n« Развития творческих способностей учащихся в процессе проектной деятельности на уроках технологии»
nЦель работы
nизучение проблемы развития креативных способностей детей, а именно, тех её аспектов, значение которых необходимо для практической деятельности в выполнении творческих проектов на уроках технологии, выявление эффективных приёмов развития творческих способностей учащихся в школе, использование специальных приёмов для развития творческих способностей детей.
nОбъект исследования
nпроцесс обучения школьников с пятого по одиннадцатые классы методам творческих проектов.
nПредмет исследования
nПроекты учащихся.
nЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
nПроизвести обзор и анализ педагогической и специальной литературы по исследуемой проблеме;
nВыявить и развить таланты в доступной и интересной детям форме.
nВооружить ребенка способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одаренности.
nВ работе использованы методы теоретических (анализ, обобщение, классификация исследований).
n
n
nМетод творческих
проектов в обучении учащихся образовательной области «технология» как педагогическая проблема «теория и практика»
nСущность понятия «творчества»
nМетоды развития творческого мышления на уроках технологии
nРабота с книгой
nЛабораторный опыт
nЛабораторно-практическая работа
nПрактикум
nУчебно-практическая или практическая работа
nПроблемно-поисковый метод обучения
nУчёт возрастных особенностей
Каждому возрастному периоду присуща ведущая деятельность.
В основу обучения школьников проектированию должны быть положены основные принципы творческой деятельности новаторов, рационализаторов и изобретателей, конструкторов и технологов на производстве. Творчество школьников по своим психическим компонентам приближается к творческому процессу взрослых
nОпытно – экспериментальная работа по реализации
метода творческих проектов в МОУ Октябрьская СОШ Радищевского района
nРоль и место технологии в развитии школьника
nГлавная цель общеобразовательной области «Технология»- подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.
nВ течении всего периода обучения «Технологии» каждый учащийся выполняет 10 проектов (по одному в год, начиная со второго класса). Использовать данный метод необходим по следующим причинам:
nС одной стороны – учащиеся младших классов недостаточно обучены формам самостоятельной деятельности, их мало интересуют проблемы современного состояния технических наук, они не совсем осознают ответственность за свое обучение и за обучение в классе в целом
nС другой стороны – на сегодняшнем этапе развития нашего общества, развития высоких технологий, умение самостоятельно мыслить в новых неизвестных условиях, умение вести самостоятельно исследования, умение работать в коллективе, мыслить корпоративно ценятся особенно высоко.
n
nУчебные мастерские МОУ Октябрьская СОШ представляют помещение которое позволяет создать оптимальную организацию учебно-воспитательного процесса на занятиях по предмету «Технология»с набором необходимого оборудования, материалов и дидактических средств.
n Выполняя практические работы по изготовлению творческих проектов, учащиеся проходят вводный, текущий и заключительные инструктажи по технике безопасности на данном отрезке.
n
n
n
nПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ»
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
nПОНЯТИЕ ПРОЕКТА, ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
nТИПОЛОГИЮ ПРОЕКТОВ.
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
nРАЗЛИЧАТЬ ТИПЫ ПРОЕКТОВ.
nОПРЕДЕЛЯТЬ СТРУКТУРУ ПРОЕКТА
n
nТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ
1.ПРОЕКТНО-ОРИЕНТАЦИОННЫЙ
2.ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
3.ИНФОРМАЦИОННЫЙ.
4.РОЛЕВОЙ
5.ТВОРЧЕСКИЙ
nОФОРМЛЕНИЕ И ОЦЕНКА ПРОЕКТА
ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
nТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ:
nКРИТЕРИИ ОЦЕНКИ:
nКРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАЩИТЫ
ДОЛЖНФ УМЕТЬ
nОФОРМИТЬ ПОЯСНИТЕЛЬНУЮ ЗАПИСКУ
nОЦЕНИВАТЬ ВЫПОЛНЕНЫЙ ПРОЕКТ
nЗАЩИЩАТЬ ПРОЕКТ.
nПЛАНИРОВАНИЕ УЧИТЕЛЕМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
nОПРЕДЕЛИТЬ ВРЕМЯ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ;
nОПРЕДЕЛИТЬ ТЕМУ ПРОЕКТОВ:
nКАКИЕ ЗНАНИЯ УМЕНИЯ И НАВЫКИ ПОЛУЧИТ УЧЕНИК ВО ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА;
nКАКИМИ ЗНАНИЯМИ ВЛАДЕЮТ УЧАЩИЕСЯ ДО ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА
nИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ
nПОСТАВИТЬ ПЕРЕД УЧАЩИМИСЯ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ, РАЗВИВАЮЩИЕ ИНИЦИАТИВУ И ФОРМИРУЮЩИЕ ТВОРЧЕСКИЕ НАВЫКИ.
nВЫБОР И ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТОВ
nОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ВЫБОРЕ, АНАЛИЗЕ, РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
nОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ВЫБОРА ПРОЕКТОВ;
nОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ИЗДЕЛИЯ.
nБАНК ПРОЕКТОВ И ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
nИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
n
nОформление проекта
nТитульный лист;
nОглавление;
nВведение;
nГлавы основной части;
nЗаключение;
nСписок литературы.
nИзготовление проекта
n
n
n
n
n
n
n
n
n
n
nУчастие в выставках
n
n
n
n
n
n
n
nВ заключении хочется подчеркнуть, что предпринятая попытка обращения к этой важной, но мало изученной области лишь этап теоретической и практической разработки проблемы обучения с использованием проекта. Проект нацелен на то, чтобы учащиеся поняли, что решение проблемы - это разработка изделия, которое отвечает потребностям людей. Понимание проблемы помогает выработать решение. Разработка решений помогает прояснить поставленную задачу.
n Таким образом, отношение между проблемой и решением, связь между анализом – синтезом – оценкой имеет диалектическую основу.
n