ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
В современном, быстро изменяющемся мире, образовательные достижения учащихся не могут ограничиваться только освоением предметных знаний, умений, навыков. Выпускник современной школы должен уметь применять эти знания на практике, работать с информацией, представленной в различном виде, с целью приобретения новых знаний. Современному молодому человеку необходимо гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, решать проблемы, генерировать новые идеи. Для успешной социализации в обществе ему необходимо и освоение коммуникативных умений, в том числе, умение сотрудничать и работать в группах.
Ориентация на знания сменяется компетентностно - ориентированным подходом к образованию. Одной из образовательных технологий, поддерживающих такой подход, является метод проектов.
Сравнивая ФКГОС 2004 г. и ФГОС ООО 2010 г., можно обнаружить, что их объединяет наличие проектной деятельности. В обязательном минимуме содержания примерной образовательной программы стандарта основного общего образования по технологии 2004 года, практически в каждом разделе говорится, что учащиеся должны изучить проектирование. В основе ФГОС ООО лежит системно-деятельностный подход, соответственно проектированию и исследованию уделено много внимания. Из этого делаем вывод, что метод проектов на уроках технологии не является новым и применяется давно.
Примерная программа предмета «Технология» в основной школе составлена с учетом полученных учащимися при обучении в начальной школе технологических знаний и опыта трудовой деятельности. Так, выпускники начальной школы, обучающиеся в соответствии с новым ФГОС, в результате курса технологии должны выполнить и защитить 3 проекта: проект с использованием информационных технологий, проект по изготовлению изделий из бумаги, проект по изготовлению изделий из ткани.
В сентябре 2015 года выпускники начальной школы, обучающиеся в соответствии с ФГОС, придут в 5 класс. Учебник «Технология ведения дома» (авторы В.Д. Симоненко, Н.Д. Синица), соответствующий ФГОС, предполагает выполнение следующих проектов: оформление интерьера кухни, изготовление кулинарных блюд, изготовление и декорирование швейных изделий.
Проектирование учащимися рассматривается как эффективный метод формирования личностных и метапредметных результатов.
Вместо привычной одной оценки за знание материала учащимся необходимо выставить три оценки:
За коммуникативные умения: формулировать собственное мнение и позицию; выстраивать высказывания, вести учебную дискуссию и др.
За регулятивные умения: ставить цели и задачи, планировать, контролировать, корректировать и оценивать ход решения учебной задачи.
За познавательные умения: самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, сопоставлять учебные задачи.
Из опыта работы хочется отметить, что проект может стать успешным, только если школьник заинтересован темой. По предмету технология чаще всего конечным продуктом проектной деятельности является какое-либо продукт, изделие. Сложность выполнения проектной работы усложняется с каждым годом.
Работа над любым творчески проектом предполагает выполнение следующих этапов:
1. Подготовительный этап:
- выбор темы проекта, его обоснование и формирование мотивов выполнения;
- определение объема знаний, умений и навыков для осуществления проекта;
- составление плана работы по реализации проектов;
- определение необходимых материальных и финансовых затрат для изготовления проекта.
2. Конструкторский этап:
- рассмотрение возможных вариантов выполнения проекта, выбор из них оптимального;
- сбор и обработка требуемой информации по литературным источникам;
- разработка конструкции, изучение технологии изготовления задуманного объекта труда;
- разработка соответствующей технико-технологической документации, подготовка необходимых материалов, оборудования, инструментов.
3. Технологический этап:
- выполнение проекта с учетом требований технологии и дизайна;
- соблюдение правил техники безопасности.
4. Заключительный этап:
· самооценка качества выполненной работы.
Критерии оценки проекта:
1. Оригинальность темы и идеи проекта.
2. Конструктивные параметры: соответствие конструкции назначению изделия; прочность, надежность, оригинальность, удобство пользования.
3. Технологические критерии: соответствие документации, оригинальность применения и сочетания материалов, соблюдение правил техники безопасности.
4. Эстетические критерии: композиционная завершенность, дизайн изделия, использование традиций народной культуры.
5. Экономические критерии: потребность в изделии, экономическое обоснование, возможность массового производства.
Изначально перед учителем стоит задача выявить круг интересов учеников, и подтолкнуть их создать банк идей, после анализа которого, определяется преимущество какого — то одного направления. А дальше учащийся под руководством педагога разрабатывает продукт, который должен быть получен в результате проектной деятельности. Опыт показывает, что лучше воспринимаются те творческие ученические проекты, в которых продуктом деятельности являются не единичные изделия, а коллекция, объединенная одной идеей.
Образовательная среда на уроках технологии позволяет формировать у учащихся в процессе выполнения проектов представления о новейших способах современной обработки технологической информации с использованием компьютерной техники.
Большую помощь при подготовке и написании пояснительной записки оказывает пакет Microsoft Office, который включает в себя кроме известного всем текстового процессора Word еще и систему баз данных Access и электронные презентации PowerPoint, а тка же Publisher.
При выполнении творческих проектов учащиеся знакомятся с графическим редактором Paint. При помощи этой программы учащиеся создают на компьютере разнообразные красочные модели изделий, схемы ненецких или русских орнаментов для лоскутной пластики.
Наиболее удобными для преобразования изображения в схемы для вышивок являются графический редактор AdobePhotoshop. Он отличается простотой использования благодаря наличию большого числа функций и системной помощи: сканирование выполненного рисунка, создание и корректирование схемы вышивки, просмотр готовой вышивки, сохранение в памяти компьютера, и распечатка на принтере при необходимости.
При пошиве изделий в рамках проекта применяем систему автоматизированного проектирования одежды ЛЕКО, которая позволяет быстро и качественно получить выкройки необходимой модели. С помощью этой программы также составляем рациональную раскладку на ткани.
Для учителя в проектной деятельности важно то, как оценивают свой опыт проектирования сами ученики, довольны ли они своими результатами работы над проектом. Педагогу важно, чтобы состоялся процесс проектирования (организация деятельности ученика для достижения цели), чтобы ученик в результате понял практическую значимость технологии проектирования и сделал выбор в пользу ее дальнейшего применения в собственной жизни. Процесс работы над проектом может принести удовольствие и ученику, и руководителю, так как проектная деятельность совместная, где ученик и руководитель идут рядом.
Список литературы:
- Использование проектной деятельности на уроках технологии. 9 класс./ Составленно Бобровская А.Н., Долинина Г.Ф.- Волгоград: ИТД «Корифей», 2011. – 112с.
- Полат Е.С., М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петрова "Новые педагогические и информационные технологии в системе образования". М., 2012.
- Полат Е.С. Метод проектов — статья на сайте Российской Академии Образования. [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://distant.ioso.ru/project/meth%20project/metod%20pro.htm
- Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии. Учимся работать над проектами. Рекомендации для учащихся, учителей и родителей. – Ярославль: Академия развития, 2010.
- Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? / М. А. Ступницкая. – М.: Первое сентября, 2010. – 44 с.
- Чечель И. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов / И. Чечель // Директор школы. - 2008. - №4.