Тема: Урок толерантности или учимся сочувствовать
Цели урока: дать представление о толерантности; воспитывать сочувствие; способствовать созданию положительной эмоциональной атмосферы в классе.
Задачи урока
- Изучить с учащимися терминологию толерантной личности.
- Учить учащихся делать выводы и суждения на основе анализа ситуаций.
- Развивать способность адекватно и полно познавать себя и других людей.
ХОД УРОКА
I.Организационный момент
II.Работа с афоризмами
Афоризмы для работы
- Чем достойнее человек, тем большему числу существ он сочувствует (Ф.Бэкон)
- Сострадание правит миром (Древнеиндийский афоризм)
- Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством (Конфуций)
- Чтобы поверить в добро, надо начать его делать (Л.Толстой)
- Кто ищет зла, к тому оно приходит (Соломон)
III. Словарная работа
Что значит, по-вашему сочувствие?
Сочувствовать – значит сопереживать, понимать чувства и мысли другого человека.
Есть словр, очень близкое по значению, - это слово «толерантность». Но это понятие более широкое. Оно означает способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей. Быть толерантным значит – признавать, что у каждого человека е сть право на собственное мнение.
IV. Ситуации для обсуждения.
1. Сеня под окном соседской квартиры дрессирует своего щенка, дога Цезаря. Сеня громко даёт команды, Щенок звонко лает. Это продолжается уже довольно долго. Здесь же, под окнами ребята играют в лапту. Олег, дожидаясь своей очереди, стучит палкой по железной бочке, как в барабан. Двое ребят постарше учатся играть на гитаре. Света с Ольгой вот уже двадцать минут прыгают на железных полосах. Неподалёку мальчишки играют в футбол. «Пас! Аут! Угловой! Пенальти!» - доносится оттуда. Иногда мяч попадает в песочницу, в которой играют малыши. И тогда к громкому хохоту игроков присоединяется рёв малышей и возгласы возмущённых мам. Грохот, крики, скрип, скрежет…
- О ком забыли подумать ребята?
- Чтобы вы могли им посоветовать?
2. Ученица третьего класса написала в газету такую заметку: « В нашем классе учится мальчик, у которого, наверно, очень часто плохое настроение. В нашем классе он чувствует себя чужим, одиноким. На переменах он всегда стоит у стены, или у окна. А глаза у него грустные-грустные. Он стоит и смотрит на ребят, которые веселятся, играют, смеются. Иногда я замечаю, что ему тоже хочется играть с ребятами. Он даже иногда нерешительно делает шаг вперёд, но потом опять отходит к стене. Ребята! Надо что-то сделать, чтобы всем было весело, и все дружили. Лена.
- Что бы вы посоветовали Лене и ребятам?
- Подумайте, ребята, может быть вокруг вас, тоже кто-нибудь нуждается в вашей помощи? Кому-то нужно ваше внимание и поддержка? И тогда и вам кто-нибудь поможет в трудную минуту.
V. Игра
В первую очередь толерантность проявляется дома, в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. Иногда у нас возникает ощущение, что к нам придираются, стремясь быть сильными, мы становимся нетолерантными и остаемся в одиночестве. Как нам стать толерантными? Прежде всего надо остаться самим собой, видеть свои ошибки. Давайте поиграем. Я называю ситуацию, а вы поднимите красный кружок, если вам подходит первое выражение, черный – второе.
- Младший брат сломал твою игрушку.
1. Ты его прощаешь. 2. Ты ударяешь его.
- Ты поссорился со своей сестрой.
1. Ты попытаешься объясниться с ней. 2. Ты обижаешься и мстишь.
- С тобой поступают жестоко.
1. Ты отвечаешь тем же. 2. Ты говоришь "нет" и стремишься заручиться помощью.
- Ты недоволен собой.
1. Ты говоришь, что людей без недостатков не бывает. 2. Ты все сваливаешь на других.
- Тебе не хочется идти на прогулку со своими близкими.
- Ты устраиваешь истерику. 2. Ты идешь с ними гулять.
Игра “КОМПЛИМЕНТЫ”
Сидя в команде, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: “Спасибо, мне очень приятно!” Затем он дарит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.
VI. Тестирование
В школе, как и везде, все разные: есть маленькие, большие, худые, полные. Почему мы иногда смеемся над ними. Потому что мы их боимся, мы не хотим делиться или мы не уверены в себе. Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает. Давайте попробуем проверить себя, проявляем ли мы толерантность. Снова нам нужны будут кружки красного цвета. Если вы выбираете ответ, в котором у меня отмечено красным кружком , вы тоже оставляете себе красный кружок.
1. Саша плохо одет...
- Это неважно.
- Ты подсмеиваешься над ним.
2. Пожилая женщина медленно идет.
- Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.
- Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь
3. На твоих глазах на кого-то нападают...
- Ты пытаешься защитить его.
- Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.
4. Цвет кожи у Джека отличается от твоего...
- Ты стремишься лучше узнать его.
- Ты говоришь: "Все люди твоего цвета кожи – это нули".
5. Ты – мальчик, тебя ставят рядом с девочкой...
- Ты говоришь, что все девочки – нули.
- Ты разговариваешь с ней.
6. Ты – девочка, тебя ставят рядом с мальчиком...
- Ты говоришь, что все мальчики – нули.
- Ты разговариваешь с ним.
7. К тебе подходит ребенок-инвалид...
- Ты естественным образом разговариваешь с ним.
- Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.
Если у тебя 6 кружков, ты проявляешь большую толерантность. Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других.
Если от 2 до 5 кружков, ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя получится.
У тебя менее 2 кружков: ай-ай-ай! Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то мог бы стать более счастливым!
Все мы знаем, как должны поступать в каждой ситуации. Но всегда ли правильно выбираем стиль поведения? Как стать более терпимым человеком, толерантным? Конечно, не у всех это сразу получится. Но этому можно научиться. Обратимся сначала к тем знаниям, которые у нас уже есть.
1. Как называется наша страна? 2. Сколько материков на Земле? 3. Сколько океанов? 4. На каком материке живем мы? 5. Как называется наша планета? 6. Как называется народ, который живет в России?
VII. Групповая работа
У. Подумайте и напишите, какими качествами характера должен обладать человек, живущий на планете Земля.
Каждой группе выдается лист, на котором изображены контуры человека.
Мы не знаем, где живет этот человек, сколько ему лет, какой он национальности. Он просто человек. Каждая группа выступает.
Х. Подведение итога
У. А теперь еще раз назовите те общие качества, которые были названы каждой группой. На доске дети создают силуэт человека. На доске. Добрый, Умный, Смелый, Сильный, Улыбчивый, Преданный, Честный…
Д. Если люди будут обладать всеми этими качествами, то на Земле исчезнут войны, ссоры. Люди не будут страдать и ненавидеть друг друга. Все равно, какой ты национальности, какого цвета кожи.
- Закончить наш разговор мне хочется такими словами:
На планете Земля неспокойно.
Да и было ль спокойно на ней?
Прекращались раздоры и войны.
Только снова седлали коней.
Вот и космос уже на примете,
Став над пропастью, в бездну глядим.
Как Земли неразумные дети,
Рубим сук, на котором сидим.
Не спасёт ни утроба отсека,
Ни глубинное в недрах жильё,
Человек, полюби человека,
Только в этом спасение твоё!
Используемые ресурсы
- Гревцева И.В. Классный час "Что такое толерантность?" / И. В. Гревцева // М.:Центр "Педагогический поиск", 2006. - №4.
- Классные часы. 4 класс / Авт.-сост. Т.Н. Максимова, Н.Н. Дробинина. – М.: ВАКО, 2014.
- Летяга Д.С. Воспитание толерантности / Д. С. Летяга, Т. А. Панова // Справочник классного руководителя. - ЗАО "МЦФЭР", 2008. - №3.
- Никулина О.Б. Формирование основ толерантного сознания : продолжение / О. Б. Никулина // Справочник классного руководителя. - ЗАО "МЦФЭР", 2008. - №10.
- Никулина О.В. Методика выявления уровня толерантности у учащихся и педагогов / О. В. Никулина // Справочник заместителя директора школы. - ЗАО "МЦФЭР", 2008. - №11.
- Пойми меня // Справочник классного руководителя. - ЗАО "МЦФЭР", 2007. - №7.