kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Текстильные материалы и их свойства

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока технологии 5 класс. На уроке изучаются свойства хлопчатобумажных и льняных тканей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Текстильные материалы и их свойства»

Урок технологии 5 класс


Тема: «Текстильные материалы

и их свойства»




Тип урока: Открытие новых знаний (ОНЗ).


Цель - Сформировать понятие о свойствах тканей и способах их определения;


Задачи:

Обучающие: - Ознакомить учащихся с понятием «Свойства тканей» и способами их определения, расширить кругозор учащихся.


Развивающие: - Способствовать формированию и развитию самостоятельности, наблюдательности, умения сравнивать, делать выводы;

- Способствовать воспитанию коммуникативных качеств в условиях групповой работы.


Воспитывающие: - Формировать представление о деятельности работников текстильной промышленности и воспитывать уважение к их труду.

Планируемый результат:

Предметные умения

-Понимание понятия свойства тканей,

-понимание сформированности свойств тканей по группам

- умение определять свойства тканей самостоятельно с опорой на инструкционную карту

Универсальные учебные действия (УУД)

Личностные: умение провести самооценку, взаимооценку и взаимопомощь в группе.

Регулятивные: умение ставить учебную цель и задачи; планировать собственную и групповую деятельность; умение контролировать и оценивать свои действия, проявлять самостоятельность.

Познавательные: умение самостоятельно формулировать познавательную цель; выделение необходимого результата исследовательской деятельности; построение речевых высказываний в устной форме.

Коммуникативные: формирование умения вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе.


Методы и формы работы

Методы: беседа, лекция-демонстрация, организация самостоятельной исследовательской деятельности в группах.

Формы :Фронтальная, групповая.


Оборудование Компьютер, мультимедийный проектор, экран, инструкционные карты, образцы тканей, нитки, ножницы, английские булавки, игольницы, ручные иглы, утюг, гладильная доска, колбы с водой.


Организация класса. Мотивация к учебной деятельности. (2 мин)

Цель:

-создание условий для возникновения у учеников потребности включения в учебную деятельность


-Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у столов красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Все с улыбочкой вздохнём

И урок сейчас начнём.


-Добрый день! Я рада видеть Вас на уроке.

- Посмотрите внимательно, всё ли вы подготовили к уроку?

- Любите ли вы загадки, легко ли вы их отгадываете? Сейчас проверим.


1.Широка да тонка

Надувает бока,

Весь день на мне ездит,

Не слезая сидит,

А ночь придёт-

Свернётся и спит. /рубашка/


2. Если станет холодать,

Меня надо надевать.

Лишь усядусь на макушку-

Не замёрзнут ваши ушки! /шапка\


3. Одень меня на голову

Или одень на шею.

Везде смотрюсь я хорошо,

И украшая грею /платок/


4. Носят девчёнки,

Носят мальчишки

В жаркое время

Штаны – коротышки. /шорты/


5. От холода и снега

Согреет, где б ты не был!

Пусть в ней похож ты на мишутку,

Зимой наденешь что ты? \шубку/


- Как одним словом можно назвать все отгадки? /одежда/

- Из чего шьют одежду? /ткани/



II. Актуализация знаний. Определение темы и цели урока (7 мин)

Цель:

1.Актуализация и обобщение имеющихся знаний учащихся по данной теме.

2.Вызов устойчивого интереса к изучаемой теме, мотивация ученика к учебной деятельности.


- Ткани широко применяют в быту. Из них шьют одежду, белье, используют при изготовлении множества вещей, необходимых в нашей повседневной жизни. Древние записи свидетельствуют, что первыми волокнами, которые человек использовал для получения нитей, были волокна крапивы и конопли.


- Вспомните, о каких текстильных волокнах вы узнали на уроках?


- Вспомните признаки хлопчатобумажных и льняных тканей.


- Перед вами на парте лежат образцы тканей. Определите, какая ткань хлопчатобумажная, а какая льняная?

- Молодцы!


- Вы любите красиво одеваться?


- Одежда, которую вы носите должна быть какой?


- А какой должна быть одежда для школьника?


- Что необходимо, чтобы она соответствовала перечисленным вами требованиям? (А ещё?)


-Конечно, ткань должна обладать определёнными качествами, а точнее свойствами.

И мы должны знать об этих свойствах, чтобы правильно подобрать ткань для определенной модели.


- Хотите ли вы узнать, какими свойствами обладают ткани?


- Какой будет тема урока? (Свойства тканей)


-Все натуральные и химические ткани обладают одинаковыми свойствами, но проявляются они в разной степени.


- А есть ли у вас желание изучить, как проявляют свойства хлопчатобумажные и льняные ткани?


-Какую поставим цель?


- Цель урока:

  • Познакомиться и изучить свойства хлопчатобумажных и льняных тканей.


- Как вы думаете, как можно познакомиться со свойствами тканей и изучить свойства тканей?

-Попробуйте предположить.


III. Открытие нового знания. (7 мин)

Цель:

Формирование представления детей о свойствах тканей и признаках разделения свойств на группы.


• Свойства тканей необходимо учитывать при выборе модели швейных изделий, при способе обработки и при уходе за одеждой.

• Свойства тканей многообразны и зависят от свойств волокон, из которых они изготовлены, вида переплетения и особенностей отделки.

• Все свойства тканей можно разделить на три группы.

Механические свойства:

- Прочность – способность ткани противостоять разрыву. Подобные нагрузки испытывают ткани в одежде в местах облегания суставов человека-локти, колени, плечи.


- Сминаемость – это способность ткани во время сжатия и давления на неё образовывать складки и замины; зависит от упругости волокон.

- Драпируемость – способность ткани в подвешенном состоянии образовывать мягкие округлые складки. Ткани проявляют эти свойства при воздействии внешних сил.

- Что можно назвать внешними силами? (Внешние силы это человек, ветер, солнце, вода и т.д.)


Гигиенические (физические) свойства тканей

-Как вы думаете, по какому признаку объединили эти свойства? (направлены на сохранение здоровья человека)

- Гигроскопичность – это свойство ткани впитывать влагу и отдавать её в окружающую среду. Нательная одежда должна хорошо впитывать пот. А верхняя одежда должна защищать тело от промокания при дожде, снеге.

- Воздухопроницаемость – это способность ткани пропускать воздух. Все натуральные ткани способны «дышать». Например, зимняя одежда должна

защищать от холодного воздуха, а летняя - должна хорошо пропускать воздух, чтобы не было жарко.

- Теплозащитность – способность ткани сохранять тепло человеческого тела. Натуральные ткани отдают нам свое тепло и энергию. Чем больше теплозащитность

ткани, тем теплее одежда.

Технологические свойства тканей – свойства, проявляющиеся в процессе изготовления изделия, начиная от раскроя и заканчивая ВТО.

- Осыпаемость нитей заключается в том, что они не удерживаются в ткани по открытым срезам материала, выскальзывают и осыпаются, образуя бахрому.

Большая осыпаемость нитей затрудняет обработку изделия ,срезы деталей кроя необходимо сразу же обмётывать.

- Усадка

Знакомо ли вам это слово, где вы его слышали?

– это уменьшение размеров ткани при замачивании, стирке или влажно – тепловой обработке.

• И так вы узнали, какими свойствами обладают ткани.

• Но проявляют эти свойства ткани в различной степени.



-Сейчас вам предстоит изучить, как проявляют эти свойства х/б и льняные ткани.

-Для этого вы будете работать в группах. Чтобы работа была успешной нужно соблюдать правила:

1.Выбрать организатора группы.

4. Все члены группы равны.

5. Все должны проявлять активность в работе.

6. Нести ответственность за результат работы.


- После проверки работы вам необходимо заполнить оценочный лист.

Ф.И.


Самооценка


Оценка группы

Оценка учителя


Итоговая







-Для выполнения самостоятельной работы у вас на парте есть все необходимые материалы, инструменты, инструкционные карты.


- Руководствуясь инструкционными картами, проведите работу и запишите результаты в таблицу: « Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей»


Свойства


Хлопчатобумажная ткань

Льняная ткань


Механические:

- прочность

-сминаемость



- драпируемость





Гигиенические:

- гигроскопичность



- теплозащитность



- воздухопроницаемость




Технологические:

- осыпаемость нитей



- усадка






-Так же не забывайте соблюдать правила техники безопасности.


- Для того чтобы проверить Усадку, я проведу опыт сама

- Беру лоскутки тканей размером 10х10 см, пропитываю образцы водой, отжимаю, высушиваю с помощью утюга.

- Сравниваю размеры образцов, накладывая их на квадрат из бумаги (10х10 см).

- Делаем вывод: усадка значительная.

Воздухопроницаемость мы на уроке проверить не сможем, для этого нужно специальное оборудование, поэтому запишем готовые результаты.

Теплозащитность вы можете определить исходя из своего опыта.


VI.

Обобщение и систематизация знаний

(4 мин)


Цель: Проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала (таблица).



Итак, работу вы закончили. Проверим ваши результаты.




VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)

Цель:

- зафиксировать новое содержание урока,

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.


«ДЕРЕВО УДОВЛЕТВОРЁННОСТИ»

По окончании урока дети прикрепляют листья, цветы, плоды на дереве:

Плоды – урок прошёл полезно, познавательно;

Цветок – урок прошёл неплохо;

Листок зелёный- уроком не совсем удовлетворён

Жёлтый- урок не понравился, было скучно.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Текстильные материалы и их свойства

Автор: Островская Людмила Михайловна

Дата: 19.10.2018

Номер свидетельства: 481228

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Текстильные материалы и их свойства "
    ["seo_title"] => string(39) "tiekstil-nyie-matierialy-i-ikh-svoistva"
    ["file_id"] => string(6) "147204"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419345050"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "План- конспект урока "Виды и свойства текстильных материалов  из химических волокон"."
    ["seo_title"] => string(88) "plan-konspiekt-uroka-vidy-i-svoistva-tiekstil-nykh-matierialov-iz-khimichieskikh-volokon"
    ["file_id"] => string(6) "259668"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448808048"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Текстильные материалы из химических волокон и их свойства."
    ["seo_title"] => string(60) "tekstilnye_materialy_iz_khimicheskikh_volokon_i_ikh_svoistva"
    ["file_id"] => string(6) "533398"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1577182927"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Текстильные материалы натурального происхождения и их свойства."
    ["seo_title"] => string(64) "tekstilnye_materialy_naturalnogo_proiskhozhdeniia_i_ikh_svoistva"
    ["file_id"] => string(6) "620578"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1671176480"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Конспект 1 урока "Текстильные материалы и синтепон. Игрушка - Ванечка" Технология 4 класс "
    ["seo_title"] => string(97) "konspiekt-1-uroka-tiekstil-nyie-matierialy-i-sintiepon-ighrushka-vaniechka-tiekhnologhiia-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "149600"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420255557"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства