Проектная деятельность по математике с учащимися 5-6 классов
Проектная деятельность по математике с учащимися 5-6 классов
Развитие творческих способностей – одна из целей, стоящих перед современной школой. Поэтому обучение необходимо сделать таким, чтобы оно стало для ребенка творческим поиском, от которого он получал бы удовлетворение, и благодаря которому мог самоутвердиться. Любому человеку для его успешной самореализации необходимы практико-ориентированные знания. Это определяет актуальность использования в практике преподавания методов и приемов, которые способствуют развитию у школьников умений работать с информацией (поиск, сбор, анализ), выдвигать гипотезы, критиковать их, делать выводы и умозаключения. Одним из таких методов является метод проектов. Метод проектов не является новым в педагогике, но среди различных способов познавательной деятельности он, несомненно, занимает особое место.
Под проектной деятельностью понимается любая социально значимая организация деятельность обучающихся, опирающаяся на их индивидуальные интересы и предпочтения, направленная на достижение реальной, личностно значимой, достижимой цели, имеющая план и критерии оценки результата, поддержанная культурой деятельности обучающихся, традициями, ценностями, освоенными нормами и образцами;
При выполнении проекта (исследования) будут учитываться следующие требования к его реализации:
♦ проект должен быть выполним и соответствовать возрасту, способностям и возможностям обучающегося;
♦ для выполнения проекта будут созданы необходимые условия - информационные ресурсы, мастерские;
♦ обучающиеся будут подготовлены к выполнению проектов как в части ориентации при выборе темы проекта, так и в части конкретных приёмов, технологий и методов, необходимых для успешной реализации выбранного вида проекта;
♦ обеспечение педагогического сопровождения проекта как в отношении выбора темы и содержания, так и в отношении собственно работы и использованных методов;
♦ учащимися будет вестись дневник самоконтроля, в котором отражаются элементы самоанализа в ходе работы и который используется при составлении отчётов и во время собеседований с руководителями проекта;
♦ наличие простой и обоснованной критериальной системы оценки итогового результата работы по проекту и индивидуального вклада каждого ученика;
♦ результаты и продукты проектной работы будут презентованы, получат оценку и признание достижений в форме общественной конкурсной защиты, проводимой в форме или путём размещения в открытых ресурсах интернета для обсуждения.
Основные направления проектной деятельности обучающихся.
При организации проектной деятельности учитываются следующие факторы:
♦ организация проектных работ школьников обеспечит сочетание различных видов познавательной деятельности;
♦ взаимопроникновение этих видов деятельности в учебную деятельность. Отражены все её точки соприкосновения с учебными программами по предмету;
♦ многообразие форм проектной деятельности позволит обеспечить подлинную интеграцию урочной и внеурочной деятельности обучающихся по развитию у них УУД.
Метод проектов – это совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему или задачу в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Проектная технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных и творческих методов.
В настоящее время в образовательную деятельность школ вводят новые педагогические технологии, используют активные методы обучения, в том числе и метод проектов. Это происходит потому, что обычная школа, в которой ученик выступает объектом обучения, теряет свою актуальность. На ее место приходит другая школа, в которой обучающиеся могут проявить свои таланты и индивидуальность, научиться выбирать и принимать решения.
Педагог должен создать среду, которая бы мотивировала обучающихся самостоятельно добывать, обрабатывать информацию, обмениваться ею, а также быстро и свободно ориентироваться в окружающем информационном пространстве. Для обучающихся должны быть созданы условия, которые способствуют их развитию по разным предметам, но в тоже время необходимо снизить нагрузку учащихся. Для осуществления этих задач необходимо сделать учебный процесс более увлекательным и интересным, раскрыть значение получаемых в школе знаний и их практическое применение в жизни.
В соответствии с требованиями новой программы образования главной задачей школы является подготовка образованной, творческой личности, способной к непрерывному развитию и самообразованию. Это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования, в том числе использование наряду с традиционными, методов развивающего обучения и, в первую очередь, метода проектов.
Формирование проектной деятельности обучающихся необходимо для вооружения их универсальным умением решения различных проблем, в том числе и образовательных. В современной педагогике проектная деятельность должна использоваться не вместо классно – урочной системы обучения, а наряду с ней, как компонент системы образования, как на уроке, так и во внеурочной деятельности.
Метод учебного проекта способствует развитию самостоятельности ученика, всех сфер его личности, обеспечивает индивидуальность обучающегося в образовательном процессе, следовательно, проектное обучение может рассматриваться как средство активизации познавательной деятельности обучающихся, средство повышения качества образовательного процесса. Таким образом, сегодня метод проектов понимается не только как один из способов организации взаимосвязанной деятельности учителя и обучающихся, но и как целостная «педагогическая технология», которая:
а) предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования и проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов;
б) включает в себя обоснованную систему приемов и форм деятельности учителя и обучающихся на различных этапах реализации учебного проекта, сформулированные критерии оценки результатов этой деятельности;
в) применяется при изучении разных школьных предметов в образовательных учреждениях различного типа.
В настоящее время авторы дают различные определения проекту.
Проект – это самостоятельная творческая работа обучающегося, выполненная от идеи до ее воплощения в жизнь с помощью консультаций учителя.
Процесс выполнения творческих проектов на каждом из этапов обучения предполагает не только комплексное использование учащимися изученного на каком-то определенном предмете, но и опору на знания и умения, полученные из других школьных дисциплин, а также свой личный опыт. Это создает благоприятные условия для осуществления личностно-ориентированного подхода в обучении, формирования у школьников таких ценностных качеств, как самостоятельность, ответственность, критичность и требовательность к себе и другим, настойчивость в достижении поставленной цели, умение работать в команде.
Проектное обучение – организация образовательного процесса, направленная на решение обучающимися учебных задач на основе самостоятельного сбора по данным признакам и интерпретации информации, обязательного обоснования и корректировки последующей продуктивной учебной деятельности, ее самооценки и презентации результата. Обучение при этом принимает большой личностный смысл, что заметно повышает мотивацию собственного учения.
Проектная деятельность имеет следующие особенности:
Цели и задачи обучающихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными. Это означает, что такая деятельность должна быть направлена не только на повышение компетенции подростков в предметной области определенных учебных дисциплин, не только на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других.
Проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы обучающиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми группами одноклассников, учителей и т.д. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе.
Организация проектной работы школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. Значимыми и интересными для подростков представляются новые виды деятельности, которые им еще незнакомы, именно их интересно освоить, даже если впоследствии они не войдут в ряд наиболее ценных и жизненно необходимых.
Наша программа адресована учащимся 5-6 классов и сформирована с учетом психолого-педагогических особенностей развития младших подростков 11-12 лет. Для продуктивной проектно-учебной деятельности школьникам необходимо особая готовность, «зрелость», заключающаяся в следующем:
во первых,
- умение спрашивать;
- умение управлять голосом;
- умение выражать свою точку зрения;
- умение договариваться,
во вторых,
- развитие аналитико-синтетических действий;
- формирование алгоритма сравнительного анализа;
- умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи,
в третьих,
- адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;
- обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;
-выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания и замечания.
Проекты бывают:
а) краткосрочные проекты (это могут быть проекты, предусмотренные для проведения на уроке или во внеурочное время для решения небольшой проблемы);
б) долгосрочные, предусматривающие решение достаточно сложной проблемы, требующей длительного наблюдения, постановки экспериментов, опытов, сбор данных, их обработка. Такие проекты могут предусматривать серию подпроектов, которые могут образовывать целую программу. Длительность таких проектов может быть от месяца до года и даже более.
Какие бывают типы проектов?
а) Исследовательские.
Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Пример: проекты для старшеклассников: эссе, исследовательские рефераты.
б) Творческие.
Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. Пример: газета, видеофильм, спортивная игра, подготовка выставки.
в) Игровые.
В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая, приключенческая. Пример: сценарий праздника, фрагмент урока, кроссворды.
г) Информационные проекты.
Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Пример: различные сообщения, доклады.
д) Практико-ориентированные.
Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала предметный результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на интересы самих участников. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выводы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы. Пример: проект закона, справочный материал, программа действий, совместная экспедиция, наглядное пособие.
Примеры проектов.
5 класс
Сумма углов треугольника на плоскости и на конусе.
Совершенные числа.
Четыре действия математики.
Древние меры длины.
Возникновение чисел.
Счёты.
Старинные русские меры или старинная математика.
Магические квадраты.
38 попугаев или как измерить свой рост.
7 или 13? Какое число счастливее?
Великие женщины-математики.
Великие задачи.
Великолепная семерка.
Величайший математик Евклид.
Веселые задачки.
6 класс
Математика в жизни человека.
Леонтий Филипович Магницкий и его «Арифметика».
Задачи на переливание жидкости.
Координатная плоскость и знаки зодиака.
Авторские задачи учащихся 6-го класса по теме: "Десятичные дроби. Проценты".
Алгоритм Евклида.
Алгоритмы решения текстовых задач.
Архимед - величайший древнегреческий математик, физик и инженер.
Архитектура и математика.
Быстрый счет без калькулятора.
Влияние "главных чисел" на характер человека.
Вычисление длины окружности.
Вышивание на окружности.
Гармония золотого сечения.
Гармония математики и архитектуры в симметрии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность по математике с учащимися 5-6 классов»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учереждение – средняя общеобразовательная школа № 2 им. А. И. Покрышкина
«Проектная деятельность по математике при работе с учащимися 5-6 классов»
Клейншмит И. С.
Калининская
2016
Развитие творческих способностей – одна из целей, стоящих перед современной школой. Поэтому обучение необходимо сделать таким, чтобы оно стало для ребенка творческим поиском, от которого он получал бы удовлетворение, и благодаря которому мог самоутвердиться. Любому человеку для его успешной самореализации необходимы практико-ориентированные знания. Это определяет актуальность использования в практике преподавания методов и приемов, которые способствуют развитию у школьников умений работать с информацией (поиск, сбор, анализ), выдвигать гипотезы, критиковать их, делать выводы и умозаключения. Одним из таких методов является метод проектов. Метод проектов не является новым в педагогике, но среди различных способов познавательной деятельности он, несомненно, занимает особое место.
Под проектной деятельностью понимается любая социально значимая организация деятельность обучающихся, опирающаяся на их индивидуальные интересы и предпочтения, направленная на достижение реальной, личностно значимой, достижимой цели, имеющая план и критерии оценки результата, поддержанная культурой деятельности обучающихся, традициями, ценностями, освоенными нормами и образцами;
При выполнении проекта (исследования) будут учитываться следующие требования к его реализации:
♦ проект должен быть выполним и соответствовать возрасту, способностям и возможностям обучающегося;
♦ для выполнения проекта будут созданы необходимые условия - информационные ресурсы, мастерские;
♦ обучающиеся будут подготовлены к выполнению проектов как в части ориентации при выборе темы проекта, так и в части конкретных приёмов, технологий и методов, необходимых для успешной реализации выбранного вида проекта;
♦ обеспечение педагогического сопровождения проекта как в отношении выбора темы и содержания, так и в отношении собственно работы и использованных методов;
♦ учащимися будет вестись дневник самоконтроля, в котором отражаются элементы самоанализа в ходе работы и который используется при составлении отчётов и во время собеседований с руководителями проекта;
♦ наличие простой и обоснованной критериальной системы оценки итогового результата работы по проекту и индивидуального вклада каждого ученика;
♦ результаты и продукты проектной работы будут презентованы, получат оценку и признание достижений в форме общественной конкурсной защиты, проводимой в форме или путём размещения в открытых ресурсах интернета для обсуждения.
Основные направления проектной деятельности обучающихся.
При организации проектной деятельности учитываются следующие факторы:
♦ организация проектных работ школьников обеспечит сочетание различных видов познавательной деятельности;
♦ взаимопроникновение этих видов деятельности в учебную деятельность. Отражены все её точки соприкосновения с учебными программами по предмету;
♦ многообразие форм проектной деятельности позволит обеспечить подлинную интеграцию урочной и внеурочной деятельности обучающихся по развитию у них УУД.
Метод проектов – это совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему или задачу в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Проектная технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных и творческих методов.
В настоящее время в образовательную деятельность школ вводят новые педагогические технологии, используют активные методы обучения, в том числе и метод проектов. Это происходит потому, что обычная школа, в которой ученик выступает объектом обучения, теряет свою актуальность. На ее место приходит другая школа, в которой обучающиеся могут проявить свои таланты и индивидуальность, научиться выбирать и принимать решения.
Педагог должен создать среду, которая бы мотивировала обучающихся самостоятельно добывать, обрабатывать информацию, обмениваться ею, а также быстро и свободно ориентироваться в окружающем информационном пространстве. Для обучающихся должны быть созданы условия, которые способствуют их развитию по разным предметам, но в тоже время необходимо снизить нагрузку учащихся. Для осуществления этих задач необходимо сделать учебный процесс более увлекательным и интересным, раскрыть значение получаемых в школе знаний и их практическое применение в жизни.
В соответствии с требованиями новой программы образования главной задачей школы является подготовка образованной, творческой личности, способной к непрерывному развитию и самообразованию. Это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования, в том числе использование наряду с традиционными, методов развивающего обучения и, в первую очередь, метода проектов.
Формирование проектной деятельности обучающихся необходимо для вооружения их универсальным умением решения различных проблем, в том числе и образовательных. В современной педагогике проектная деятельность должна использоваться не вместо классно – урочной системы обучения, а наряду с ней, как компонент системы образования, как на уроке, так и во внеурочной деятельности.
Метод учебного проекта способствует развитию самостоятельности ученика, всех сфер его личности, обеспечивает индивидуальность обучающегося в образовательном процессе, следовательно, проектное обучение может рассматриваться как средство активизации познавательной деятельности обучающихся, средство повышения качества образовательного процесса. Таким образом, сегодня метод проектов понимается не только как один из способов организации взаимосвязанной деятельности учителя и обучающихся, но и как целостная «педагогическая технология», которая:
а) предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования и проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов;
б) включает в себя обоснованную систему приемов и форм деятельности учителя и обучающихся на различных этапах реализации учебного проекта, сформулированные критерии оценки результатов этой деятельности;
в) применяется при изучении разных школьных предметов в образовательных учреждениях различного типа.
В настоящее время авторы дают различные определения проекту.
Проект – это самостоятельная творческая работа обучающегося, выполненная от идеи до ее воплощения в жизнь с помощью консультаций учителя.
Процесс выполнения творческих проектов на каждом из этапов обучения предполагает не только комплексное использование учащимися изученного на каком-то определенном предмете, но и опору на знания и умения, полученные из других школьных дисциплин, а также свой личный опыт. Это создает благоприятные условия для осуществления личностно-ориентированного подхода в обучении, формирования у школьников таких ценностных качеств, как самостоятельность, ответственность, критичность и требовательность к себе и другим, настойчивость в достижении поставленной цели, умение работать в команде.
Проектное обучение – организация образовательного процесса, направленная на решение обучающимися учебных задач на основе самостоятельного сбора по данным признакам и интерпретации информации, обязательного обоснования и корректировки последующей продуктивной учебной деятельности, ее самооценки и презентации результата. Обучение при этом принимает большой личностный смысл, что заметно повышает мотивацию собственного учения.
Проектная деятельность имеет следующие особенности:
Цели и задачи обучающихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными. Это означает, что такая деятельность должна быть направлена не только на повышение компетенции подростков в предметной области определенных учебных дисциплин, не только на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других.
Проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы обучающиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми группами одноклассников, учителей и т.д. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе.
Организация проектной работы школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. Значимыми и интересными для подростков представляются новые виды деятельности, которые им еще незнакомы, именно их интересно освоить, даже если впоследствии они не войдут в ряд наиболее ценных и жизненно необходимых.
Наша программа адресована учащимся 5-6 классов и сформирована с учетом психолого-педагогических особенностей развития младших подростков 11-12 лет. Для продуктивной проектно-учебной деятельности школьникам необходимо особая готовность, «зрелость», заключающаяся в следующем:
во первых,
- умение спрашивать;
- умение управлять голосом;
- умение выражать свою точку зрения;
- умение договариваться,
во вторых,
- развитие аналитико-синтетических действий;
- формирование алгоритма сравнительного анализа;
- умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи,
в третьих,
- адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;
- обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;
-выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания и замечания.
Проекты бывают:
а) краткосрочные проекты (это могут быть проекты, предусмотренные для проведения на уроке или во внеурочное время для решения небольшой проблемы);
б) долгосрочные, предусматривающие решение достаточно сложной проблемы, требующей длительного наблюдения, постановки экспериментов, опытов, сбор данных, их обработка. Такие проекты могут предусматривать серию подпроектов, которые могут образовывать целую программу. Длительность таких проектов может быть от месяца до года и даже более.
Какие бывают типы проектов?
а) Исследовательские.
Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Пример: проекты для старшеклассников: эссе, исследовательские рефераты.
б) Творческие.
Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. Пример: газета, видеофильм, спортивная игра, подготовка выставки.
в) Игровые.
В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая, приключенческая. Пример: сценарий праздника, фрагмент урока, кроссворды.
г) Информационные проекты.
Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Пример: различные сообщения, доклады.
д) Практико-ориентированные.
Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала предметный результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на интересы самих участников. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выводы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы. Пример: проект закона, справочный материал, программа действий, совместная экспедиция, наглядное пособие.
Примеры проектов.
5 класс
Сумма углов треугольника на плоскости и на конусе.
Совершенные числа.
Четыре действия математики.
Древние меры длины.
Возникновение чисел.
Счёты.
Старинные русские меры или старинная математика.
Магические квадраты.
38 попугаев или как измерить свой рост.
7 или 13? Какое число счастливее?
Великие женщины-математики.
Великие задачи.
Великолепная семерка.
Величайший математик Евклид.
Веселые задачки.
6 класс
Математика в жизни человека.
Леонтий Филипович Магницкий и его «Арифметика».
Задачи на переливание жидкости.
Координатная плоскость и знаки зодиака.
Авторские задачи учащихся 6-го класса по теме: "Десятичные дроби. Проценты".
Алгоритм Евклида.
Алгоритмы решения текстовых задач.
Архимед - величайший древнегреческий математик, физик и инженер.