kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Классный час на тему: "Пожилые люди" (толерантность)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель классного часа: способствоать формированию уважительного отношения к людям другой нации, преклонного возраста и людям с ограниченными возможностями. Активизация и пополнение словарного запаса - "толерантность".  Классный час построен на сценических образах, играх и упражнениях.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Классный час на тему: "Пожилые люди" (толерантность)»

МБОУ «Сергиевская СОШ»

















(толерантность)









Классный рук-ль:

Балашова Т.И.










Цель: способствовать формированию уважительного отношения к людям преклонного возраста, пополнение словарного запаса учащихся - «толерантность».


Оформление: дерево уважения.

Форма проведения: этическая беседа.


Ход мероприятия.

С чего начинается жизненный путь человека? С колыбели... И качали эту колыбель руки матери. И конечно же с родительского дома, откуда каждый из нас ушел с именем, данным родителями, напутственным словом в предстоящую жизнь и вечными ощущением теплоты, верности, добра и любви родительского дома.

      Отчий дом... Сюда мы возвращаемся, когда нам тяжело и больною. Ни одно чувство не сравнимо с тем чувством, которое ты испытываешь, когда видишь дорогие твоему сердцу ставеньки, тропинку к дорогому крыльцу, слышишь до боли знакомый скрип калитки и ощущаешь самый милый сердцу запах свежеиспеченного хлеба. Низко кланяюсь и желаю вам дочерней и сыновней любви. и частых и желанных встреч под крышей дорогого всем дома. У каждого человека есть мама и папа, бабушка и дедушка или просто близкий человек, который вам помогает или сам нуждается в вашей помощи.

Тема нашей встречи «Пожилые люди».

  1. (Делю доску на две части «Дети» и «Пожилые люди»)

Ребята давайте запишем те качества, которые характерны для лиц этих возрастных категорий.

(дети перечисляют основные четы присущие этим двум группам людей. Все качества записываются на доске.)

Сейчас составим психологические портреты для своей группы по вопросам:

- чем занимаются?

- что им больше всего нравится или не нравится?

- где они любят жить или отдыхать?

- что они не могут делать и почему?

- когда они больше всего счастливы?

(по составленным портретам делается вывод о том, что общего между детьми и пожилыми людьми.)


-Что такое снисходительность? И нужно ли быть снисходительными к бабушкам и дедушкам? (уступить, не заметить, не спорить, не обижаться)

- В каких случаях, например, совершенно необходимо быть снисходительным к старшим? (забывчивость, рассказы об одном и том же, рассеянность, навязчивая заботливость)

-А как вы сумеете её проявить? Приведите примеры.

- К сожалению, ребята, в жизни бывает часто наоборот. Именно старшие безмерно снисходительны к вам и многое прощают. Умеем ли мы понимать и быть благодарными за эту любовь старших?


Ребята сегодня эпиграфом нашей встречи стали слова Александра Яшина «Чью старость утешил, кого осчастливил?» Ребята, а вы когда-нибудь задавали себе такой вопрос? Если вникнуть в содержание вопроса, как бы вы его поняли? И что бы ответили? (Саша П.)

Давайте попробуем вместе провести небольшую, но очень важную исследовательскую работу и посмотрим, какие получатся результаты. (Анкетирование учащихся.

Зачитываю вопросы дети письменно отвечают)


А теперь внимательно посмотрите на свои записи. Кто ответил на все вопросы? На 7? На 5? Меньше 5?

- О чём, как вы думаете, говорит уже само количество ответов? (о внимательности или невнимательности отношений к этим членам семьи, об интересе или отсутствии его к их жизни, душевному состоянию, настроению, об уважении и вашей заботе или отсутствии их.)

-Почему? (то, что мы знаем и чего незнаем о своих близких, свидетельствует о нашей чуткости, причастности к судьбе и жизни родных или о равнодушии.)

Мы должны бережно и с благодарностью относится к поколению дедушек и бабушек, нужно быть чуткими, тактичными.


- А всегда ли мы по-доброму относимся к нашим дедушкам и бабушкам? Иногда наши поступки, поведение, слова больно ранят пожилых людей. Очень надеюсь, что у вас никогда так не происходит, как в данном рассказе. Психологические ситуации «Секретная проверка», «Юля и бабушка».

Обсуждение ситуаций.

-Чем похожи эти девочки?

- кто и как проявляет снисходительность?

- Что в отношении к бабушке непонятно Юле и другой девочке?

- Какие этические нормы поведения нарушили девочки?

- Какое отрицательное качество наиболее ярко проявляется у Юли (бестактность, чёрствость) и у другой девочки (эгоизм, бессердечие)


Мы знаем, что и вы их любите больше всех. Мы знаем, как крепко любят вас ваши бабушки. А иногда любовь бабушек доходит и до такого…

Сценка из нашей жизни «Бабушки и внуки».

1. Здравствуй, голубушка моя! Гулять не выйдешь?
2. Да что ты, я ещё уроки не сделала…
1. Какие уроки? Ты что, в детство впала? Ты же сто лет как школу окончила.
2. Да? А внуки? Сейчас очень модно делать уроки за внучат.
1. Да, я всю жизнь за внуков уроки делаю.
2. Правда? Это ты их так балуешь?
1. Я не балую! Я с ними очень строго. Вот сделаю уроки на черновик, а начисто они у меня сами переписывают.
2. О, действительно строго.
1. Так что, если что, у меня спрашивай, у меня опыт большой.
2. Слушай, так если не трудно, проверь, как я стихотворение выучила. Гм-гм… «У лукоморья дуб зелёный, златая цепь на дубе том…»

1. Так, хорошо.
2. «И днём и ночью пёс учёный…»
1. Какой пёс? Какой пёс?
2. Ну я не знаю, какая у него порода.
1. Да не пёс, а кот учёный. Поняла, кот!
2. А, поняла-поняла! Я тогда всё сначала начну. «У лукоморья дуб зелёный, златая цепь на дубе том, и днём и ночью кот учёный…»
1. Ну..?
2. …С авоськой ходит в гастроном.
1. С какой авоськой? В какой гастроном? Ты где такое видела?
2. Ой, не какая же ты подруга!?
У меня ещё столько уроков, вот я всё и перепутала.

1. Как ты считаешь, если мы и дальше будем учиться, может в нашу честь какую-нибудь единицу назовут?
2. Её уже назвали.
1. Да? А как?
2. Кол! Его ставят тем внукам, за кого бабушки делают уроки.


Ребята, сегодня мы говорим доброте, внимательности, помощи. Их можно объединить и сказать одно слово «толерантность». Это слово вы уже не раз слышали на классных часах и в повседневной жизни.

Что такое «толерантность»?

Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность. Терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению Уважение прав других Сострадание Принятие другого таким, какой он есть Прощение Милосердие, Уважение человеческого достоинства

«Перед вами две дороги, выбирайте»

Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась потрепанная сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слезы.

- Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.

- Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав ее руку.

- Отпусти. Видишь у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.

- А нам-то что? Он сам виноват.

- Опусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.

- Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?

- Я все равно подойду. – Девушка вырвала руку.

- Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться со «всякими». Пойдем отсюда, - он попытался увести ее.

- Знаешь что, я… Да как ты можешь? Ему больно! Больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь! Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень еще раз попытался удержать ее. Она решительно одернула руку.

- Что с вами? – спросила она мужчину. – что с вашей ногой.

- я сломал ее… кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.

- Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать «скорую».

- Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошел к ним, - у тебя нет «мобильника»?

Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда… Она поднялась и приблизилась к парню.

- Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.

- Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.

Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошел прочь.

- У вас открытый перелом, - проговорила она. – Я пойду вызвать врача. Потерпите, - она быстро подошла к телефонному аппарату.

- Девушка! – окликнул ее мужчина – Спасибо вам! – Девушка обернулась и улыбнулась.

- Вы обязательно найдете себе счастье.

Вопросы к учащимся:

  1. Почему молодой человек отказался помочь?

  2. Как бы вы поступили в этом случае?

  3. Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?

4. Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню?

Вывод. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты.

  1. Упражнение «Дерево уважения»

(дети получают цв. Карандаши, фломастеры)

Нарисуйте, пожалуйста, Дерево уважения для своих бабушек и дедушек. На каждой ветви Дерева запишите всё, за что вы уважаете своих близких.

(затем делаем выставку деревьев уважения)


Сказочка о счастье

На свете жил один король,
Богатый и могучий.
Всегда грустил он. И порой
Бывал мрачнее тучи.
Гулял он, спал, обедал,
А счастья он не ведал!

Но вечно хныкать и тужить
Бедняге надоело.
Вскричал король: «Нельзя так жить!» -
И с трона спрыгнул смело.
Да вмиг порушить свой удел
Не в королевской власти?

И вот король в карету сел –
И покатил за счастьем.
Король в окошечко глядит,
Карета быстро катится.
Постой-ка, кто там на пути?
Девчонка в драном платьице.

- О, всемогущий мой король,
Подать хоть грошик мне изволь.
- Эй, попрошайка, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –

Сказал король и укатил.
А в синем небе месяц стыл…
Карета мчится наугад
Бог весть в какую сторону.
Вдруг на пути стоит солдат,
Израненный, оборванный.

- О, мой король, - вскричал солдат, -
Тебя я видеть очень рад!
Прошу покорнейше: устрой
Меня ты в услужение,
Я за тебя стоял горой,
Я, право, бился, как герой,
Я выиграл сражение.

- А ну, служивый, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –
Сказал король и укатил,
А в синем небе месяц стыл…
Карета мчит во весь опор,
Конь скачет, что есть духу.
Вдруг на дорогу вышла с гор
Сутулая старуха.

- Прости, любезный мой король,
Старуху одинокую.
Мой дом – вон, видишь, за горой,
С утра ушла далеко я.
Ношу из леса я дрова –
Тяжелая работа.
Гляжу вокруг, едва жива:
А вдруг поможет кто-то…

- А ну, старуха, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –
Сказал король и укатил,
А в синем небе месяц стыл…

Вот лето кончилось. Жара
Сменяется ненастьем.
Король торопит:
- В путь пора,
Еще немного – и ура!
Свое настигну счастье!

И все бы кончилось бедой –
Сомнений в этом нету.
Да старец с белой бородой
Остановил карету.
Перекрестившись, не спеша,
Торжественно и строго
Сказал: «Заблудшая душа,
Король, побойся Бога!

Ты ищешь счастье для себя,
Ты странствуешь по свету.
Но, только ближнего любя,
Найдешь ты счастье это.
Скорей послушайся меня:
Обратно разверни коня,
Дитя согрей и накорми,
Солдата в сторожа найми,
Все это сделай, но сперва
Старушке ты поможешь:
Из дома довезешь дрова,
Распилишь и уложишь…»

Тут вышла полная луна.
И осветила путь она.
Нелегкий путь, обратный путь.
Путь к счастью, не куда-нибудь.
Король поныне во дворце
Всем людям помогает.
И счастье на его лице,
Как ясный день, сияет!

Вопросы к учащимся:

  1. Как бы вы назвали поведение короля в начале истории?

  2. Как вы думаете, почему изменился король?

  3. Всегда ли в жизни происходят такие изменения?

4. Чему нас учит эта сказка?

Вывод. Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой. Человек не может быть счастлив, если рядом с ним находятся несчастные люди, люди которые нуждаются в твоей помощи.

Китайская притча «Ладная семья»

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:

  • любовь;

  • прощение;

  • терпение.

И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И все? - Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже.

Составить с учащимися правила толерантного общения. Например:

  1. Уважай собеседника.

  2. Старайся понять то, о чем говорят другие.

  3. Отстаивай свое мнение тактично.

  4. Ищи лучшие аргументы.

  5. Будь справедливым, готовым принять правоту другого.

  6. Стремись учитывать интересы других.

В наше время становится все труднее и труднее объяснить и тем более внушить молодежи простое нравственное понятие — уважение к старости. В молодости практически не задумываются о том, что старость дело временное и касается каждого. Старость неприглядна немощностью, слабоумием, занудством, навязчивой обременительностью и т. д., но эти качества присущи людям в любом возрасте, мы иногда говорим «молодой старик».

-Что необходимо для того, чтобы вас уважали пожилые люди?

- Ребята, как вы считаете, сумеете ли вы более глубоко после нашего классного часа проанализировать своё отношение к старшим членам семьи, подумать над своими ошибками, заметить ранее незамеченное?

- Если бы вы были правителем, что вы сделали бы для пожилых людей своего государства, чтобы они чувствовали себя счастливыми людьми?

Только к преклонным годам мы способны увидеть и узнать, как же скоротечна и нелегка наша, человеческая жизнь. Так давайте же пожелаем того, чтобы все наши дети, внуки и дальние правнуки – чтобы все они жили долго и обязательно счастливо! Тогда и мы мамы и папы, бабушки и дедушки будем счастливы и спокойны.

Всё – таки немного неправильно сегодняшний праздник называть Днём пожилого человека, это зачем – то лишний раз подчеркивает гнёт лет и проблем, с которыми вы сталкиваетесь в своей жизни. Было бы более правильно называть этот праздник Днём Мудрого человека. И, как нельзя кстати на ум приходят поэтические строки:

Кто придумал судить о возрасте
По числу промелькнувших лет?
Ну, а если полны вы бодрости,
Если любите целый свет,

Если вы отвергаете пошлое
Если вас не влечёт покой,
Если с грустью вы смотрите в прошлое,
Значит, вы – всё ещё молодой!

Годы как листья уносятся в прошлое.
Пусть сединою виски запорошены-
Вы для нас самые добрые, близкие,
И до земли поклонимся вам низко мы.

Белой стаей года пролетели,
Но душа, как прежде, молода.
Соловьи ещё не всё пропели.
Утекла ещё не вся вода.

Но у старых силы не те,
Дней непрожитых мал запас.
Берегите старых людей,
Без которых не было б нас.

Не поддавайтесь болезням и старости,
Век проживите, не зная усталости.
Дети взрослеют, и семьи рождаются,
Жизнь не стоит, ваша жизнь продолжается.

Не ищите излишнюю сложность
В неспокойный наш атомный век.
Возраст — это просто оплошность,
Если молод душой человек!
Пусть лицо озаряет улыбка,
Даже если седины, как снег.
Возраст — это просто ошибка,
Если молод душой человек!

Спасибо, жизнь, что перед тобой в долгу.
За прошлую и завтрашнюю силу.
За все, что я еще успею и смогу,
Спасибо, жизнь, поистине спасибо!



      В жизни каждого из вас есть как и в природе 4 времени года : зима - белоснежное детство, весна - говорливая юность, лето - буйный расцвет сил и золотая осень - богатая и мудрая. Так пусть ваша жизненная золотая осень дарит нам всем мудрость души, богатство жизненного опыта и неувядающую теплоту ваших сердец.

Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани.

И в заключение нашего занятия, ребята, дома напишите «Письмо любви» своим бабушкам и дедушкам и подарите его не дожидаясь праздника.

  Спасибо всем участникам нашей встречи.   



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Классный час на тему: "Пожилые люди" (толерантность)

Автор: Балашова Татьяна Ивановна

Дата: 21.11.2015

Номер свидетельства: 256334

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "Классный час "Толерантность" "
    ["seo_title"] => string(27) "klassnyi-chas-tolierantnost"
    ["file_id"] => string(6) "111512"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1407572823"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Сценарий классного часа по теме "Урок толерантности, или Учимся сочувствовать". "
    ["seo_title"] => string(84) "stsienarii-klassnogho-chasa-po-tiemie-urok-tolierantnosti-ili-uchimsia-sochuvstvovat"
    ["file_id"] => string(6) "130871"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1416000436"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Классный час на тему: "Поговорим о толерантности""
    ["seo_title"] => string(50) "klassnyi-chas-na-tiemu-poghovorim-o-tolierantnosti"
    ["file_id"] => string(6) "268562"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450639896"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Воспитательский час  на тему " Мы все такие разные""
    ["seo_title"] => string(53) "vospitatiel-skii-chas-na-tiemu-my-vsie-takiie-raznyie"
    ["file_id"] => string(6) "253214"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1447548041"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Рабочая программа воспитательной работы классного руководителя 6 класса "
    ["seo_title"] => string(78) "rabochaia-proghramma-vospitatiel-noi-raboty-klassnogho-rukovoditielia-6-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "242473"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1445458561"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства