Просмотр содержимого документа
«Основы проектной деятельности. Творческая мастерская.»
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 11» г. Альметьевска Республики Татарстан
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
Руководитель ШМО Заместитель Директор МБОУ «СОШ №11»
______/ Вдовина С.А. / директора по ВР ______/Р.Р.Беляева /
Протокол №_1__ от МБОУ «СОШ №11» Приказ № 227__ от
« 31 » августа 20 18г. ________/ Насртдинова Э.И. / « 01 » сентября 20 18г.
« 31 » августа 2018 г.
Программа
внеурочной деятельности для 5 классов
«Основы проектной деятельности. Творческая мастерская»
направление общекультурное
Составитель – учитель технологии
Вдовина Светлана Александровна
«Принято»
Педагогическим советом протокол от
31 августа 2018г. № 1____
2018- 2019 учебный год
Пояснительная записка
Программа рассчитана на 1 час в неделю, 35 часов в год. Срок реализации данной программы 2018-2019 учебный год.
Планируемые результаты программы
Итогами проектной деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников.
Планируемые результаты проектной деятельности обучающихся в основном соответствуют результатам освоения коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий на ступени основного общего образования,но имеют и ряд специфических отличий за счёт создания учениками личной продукции и индивидуальных интеллектуальных открытий в конкретной области.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные УУД:
▪ потребность вникать в суть изучаемых проблем, ставить вопросы, затрагивающие основы знаний, личный, социальный, исторический, жизненный опыт;
▪ основы критического отношения к знанию, жизненному опыту;
▪ основы ценностных суждений и оценок;
▪ уважение к величию человеческого разума, позволяющего преодолевать невежество и предрассудки, развивать теоретические знания, продвигаться в установлении взаимопонимания между отдельными людьми и культурами;
▪ основы понимания принципиальной ограниченности знания, существования различных точек зрения, взглядов, характерных для разных социокультурных сред и эпох.
Метапредметные УУД:
▪ самоопределение в области познавательных интересов;
▪ умение искать необходимую информацию в открытом, неструктурированном информационном пространстве с использованием Интернета, цифровых образовательных ресурсов и каталогов библиотек;
▪ умение на практике применять уже имеющиеся знания и осваивать специфические знания для выполнения условий проекта;
▪ умение определять проблему как противоречие, формулировать задачи для решения проблемы;
▪ владение специальными технологиями, необходимыми в процессе создания итогового проектного продукта;
▪ умение взаимодействовать в группе, работающей над исследованием проблемы или на конкретный результат;
▪ умение представлять и продвигать к использованию результаты и продукты проектной деятельности;
▪ способность к согласованным действиям с учётом позиции другого;
▪ владение нормами и техникой общения;
▪ учёт особенностей коммуникации партнёра;
▪ повышение предметной компетенции подростков;
▪ расширение кругозора в различных областях;
▪ умение оперировать качественными и количественными моделями явлений;
▪ формирование умений организации системы доказательств и её критики;
▪ способность к согласованным действиям с учётом позиции другого;
▪ использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
▪ осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач;
▪ осуществлять контроль по результату и способу действия;
Предметные результаты:
▪ приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности;
▪ в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости;
▪ получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, поиску нестандартных решение, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения;
Планируемые результаты
Выпускник научится:
• планировать и выполнять учебный проект, используя методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
• выбирать и использовать методы, рассматриваемой проблеме;
• распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём исследования; отбирать адекватные методы исследования, формировать вытекающие из исследования выводы;
• использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опрос, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;
• ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
• отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;
• видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.
Выпускник получит возможность научиться:
• самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проекты;
• использовать некоторые методы получения знаний;
• использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего особенного (типичного) и единичного, оригинальность;
• целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;
• осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.
Содержание программы
5 класс (35 часов)
Тема 1. Введение в проектную деятельность. (6 часов) Что такое метод проектов? История развития проектного метода. Возможности и смыслы проекта. Классификация проектов.
Тема 2.Работа над проектом. (16 часов ) Что такое проектный продукт; требования к целям и содержанию проекта; структура проекта; требования к оформлению проекта; работа над содержанием проекта; календарный план работы над проектом. Выбор темы, определение результата, составление плана работы, подготовка черновика и защита проекта.
Тема 3.Информационные проекты. (10 часов) Особенности информационных проектов. Структура проекта: цель проекта, его актуальность – методы получения (литературные источники, средства СМИ, базы данных, в том числе электронные, интервью, анкетирование) и обработки информации (их анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) – результат (статья, реферат, доклад, видео и пр.) – презентация (публикация, обсуждение на конференции и пр.) Структура деятельности с целью информационного поиска и анализа: предмет информационного поиска - поэтапность поиска с обозначением промежуточных результатов – аналитическая работа над собранными фактами – выводы – корректировка первоначального направления – дальнейший поиск информации по уточненным направлениям – анализ новых фактов – обобщение – выводы – получение данных, удовлетворяющих участников проекта – заключение, оформление результатов (обсуждение, редактирование, презентация, внешняя оценка). Работа над проектом.
Примеры проектов
1. Улицы нашего города (презентация)
2. Великие мореплаватели (бумажный справочник)
3. Знаменитые спортсмены России (презентация)
4. Ветераны Великой Отечественной войны нашего села (бумажный справочник)
5. Известные выпускники и учителя школы (электронная страница)
6. Моя школа, мой класс и я. (презентация)
Тема 4. Игровые проекты. (6 часов) Понятие о игровых проектах. Постановка проблемы, выделение условий и цели проекта. Задачи проекта. Работа в группах и распределение ролей. Работа над проектом. Представление, индивидуальная или коллективная защита проекта.
Примеры проектов
1. Буквенное лото
2. В мире животных (настольная игра)
Календарно-тематическое планирование
№
урока
Раздел программы, темы занятий (элементы содержания)
Виды деятельности учащихся
(на уровне учебных действий)
Дата проведения
план
факт
Введение в проектную деятельность (6 часов)
1-2
Что такое метод проектов?
Обсуждают предмет изучения. Находят и представляют информацию об истории становления метода проекта.
06.09
13.09
3-4
Возможности и смыслы проекта
Осуществляют вживание в ситуацию. Обсуждают возможности и смыслы проекта. Получают дополнительную информацию.
20.09
27.09
5-6
Классификация проектов.
Изучают классификацию проектов. Знакомятся с примерами проектов. Принимают в составе группы решение по определению типа проекта, аргументируют свой выбор.
04.10
11.10
Работа над проектом (16 часов)
7-8
Что такое проектный продукт?
Определяют требования к целям и содержанию, структуре, оформлению проекта.
18.10
25.10
9-10
Планирование деятельности
Осуществляют работу над содержанием проекта; обсуждают календарный план работы над проектом.
08.11
15.11
11-12
Осуществление деятельности по решению проблемы
Выполняют мини-проект. Демонстрируют:
- понимание проблемы, цели, задачи
- умение планировать и осуществлять работу;
- найденный способ решения проблемы;
- рефлексию деятельности и результата.
Выступают в качестве эксперта, т.е. задают вопросы и высказывают критические замечания на основе установленных критериев оценивания результатов и процесса
.
22.11
29.11
13-14
Погружение в проект
Осуществляют вживание в ситуацию. Обсуждают тему проекта с учителем. Получают дополнительную информацию. Определяют свои потребности.
Осуществляют: анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта; личностное присвоение проблемы. Формулируют цель проекта.
06.12
13.12
15-16
Планирование деятельности
Осуществляют:
- поиск, сбор, систематизацию и анализ информации;
- разбивку на группы;
- распределение ролей в группе;
- планирование работы;
- выбор форм и способа презентации предполагаемых результатов;
- принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса. Продумывают продукт групповой или индивидуальной деятельности на данном этапе.
Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы
20.12
10.01
17-18
Осуществление деятельности по решению проблемы
Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе. При необходимости консультируются с учителем. Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группе
17.01
24.01
19-20
Оформление результатов
Оформляют проект, изготавливают продукт. Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач.
Проводят анализ достижений поставленной цели. Делают выводы
31.01
07.02
21-22
Презентация (защита) результатов
Выбирают форму презентации. Готовят презентацию. При необходимости консультируются с учителем. Осуществляют защиту проекта.
14.02
21.02
Информационные проекты (10 часов)
23-24
Погружение в проект
Осуществляют поиск социально значимой проблемы. Постановка проблемы. Выдвигают гипотезы – пути решения проблемы.
28.02
07.03
25-26
Планирование деятельности
Планируют деятельность по реализации проекта:
- определение вида продукта и его презентации;
- сбор информации;
- структурирование информации;
- пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных
14.03
21.03
27-28
Осуществление деятельности по решению проблемы
Обучаются методам творческого решения проектных задач; выполнять работу по цепочке; соотносить между собой этапы проектирования.
04.04
11.04
29-30
Оформление результатов.
Предзащита проектов.
Выполняют практическую часть проекта. Оформляют продукт и портфолио проекта.
Выполняют предзащиту работы в своем или другом классе с целью выявления уровня понимания и владения материалом, а также выработки умения понимать вопросы и отвечать на них. Подготавливают проект к публичной защите. Доработка проектов с учетом замечаний и предложений
18.04
25.04
31-32
Защита проекта
Публично защищают проект. Подводят итоги, анализ выполненной работы.
02.05
09.05
Игровые проекты (3 часа)
33
34
35
Понятие о игровых проектах. Работа над проектом.
Представление, индивидуальная или коллективная защита проекта.