекватных учеб­ным целям. Коллективное достижение планируемого результата на основе взаи­мопонимания, обмена способами деятельности и сотрудничества.

Реализация индивидуаль­ного обучения и диффе­ренцированного подхода, позволяющего максималь­но реализовать учебные возможности каждого уча­щегося.

Информационные образовательные технологии: тех­нологии в сфере образования, использующие специальные технические информацион­ные средства для достижения педагогических целей.

Формирование информа­ционной культуры (умения получения, обработки, хра­нения и передачи инфор­мации), компьютерной гра­мотности, формирование умений создавать компью­терные, информационные продукты.

Реализация дифференцированного подхода, инди­видуализация обучения. Использование компьютера как дидактического сред­ства, а также для диагно­стики и контроля знаний, умений, навыков.

Конструирование урока с учетом использования информационных техниче­ских средств (персональный компьютер, интерактивная доска, мультимедийное оборудование) для достиже­ния целей обучения.

Создание информационно-образовательной среды. Овладение учащимися ком­пьютером - одна из клю­чевых компетенций для их будущей профессиональной деятельности

Технологические карты образовательного процесса

В технологической карте образовательного процес­са, используемой для управления учебной деятельно­стью, предусматривается планирование системы уро­ков по теме или разделу.

Технологическая карта образовательного процесса содержит следующие структурные компоненты:

  • взаимосвязанные диагностируемые цели, позво­ляющие сделать вывод об их достижении;

  • определение типов уроков в рамках изучаемого раздела;

  • оборудование;

  • деятельность учителя;

  • формы контроля учителя;

  • деятельность учащихся по реализации учебных целей и самоконтролю;

  • домашнее задание.

Типология уроков

1. Урок «открытия» нового знания
Деятельностная цель: формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (по­нятий, способов действий и т. д.).

Содержательная цель: закрепление и при необходи­мости коррекция изученных понятий, алгоритмов и т. д.

2. Урок рефлексии

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализация коррекционной нормы (фик­сирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация про­екта выхода из затруднения и т. д.).

Содержательная цель: закрепление и при необхо­димости коррекция изученных понятий, алгоритмов и т. д.

3. Урок общеметодологической направленности
Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к струк­турированию и систематизации изучаемого предмет­ного содержания.

Содержательная цель: построение обобщенных дея­тельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов.

4. Урок развивающего контроля
Деятельностная цель: формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции.

Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритмов и т.д.

Технологические карты урока для учащегося

Рабочие тетради позволяют контролировать процесс формирования знаний по из­учаемой теме урока и диагностировать уровень сфор­мированное УУД.

Содержание технологических карт урока для учащегося соответствует структурным компонентам самоорганизации учебной деятельности (ориентиро­вочно-целевой, диагностический, проектировочный, деятельностный, рефлексивный) и представлено в виде блоков.

  1. Словарь темы, помогающий определить содержание темы и сформулировать цель урока, и целевой компонент — задание, предлагающее учащемуся в соответствии с обозначенной темой уро­к.

  2. Задания, направленные на форми­рование умений планирования, закрепления основных понятий, повторение материала.

4. «Контроль и самоконтроль» — содержит дидактический материал, способствующий формиро­ванию умений самоконтроля: тестовые задания (взаи­мопроверка и самопроверка), практические работы (со­поставление с образцом), карты для самостоятельного контроля качества, разноуровневые задания, позволя­ющие диагностировать уровень и качество усвоения знаний и уровень умения самоконтроля учащегося.

4.«Рефлексия» — по итогам изучения темы урока учащемуся предлагается проанализировать содер­жание урока, сопоставить уровень собственных знаний и умений с определенной целью урока. Самостоятельно оценить уровень усвоения учеб­ного материала поможет информационная карточка с правилами.

5. «Разноуровневые задания» - проверка степени усвоения знаний и умений:

Паспорт проектной работы

Формирование культуры проектирования как одного из компонентов технологической культуры — главная задача предмета «Технология». Учебное про­ектирование позволяет формировать умения решать возникающие проблемы, ставить цель, планировать и действовать соответственно плану, осуществлять са­мооценку и самоконтроль, работать в команде, прово­дить исследование, поиск и анализ разнообразной ин­формации. Способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений - качество личности, которые позволяют личности быть успешной в современном мире.

При выполнении проектных работ предусмотрено оформление паспорта проектной работы учащихся.

Цель учебного проекта с позиции учащегося — это ряд возможностей: реализовать свой замысел самостоя­тельно, с учетом собственных сил (саморегуляция), проверить себя, свои способности, самореализоваться при демонстрации результата деятельности.

Классификации типов проектов:

по доминирующей деятельности — исследова­тельский проект включает в себя обоснование актуальности темы, выдвижение гипотезы, определение задач, выполнение исследования, эксперимент, анализ результатов, практико-ориентированный — нацелен на решение соци­ально или личностно значимой задачи с заранее определенным продуктом, творческий - пред­полагает нетрадиционный подход к решению проблемы и оформлению результатов (театраль­ная постановка, произведение изобразительного или декоративно-прикладного искусства и т. д.), ролевой — результат не всегда предсказуем;

  • по содержанию — монопроекты (в рамках одного предмета), межпредметные, надпредметные;

  • по характеру контактов - внутриклассные, внутришкольные, региональные, межрегиональ­ные, международные;

  • по количеству участников — персональные, груп­повые;

  • по продолжительности — мини-проекты (срок выполнения укладывается в 1 урок), краткосроч­ные (4-6 уроков), среднесрочные (недельные), долгосрочные (годичные).

Этапы проектной деятельности :

I этап. Поиск и обоснование проблемы Учитель осуществляет управление ситуацией выбо­ра: создает ситуацию формирования потребности и мо­тива выполнения проекта, участвует в обсуждении тем и целей проекта, стимулирует поиск новых решений. Учащиеся обсуждают темы проекта; учитывая свои личностные потребности и возможности, объективные обстоятельства, самостоятельно выбирают тему, фор­мулируют цель. Для этого этапа характерно самоуправ­ление и самоопределение учащихся.

Формируются положительная учебная мотивация, познавательная активность, творческая инициатива, принятие на себя ответственности, инициативность.

II этап. Определение цели проекта Уточняются цели каждого конкретного проекта

Учитель помогает в формулировке цели проекта, если есть запрос учащихся.

Учащиеся могут самостоятельно сформулировать цель проекта.

Формируются функция самостоятельного целепо-лагания учащихся, самооценка умственных и физических способностей.

III этап. Составление плана реализации проекта

Учитель координирует состашгение плана, консуль­тирует учащихся, стимулирует, советует, помогает, на­блюдает.

Учащиеся самостоятельно составляют план выпол­нения проекта. Формируются умение планировать свою деятельность, самоконтроль, самооценка.

IVэтап. Выполнение проекта

Учитель управляет реализацией замысла, консуль­тирует учащихся, стимулирует, советует, помогает, наблюдает, контролирует соблюдение норм и правил безопасного труда.

Учащиеся самостоятельно воплощают свой замысел. Формируются технологическая грамотность, куль­тура и организация труда, волевая регуляция, самокон­троль, са^ооиенка, умение работать по плану, целеудер-жание. умение работать с информацией.

Vэтап. Подготовка документации и защита про­екта

Учитель координирует подготовку зашиты проекта, консультирует, стимулирует, советует, по­могает.

Учащиеся осуществляют подготовку проекта к пре­зентации, защите.

Формируются волевая регуляция. самоконтроль, ре­флексия.

VI этап. Защита проекта

Учитель управляет оцениванием проекта, участвует в совместной оценке и анализе проекта, создает «ситуа­цию успеха» для каждого учащегося.

Учащиеся участвуют в коллективной оценке и ана­лизе проекта.

Формируются самооценка, самоконтроль, умение анализировать, коммуникативные навыки, толерант­ность к мнению других.

Защита проекта — это праздник, и учащиеся должны его почувствовать. Они демонстрируют готовые изделия и комментируют: каков был замысел, цель, план работы, какие использовались материалы, поясняют технологию изготовления, анализируют качество выполнения рабо­ты. После каждого выступления обязательно высказы­ваются слушатели. Очень хорошо проходит обсуждение проектов, если каждый начинает со слов «мне понрави­лось...», и только после положительного отзыва задают вопросы и указывают на недостатки. Учитель также ком­ментирует и подводит итог обсуждения.

Оценки за проект выставляются коллективно: уча­щиеся в бланке с критериями оценки проекта во время выступления одноклассниц проставляют баллы (за ос­нову взяты критерии оценки проектной деятельности О.И. Нагель: первая отметка — качество работы, со­ответствие цели проекта, его требованиям, вторая — оформление защиты проекта, качество доклада, ответы на вопросы).

В заключение — выставка работ. Работы должны быть обязательно подписаны - указание авторства стимулирует ответственность за результат. Учащиеся младших классов всегда с интересом изучают работы старшеклассников («и мы когда-нибудь так сможем!») и приводят на выставку старших братьев и сестер, классных руководителей, чтобы показать свои работы. На уроках технологии можно использовать не толь­ко индивидуальные творческие проекты, но и группо­вые, а также игровые и исследовательские.

Задача учащегося — проанали­зировать ход своей деятельности, способ достижения цели, готовый продукт и дать самооценку проделанной работе. В защиту проекта включается также обсужде­ние, оценка по разработанным критериям работ одно­классниц, выставка проектов. Учащиеся должны со­здать паспорт проекта - папка, в которой собраны все материалы проекта

Критерии оценки проектов, учитывая специфику готового продукта (изделие, стенд, реферат, празд­ник, игра и т. д.), выдвигаются по качеству продукта и подготовленной документации, а также принимается во внимание процесс защиты проекта.


6. Формы контроля уровня достижений обучающихся

и критерии оценки

Оценка знаний, умений и уровня творческого развития учащихся осуществляется по пятибалльной системе с помощью тестирования, перечня теоретических вопросов, практических работ и заданий в течение года, также защиты проекта. Для оценки теоретических понятий используются проверочные тесты, для оценки умений – практические и проектные задания.

В результате освоения обучающимися различных видов деятельности (индивидуальной, коллективной, самостоятельной, поисковой, практической, проектной) предполагается сформировать и значительно развить жизненно важные компетентности: социально-трудовая, социально-бытовая, самообслуживания, коммуникативная. Кроме того, знакомство с трудовыми профессиями позволит сформировать и компетентность в сфере профессионального самоопределения.

Примерные нормы оценки практической работы:

Организация труда

Отметка «5» ставится, если полностью соблюдались правила трудовой и технической дисциплины, работа выполнялась самостоятельно, тщательно спланирован труд или соблюдался план работы, предложенный учителем, рационально организованно рабочее место, полностью соблюдались правила техники безопасности, отношение к труду добросовестное, к инструментам и оборудованию – бережное, экономное.

Отметка «4» ставится, если работа выполнялась самостоятельно, допущены незначительные ошибки в планировании труда, организации рабочего места, которые исправлялись самостоятельно, полностью выполнялись правила трудовой и технологической дисциплины, правила техники безопасности.

Отметка «3» ставится, если самостоятельность в работе была низкой, допущены нарушения трудовой и технологической дисциплины, техники безопасности, организации рабочего места.

Отметка «2» ставится, если самостоятельность в работе отсутствовала, допущены грубые нарушения трудовой и технологической дисциплины, правила техники безопасности, которые повторялись после замечаний учителя.

Приемы труда

Отметка «5» ставится, если все приемы труда выполнялись правильно, не было нарушений правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.

Отметка «4» ставится, если приемы труда выполнялись в основном правильно, допущенные ошибки исправлялись самостоятельно, не было нарушения правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.

Отметка «3» ставится, если отдельные приемы труда выполнялись неправильно, но ошибки исправлялись после замечаний учителя, допущены незначительные нарушения правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.

Отметка «2» ставится, если неправильно выполнялись многие виды работ, но ошибки повторялись после замечания учителя, неправильные действия привели к травме учащегося или поломке инструмента (оборудования).

Норма времени (выработки)

Отметка «5» ставится, если задание выполнено в полном объеме и в установленный срок.

Отметка «4» ставится, если норма времени (выработки) недовыполнена: 5-6-й классы – на 10-15 %; 7-9–й класс – на 5-10%.

Отметка «3» ставится, если норма времени (выработки) недовыполнена: 5-6-й классы – на 15-20 %; 7-9–й класс – на 10-15%.

Отметка «2» ставится, если норма времени (выработки) недовыполнена: 5-6-й классы – на 30%; 7-9–й класс – на 25%.

Качество изделий (работы)

Отметка «5» ставится, если изделие (или другая работа, например графическая) выполнено с учетом установленных требований.

Отметка «4» ставится, если изделие (или другая работа) выполнено с незначительными отклонениями от заданных.

Отметка «3» ставится, если изделие (или другая работа) выполнено со значительными нарушениями заданных требований.

Отметка «2» ставится, если изделие (или другая работа) выполнено с грубыми нарушениями заданных требований или допущен брак.


7. Материально-техническое обеспечение

образовательного процесса


  1. Учебно-методический комплекс:

  • Н.В.Синица, В.Д. Симоненко. Технология. Тех­нологии ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Вентана-Граф, 2012.

  • Н.В., Синица, Технология. Тех­нологии ведения дома: 5 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Вентана-Граф, 2014.

2. Технические средства обучения:

  • классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок; настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок;

  • чертежные инструменты;

  • видеомагнитофон/видеоплеер;

  • мультимедийный проектор;

  • экспозиционный экран;

  • персональный компьютер для учителя;

3.Экранно-звуковые пособия:

  • видеофильмы по тематике программы;

  • мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы.

4. Материалы и инструменты:

  • иллюстративный справочный материал;

5. Помещение для занятий:

  • кабинет технологии;

6. Оборудование класса:

  • ученические двухместные столы с комплектом стульев;

  • стол учительский с тумбой;

  • шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.;

  • настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;

  • подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т.п.

  • набор оборудования для проведения кулинарных работ,

  • швейные машины с ручным, ножным, электрическим приводами,

  • коробки с инструментами для ручных работ,

  • инструкционные карты,

  • образцы машинных швов и поузловой обработки швейных изделий,

  • коллекции тканей по виду волокна,

  • учебные таблицы и плакаты,

  • чертежи, лекала, крой образцов,

  • карточки-задания и тесты для опроса по всем разделам программы,


8. Информационное обеспечение


8.1 Литература, использованная при подготовке программы

  1. Мищенко Е.А. Технология: метод проектов. М.: НЦСиМО, 2003.

  2. Нагель О.И. О критериях оценки проектной дея­тельности учащихся // Школа и производство. 2007.

  3. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А. Типология уро­ков деятельностной направленности. М.: АПКиППРО, УМЦ «Школа 2000...», 2008.

  4. Полат Е. Метод проектов: типология и структу­ра // Лицейское и гимназическое образование. 2002.

  5. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школь­ников: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2008.

  6. Селевко Г.К. Педагогические технологии на ос­нове активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005.

  7. Формирование универсальных учебных дейст­вий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2013.

  8. Фундаментальное ядро содержания общего об­ разования / Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. М.: Просвещение, 2009.


8.2 Литература, рекомендованная для обучающихся

  1. М.И. Скопцева, Технология. Учебное пособие по обслуживающему труду для учениц 5-8 классов, Ростов-на-Дону, «Феникс», 1997 г.

  2. В.Н. Чернякова, Технология обработки ткани, М: Просвещение, 2003 г.

  3. Х.И. Махмутова, Конструируем, моделируем, шьем, М: Просвещение, 1994 г.

  4. М.В. Максимова, М.А. Кузьмина, Лоскутки, М: Эксмо-Пресс, 1998 г.

  5. Н.П. Коноилева, Секреты домашнего хозяйства, М: Просвещение, 1991

  6. Ю.Е. Моисеенко, Волшебный стежок, Минск: Полымя, 2000 г.

  7. Вышитые цветы, серия «Вышивка от А до Я», издательский дом «21 век», 2005.

  8. «Чудо-пэчворк» Ж.Кнаке, АРТ-родник, 2005

  9. «Ручная работа». Т. Воздроганова, М., 2007

  10. «Подарки из бисера», М.В.Ляцкина, М, 2005

  11. Аксессуары для дома, популярное издание, издательство «Внешсигма», 1999

  12. «Нарядные прихватки», Х Т. Торпе, М, 2006

  13. «Поделки из соленого теста», М. Прушковская, М., 2006., журналы по рукоделию.



8.3 Интернет-ресурсы

  1. Российский образовательный портал – [электронный ресурс].http://www.school.edu.ru/ (дата обращения: 22.08.2013)

  2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов – [электронный ресурс].http://school-collection.edu.ru/(дата обращения: 22.08.2013)

  3. Федеральный центр информационно- образовательных ресурсов– [электронный ресурс]. http://fcior.edu.ru/(дата обращения: 22.08.2013)









КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



Кал-рные

сроки


урока


Тема

Кол-во

часов

Планируемые результаты


Контроль,

диагностика


Предметные


УУД

Проект­ная дея­тельность на уроках «Техноло­гии» (2ч)



1-2

Вводное занятие. ТБ в кабинете технологии.

Проект­ная дея­тельность на уроках «Техноло­гии»


2

Знания: о цели и зада­чах изучения предме­та, этапах проектной деятельности. Общие правила безопасного труда.

Умения: анализиро­вать варианты проек­тов по предложенным критериям


Метапредметиые УУД

Познавательные: умение вести исследовательскую и проектную деятельность, построение цепи рассуждений, определение поня­тий, сопоставление, анализ.

Регулятивные: целеполагание, планирование, рефлексия, воле­аяя регуляция.

Коммуникативные: диалог, со­трудничество, умение задавать вопросы.


Личностные УУД

Формирование мотива­ции и самомотивации изучения предмета, познавательного инте­реса, проектной дея­тельности

Самостоятельная ра­бота: выполнение эскизов проектов. Контроль и самоконтроль (работа в группе): анализ вариантов эскизов проектов


Кулинария (16ч)


3

Санитария и гигиена на кухне. Правила ТБ при выполнении кулинарных работ.

1

Знания: о санитар­но-гигиенических требованиях, прави­лах мытья посуды, безопасных приемах работы на кухне.

Умения: соблюдать правила мытья посу­ды, безопасной рабо­ты на кухне


Метапредметиые УУД

Познавательные: сопоставление, рассуждение, анализ, классифи­кация, поиск информации смысловое чтение, работа с таблицами, умение делать выводы.

Регулятивные: целеполагание, анализ ситуации и моделирова­ние, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и са­мооценка.

Коммуникативные: диалог, монолог уме­ния слушать и выступать, организация учебного сотрудничества, проявление инициативы.


Личностные УУД

Формирование мотива­ции и самомотивации изучения темы, эко­логического сознания, смыслообразование, реализация творческого потенциала, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности, навыков работы в груп­пе, готовности и спо­собности вести диалог и достигать взаимопо­нимания

овладение установками, нормами и правилами научной организации умствен­ного и физического труда.

Рефлексия


4

Здоровое питание

1

Знания: о значении белков, жиров, угле­водов, воды для жиз­недеятельности лю­дей, роли витаминов.

Умения: анализиро­вать пищевую пи­рамиду, составлять меню на завтрак


Самостоятельная работа: составление сбалансированного меню на завтрак.

Контроль и самоконтроль: выполнение разноуровневых заданий.

Определение дифференцированного

домашнего задания. Рефлексия


5-6

Бутерброды. Горячие напитки

2

Знания: о видах бу­тербродов, горячих напитках, технологии приготовления, зна­чении хлеба в пита­нии человека. Умения: составлять технологические карты приготовления бутербродов, чая

Самостоятельные работы: составление технологических

карт приготовления блюд, оценка и самооценка качества приготовленных блюд по предложенным критериям. Выполнение творческих заданий

Контроль, взаимоконтроль и самоконтроль: выполнение разноуровневых заданий. Определение дифференцированного

домашнего задания. Рефлексия результатов

выполнения групповой практической работы




7-8

Блюда из круп, бобовых, макаронных изделий

2

Знания: о видах круп, бобовых, макаронных изделий, технологии их приготовления. Умения: выполнять механическую кули­нарную обработку круп, бобовых, читать маркировку, штрихо­вые коды на упаковках



9-10

Пр\ работа «Приготовление блюда из крупы или из макаронных изделий»

2

Знания: о способах механической и теп­ловой кулинарной обработки круп, макаронных изделий, тре­бованиях к качеству готового блюда.

Умения: выполнять механическую и теп­ловую кулинарную обработку круп, ис­пользуя технологиче­скую карту



11

Блюда из сырых

овощей

и фруктов

1

Знания: о пищевой ценности овощей и фруктов, способах хранения, механи­ческой обработки и нарезки, технологии приготовления блюд из сырых овощей.

Умения: выполнять механическую кули­нарную обработку сы­рых овощей, состав­лять технологическую карту салата из сырых овощей



12

Блюда

из вареных

овощей

1

Знания: о способах тепловой кулинарной обработки овощей, технологии приго­товления блюд из ва­реных овощей, тре­бованиях к качеству готовых блюд. Умения: выполнять тепловую кулинарную обработку овощей, оставлять техноло­гическую карту блюда из вареных овощей



13

-14

Пр\ работа

«Приготовление

Салатов из сырых

и вареных овощей»

2

Знания: о технологии приготовления сала­тов, требованиях к качеству готовых блюд.

Умения: готовить салаты из вареных и сырых овощей, соблюдая правила безопасной работы на кухне


15

Блюда из яиц

1

Знания: о значении

яиц в питании челове­ка, об использовании яиц в кулинарии, о способах определения свежести яиц. Умения: определять свежесть яиц, гото­вить блюда из яиц


16

Сервировка стола

завтраку.

Творческий

проект по разделу

Кулинария» «Воскресный завтрак в моей семье»

1

Знания: о калорийности продуктов, правилах сервировки стола, тапах выполнения проекта.

Умения: сервировать стол к завтраку

Рефлексия


17

-18

Пр\ работа.

Групповой проект

«Воскресный завтрак

для всей семьи»

2

Знания: о сервировке стола к завтраку, правил защиты проекта. Умения: готовить яйца, бутерброды, чай, сервировать стол к завтраку, защищать проект

Выполнение практической работы.

Контроль, оценка и самооценка

по представленным критериям. Защита проектов. Рефлексия результатов выполнения групповой практической работы

Оформление интерьера (4ч)


19

-20

Интерьер кухни-сто­ловой.

Творческий проект «Кухня моей меч­ты»


2

Знания: о требованиях к интерьеру кухни, ва­риантах планировки, способах размещения оборудования, о целях и за­дачах, этапах проек­тирования.

Умения: выполнять план кухни в масшта­бе. выполнять проект по теме «Ин­терьер»



Метапредметиые УУД

Познавательные: умение вести исследовательскую и проектную деятельность, построение цепи рассуждений, определение по­нятий, сопоставление, анализ, смысловое чтение.

Регулятивные: целеполагание, анализ ситуации и моделирова­ние, планирование, рефлексия, волевая регуляции, оценка и самооценка.

Коммуникативные: диалог, про­явление инициативы, сотрудни­чество


Личностные УУД

Формирование моти­вации и самомотива­ции изучения темы, эстетических чувств, смыслообразование, нравственно-эстетиче­ская ориентация, реализация творческого потенциала, развитие готовности к самостоятельным действиям, развитие трудолюбия.

Исследование проблемы, обсуждение возможных способов решения, вы­полнение проекта с самоконтролем и самооценкой собственной деятельности и результата.

Самостоятельная работа: выполнение планировки кухни в масштабе 1:5. Рефлексия



21

-22

Защита проекта «Кухня моей мечты»

2

Знания: о правилах защиты проекта.

Умения: защищать проект, анализиро­вать результат про­ектной деятельности по предложенным критериям


Выступление с защитой проекта, анализ результатов проектной деятельности, самооценка и оценка других учащихся по предложенным критериям.


Создание изделий из текстильных материалов (32ч)


23

-24

Элементы материаловедения 4ч

Производство тек-

стильных

материалов.

Пр\ р

«Определение лицевой

и изнаночной сторон

ткани»,

Пр\ р

«Определение направ-

ления долевой нити

в ткани»

2

Знания: о видах и свойствах тек­стильных волокон, прядильном и ткац­ком производствах, способах определения изнаночной и лице­вой сторон ткани, направления долевой нити.

Умения: определять лицевую и изнаночную стороны ткани,

направление долевой нити

Метапредметиые УУД

Познавательные: сопоставление, рассуждение, классификация, умение объяснять процессы, прогнозировать, анализ, выбор способов решения задачи, поиск информации, работа с таблицами и графической информацией. Работа по алгоритму (плану)

Регулятивные: целеполагание, анализ ситуации и моделирова­ние, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка. Целеудержание.

Коммуникативные: диалог, мо­нолог, проявление инициативы, дискуссия, организация учебного сотрудничества, умения слушать и выступать


Личностные УУД


Формирование моти­вации и самомотива­ции изучения темы, Развитие готовности к самостоятельным действиям, развитие

трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности,

проявление технико-технологического

и экономического мышления

Самостоятельная работа: выполнение практических

работ. Самооценка по предложенным критериям. Контроль усвоения знаний и умений. Самоконтроль. Взаимоконтроль. Контроль учителя.

Определение дифференцированного

домашнего задания.

Рефлексия

































25

-26

Свойства текстиль-

ных материалов.

Пр\ р

«Изучение свойств тканей из хлопка и льна».

Проект «Фартук

для работы на кухне»

2

Знания: о свойствах текстильных мате­риалов, свойствах хлопчатобумажных и льняных тканей, этапах проектной деятельности.

Умения: определять по свойствам тканей вид тканей, составлять план выполнения проекта


27

-28

Швейные ручные работы. 2ч. Правила ТБ работы с инструментами и приспособлениями

2

Знания: о требованиях к выполнению ручных работ, терминологии ручных работ, правил ТБ работы с инструментами и приспособлениями.

Умения: выполнять ручные работы, соблюдать правила ТБ работы с инструментами и приспособлениями


29

-30

Элементы машиноведения. 8ч.

Бытовая швейная машина. Правила ТБ при работе на швейной машине. Подготовка швейной машины к работе



2

Знания: о видах приводов швейной машины, устройстве швейной машины, как подготовить швейную машину к работе, правила безопасной работы на швейной машине.

Умения: подготовить швейную машину к работе, выполнять правила безопасной работы на швейной машине.


31

-32

Приемы работы

на швейной машине.

Пр\ р

«Выполнение образцов машинных швов» (Выполнение образцов стачного, наклонного, краевых швов)

2

Знания: о подготовке швейной машины к работе.

Умения: подготовить швейную машину к работе, выполнять образцы швов



33

-34

Влажно -тепловая

обработка ткани. ТБ работы с утюгом.

Пр\ р

«Выполнение образцов машинных швов с применением ВТО» (Стачной шов вразутюжку, взаутюжку, выворотный шовы)

2

Знания: об устройстве утюга, приемах ВТО, правилах безопасности работы с утюгом.

Умения: выполнять ВТО

выполнять образцы швов с применением ВТО


35

-36

Совершенствование умений работы на швейной машине. Итоговое тестирование по теме

«Швейные машинные работы».


2

Знания: о подготовке швейной машины к работе.

Умения: подготовить швейную машину к работе, выполнять швейные операции по заданным условиям.


Итоговое тестирование по теме «Швейные машинные работы». Определение дифференцированного домашнего задания. Рефлексия


37

-38

Проектирование и изготовление

швейных изделий. 18ч

Основы конструирования.

Выполнение проекта

«Фартук для работы

на кухне».

Пр\р

«Снятие мерок для построения чертежа

фартука»

2

Знания: об общих пра­вилах снятия мерок для построения черте­жа швейного изделия, правилах измерения и условных обозначе­ниях, планировании проектной деятельности

Умения: снимать мер­ки с фигуры человека, записывать их, выполнять проект по теме

Самостоятельная работа: выполнение практических

работ. Контроль качества выполнения чертежа. Самоконтроль. Определение дифференцированного

домашнего задания.

Рефлексия




39

-40

Пр\р

«Построение чертежа

Фартука в М1:4».

Пр\ р

«Построение чертежа

Фартука в натуральную величину»

2

Знания: общие пра­вила построения чертежей швейного изделия.

Умения: выполнять чертеж фартука 1 : 4, в натуральную величину


41

-42

Пр\р «Моделирование фартука»

«Пр\р «Подготовка выкройки к раскрою»

2

Знания: о процессе моделирования и подготовке выкройки к раскрою .

Умения: выполнять элементы моделирования, подготавливать выкройку к раскрою

Самостоятельная работа: выполнение практических работ. Контроль усвоения знаний и умений. Самоконтроль. Взаимоконтроль. Контроль учителя.

Определение дифференцированного

домашнего задания.

Рефлексия



43

-44

Раскрой швейного изделия.

Пр\р «Раскрой швейного изделия»

2

Знания: о последовательности и приемах раскроя швейного изделия.

Умения: выполнять подготовку ткани к раскрою, раскладку выкроек на ткани, выкраивать детали швейного изделия, оценить качество кроя по предложен­ным критериям



45

-46

Технология изготовления

швейного изделия.

Пр\р

«Подготовка деталей кроя к обработке»

2

Знания: о технологии изготовления швейного изделия

Умения: составлять план изготовления изделия подготовка деталей кроя к обработке



47

-48

Пр\р

«Обработка нагрудника нижней части фартука и косынки швом вподгибку с з/срезом»

2

Знания: о технологии обработки срезов фартука,

Умения: обрабатывать швом вподгибку с закрытым срезом детали фартука



49

-50

Пр\р

«Обработка накладных карманов и соединение их с нижней частью фартука»

2

Знания: о технологии обработки накладного кармана.

Умения: обработать и пришить к фартуку накладной карман, оценить качество ра­боты по представлен­ным критериям


51

-52

Пр\р

«Обработка бретелей, концов пояса и соединение их с фартуком»

2

Знания: о технологии обработки бретелей и концов пояса и соединения их с фартуком.

Умения: обработать бретели и пояс и соединить их с фартуком, оценить качество ра­боты по представлен­ным критериям



53

-54

Пр\р

«Окончательная отделка изделия. ВТО». Контроль качества готового изделия.

2

Знания: об окончательной отделке изделия. ВТО, контроле качества готового изделия.

Умения: проводить окончательную отделку изделия. ВТО, осуществлять контроль качества готового изделия по представлен­ным критериям.

Художественные ремесла (14ч)


55

-56

Декоративно-прикладное изделие.

Обоснование проекта «Лоскутное изделие для кухни»

2

Знания: о видах деко­ративно-прикладного искусства, этапах проектной деятель­ности.

Умения: различать виды декоративно-прикладного искус­ства, составлять план реализации проекта изделия из ло­скутов


Метапредметиые УУД

Познавательные: сопоставление, прогнозировать, анализ, выбор способов решения задачи. Работа по алгоритму (технологической карте)

Регулятивные: целеполагание, анализ ситуации и моделирова­ние, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка. Целеудержание.

Коммуникативные: диалог, мо­нолог, проявление инициативы, дискуссия, организация учебного сотрудничества, умения слушать и выступать


Личностные УУД

Формирование мотива­ции и самомотивации выполнения проекта, смыслообразование , развитие готовности к самостоятельным действиям, реализация творческого потенциала в предметно-продук-ивной деятельности, развитие трудолюбия и ответственности

за качество своей деятельности, проявление технико-технологи-

еского и экономического мышления, самооценка умствен­ных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей со­циализации


Самостоятельная работа: выполнение

эскизов стилизованных изображений. Изготовление изделий.

Контроль и самоконтроль качества выполнения работы

Определение дифференцированного домашнего задания.

Рефлексия.























Анализ достоинств и недостатков проектов.

Подведение итогов года


57

-58

Основы композиции ДПИ.

Орнамент. Цветовые сочетания в орнаменте.

2

Знания: о правилах, приемах и средствах композиции , о понятии ор­намент, видах, цветовых сочетаниях, символике орнаментов.

Умения: выполнять эскизы орнаментов для изделия из лоскутов


59

-60

Технологии лоскутного шитья.

Пр\р

«Изготовление образцов изделий»

2

Знания: о видах и технологиях лоскутного шитья.

Умения: разрабатывать узоры для лоскутного шитья, изготавливать

шаблоны



61

-62

Создание эскиза проектного изделия.

Подбор материалов, раскрой деталей изделия.

2

Знания: о технологии изготовления изде­лия.

Умения: осуществлять подбор материалов, выполнять раскрой, шить изделие из лоскутов, соблю­дать правила безопас­ной работы


63

-64

Пр\р «Стачивание деталей лоскутного изделия»

2


65

-66

Пр\р «Сборка и отделка лоскутного изделия»

Подготовка к защите проекта.

2


67

-68

Защита проекта «Лоскутное изделие для кухни»

Итоговое занятие.

2

Знания: о правилах защиты проекта.

Умения: защищать проект, анализи­ровать достоинства и недостатки вариан­тов проектов по пред­ложенным критериям


ИТОГО: 68 час.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа Технология (девочки) 5 класс

Автор: Гомзякова Евгения Павловна

Дата: 27.09.2015

Номер свидетельства: 234006

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "Технология" (девочки) "
    ["seo_title"] => string(44) "rabochaia-programma-tiekhnologhiia-dievochki"
    ["file_id"] => string(6) "110103"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1405533041"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Рабочая программа технология 5 класс ФГОС для неделимых классов"
    ["seo_title"] => string(74) "rabochaia_proghramma_tiekhnologhiia_5_klass_fgos_dlia_niedielimykh_klassov"
    ["file_id"] => string(6) "367332"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1481202613"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Рабочая программа "Технология ведения дома" 5-8 класс ФГОС ОО (девочки) "
    ["seo_title"] => string(79) "rabochaia-proghramma-tiekhnologhiia-viedieniia-doma-5-8-klass-fgos-oo-dievochki"
    ["file_id"] => string(6) "224601"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1438948424"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "рабочая программа для 8 класса технология девочки"
    ["seo_title"] => string(59) "rabochaia_proghramma_dlia_8_klassa_tiekhnologhiia_dievochki"
    ["file_id"] => string(6) "349178"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1476451339"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Рабочая программа по технологии для неделимых 6 - 8 класс. "
    ["seo_title"] => string(65) "rabochaia-proghramma-po-tiekhnologhii-dlia-niedielimykh-6-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "243198"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1445666047"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства