kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Требования к оценке образовательных результатов на уроках технологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проверка результатов обучения в образовательной области «Технология».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Требования к оценке образовательных результатов на уроках технологии»

Требования к оценке образовательных результатов на уроках технологии


Проверка результатов обучения в образовательной области «Технология» имеет свою специфику: процесс практического выполнения заданий и его продукт представляют собой не только наглядный результат практических умений, но и развитие их интеллекта, познавательных процессов, формирования учебных универсальных действий. Формирование навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само - и взаимооценки дают возможность обучающимся не только освоить эффективные средства управления своей учебной деятельностью, но и способствуют развитию самосознания, готовности от­крыто выражать и отстаивать свою позицию, развитию готовности к самостоя­тельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты, умение сравнивать результат с эталоном, видеть ошибки, знать требования к работам разного вида.

Предметные учебные достижения зафиксированы в действующем Государственном стандарте образования, программах. Однако существующие формы оценки достижений учащихся носят знаниевый характер. Для оценки учебных достижений на основе системно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов разработан Методические рекомендации по оцениванию учащихся образовательных организаций (учреждений) в системе общего образования Луганской Народной Республики (приказ 139-ОД от 14.02.2018).

В связи с ориентацией на современные требования недостаточно оценивать только предметные результаты. Необходима оценка личностных и метапредметных результатов обучающихся.

Такой комплексный подход в образовании позволяет отождествлять оценку образовательных результатов с новой системой показателей успеваемости.

Оценивание уровня достижения планируемых результатов – это процесс установления степени соответствия реально достигнутых результатов планируемым целям.

Оценка – это результат оценивания, количественное выражение уровня достижений планируемых результатов учащихся в цифрах или баллах.

Оценивание самого процесса познания, его результатов призвано помочь учителю выбрать наиболее эффективные приемы и средства обучения, которые поощряли бы учащихся к развитию и дальнейшему продвижению в познании. Систему оценивания нужно выстраивать таким образом, чтобы с ее помощью можно было бы:

-устанавливать, что знают и понимают учащиеся;

-давать общую и дифференцированную информацию о процессе преподавания и процессе учения;

-отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении требований стандарта и в частности, в достижении планируемых результатов освоения программ;

-обеспечивать обратную связь для учителей, учащихся и родителей;

-отслеживать эффективность реализуемой учебной программы.

Структура системы оценки: входной (стартовый) контроль, текущий контроль, тематический контроль, итоговый контроль. На уроках технологии мною используются различные методы и формы оценивания, такие как собеседование, задания в тестовой форме, письменные и практические самостоятельные работы, творческие проекты.

Критериями оценки, определяющими подготовку учащегося на уроках технологии, являются:

- общая подготовленность, организация рабочего места, научность, технологичность и логика изложения материала;

- уровень освоения теоретического материала, предусмотренного программой по предмету технология;

- умение использовать теоретические знания при выполнении текущих заданий, практических работ и упражнений;

- соблюдение этапов технологии изготовления, норм времени, качество выполнения технологических операций и приёмов;

- соблюдение правил санитарии, гигиены, техники безопасности.

Существующая 5-бальная система оценивания противоречит требованиям, которые предъявляет ГОС. Во-первых, отсутствует критериальный подход оценивания, т.е. отметка выставляется не за результат, достигнутый учащимися, а за урок, устный ответ, контрольную работу и т.д. Ученик плохо осознает, за что он получил отметку. Во-вторых, цифровая отметка учитывает только предметный уровень результатов, игнорируя то, что для оценивания личностных, метапредметных результатов необходимы другие выразительные формы. В-третьих, выставляет отметку учитель, не имеющий четко разработанных критериев оценивания деятельности учащихся. Все это требует более эффективных решений и разработок.

Хотелось бы отметить ОТЛИЧИЕ системы оценивания ГОС от традиционной системы оценивания:

  • Подавляющее большинство образовательных результатов можно сравнить только с его же предыдущими показателями.

  • Целью оценочной деятельности является определение комплексной оценки личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.

  •  Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.

Система оценки освоения образовательных результатов обучения предполагает:

  • включение обучающихся в контрольно-оценочную деятельность с целью приобретения ими навыков самооценки и самоанализа (рефлексии);

  • использование критериальной системы оценивания;

    т.е. содержат указания на определённые недостатки в учебной деятельности. Она ориентирует ученика на более высокий результат, способствует повышению его активности.

На уроках технологии очень часто встает вопрос:

-Как оценить работу обучающегося?

Ведь в таких случаях оценка может быть субъективной. Одному нравится работа, другому – нет. Так как на уроке обучающийся выполняет различные виды работ, то и оцениваться должен каждый вид согласно требованиям. Предлагаем примерные критерии оценивания.

Критерии оценивания:

  1. При устной проверке.

Уровни учебных достижений

Оценка

Общие требования к результатам освоения основной

образовательной программы.

Критический низкий уровень.

1

  • Если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

  • не усвоил учебный материал.

Начальный уровень.

2

  • Почти не усвоил учебный материал;

  • не может изложить учебный материал своими словами;

  • не может подтвердить ответ конкретными примерами;

  • не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.

Средний уровень.

3

  • Не усвоил существенную часть учебного материала;

  • допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;

  • затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;

  • слабо отвечает на дополнительные вопросы учителя.


Достаточный уровень.

4

  • В основном усвоил учебный материал;

  • допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;

  • подтверждает ответ конкретными примерами;

  • правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.


Высокий уровень.

5

  • Полностью усвоил учебный материал;

  • умеет изложить учебный материал своими словами; самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;

  • правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.


  1. При выполнении практических работ.

Уровни учебных достижений

Оценка

Общие требования к результатам освоения основной

образовательной программы.

Критический низкий уровень.

1

Совсем не выполнил работу (не смог или отказался);

не может использовать знания программного материала. Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил безопасного труда.

Начальный уровень.

2

  • Не может правильно спланировать выполнение работы;

  • не может использовать знаний программного материала;

  • допускает грубые ошибки и не аккуратно выполняет задания;

  • не может самостоятельно пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями и другими средствами.

Средний уровень.

3

  • Допускает ошибки при планировании выполнения работы;

  • не может самостоятельно использовать значительную часть знаний программного материала;

  • допускает ошибки и не аккуратно выполняет задания;

  • затрудняется самостоятельно пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями и другими средствами.


Достаточный уровень.

4

  • Правильно планирует выполнение работы;

  • самостоятельно и полностью использует знания программного материала;

  • в основном правильно и аккуратно выполняет задания;

  • умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями и другими средствами.


Высокий уровень.

5

  • Творчески планирует выполнение работы;

  • самостоятельно и полностью использует знания программного материала;

  • правильно и аккуратно выполняет задания;

  • умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями и другими средствами.

При выполнении тестов, контрольных работ

Основным критерием эффективности усвоения учащимися теоретического материала и умения применить его на практике считают коэффициент усвоения учебного материала — Ку. Он определяется как отношение правильных ответов учащихся в контрольных работах к общему количеству вопросов (по В. П. Беспалько):

где — количество правильных ответов учащихся на вопросы контрольной работы, теста;

К — общее число вопросов в контрольной работе или тесте.

Если Ку 0,7, то учебный материал программы обучения считается усвоенным.

Текущие и итоговые знания и умения учащихся оцениваются по пятибалльной системе.

3 — за 70% правильно выполненных заданий (Ку 0,7),

4 — за 80—90% правильно выполненных заданий (0,8 = Ку)

5 — за правильное выполнение всех заданий (Ку 0,9).

 В качестве контрольно-измерительных материалов с целью проверки знаний, практических умений и навыков, учащихся на уроках технологии кроме тестовых заданий могут иметь место: • контрольные вопросы для устных и письменных ответов; • вопросы для беседы и собеседования; • программа наблюдений; • анкеты; • контрольные листы; • занимательный материал (кроссворды, ребусы, загадки …); • технологические карты, чертежи, схемы с пропусками и др.; • задания для практических работ; • комплект упражнений; • перечень учебно-проверочных работ; • и др.


Одним из популярных методов оценивания результатов обучения в современном мире является проект. Этот метод оценивания наибольшим образом соответствует специфике технологического образования и способствует развитию мышления, активности, социальной адаптации, развивает познавательные навыки и творческие способности, учит ориентироваться в информационном пространстве, формирует чувство ответственности за свои действия, учит прогнозировать свою деятельность. Учителю данный метод предоставляет отличную возможность отойти от традиционных методов, форм учебной деятельности и создать качественный и креативный процесс обучения.

  1. Критерии оценивания при выполнении творческих и проектных работ.

Технико-экономические требования

Оценка «5»

ставится, если учащийся:

Оценка «4»

ставится, если учащийся:

Оценка «3»

ставится, если учащийся:

Оценка «2»

ставится, если учащийся:

Оценка «1»

ставится, если учащийся:

Защита проекта

Обнаруживает полное

соответствие

содержания доклада и

проделанной работы.

Правильно и четко

отвечает на все

поставленные

вопросы. Умеет

самостоятельно

подтвердить

теоретические

положения

конкретными

примерами.

Обнаруживает, в

основном, полное

соответствие

доклада и

проделанной

работы. Правильно

и четко отвечает

почти на все

поставленные

вопросы. Умеет, в основном,

самостоятельно

подтвердить

теоретические

положения

конкретными

примерами

Обнаруживает

неполное

соответствие

доклада и

проделанной

проектной работы.

Не может правильно и четко ответить на отдельные

вопросы.

Затрудняется

самостоятельно

подтвердить

теоретическое

положение

конкретными

примерами.

Обнаруживает незнание большей части

проделанной проектной работы.

Не может правильно и четко ответить на многие вопросы.


Обнаруживает незнание проделанной проектной работы.

Не может правильно и четко ответить на вопросы.

Не может подтвердить теоретические положения конкретными примерами

Оформление проекта

Печатный вариант.

Соответствие

требованиям

последовательности

выполнения проекта.

Грамотное, полное

изложение всех

разделов.

Наличие и качество наглядных

материалов

(иллюстрации,

зарисовки,

фотографии, схемы и т.д.). Соответствие

технологических

разработок

современным

требованиям.

Эстетичность

выполнения.

Печатный вариант.

Соответствие

требованиям

выполнения

проекта.

Грамотное, в

основном, полное

изложение всех

разделов.

Качественное,

неполное количество

наглядных

материалов.

Соответствие

технологических

разработок

современным

требованиям.

Печатный вариант. Неполное соответствие требованиям проекта. Не совсем грамотное изложение разделов. Некачественные наглядные материалы. Неполное соответствие технологических разработок v современным требованиям.

Рукописный

вариант.

Неполное соответствие

требованиям

выполнения

проекта.

Неграмотное

изложение всех

разделов.

Отсутствие

наглядных

материалов.

Устаревшие

технологии

обработки.

Рукописный

вариант.

Не соответствие

требованиям

выполнения

проекта.

Разделы проекта изложены не полностью.

Отсутствует наглядность.


Практичес

кая направлен

ность

Выполненное изделие соответствует и может

использоваться по назначению, предусмотренному при разработке проекта.


Выполненное изделие соответствует и может

использоваться по назначению и допущенные отклонения в проекте не имеют принципиального значения.

Выполненное изделие имеет отклонение от указанного назначения, предусмотренногов проекте.

Выполненное изделие не соответствует назначению,но может использоваться в другом практическом применении.

Выполненное изделие не соответствует и не может использоваться по назначению.

Соответст

вие технологии выполнения

Работа выполнена в соответствии с

технологией.

Правильность

подбора

технологических

операций при проектировании

Работа выполнена в соответствии с технологией, отклонение от указанных инструкционных карт не имеют принципиального значения

Работа выполнена с отклонением от технологии, но изделие может быть использовано по назначению

Обработка изделий (детали) выполнена с грубыми отклонениями от технологии, применялись не предусмотренные операции.

Обработка изделий (детали) выполнена без соблюдений технологических последовательностей , изделие бракуется

Качество

проектного

изделия

Изделие выполнено в соответствии эскизу чертежа. Размеры выдержаны. Отделка выполнена в соответствии с требованиями предусмотренными в проекте. Эстетический внешний вид изделия

Изделие выполнено в соответствии эскизу, чертежу, размеры выдержаны качество отделки ниже требуемого, в основном внешний вид изделия не ухудшается.

Изделие выполнено по чертежу и эскизу с небольшими отклонениями, качество отделки удовлетворитель-но, ухудшился внешний вид изделия, но может быть использован по назначению

Изделие выполнено с отступлениями от чертежа, не соответствует эскизу. Дополнительная доработка не может привести к возможности использования изделия

Изделие не соответствует чертежу и эскизу.

Дополнительная доработка не может привести к возможности использования изделия


Для проведения самооценки на уроке составляю для учащихся инструкционно-технологические карты, где последним ставлю самоконтроль.

Поначалу учащиеся не обращают внимания на этот пункт. Выполнив какую-либо операцию, спешат спросить: правильно ли?  Вместо ответа на этот вопрос я предлагаю им самим провести контроль, сверив свою работу с инструкционно- технологической картой, образцом. Когда дети научатся находить свои ошибки, они смогут выставлять оценки друг другу и себе (взаимооценка и самооценка) с последующим контролем учителя. Самооценка формирует у ребенка критическое отношение к результатам своего труда, дает представление об уровне его возможностей. В то же время это и воспитание нравственных качеств. Научить школьника самоконтролю – значит сформировать у него привычку к самоанализу. Он учится отдавать себе отчет в своих действиях, владеть собой.


В связи с тем, что оценивание должно быть непрерывным и осуществляться на всех этапах урока, предлагаю использовать оценочные листы. Это позволяет обучающемуся:

- научиться самому оценивать свой результат, условия и процесс его достижения; - фиксировать свое индивидуальное продвижение в предмете и достижении метапредметных результатов;

- планировать собственные действия по коррекции работы.

Оценочный лист 
-------------------------------ученицы ---------------------класса 
Дата ________

Готовность к уроку ____________________

Домашняя работа ____________________

Повторение материала _________________

Практическая работа. ___________________

Итоговая оценка _______________________


Оценочно - контрольный лист обучающегося (по видам работ)

Содержание деятельности

обучающегося

Оценивание

деятельности

Работа с таблицей


Практическая работа

(оформление буклета)


Тест


Общая оценка



Использование оценочных инструментов позволяет учителю:

- получить информацию о достижениях и проблемах учащихся (которую учитель не может получить иным путем);

- делать акцент на достижениях ученика, а не на проблемах, тем самым мотивируя его на учебную деятельность;

- получить информацию о развитии способности ребенка к адекватной самооценке;

- проверить не только результат, но также проанализировать процесс деятельности ученика;

- договариваться с учащимися и родителями о сроках, формах, критериях оценивания, чтобы ребенок научился распределять и планировать свое время;

- выделить информацию, позволяющую скорректировать собственную педагогическую деятельность (календарно-тематическое планирование, рабочую программу);

- заменять уроки работы над ошибками уроками самоанализа своих действий.

    Надо признать, что приведенные выше нормы оценок являются ориентировочными.

Учащимся необходимо объяснить, что оценки имеют различный вес, значимость. Текущие, которые они получают на каждом занятии, показывают степень усвоения небольшой части материала. Другое дело итоговые оценки, выставляемые за знание изученной темы, раздела и курса, выполнения изделия в целом. При выставлении годовых оценок в первую очередь ориентируются на итоговые оценки.

    


Наряду с оценкой, выставляемой в журнал, для ученика не менее важна и оценка, выраженная в вербальной (словесной) форме. И чем младше дети, тем они отзывчивее на нее. Выраженная в эмоциональной форме, она затрагивает чувства ребенка. Может окрылить его, заставить поверить в свои силы, а может и сформировать комплекс неполноценности, привить неприязнь к учителю и отвращение к предмету. Ведь не секрет: нравится учитель, нравится и предмет. Поэтому взяла за правило: сначала выявить все хорошее в ответе или практической работе, а лишь потом недостатки, ошибки, указав на возможность достижения более высоких результатов.

         Учителю нужно стараться избегать случайных оценок. Не «ловить» учащихся на незнании, а выяснять его причины, входить в положение детей, считаться с их домашними обстоятельствами¸ настроением. Никогда не  ставить оценок под горячую руку, чтобы позже не пожалеть об этом. Не спешить ставить двойку. Плохая отметка – это крайняя мера.



Таким образом, внедрение и применение новых оценочных инструментов выполняет 3 функции:

- диагностическую (каждая крупная тема должна начинаться с диагностических работ, чтобы можно было оценить стартовые возможности детей);

 - стимулирующую (стимулирования познавательной деятельности учащихся);

- контролирующую (прозрачность оценивания через критериальное оценивание)






















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Требования к оценке образовательных результатов на уроках технологии

Автор: Петрова Людмила Николаевна

Дата: 10.01.2020

Номер свидетельства: 535167

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Программа здоровьесбережения у учащихся на уроках технологии "
    ["seo_title"] => string(77) "proghramma-zdorov-iesbieriezhieniia-u-uchashchikhsia-na-urokakh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "194279"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427740404"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ"
    ["seo_title"] => string(69) "proiektnaia-dieiatiel-nost-na-urokakh-tiekhnologii-v-osnovnoi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "276550"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452760884"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Инновационные средства оценки результатов обучения "
    ["seo_title"] => string(59) "innovatsionnyie-sriedstva-otsienki-riezul-tatov-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "155259"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421254050"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Планирование уроков технологии в соответствии с требованием ФГОС "
    ["seo_title"] => string(71) "planirovaniie-urokov-tiekhnologhii-v-sootvietstvii-s-triebovaniiem-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "137647"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417414370"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "Разработка и применение тестовых заданий на уроках технологии и тест по теме "Пиление столярной ножовкой" "
    ["seo_title"] => string(119) "razrabotka-i-primienieniie-tiestovykh-zadanii-na-urokakh-tiekhnologhii-i-tiest-po-tiemie-pilieniie-stoliarnoi-nozhovkoi"
    ["file_id"] => string(6) "196950"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1428149784"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства