Разработка и применение тестовых заданий на уроках технологи
Контроль – один из важнейших этапов обучения. Он активизирует познавательную деятельность учащихся, позволяет получать данные о промежуточных и итоговых результатах учебно-воспитательного процесса. Выбор методов и средств контроля в образовательной области «Технология» осложняется разнообразием видов учебной деятельности и необходимостью обеспечить, с одной стороны, полноту охвата пройденного материала, с другой – объективность и оперативность получения результата. В последнее время широкое применение в качестве метода контроля находят тесты.
Тест (от английского test - испытание, проверка) - стандартизированные, краткие, ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуальных различий. При разработке тестовых заданий и организации тестирования необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. Разработка тестов для образовательной области «Технология» обладает определенными дидактическими особенностями, которые выражаются в том, что она ориентирована преимущественно на формирование практических умений и навыков. Кроме того, учащимся необходимо освоить функциональное назначение большого количества различных инструментов, приспособлений, технологической оснастки. В условиях ограниченного количества времени, отводимого на изучение теоретического материала, решить проблему контроля без применения тестов сложно.
Что такое тест, когда и для чего он будет использоваться, учащиеся узнают на вводных уроках. Тесты для учащихся 5 класса составлены по изучаемым темам. О проверочном тестировании учащиеся предупреждаются заранее. Учитель сообщает, что проверка знаний будет проведена в форме теста. К этому времени учащиеся уже знают особенности проведения такой проверки.
Инструкция к выполнению тестовых заданий:
- Для тестирования необходимо иметь ручку.
- Нужно заполнить графы с личными данными.
- При работе с тестами нельзя пользоваться дополнительной литературой.
- Выбирая ответ, который ты считаешь правильным, нужно около него поставить галочку или обвести кружочком.
- Если был выбран не тот номер, надо зачеркнуть неправильный ответ и поставить галочку около другого ответа.
- Не нужно долго размышлять над заданием. Если не удается его выполнить, переходи к следующему заданию. В конце задания вернешься к этому вопросу.
- На выполнение задания отводится конкретное время.
Получены и усвоены все необходимые инструкции к выполнению задания, известен учащимся и принцип оценивания. Тестирование проводится в начале урока. Задания и варианты тестов раздаются учителем. Ученики выбирают единственно правильный ответ и отмечают его согласно инструкции в специальной карточке выполнения заданий. При этом учащимся запрещено общение друг с другом. Каждый отвечает за себя. Категоричность требований дисциплинирует учащихся, концентрирует их внимание на выполнении задания. Ученики не отвлекаются сами и не отвлекают других.
Методика составления тестов рекомендует разнообразить форму тестовых заданий, чтобы мотивация была устойчивая и положительная, а работа не была монотонной и утомительной. Следует использовать короткие, простые предложения, без зависимых или независимых оборотов. Советуют также использовать длинный вопрос и короткий ответ, иначе на прочтение ответов уходит больше времени и больше сил тратится на анализ высказываний. Варианты ответов лучше располагать в один столбик, максимум в два.
Оптимальное время теста должно быть достаточно коротким (например, 8-10 мин.). Это позволяет избежать списывания и подсказок, а также нарушения дисциплины. С помощью теста возможно быстро и относительно точно оценить учащихся всего класса. Кроме того, оптимальное время не утомляет ученика и не снижает работоспособности. Работая с тестами, все учащиеся находятся в равных условиях, так как используется единая процедура и единые критерии оценки, что позволяет избегать нервных напряжений.
Какие же положительные стороны мы можем отвести тестированию?
Во-первых, тесты оказываются значительно более качественным и объективным способом оценивания. Во-вторых, тесты - более емкий инструмент - показатели тестов ориентированы на измерение степени, определение уровня усвоения ключевых понятий, тем и разделов учебной программы, умений, навыков. В-третьих, это более мягкий инструмент. Тестирование ставит всех учащихся в равные условия, используя единую процедуру и единые критерии оценки.
Основным критерием эффективности усвоения учащимися содержания учебного материала считается коэффициент усвоения (по В.П. Беспалько)
Коэффициент К усвоения знаний отдельным учеником позволяет определить по результатам тестирования долю правильно выполненных учеником операций в общем количестве операций, предусмотренных тестом:
К = А / Р,
где А - количество правильных ответов, данных учеником.
Р - количество заданий в тесте.
Если К > 0,7, то учебный материал считается усвоенным.
«3» - за 50-70% правильно выполненных заданий.
«4» - за 70-85% правильно выполненных заданий
«5» - правильное выполнение более 85%
Если К < 0,7, то процесс обучения считается незавершенным, в последующей деятельности будут систематические ошибки. С учетом возрастных особенностей пятиклассников используются тестовые задания, являющиеся заданиями закрытого типа, в которых ученики выбирают правильный ответ из двух - трех предложенных