Классный час «ПОГОВОРИМ О ТОЛЕРАНТНОСТИ»
Цель: сформировать у уч-ся представление о толерантности.
Задачи:
- формировать у детей понятие о толерантности;
- развивать представления о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделения сходства и различий;
-воспитывать чувство уважения друг к другу;
- учить понимать проблемы других людей, в том числе и инвалидов, воспитывать гуманное к ним отношение.
Оборудование и наглядность:
- компьютер;
- мультимедийный проектор и экспозиционный экран;
- презентация к классному часу «Поговорим о толерантности»
- песня «Улыбка».
Ход занятия:
1.Организационный момент. Дети входят в класс под песню «Улыбка».
2. Вступительная беседа.
Учитель: Под какую песню вошли в класс? («Улыбка»).
- Что такое улыбка? ( Выражение на лице, мимика).
- А когда человек улыбается? (когда хорошее настроение, ему весело, когда человек добрый…)
- Верно, улыбка всегда располагает к общению, к уважению, к вниманию, к доброте. А если человек обладает всеми этими качествами, то говорят, что человек толерантный.
- Необычное слово? А вам интересно узнать больше об этом слове? (Да).
- Очень часто при чтении журналов, газет можно встретиться со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. Издавна люди общались с соседними народами. Налаживали с ними торговые и культурные связи. При общении в речь проникали иноязычные слова. Толерантность – имеет латинское происхождение и означает терпение, терпимость.
- А можно ли относиться к человеку плохо только потому, что он выглядит не так, как все вокруг? (Нет)
- А знаете, как называют людей, которые не похожи на других, которые выделяются в своем коллективе? (Нет)
- Таких людей называют «Белая ворона». А как вы думаете, почему их так называют? (Ответы детей.)
- Да, вы правы. Белая ворона – это человек, который сильно выделяется в коллективе (толпе).
- Ребята, а как вы думаете, хорошо, что все мы разные и не похожи друг на друга? (Да).
3. Мы все разные.
Учитель: Ребята, на какой планете мы живем? ( Земля).
- Сколько материков на Земле? (6).
-Как называется наша страна? ( Россия).
- А какой народ живет в России? (Русские, ……….).
- Ребята, посмотрите на иллюстрации. Кто изображен? ( Люди).
- Похожи ли они между собой? (Нет, есть молодые, пожилые, русские и нет, с разным цветом кожи, есть дети…).
- Совершенно верно, все люди разные, живут в разных уголках нашей планеты.
Учитель: Ребята, сегодня особо мне хотелось поговорить с вами о терпимом, гуманном отношении к людям с ограниченными возможностями здоровья, т.е. инвалидам. 3 декабря в календаре отмечен как международный день инвалида. Поэтому мы не можем не затронуть эту тему. Эти люди нуждаются в особой заботе. Ведь они лишены многого. Зачастую люди с ограниченными возможностями здоровья остаются один на один со своими проблемами. Современное общество не готово принять таких людей, считать их равными себе. А вот как вы поступите в следующих ситуациях.
4. Обсуждение ситуаций.
- К тебе подходит ребёнок-инвалид…
- Ты естественным образом разговариваешь с ним.
- Ты отходишь от него и не знаешь, что ему сказать.
- Ты познакомился(-ась) с девочкой, с ней очень интересно общаться, но она – инвалид, передвигаться может только с помощью инвалидной коляски. Вокруг много любопытных глаз…
- Ты продолжишь общение с ней.
- Найдёшь любой предлог, чтобы с ней не общаться.
(Ответы детей.)
Учитель: Такие люди нуждаются в защите, поддержке, психологической, человеческой. Им нужно наше признание, принятие их такими, какие они есть. А некоторые из них достойны нашего уважения и восхищения, потому что судьба наградила удивительными талантами. Я хочу, чтобы сегодня по-новому взглянули на детей с ограниченными возможностями и узнали, какие замечательные они слагают стихи, не видя света, как они танцуют, не слыша музыки, какую проявляют силу воли, занимаясь спортом. А какие картины они рисуют, держа карандаш ногами и зубами! Как они, не умеющие ни говорить, ни читать, ни писать, тонко чувствуют природу, цвет, музыку, какие шедевры наивного искусства выходят из-под их неловких рук. А те, кто не могут ничего, проникновенно смотрят своими прекрасными глазами прямо в нашу душу. Эти дети пришли в мир точно так же, как и все другие люди. Они родились у обыкновенных родителей. Их ждали, им радовались. Но судьба распорядилась по-иному. Перспективы жизни таких детей и их семей стали иными - размытыми и пугающими. Но дети с инвалидностью при этом так и остались детьми, остались людьми. Нет сомнения, для них очень важно наше уважение, понимание, любовь, доверие. Они ждут от нас этого. Так давайте будем внимательны и милосердны к таким детям, взрослым, будем оказывать им всяческую поддержку.
- Ребята, а кто из вас смотрел олимпийские игры в г.Сочи? Конечно, жители всей нашей страны следили за этим важнейшим событием. Мы болели, переживали за наших спортсменов. Радовались их победам, огорчались неудачам. По традиции, после олимпийских игр, всегда проводятся параолимпийские игры.
- Ребята, скажите, а вы слышали что-либо о параолимпийских играх? Что это за игры?(ответы детей)
- Да, действительно, паралимпи?йские и?гры — международные спортивные соревнования для инвалидов (кроме инвалидов по слуху). Традиционно проводятся после главных Олимпийских игр. Нельзя без восхищения, уважения, гордости, а порой и слёз смотреть на этих мужественных, сильных духом людей, стремящихся к победе не только над соперниками, но прежде всего, к победе над собой. И неважно, какую награду получит этот спортсмен, он уже – победитель! Самое главное, ребята, никогда не опускать руки и верить в себя. Спорт помогает нам не только сохранить здоровье, но и приобрести очень нужные для успешной жизни качества: трудолюбие, упорство, решительность, умение работать в команде, поддерживать товарищей. Кроме того, спорт – это друзья, интересные события, путешествия и новые впечатления.
Олимпиада – одно из важнейших достижений человечества. Она объединяет весь мир. Не будем забывать о том, что люди, страдающие физическими недостатками, тоже имеют возможность участвовать в соревнованиях. И добиваются хороших результатов, несмотря ни на что. Мы гордимся нашими спортсменами, участвующих в паралимпийских играх, и желаем им заслуженных побед.
5. Подведение итогов.
Чтение и обсуждение высказываний великих людей.
« Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством». (Конфуций)
«Чтобы поверить в добро, надо начать его делать». (Л. Н. Толстой)
- Так что значит быть толерантным? (Это значит бережно относиться ко всем, понимать друг друга.)
Учитель: Итак, давайте сделаем вывод: как стать толерантным человеком?
- Уважайте людей со всеми их различиями физического или религиозного характера, различиями в образе жизни или мыслей.
- Умейте чувствовать рядом с собой человека.
- Каждый человек имеет право на индивидуальность, нужно уважать это право.
- Помните, что сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее.
- Я бы хотела, чтобы мы добавили ещё одно правило:
- Нужно оставаться самим собой, имея чувство юмора, видеть свои ошибки и недостатки.
Учитель: Вы скажете – это сложно. Нет, начните с малого и двигайтесь потихоньку. Если проявляем толерантность по отношению к самому себе, то мы становимся толерантными по отношению к другим и тогда нам легче принимать их такими, какие они есть. Конечно, мы не можем в одночасье сделать толерантным свое поведение, поведение других людей, но важно, что вы задумаетесь об этом. В заключение нашего классного часа я хочу рассказать вам китайскую притчу «Ладная семья».
Китайская притча «Ладная семья»
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: «Ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго –
видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И все? - Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И подумав, добавил: - И мира тоже.
Учитель: Пусть всегда в ваших сердцах живут любовь, терпение, прощение, гуманное отношение к другим людям, и это поможет вам научиться жить на земле, как люди.